Конспект урока русского языка «Что такое текст?» (1 класс)
Русский язык. 1 класс. Школа России.
Тема: Что такое текст?
Цель: Создать условия для формирования понятия «текст».
Планируемые результаты:
Личностные: Формирование внутренней позиции школьника; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: Развитие умения принимать и сохранят учебную задачу; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные УУД: Формирование умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок); понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков.
Коммуникативные УУД: Совершенствование умения работать в группах; принимать участие в диалоге; признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение.
Предметные: Учащиеся научатся распознавать текст по его характерным признакам; выбирать заголовок для текста из ряда заголовков и самостоятельно озаглавливать текст; выделять предложения из текста; оформлять предложения на письме.
1.Мотивационный этап.
Покажите любым знаком каково ваше настроение, а я постараюсь понять.
Настроение у нас позитивное, рабочее. Мы друг друга отлично поняли. Надеюсь, что к концу урока наш настрой не изменится. Начинаем урок русского языка.
2. Актуализация знаний, выявление затруднения.
На минутке чистописания будем писать букву, которая в алфавите стоит между буквами С и У.
Запишите число и пропишите букву Т строчную и заглавную.
Что вы можете рассказать об этой букве?
Ребята, вам нравится работать на платформе Учи.ру?
Выполним некоторые задания от Учи.ру.
Что такое слово? Может быть это просто набор букв?
Что такое предложение?
Осталось одно понятие – текст. Что такое текст? На этот вопрос мы сегодня должны с вами найти ответ.
3. Разработка плана по выходу из создавшегося затруднения.
Чтобы узнать, что такое текст, мы проведём исследование, по результатам которого нам надо будет продолжить следующие фразы:
Текст состоит из …
Предложения в тексте связаны …
4. Реализация плана.
Приступим? Поможет нам Учи.ру.
Это текст. Прочитайте текст и попробуйте продолжить первую фразу (Текст состоит из…). Работать можете самостоятельно или в парах.
Проверка. Фиксирую высказанные ответы на доске.
Сколько предложений в этом тексте? Как предложения отделяются друг от друга в письменной речи? А в устной?
Продолжаем исследование. Попытайтесь продолжить вторую фразу (Предложения в тексте связаны…).
Проверка. Фиксирую высказанные ответы на доске.
Что же такое текст?
Это наши предположения. Как проверить правы ли мы?
Откройте учебник на с.10. прочитайте правило.
Наши предположения о том, что такое текст верны?
Что нового о тексте вы узнали из правила?
Помещаю на доску карточку «Можно озаглавить».
Попробуем озаглавить текст с Учи.ру. В названии должна быть тема – о чём говорится или основная мысль – что хотел сказать автор.
Что же такое текст? Сейчас я буду называть некоторые утверждения о тексте. Если они верные, вы будете вставать, если ложные – сидеть.
В тексте всего одно предложение.
В тексте несколько предложений.
Текст можно озаглавить.
Предложения, из которых состоит текст, связаны по смыслу.
5. Первичное закрепление нового знания.
Упр. 1.
В парах обсудите текст ли это? Докажите свою точку зрения. Можете пользоваться опорой на доске.
Проверяем.
Упр. 1, задание 2.
Выберите подходящий заголовок для текста.
Рассмотрите иллюстрацию на с. 10. Каким предложением из текста можно подписать этот рисунок?
Спишите предложение.
Взаимопроверка в парах.
Зарядка пальчикам стоя (На двери висит замок. Кто его открыть бы мог? Покрутили, повернули, потянули и открыли).
6. Включение в систему знаний.
На столах у вас лежат карточки. Прочтите что та них написано.
Это слова?
В группах составьте из этих слов предложение. Форму слова можно менять.
Запишите схему составленного предложения в тетрадь.
Проверять будем с помощью «живой модели» (Группа выходит к доске, озвучивают по одному слову из предложения. Первый поднимает вверх руку – пишем с заглавной буквы, последний выставляет вперёд ногу с притопыванием – в конце предложения точка).
Проверяем. Предложения помещаю на доску.
Можно ли из этих предложений составить текст?
Составляем.
Докажите, что получился текст, можете воспользоваться подсказками на доске или правилом в учебнике.
Озаглавим его.
На столе у вас есть ещё карточки. Выполните по ним задание. Работать будете в паре.
Прочитай. Это текст?
Сова.
На старом пне сидела сова. С ёлки упала шишка. Сова испугалась и улетела в чащу леса.
Прочитай. Это текст?
Белки.
У старой сосны играли весёлые белки. Они были рады тёплому солнышку и лету. Мы изучаем текст. Зверюшки целый день резвились на солнышке.
Проверка.
7. Рефлексия.
Продолжите фразы.
Я сегодня узнал …
Мне было трудно …
Я молодец, потому что …
Я хочу поблагодарить …
Прочитай. Это текст? Сова. На старом пне сидела сова. С ёлки упала шишка. Сова испугалась и улетела в чащу леса. |
Прочитай. Это текст? Белки. У старой сосны играли весёлые белки. Они были рады тёплому солнышку и лету. Мы изучаем текст. Зверюшки целый день резвились на солнышке. |
мы | резвый |
сами | Орлик |
делать | Маша |
игрушки | сделала |
вот | Булька |
конь | собака |
Текст |
Состоит из … |
предложений. |
Предложения связаны… |
по смыслу. |
Можно озаглавить |
Пролубщикова Наталья Владимировна
Колунова Ольга Петровна