12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анна Литвинова439
Учитель, который бесконечно любит детей. Учитель, которого бесконечно любят дети.
Россия, Пермский край, Пермь
Материал размещён в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»

Составитель Литвинова Анна Яновна

г. Пермь

Программа Б.М. Неменского

«Изобразительное искусство и художественный труд»

Класс 7

III четверть

Тема: «Историческая тема в искусстве»

Тема урока: Отечественная война 1812 года (2 урока)

Цель урока:

Обучающая: Знакомство с понятием «Художник-баталист», с историческими особенностями оружия и формы русской армии и французской кавалерии 1812 года

Развивающая: Развитие творческой активности

Воспитывающая: Формирование патриотических чувств, любовь к истории Родины.

Здоровьесберегающая: Следить за осанкой учащихся во время работы, провести физминутку.

При завершении урока учащийся должен:

Знать: особенности оружия и костюма военных, присущие эпохе 1812 года; терминологию (батальный жанр, художник баталист)

Уметь: Располагать лист в зависимости от задуманной композиции; передать плановость, историзм и состояние природы, способствующие восприятию работы.

Оборудование для учителя:

Литература:

Ю.Н. Лубченков «Война 1812 года». Белый город. Москва. 2011.

А. