12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Журова Ольга Васильевна43

Тема. Дикорастущие деревья

Цель: формирование у учащихся умения распознавать и описывать наиболее распространённые деревья, Беларуси.

Задачи:

формировать представления о дикорастущих растениях, их отличии от культурных;

расширить представления учащихся о дикорастущих деревьях Беларуси, их отличительных признаках, значение в природе и жизни человека;

продолжить формировать умения работать с научным текстом и иллюстрациями;

способствовать воспитанию экологически правильного поведения в природе.

Учебно-методическое обеспечение урока и оборудование: учебное пособие; рабочая тетрадь; книга для чтения; карточки для работы в парах и группах; картинки с изображением деревьев, их плодов и листьев.


Ход работы


1. Организационный этап


Каждый день – всегда, везде,

На уроках и в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.


Проверяем, всё ли у нас готово к уроку? Учебник, тетрадь, книга для чтения, карандаши, ручка. Всё в наличии, отлично.

Давайте с вами задумаемся, для чего мы изучаем предмет «Человек и мир»? В чём ценность наших знаний, которые мы получаем на уроке? (варианты ответов)

А что же потребуется от нас для плодотворной работы? (внимательность, желание получить новые знание, работать активно, самостоятельно, слушать ответы друзей)

Напоминаю вам, что на каждом этапе работы стараемся оценить свою работу, задать вопросы, которые вызвали затруднение.


А сейчас прослушайте загадку и отгадайте её.


Они бывают разные:

Полезные, опасные,

Красивые, пахучие,

С листьями, колючие.

Лекарства заменяют,

И лакомством бывают,

И чаем нас напоят,

И даже дом построят.

Земли они творения,

Зовём мы их… (Растения)


2. Этап проверки домашнего задания.

«Ромашка» вопросов


Верно вы ответили, помещаем это слово в серединку цветка. Вы догадались, то на каждом лепесточке будет новый вопрос, тема всех вопросов одна: «Растения»


Лепесток 1: Какие группы растений существуют? (отличительные по стеблю) (деревья, кустарники, травянистые растения).

Лепесток 2: Какие условия необходимы для роста и развития растений? (свет, вода, воздух, тепло и почва)

Лепесток 3: Растение – неживой организм. Согласны ли вы с моим утверждением? Кто согласен, остаётся сидеть на своём месте; тот, кто не согласен – встаёт. Докажите свою точку зрения (ответы детей, признаки живого организма: питается, дышит, растёт, размножается, умирает).


3. Актуализация знаний.

Какие вы молодцы! Всё запомнили и ответили!

А сегодня к нам в гости пришёл Лесовичок. Лесовичок – житель леса и его хранитель. Он пришёл к нам не с пустыми руками, а принёс целую корзину с интересными заданиями. Ну, а если будем затрудняться с ответом, Лесовичок всё растолкует.

Очень хочет Лесовичок услышать, какие деревья растут в его лесу? Давайте вспоминать (картинки поочерёдно вывешиваются на доску: ель, сосна, дуб, берёза, клён, осина, рябина, липа).

А кто посадил эти деревья в лесу? Кто за ними ухаживает? (Сами растут, размножаются, семена помогают переносить животные, птицы, ветер.) Верно, рост и развитие растений происходит без участия человека. Как вы думаете, как называются эти деревья? (дикорастущие)


4. Этап усвоения новых знаний.

Работа с учебником.

Проверим правильность своего мнения. Прочитаем информацию на странице 32 (читает хорошо читающий ученик).

Так какие растения называют дикорастущие?


Целеполагание: Ребята, давайте подумаем, что мы будем изучать сегодня на уроке? (растения, деревья)

Посмотрите на иллюстрации. Какие деревья мы будем изучать? (дикорастущие)

Да, на уроке мы поговорим о дикорастущих деревья, будем учиться их распознавать и описывать. А помогать в изучении нам будет хранитель леса.


А вот и первое задание от Лесовичка ЗАДАНИЕ №1

Игра «Верно/неверно». Если я называю культурные растения, то мальчики хлопают в ладоши; Если я называю дикорастущее растение, то хлопают девочки.

Сосна

Липа

Крыжовник

Клубника

Дуб

Клевер

Василёк

Картофель

Огурец

Осина

одуванчик

тыква


Молодцы! Справились с заданием!


А следующее задание «Будь внимательным!» ЗАДАНИЕ №2

Распределите на две группы названия деревьев.

Сосна, ель, груша, липа.

(Культурные и дикорастущие, хвойные и лиственные)

Работа с учебником (с.43) (жужжащее чтение). Сейчас вы самостоятельно прочитаете информацию о лиственных и хвойных деревьях. После прочтения нужно ответить на вопрос: Какие деревья не цветут? (хвойные)


Физкультминутка


Ветер по лесу летал, (руки над головой, покачивание со стороны в сторону)

Ветер листики считал: (вокруг себя, руки на поясе)

Вот дубовый, (рука правая вверх, наклон вправо)

Вот кленовый, (рука левая вверх, наклон влево)

Вот рябиновый резной, (руки на поясе, наклон вперёд)

Вот с берёзки – золотой, (руки вверх, подняться на носочки)

Вот последний лист с осинки (вытянутые руки перед грудью, наклон вперёд)

Ветер бросил на тропинку. (присели на корточки)


Работа с иллюстрацией (с.43)

Каких деревьев изображено больше: хвойных или лиственных?

Зелёные хвоинки можно назвать листьями? (Да, видоизменённые).

