Конспект урока технологии на тему «Сервировка стола к обеду. Этикет»
Технологическая карта урока технологии
Дата: 07.12.18.г.
Класс: 6 «в»
Тема урока: Сервировка стола к обеду. Этикет
Тип урока: уроки «открытия» нового знания;
Технология: метод проектов, исследовательский.
Методы организации занятия: наглядный, практический, проектный
Форма организации: фронтальная, общеклассная, групповая.
Цель: освоить правила сервировки стола и порядок подачи блюд к обеду.
Задачи:
Обучающая:
1.повторить правила этикета и подачи блюд;
2. в ходе выполнения проектно-исследовательской работы
А) определить и усвоить правила сервировки стола;
Б) разработать меню к обеду.
В) способствовать формированию исследовательских умений.
Развивающая:
1. развивать навыки критического и творческого мышления, умения анализировать и сравнивать, оценивать и планировать.
2. в ходе работы над составлением меню способствовать развитию интереса к процессу приготовления пищи.
3. представляя меню и сервировку стола развивать эстетическую культуру обучающихся.
Воспитывающая:
1. работая в группах над созданием проекта содействовать воспитанию таких качеств как уважение, самостоятельность, терпение;
2. в ходе представления и защиты проектов, воспитывать любовь к труду и экологической культуре, содействовать профессиональному самоопределению;
3. представляя меню и сервировку стола способствовать эстетическому воспитанию обучающихся.
Формируемые УУД:
Личностные: умение провести самооценку, организовать взаимопомощь в группе.
Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно; определяют последовательность операций с учётом конечного результата
Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем и одноклассниками; распределение ролей в группе; обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Познавательные: выбор наиболее оптимальных средств, способов решения
задач; анализировать информацию; формулировать гипотезы; использовать ИКТ.
Предметные:
- формирование у обучающихся знаний о правилах сервировки стола;
- формирование у обучающихся соблюдения норм и правил безопасности труда;
- подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах;
Метапредметные
- формирование у обучающихся умений получения новых знаний;
- формирование умения анализировать;
Методическое обеспечение: презентация, компьютер, столовые приборы, скатерти, салфетки, картинки образцов меню, образцы проектов, учебник «Технология», сборник рецептур, портфолио обучающихся.
Ход урока
Этап урока |
Действие учителя |
Действие учеников |
Результат |
Формируемые УУД и предметные действия |
1. Организационно-подготовительный |
Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку |
Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку |
Психологическая подготовка к общению |
Устная речь -речевые |
|
Сейчас я хочу прочитать вам одну поучительную историю: ...Жила-была девочка Даша. Пошла она одна в лес, заблудилась и очень проголодалась. Вдруг видит: стоит избушка, а из ее открытых окон так вкусно пахнет! Девочка постучала в дверь и спрашивает: «Кто здесь живет? Можно войти?» - Входи! - ответила старушка, выглянувшая в окно. - Я здесь живу с моими внуками. Девочка вошла и не успела сделать двух шагов, как упала, поскользнувшись на валявшихся на полу макаронах. Когда она встала, то увидела мальчиков, сидевших за столом: один дул на горячий суп так сильно, что брызги летели во все стороны, другой устроил настоящую охоту за котлетой и, громко стуча вилкой, старался пронзить ее насквозь. И, наконец, наколол на вилку котлету и стал ее откусывать, измазал при этом нос и щеки и вытер их рукавом. - Фу, как противно! - Подумала Даша. - Лучше сяду с девочкой, которая пьет компот. И тут же вскрикнула, потому что девочка стала выплевывать вишневые косточки так далеко, что попала ей прямо в лоб... - Как вам не стыдно так некрасиво есть! - в слезах крикнула Даша. Все разом стали что-то отвечать ей, но понять ничего было нельзя, потому что говорили они с набитыми ртами. - Извините, - вздохнула Даша, - но за столом с вами сидеть очень неприятно. Уж лучше я останусь голодной. И ушла. Почему она ушла? |
Высказывают свое мнение. Определяют тему урока и цель. |
Обеспечить деятельность по определению целей урока |
Регулятивные: целеполагания; Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
|
Предположите о чём пойдёт сегодня речь на уроке? |
Дети высказывают своё мнение |
Изучение нового материала |
Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод. способность к рассуждению Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой. Познавательные: Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание. |
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала. |
Учитель организует деятельность согласно этапам технологии. Сегодня я предлагаю вам стать исследователями Изучение нового материала предполагает самостоятельную работу через проктно-исследовательскую работу на уроке |
Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному определению правил сервировки стола |
Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод. способность к рассуждению
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своих мнений Регулятивные: планирование последовательных действий, умения: работать с компьютером и находить нужную информацию в тексте договариваться с партнерами находить общее решение |
|
3. Построение проекта выхода из затруднения |
Принимает участие в обсуждении. Наблюдает. |
Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха. Обсуждают формы представления проекта |
Личностные: умение составлять план и последовательность действий Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своих мнений Регулятивные: планирование последовательных действий |
|
Реализация построенного проекта |
Консультирует. Координирует работу обучающихся. Стимулирует их деятельность. |
Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей Выполняют исследование. |
||
Закрепление понимания нового материала
|
Консультирует, координирует работу обучающихся, стимулирует их деятельность. Направляет ход анализа (если необходимо) |
Оформляют результаты по группам в соответствии с принятыми правилами. Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке |
Оформление и представление проекта |
Умение делать выводы. |
|
Чемодан, мясорубка, корзина На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. Обучающимся предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке (приклеивают стикер к той картинке, какой считают нужно). |
Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. |
На этапе формируется умение давать самооценку своей деятельности Обучающиеся высказывают своё мнение, отвечают на вопросы |
|
Домашнее задание |
Выполнить макет сервировки стола к обеду на две персоны. |
записывают в дневник |
Закрепление изученного материала. |
Самоанализ урока технологии
1. Характеристика класса.
