Урок технологии в 1 классе на тему «Мир тканей. Для чего нужны ткани?»

4
1
Материал опубликован 18 March 2019 в группе

ГОУ ЛНР «Пролетарская школа им. О. Кошевого»

ТЕХНОЛОГИЯ

1 класс

Тема урока «Мир тканей. Для чего нужны ткани?»

Подготовила:

учитель начальных классов

ГОУ ЛНР «Пролетарская школа

им. О. Кошевого»

Корнеева Анна Викторовна

Технология 1 класс

Тема урока «Мир тканей. Для чего нужны ткани?»

Цель: учить детей определять свойства тканей, закрепить знания детей о происхождении тканей, показать зависимость видов тканей и видов одежды; познакомить детей с разными видами тканей, обратить внимание на отдельные её свойства, с назначением вещей; развивать мелкую моторику, художественный вкус, творческое воображение; воспитывать бережное отношение к одежде, интерес к старинным и современным предметам рукотворного мира.

Ход урока.

Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!

Актуализация опорных знаний.

Что необходимо человеку для комфортной жизнедеятельности?

Без чего не может обойтись человек нашего общества?

От чего зависит выбранная нами одежда?

Делаем выводы: что нам необходимо, какие знания требуются для того, чтобы красиво и гармонично одеваться?

Чтобы сшить любое изделие, необходимо правильно выбрать ткань, узнать её свойства. Поэтому прежде, чем приступить к изготовлению швейного изделия, необходимо изучить основы материаловедения.

Мотивация учебной деятельности.

- Посмотрите, какой необычный сундучок я вам принесла.

- Что мы обнаружили в сундучке? (нитки, клубки)

- Как все эти материалы могут нам пригодится? (ответы детей)

Сегодня мы узнаем, как из нитей получают ткань, в какие куклы играли ваши прабабушки.

Сообщение темы и цели урока.

Восприятие и осознание нового материала.

История возникновения тканей.

История возникновения ткани прослеживается с самого начала развития человечества. Ещё в каменном веке (около 9 веков до нашей эры) первобытные люди, спасаясь от холода и мороза, мастерили себе одежду из шкуры убитого животного. Первобытные люди так же, сплетая волокна конопли, осоки, крапивы, льна, начали создавать тканое полотно. На мысль о том, что таким образом можно сплести тканое полотно для ношения на теле, первобытных мастеров натолкнул опыт плетения сетей для ловли рыбы и корзин для продуктов. Да, такая ткань, конечно же, спасала древних людей от холодов, но была очень грубой, имела не однородный состав, не имела необходимой плотности. Но, с годами мастера по производству ткани усовершенствовались, применяли различные методики, пробовали новые технологии. По мере развития цивилизации, развивается и производство, повышая качество и виды. Более качественные и сложные типы ткачи изготавливали уже на первых ткацких станках, которые изначально появились в азиатских странах, откуда и был дан старт всему миру. Около 5 веков до нашей эры появляется первое ткацкое устройство, которое состоит из большой деревянной рамы, на которую закрепляли нити и плели ткань. В закрепленные на раме нити ткач при помощи челнока вплетал поперечные нитки. Работа по созданию тканого полотна была очень трудоемкой и занимала большое количество времени, но, полотно получалось довольно плотным и толстым. Такая ткань среди людей пользовалась большим спросом. Со временем ткацкие станки стали появляться практически в каждом доме. На них изготавливали постельное белье, полотенца и одежду.

Хлопчатник – это одно из древнейших культурных растений. Его выращивали в Индии и Китае ещё за 2500 лет до н.э..

В наше время он возделывается на полях более 50 стран, а также в Средней Азии, Казахстане, и Закавказье.

В диком состоянии хлопчатник встречается в тропических странах. Это многолетний кустарник семейства мальвовых. В умеренных широтах он возделывается как однолетнее растение. Высота куста 1 – 1,5 м, цветки крупные, жёлтые, к вечеру становятся лиловыми, расцветают они утром и опадают в конце того же дня. Плод хлопчатника – коробочка, наполненная семенами, которые покрыты волосками (волокнами). Ради этих волокон и возделывается хлопчатник.

