Технологическая карта урока
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и практическая работа)
Класс: 5
Тема урока: Сервировка стола. Правила этикета
Цель урока:
Обучающие: ознакомить учащихся справилами сервировки стола и правилами поведения за столом.
Развивающие: способствовать развитию у учащихся потребности в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности; сформировать навыки по сервировке стола.
Воспитывающие: создать условия для воспитания мотивации обучения; воспитывать аккуратность, опрятность, эстетический вкус.
Планируемые результаты
Предметные: Понимание и определение понятия «завтрак», «сервировка стола». Участвовать в творческой деятельности при сервировке стола к завтраку.
Метапредметные:
регулятивные УУД – научиться определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
коммуникативные УУД - научиться оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
познавательные УУД - научиться ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные - воспитывать ответственность за результаты своей деятельности, уметь проверять свои действия.
Методические приемы, технологии с учетом формирования и развития функциональной грамотности: "Чтение с пометками"
Форма проведения: фронтальная, групповая, индивидуальная
Оборудование: скатерти, салфетки полотняные, салфетки бумажные, столовая посуда и столовые приборы, элементы декора, карточки.
Дидактические средства: Экран, проектор, компьютер с презентацией.
https://learningapps.org/view11684455
Конспект урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1 | Организационный этап | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Деление на 2 группы. | Учащиеся приветсвуют учителя, настраиваются на урок. Делятся на 2 группы. | Личностные: развитие мотивов учебной деятельности |
2 | Актуализация. Постановка проблемы. | - Прежде чем объявить тему сегодняшнего урока послушайте, пожалуйста, небольшой рассказ. - В канун Нового года, девочке Маше пришлось остаться дома одной, т.к. ее родители отправились на вокзал встречать родственников. Они обещали вернуться скоро, но задерживались. И Маша решила сделать маме сюрприз – накрыть стол к приходу гостей. Она приготовила всю необходимую посуду и скатерть с салфетками. И принялась накрывать стол. Время было позднее. А Маша все растерянно ходила вокруг стола, переставляя посуду с места на место, не зная, что куда поставить. Вдруг распахнулась дверь, и на пороге появились родители с родственниками. Выявление точек зрения детей - Как вы считаете, почему девочка не сумела накрыть на стол? - А в какое время суток встречали гостей? Что обычно вечером мы делаем? - Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня с вами на уроке, чтобы не попасть в подобную ситуацию. | Слушают рассказ.
Отвечают на вопросы. - Потому что не знала правила сервировки стола.
- Вечером. Ужинаем.
- Будем учиться сервировать стол к ужину. |
|
3 | Постановка темы и цели урока | - Исходя из всего вышесказанного, сформулируйте тему урока. - Тема сегодняшнего урока «Сервировка стола к завтраку». Определение целей урока. | Формируют тему и цель урока. Записывают тему урока
| Регулятивные - научатся определять цель и задачи урока |
4 | Изучение нового материала. | Как вы думаете, что такое сервировка стола? - У каждой группы есть электронные планшеты. Предлагаю выполнить задание на платформе LearningApps. Прочитайте задание. Попробуйте в группах составить определение сервировки. - Молодцы! Запишите определение в тетрадь. Сервировка стола – это подготовка и оформление стола для приема пищи. Столовая посуда, столовые приборы – неотъемлемая часть сервировки. Красиво убранный стол вызывает приятное чувство, повышает аппетит и, вообще создает приятную обстановку. Сервировать стол надо не только в праздничные дни, но и ежедневно. Это поможет нам поддерживать в себе определенные привычки, вырабатывает семейные традиции, правила поведения за столом, приучает к аккуратности. - А зачем людям знать о сервировке стола и всем ли это нужно? Как вы думаете?
- А какие предметы мы для этого используем? - Правильно, для этого используются самые простые столовые приборы и кухонная посуда. Работа по карточкам. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №1(Приложение 1) «Предметы сервировки стола» – найдите те предметы, которые являются частью сервировки стола. - А теперь посмотрим, что у нас получилось (Презентация). - У кого также? Может, что-то забыла? Кто увидел? Умницы! Теперь посмотрим на правильное расположение основных наборов посуды и столовых приборов. Показ слайдов. Скатерть - сервировка стола начинается с расстилания на стол скатерти. Скатерть должна быть идеально выглажена. Форма скатертизависит от формы стола. Она может быть прямоугольной, овальной, круглой или квадратной. Скатерти бывают из хлопка, льна, современных синтетических материалов. Она может быть как для повседневного использования, так и для торжественного. Тарелки - теперь нужно расставить тарелки. Схема очень простая. По самому центру должна стоять в качестве подставы большая плоская декоративная тарелка (сервировочная тарелка), она не должна находиться слишком близко к краю. На нее ставится тарелочка для закуски. Если в меню есть жидкие блюда, то глубокая емкость так же ставится на декоративную тарелку. Тарелка для хлеба ставится слева от декоративной тарелки.Креманка(вазочка на ножке) подают в таких чашах мороженое, десерты, соусы, подливы к гарниру, салаты, варенье, желе, многие другие продукты. Столовые приборы– столовый нож, столовая ложка, столовая вилка и чайная ложка. Приборы должны быть размещены по бокам от тарелок, слева от основной тарелки должны быть вилки, справа кладут ножи, их лезвия должны быть направлены ктарелки, затем кладут суповую ложку и чайную ложку. Бокалы - справа за тарелками мы ставим бокалы под сок, воду.А для сервировки стола, кроме этих предметов, еще необходимы: Салфетки– неотъемлемая часть любого стола, особенно когда они красиво оформлены. Без салфетки невозможно соблюсти чистоту и опрятность за столом. Для сервировки стола используют два вида салфеток – тканевые и бумажные. И конечно, украшения на стол. | Предположительные ответы учащихся. Работа в программе LearningApps.
