Конспект урока для 1 класса по теме: Е.Пермяка «Для чего руки нужны»; Эзоп «Собрался старик помирать»
Конспект урока по теме: Е.Пермяка «Для чего руки нужны»; Эзоп «Собрался старик помирать».
Цель: создание условий для ознакомления учащихся с рассказом Е. Пермяка и басней Эзопа.
Задачи:
познакомить с рассказом Е.Пермяка «Для чего руки нужны»
познакомить с басней Эзопа «Собрался старик помирать»
раскрыть смысл рассказа и важность трудовой детальности
познакомить с понятием басня
формировать умение определять басню как жанр литература
развивать навык чтения, любовь к литературе
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Индукция | Посмотрите, на схему. Литературные жанры Рассказ Басня Что мы называем рассказом? А что мы называем басней? Значит с данным литературным жанром мы познакомимся на уроке. | Смотрят на схему. Описание какого-то случая, события в жизни человека, героя произведения, написанного автором, мы называем рассказом. Не могут ответить на этот вопрос, приходят к выводу что с этим понятием они познакомятся на уроке. |
Составление и сбор вопросов по изученной теме. | Давайте с вами подумаем, на какие вопросы мы должны с вами ответить. Вот на эти вопросы в конце урока ответит каждая группа. | Что такое басня? Чем отличается басня от литературного жанра-рассказа? |
Слово мастера | Ребята, посмотрите на иллюстрацию, кто на ней изображён? - Что вы можете сказать о дедушке: какое у него выражение лица, что он делает? - А внук? - Как вы думаете, подходит ли этот рисунок к произведениям нашего раздела. Почему? Открывается записанный на доске вопрос: «Для чего руки нужны?» - Ребята, как вы думаете, кто из персонажей нашего рисунка мог задать такой вопрос? Объясните свой выбор. - Сейчас мы начнём читать рассказ Евгения Пермяка и проверим, верна ли ваша догадка. Прочитайте его про себя. - Что значит «трудовые руки»? - Трудовые и рабочие – это одно и то же? (на доске появляется запись: руки трудовые, рабочие) - «Белый свет» – это какой? - Ребята, автор ответил на вопрос «Для чего руки нужны?» - Тогда прочитайте его ответ. - Как вы понимаете это выражение? Почему рассказ назван “Для чего руки нужны”? | На иллюстрации изображены дедушка и внук. Дедушка старенький, мудрый, объясняет что-то своему внуку. - Ругает, наверное. Высказывают свое мнение. Обосновывают его. Читают про себя. - Это руки, которые трудятся, делают дело, работают. которыми вся жизнь, весь белый свет держится.» - Это весь мир значит. - Да! - Прямого ответа нет. Автор говорит, что трудовыми руками весь мир держится. - Значит, если работать не будешь, то и ничего не будет у тебя. - Это значит, что всё надо руками делать, без трудовых рук ничего бы у нас не было: ни дома, ни одежды, ни компьютера… И даже кушать нечего было бы. Так как это тема рассказа, раскрывает его смысл. |
Слово мастера | В очень давние времена жил один человек. Был он рабом. Звали его Эзоп. (На доску вывешивается карточка с именем.) Говорят, что был Эзоп очень некрасив: пузат и горбат, но окружавшие его люди не замечали этого, потому что раб этот был потрясающе умен. Эзоп придумывал небольшие произведения. Одно из них я прочитала, и оно мне так понравилось, что мне захотелось рассказать его вам. Послушайте, а потом поделитесь с нами, какие чувства вызвало это произведение? Чтение басни «Собрался старик помирать». -Отчего сад стал приносить больше урожай, чем прежде? -Почему сыновья перекопали всю землю в саду? -Найдите и прочитайте главную мысль в произведении. -Как вы понимаете? Главную мысль в басне называют мораль-это одна из отличительных особенностей. | Слушают мастера. Дети высказывают свое мнение об услышанном. Отвечают на вопросы: Его перекопали, уход. Искали клад. Эта история говорит о том, что труд-это настоящий клад для людей. Если человек будет трудиться, у него все получится. |
Работа с литературой | Сейчас вы поработаете с выставкой книг. Познакомитесь еще баснописцами. Прочитайте одну из басен про себя. -Что вы можете сказать, всегда ли басня написала текстом и похожа на рассказ? | Выбирают басни, читают. Басня еще может быть написана стихотворной формой. |
Создание модели | Объединитесь в группы. Подумайте, что же такое басня. Посовещайтесь и напишите определение. Затем составьте таблички, какие особенности характерны для басни, а какие для других жанров. | Объединяются в группы. Обсуждают свои идеи, приходят к одному выводу. Заполняют вместе таблички. |
Обмен описанием | Давайте с вами посмотрим ваши работы и сравним их. | Вывешивают работы. Проверяют. |
Уточнение описания модели | Сейчас мы с вами составим один общий плакат, которые нам поможет раскрыть значение басни. И так сначала дадим определение басни. Помогает более четко его сформулировать. (наклеивает на плакат) Какой второй вопрос мы ставили? Вывешивает табличку, которые учащиеся делали в группе. Как называется раздел, который изучаем? Почему эту басню, мы изучили в этом разделе? | Басня — краткий нравоучительный рассказ (часто в стихах) с определенной моралью, которая дана в начале или в финале. Чем отличается басня от литературного жанра-рассказа? Раздел называется: Что такое хорошо и что такое плохо. Учит нас, что надо трудится. Высказывают свою точку зрения. |
Корректировка модели | Басня учит, как себя нельзя вести, сейчас вам нужно выбрать ситуацию на картинках, которые могут лечь в основу басенного сюжета. И мы закончим наш плакат, наклеив эти картинки. | Слушают задание мастера. Наклеивают картинки, объясняют свой выбор. |
Рефлексия | Ответьте на вопросы, свой ответ оцените по пятибалльной шкале. Мне понравилось сегодняшнее занятие. Мне понравилось работать в группе. Я узнал много нового. Я хорошо понял тему сегодняшнего урока. Я не испытывал затруднений во время выполнения задания. | Отвечают на вопросы. |
Особенности | Басня | Рассказ |
Вымышленные события | | |
Поучительный совет, вывод (мораль) | | |
События близки к реальным | | |
Нравоучительный характер | | |
Герои обычно животные | | |
Может иметь стихотворную форму | | |