Урок «Знакомство с учебником "Русский язык". Для чего нужна речь?» (1 класс)
Фомичева Екатерина Викторовна
Учитель начальных классов
Урок 1. Знакомство с учебником «Русский язык». Для чего нужна речь?
Цель: познакомить с новым учебником и правилами работы, по нему.
Личностные: ориентируются на понимание причин успеха в учебе и нравственном содержании поступков, проявляют интерес к новому учебному материалу.
Метапредметные универсальные учебные действия:
познавательные: осуществляют поиск нужной информации в учебнике, находят в тексте ответ на поставленный вопрос;
коммуникативные: принимают участие в работе парами, допускают существование различных точек зрения;
регулятивные: адекватно воспринимают оценки учителя, товарищей, вносят необходимые коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.
Технология: проблемного обучения; информационно-коммуникативная; здоровьесберегающая.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Ход урока
Организационный момент
С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.
-Ребята, а теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.
2. Работа по теме урока. Знакомство с учебником.
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на свои парты. Перед вами лежит новый учебник, учебник русского языка. Давайте с вами посмотрим, кто является автором данного учебника. Откройте страничку 3. Давайте прочитаем тект-обращение авторов к первоклассникам.
- Составьте в паре вопросы по данному тексту.
- Ребята, на новый учебник включает в себя систему условных обозначений, давайте посмотрим, что обозначает каждый знак. (с.4)
- Ребята, как вы думаете, зачем нам с вами нужно изучать русский язык?
- Название нашего нового учебника состоит из двух слов. Что означает слово «русский», слово «язык»?
– Вспомните, какие значения имеет слово «язык»? (Язык как орган речи, как наука, как часть колокола, обуви. Язык нужен для общения). Давайте сделаем вывод, слово «язык» будет многозначным или однозначным?
3. Актуализация знаний
- Посмотрите внимательно на экран, вы видите кроссворд.
Чтобы его разгадать нам надо найти ответы на загадки.
1. В белом поле по дороге
Мчится конь мой одноногий.
И на много-много лет
Оставляет он свой след.
(Ручка.)
2. Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.
(Мел.)
3. Новый дом несу в руке,
Дверцы дома — на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
(Учебники.)
4. Без крыльев, а летит, без языка, а говорит. (Письмо.)
- Итак, у нас получилось ключевое слово: речь.
-А теперь подумаем, что же такое речь? Для чего она нужна? (Речь — это способность говорить. Речь имеет разные виды: слушание, говорение, речь про себя (внутренняя речь), чтение и письмо).
- Давайте сделаем вывод, о чем же мы сегодня будем говорить?
– На уроках русского языка все записи мы будем выполнять в тетрадях. Надо постараться, чтобы они были грамотными, аккуратными, легко читаемыми. Ведь тетрадь – это лицо ученика.
Давайте подготовим наши пальчики к письму и выполним пальчиковую гимнастику.
Физкультминутка
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папа,
Этот пальчик мама,
Этот пальчик я
Вот и вся моя семья!
- Теперь мы вспомним правила, посадки во время письма.
– На верхней строчке запишем число, а на второй - записавается, где выполняется работа.
Чистописание.
– На каждом уроке русского языка мы будем работать над каллиграфией – правильным и красивым написанием букв. А для чего нужно уметь красиво писать?
1) Запись элементов буквы «а», запись строчной и заглавной буквы.
5. Работа по теме урока
- Ребята, скажите, пожалуйста, что отличает человека от других живых существ?
Давайте с вами прочитаем текст в упр. 1 и ответим на вопросы.
- Мы с вами уже знаем, что такое речь, виды речи.
Речь, которую мы встречаем при говорении и слушании, называют устной речью.
Речь, которую мы встречаем при чтении и письме, называют письменной.
- Перед вами лежат карточки со словами. Ваша задача, работая в паре, разделить их на две группы: письменная и устная речь. (говорение, слушание, чтение, письмо)
- А сейчас мы поиграем в игру «Да – нет». Я буду называть слова, и если вы слышали их, понимаете их значение, то будете поднимать две руки вверх, а если не слышали, то скрещивать руки над головой.
Предложение, звук, корень, сказуемое, буква, предлоги, слоги, склонение, спряжение, алфавит, суффикс, подлежащее, глагол.
– Молодцы! Вы уже много вы знаете, но ещё больше вам предстоит узнать.
– Давайте подумаем, на каких уроках нам предстоит изучить эти и другие понятия? Догадались?
- Итак, давайте сделаем вывод, зачем же нам надо изучать русский язык?
На уроках русского языка мы учимся понимать красоту и силу русского слова.
- Изучать русский язык нелегко, но очень интересно. На уроках русского языка мы будем учиться говорить и писать правильно, без ошибок, а также узнавать, как устроен язык, на котором мы говорим и пишем.
6. Итог урока
– Что нового узнали?
– Какие знания повторили?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
- Дополните предложения:
Человек владеет …(речью).
Речь нужна для того, чтобы …(общаться с другими людьми).
Она состоит из … (предложений).
Речь бывает … (устная и письменная).
–Молодцы! Спасибо за урок!
7. Рефлексия
- Ребята, возьмите листочки, которые лежат у вас на парте. Сейчас я буду называть ситуации, а вы ставите букву П, если это пример письменной речи, букву У, если это пример устной речи.
— Слушаем ответ ученика.
— Мама читает сказку малышу.
- Пишем диктант.
— Поем песню.
Поменяйтесь, пожалуйста, листочком с соседом и проверьте правильность выполнения работы.
(Проверка. На доске запись: У, П, П, У.)