Работа с книгой для чтения. Подготовленное чтение ученика «Как узнать хвойные деревья?» с.50-52

Скажите, чем отличаются хвойные и лиственные деревья? (формой листочка)


А сейчас нам предлагает Лесовичок поработать в паре (правила работы в паре). Давайте вспомним правила работы: не шуметь, обсуждать ответы с товарищем, выслушивать мнение друга, если задание выполнено, показать готовность

Игра от Лесовичка «Узнай дерево по описанию» (работа в паре) ЗАДАНИЕ №3

Подобрать к иллюстрации описание и название дерева, подобрать гербарий (дуб, осина, сосна, липа, берёза).


1. Мощный ствол, толстые ветки, грубая коричнево-серая кора с большими трещинами, плоды – жёлуди.

2. стройный ствол, гладкая кора – внизу серая, вверху зеленоватая, листья округлые с длинными черешками, постоянно трепещут. (Дрожит, как лист)

3. Высокий ствол, кора внизу тёмно-коричневая, вверху красно-бурая и золотистая, листья-хвоинки острые, растут попарно.

4. Дерево высотой до 30 м. Ствол мощный, с толстыми крепкими ветвями. Листья сердцевидные, снизу сизые, сверху ярко-зелёные. Цветёт летом. Небольшие жёлтые цветки приятно пахнут. Плоды похожи на маленькую горошинку.

5. Это дерево является символом нашей земли. У этого дерева кора белого цвета, ствол стройный, ветви тонкие, листья небольшого размера с зубчатым краем и заострённые.

Вот какие все деревья разные, каждое интересно по-своему. Давайте подумаем, какое значение имеют деревья в природе? (поддержание чистоты воздуха, охрана почвы, растения кормят человека, одевают – лён, хлопок, лечат человека, дают много полезных вещей).

Работа с иллюстрацией учебника с. 45

Коллективное заполнение таблицы «Значение деревьев в жизни человека» на доске


Название

дерева

Что изготавливают из дерева, где используется

Значение в жизни человека

Осина



Ель



Берёза



Сосна



Липа



Дуб




Ребята находят по рисунку с.45, где используется древесина и что изготавливают из того или иного дерева. (На столе у ребят картинки с предметами, изготовленными из какого-то дерева. Ребятам нужно под картинкой подписать название дерева, пользуясь таблицей).


5. Этап закрепления новых знаний и способов действий. Этап контроля и самоконтроля

Работа с рабочей тетрадью. Задание №42

На основе полученных знаний вам нужно выполнить задание №42 в рабочей тетради, после выполнения проводится самооценка и взаимопроверка.

Игра «Ты мне, я тебе» по составленному кластеру.

Какие растения мы изучали?

Чем отличаются хвойные деревья и лиственные?

Какие деревья растут в белорусских лесах?

На доске составлен кластер


6. Подведение итогов. Самооценка. Рефлексия


Уважаемый Лесовичок нас покидает, порадовали мы его. Он убедился, что даже маленькие ребятишки уже знают значение деревьев, что просто необходимо оберегать леса! Но оставил он нам послания для самостоятельной работы дома. Вам необходимо по плану описать одно дерево. Всё записано в карточке.


ПЛАН

1. Характерные особенности листьев, ствола, цветков, плодов,

отличающих это дерево от других.

2. Использование человеком.


Приём «Зарядка»

С помощью определённых движений дать оценку своему участию в работе:

* поднять руки над головой – высокий уровень;

* поставить руки на пояс – средний уровень;

* присесть – низкий уровень.



КАРТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ


1. Задание «Будь внимательным

Распределите на две группы названия деревьев.

Сосна, ель, груша, липа.



2. Игра от Лесовичка «Узнай дерево по описанию» (работа в паре) Слова для справки: берёза, дуб, липа, осина, сосна.


1. Мощный ствол, толстые ветки, грубая коричнево-серая кора с большими трещинами, плоды – жёлуди.


2. стройный ствол, гладкая кора – внизу серая, вверху зеленоватая, листья округлые с длинными черешками, постоянно трепещут. (Дрожит, как лист)


3. Высокий ствол, кора внизу тёмно-коричневая, вверху красно-бурая и золотистая, листья-хвоинки острые, растут попарно.


4. Дерево высотой до 30 м. Ствол мощный, с толстыми крепкими ветвями. Листья сердцевидные, снизу сизые, сверху ярко-зелёные. Цветёт летом. Небольшие жёлтые цветки приятно пахнут. Плоды похожи на маленькую горошинку.


5. Это дерево является символом нашей земли. У этого дерева кора белого цвета, ствол стройный, ветви тонкие, листья небольшого размера с зубчатым краем и заострённые.



3. План для описания дерева

1) Характерные особенности листьев, ствола, цветков, плодов, отличающих это дерево от других.

2) Использование человеком.



t1641656323aa.gift1641656323ab.gifРАСТЕНИЯ

t1641656323ac.gif




t1641656323ad.gift1641656323ae.gifД_____________


К___________


Т____________



t1641656323af.gift1641656323ag.gift1641656323ah.gift1641656323ai.gif


t1641656323aj.gift1641656323ak.gifХ________


Л________




Е________


С________





Л________


О________


Б________


Д________


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Татьяна, 13.01.22 в 20:38 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересную разработку урока!
Журова Ольга Васильевна, 20.01.22 в 21:58 0Ответить Пожаловаться
спасибо за Ваш отзыв и обратную связь:)
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.