-
Люди часто ходят в гости, кафе, они должны знать, как пользоваться приборами.
Предположительные ответы детей: - тарелки, ножи, вилки, ложки, стаканы, чашки с блюдцем, салфетки, скатерти.
Работают с заданием, обводя в кружочек те предметы, которые используются для сервировки стола.
Слушают учителя | Познавательные: - извлекают необходимую информацию из беседы с учителем; Коммуникативные: научатся вступать в речевое общение; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; слушать друг друга
|
5 | Практическая работа | Практическая работа по группам(Приложение 2). 1 группе - накрыть стол к завтраку на одну персону. 2 группе – накрыть праздничный стол на одну персону. Изучите предложенную карточку меню. Подготовьте столовую посуду и приборы для сервировки стола. Выполните сервировку стола к завтраку по предложенной карточке меню. Презентовать свой стол. | Получают карточки с заданием. Каждая группа сервирует свой стол. Презентуют свои столы, отмечают и исправляют ошибки. | Регулятивные: планирование последовательности действий) нахождение отличий своего результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план. Коммуникативные: научатся вступать в речевое общение; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; слушать друг друга
|
6 | Работа с текстом | -Молодцы девочки! -С сервировкой стола вы справились. Но что еще нужно знать? -Хорошая хозяйка должна уметь не только сервировать стол, но и знать? -Правильно, правила этикета за столом. А вы знаете, что означает слово «этикет»? Слово «этикет» - французское, толкуется оно как «установленный порядок поведения где-либо». Но не случайно оно стоит рядом со словами «этика» и (не удивляйтесь!) «этикетка». Потому что этика занимается нормами поведения, а этикетками изначально назывались специальные карточки, на которых фиксировались основные правила. От того, как мы себя ведем, во многом зависит и наш успех, и отношение окружающих к нам. -А теперь я раздам вам памятки (Приложение 3), где перечислены правила этикета, нужно прочитать текс с этими пометками (выделяя в тексте): v Знакомая информация + Новая информация -- Я думал (думала) иначе ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше. | Предположительные ответы детей. Работают с текстом. | Регулятивные: планирование последовательности действий) нахождение отличий своего результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план.
|
7 | Рефлексия
| Давайте с вами поразмышляем, что у вас получилось, что не получилось? О чем мы сегодня узнали на уроке? Пригодится ли вам это в жизни? Для чего нужно знать правила этикета? Спасибо всем за сегодняшний урок! Надеюсь, что знания, полученные на уроке, пригодятся, и вы будете пользоваться ими на протяжении всей жизни. | Отвечают на вопросы. | Коммуникативные: научатся вступать в речевое общение; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; слушать друг друга
|
8 | Домашнее задание | Сервировка стола к обеду. Сделать фото | Обучающиеся записывают домашнее задание. |
|
Приложение 1
Приложение 2
ЗАДАНИЕ №2
«СЕРВИРОВКИ СТОЛА»
1 команда – сервировка стола к завтраку на одну персону.
Изучите предложенную карточку меню.
Подготовьте столовую посуду и приборы для сервировки стола.
Выполните сервировку стола к завтраку по предложенной карточке меню.
Завтрак
1. Каша овсяная из геркулеса. Жидкая, молочная с сахаром и маслом
2. хлеб пшеничный с маслом и повидлом
3. Чай черный
ЗАДАНИЕ №2
«СЕРВИРОВКИ СТОЛА»
2 команда – сервировка праздничного стола на одну персону.
Изучите предложенную карточку меню.
Подготовьте столовую посуду и приборы для сервировки стола.
Выполните сервировку праздничного стола по предложенной карточке меню.
Праздничный ужин
1.Порционныймикс-салат с креветками и авокадо
3. Куриное филе, фаршированное грибами на новогодний стол
4. Пшеничный хлеб
5. Напитки (сок, вода)
Приложение 3
Задание № 3.
Прочитать текс с пометками (выделяя в тексте)
v Знакомая информация
+ Новая информация
-- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.
Памятка
За стол следует садиться в опрятном виде, вымыв руки.
На стуле сидеть надо прямо, не горбиться, не наклоняться низко к тарелке, не класть локти на стол, на столе могут находиться только кисти рук.
Салфетку берут с тарелки тогда, когда подают блюдо. О верхний край салфетки вытирают пальцы и промокают губы. Салфетку кладут на колени, а по окончании еды – на стол слева от тарелки.
Во время еды ложку держат в правой руке, черпают от себя, ко рту подносят слегка наискось.
Нож держат в правой руке, вилку – в левой. Если едят одной вилкой, ее держат в правой руке. С ножом едят блюда, которые нужно резать из-за твердой консистенции. Горячее мясо отрезают понемногу, холодное нарезают на небольшие кусочки сразу всю порцию.
Хлеб, булочки, фрукты, пироги берут руками.
Если нож или вилка упали на пол, их не поднимают, а просят подать новые.
Окончив есть, приборы кладут крест-накрест.
Прервав еду, приборы кладут параллельно друг другу.
Есть надо спокойно, не торопясь, бесшумно и обязательно с закрытым ртом.
Не принято тянуться через чужую тарелку, нужно попросить передать то, что сам достать на столе не можешь.
Масло, икру, паштет сначала кладут к себе на тарелку, а уже потом намазывают на хлеб.
Неприлично трогать все на блюде или вазе, выбирая себе, что получше. Берут то, что лежит с края.
Если подают к столу какое-либо блюдо в небольшом количестве, надо взять себе столько, чтобы хватило и другим, сидящим за столом.
Размешивая сахар, нельзя очень громко звенеть ложкой о чашку.
Запомните эти правила и пользуйтесь ими.