В классе 16 девочек. Уровень успеваемости и качество знаний 100%. Класс отличается высокой дисциплиной и организованностью, все девочки хорошо воспитаны и трудолюбивы. В них очень сильно развит дух коллективизма и поэтому любая групповая работа проходит легко и весело. Все девочки с удовольствие выполняют задания на уроке и дома. Обучащиеся легко ставят перед собой цель на уроке и планируют свою деятельность. Класс обладает хорошим творческим потенциалом и целеустремленностью.
2. Тема и место в программе
Модуль: Кулинария
Раздел: Второй
Урок 21-22
Тема урока: Сервировка стола к обеду. Этикет
Тип урока: уроки «открытия» нового знания;
Технология: метод проектов, исследовательский.
Методы организации занятия: наглядный, практический, проектный
Форма организации: фронтальная, общеклассная, групповая.
Цель: освоить правила сервировки стола и порядок подачи блюд к обеду.
Задачи:
Обучающая:
1.повторить правила этикета и подачи блюд;
2. в ходе выполнения проектно-исследовательской работы
А) определить и усвоить правила сервировки стола;
Б) разработать меню к обеду;
В) способствовать формированию исследовательских умений.
Развивающая:
1. развивать навыки критического и творческого мышления, умения анализировать и сравнивать, оценивать и планировать.
2. в ходе работы над составлением меню способствовать развитию интереса к процессу приготовления пищи.
3. представляя меню и сервировку стола развивать эстетическую культуру обучающихся.
Воспитывающая:
1. работая в группах над созданием проекта содействовать воспитанию таких качеств как уважение, самостоятельность, терпение;
2. в ходе представления и защиты проектов, воспитывать любовь к труду и экологической культуре, содействовать профессиональному самоопределению;
3. представляя меню и сервировку стола способствовать эстетическому воспитанию обучающихся.
Формируемые УУД:
Личностные: умение провести самооценку, организовать взаимопомощь в группе.
Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно; определяют последовательность операций с учётом конечного результата
Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем и одноклассниками; распределение ролей в группе; обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Познавательные: выбор наиболее оптимальных средств, способов решения
задач; анализировать информацию; формулировать гипотезы; использовать ИКТ.
Предметные:
- формирование у обучающихся знаний о правилах сервировки стола;
- формирование у обучающихся соблюдения норм и правил безопасности труда;
- подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах;
Метапредметные
- формирование у обучающихся умений получения новых знаний;
- формирование умения анализировать;
Методическое обеспечение: презентация, компьютер, столовые приборы, скатерти, салфетки, картинки образцов меню, образцы проектов, учебник «Технология», сборник рецептур, портфолио обучающихся.
На организационно-мотивационном этапе в целях быстрого вовлечения обучающихся в тему урока я использовала рассказ. Данный прием активизировал познавательную деятельность. Таким образом, с помощью рассказа я подвела обучающихся к самостоятельному определению темы и задач, что соответствует технологии проблемного обучения.
На этапе изучения нового материала была организована групповая самостоятельная работа над проектом. Обучающиеся составляли меню, вспоминали правила этикета, выполняли сервировку стола. В ходе этой деятельности они использовали учебные и наглядные пособия, личные портфолио по предмету, интернет-ресурсы. В итоге практической работы были представлены: презентации «…», пояснительная записка, меню и сервировка стола. Обучающиеся проявили активность и интерес к данной теме, работали в команде дружно и соблюдали правила ТБ.
На рефлексивно-оценочном этапе прошла защита исследовательских проектов. Обучающиеся справились с поставленными задачами. Предоставленное для проекта время использовалось рационально. Группа, проводившая исследования, выбрала сервировку новогоднего стола и подошла творчески к представлению своего проекта. Другая группа представила сервировку для семейного обеда и показала хорошие знания материала и креативновность в защите проекта. Оценивание производилось всей группы. Все обучающиеся получили максимальную оценку.
Для развития познавательного интереса к предмету было предложено творческое домашнее задание: макет обеденного стола.
На уроке я не проводила физкультминутки, так как считаю это нецелесообразным. Дети могли свободно передвигаться по кабинету и менять вид деятельности.
Урок имеет практическую направленность, обучающиеся приобрели исследовательские навыки, которые необходимы для выполнения проекта.
Каждый этап урока дает возможность ученику реально оценить свои силы, выбрать приемлемый только для него путь к успешному выполнению задания. Все методы, применяемые на уроке, соответствуют способностям и индивидуальным возможностям обучающихся. На всех этапах урока использованы оптимальные формы работы: фронтальная, групповая, форма обратной связи «учитель – ученик». Психологический климат урока поддерживался доброжелательным отношением учителя, посильностью задания для каждого ученика, атмосферой делового сотрудничества. На этапе рефлексии я использовала прием «Возьму с собой…». Большинство детей выбрали «Чемодан», то есть «Беру с собой все, что пригодится в дальнейшем», другая «Мясорубку» - «информацию переработаю». Никто из них не выбрал «Корзину» - «Все выброшу». Таким образом, благодаря оптимальному сочетанию методов, прием и форм работы цели урока достигнуты.