Волокна хлопчатника обычно белые, но встречаются растения с волокнами бурого, зеленоватого и кремового цвета. Длина волокна от 25 до 38 мм, а у некоторых до 50мм. Чем длиннее и тоньше волокно, тем оно ценнее.

Наши учёные – селекционеры вывели много сортов тонковолокнистого хлопчатника с превосходными технологическими качествами. Собирают волокно вместе с семенами хлопкоуборочными машинами или вручную. Это хлопок – сырец. Из 100кг хлопка – сырца получают 28 – 42кг чистого волокна. Из волокон изготавливают разнообразные ткани для бытовых и технических целей.

У других прядильных растений волокна находятся в стеблях (лён, конопля, кенаф) и в листьях (агава, прядильный банан, новозеландский лён). Эти растения называют лубяными культурами.

Физкультминутка. Гимнастика для глаз и рук

Раз — подняться, потянуться

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуть, разогнуться,

Три — в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место ти…


 

Лён – очень важное прядильное растение. Волокно дикорастущего льна использовал ещё первобытный человек. В Вавилонии, Ассирии, Египте, Абиссинии лён возделывали за несколько тысяч лет до н.э.. Льняные ткани были найдены на мумиях египетских фараонов и жрецов. На гробницах фараонов изображены уборка, мочка льна, выделение волокна из стеблей и другие работы. Лён известен и древним славянам.

Выращивают лён - в Вологодской, Калининской, Ярославской, Смоленской, Кировской, Новгородской, Псковской и др. областях России, Белоруссии. Псковский лён многие столетия пользуется заслуженной мировой славой. Сеют лён и за рубежом: В Польше, Голландии, Франции, Англии и др. странах.

Лён – долгунец – однолетнее травянистое растение из семейства льновых. Стебель его прямой, тонкий, не ветвящийся, высотой 60-150мм. Цветки – голубые, но есть растения льна с венчиком другой окраски. Плод – округлая коробочка.

Лён выдёргивают с корнем льнотеребилками или вручную. Применяются и льноуборочные машины, которые одновременно теребят лён, очёсывают коробочки с семенами и вяжут льняную солому в снопы. Льносолому (стебли льна) после очёсывания коробочки мочат, просушивают, мнут на льнотрепальных машинах и прочёсывают, чтобы выделить чистое волокно. Длина волокна льна в среднем 20 – 30мм (отд. Достигают 120мм).

Виды тканей.


Виды тканей: ткань атлас, альпака, бархат, батист, бифлекс, букле, вельвет, велюр и вискоза.

Виды тканей: ткани габардин, гипюр (кружево), гобелен, деворе, джерси, драп, жаккардовая ткань, жоржет, замша.

Виды тканей: ткани кашемир, крэш, лайкра, лаке, лен, органза, парча (брокат), пике, плюш. 

Физкультминутка. Гимнастика для глаз и рук

Поднимайте плечики.

Прыгайте, кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок.

Стоп! Сели.

Травку покушали,

Тишину послушали

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко.

Практическая часть. Изготовить куклу из ниток

Работа с учебником. (Учебник, страница 21)

1.Что я буду делать? (Рассмотрю образец)

2.Какие инструменты и материалы понадобятся мне?( Повторить правила работы с ножницами, учебник страница 33)

3.Как я буду выполнять работу? Какими способами?

4.Что сделаю сначала, что потом ?(Составлю план работы или ознакомлюсь с готовым)

Ознакомление с планом работы на страницах 72-73 учебника.

Просмотр видеоролика "Кукла из ниток"

Самостоятельная работа учащихся

Учитель оказывает индивидуальную помощь.

- Подумай, как из юбки куклы сделать брюки?

Выставка работ.

Рефлексия

Итог урока.

Что мы выполняли сегодня на уроке?

Из чего мы делали куклу-оберег?

Где ещё можно применить нитки?

Сегодня на уроке мы выполнили изделие «кукла-оберег». Это вещь, в которой по поверью заключена спасительная волшебная сила.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо большущее! Часто мне звонят часиков в десять знакомы дамы и просят лоскутков-ребенок только что сообщил, что к завтрашнему дню надо в школу. Каких лоскутков? Тайна. Режу все подряд. Теперь буду на Вашу работу ориентироваться. В избранное.

19 March 2019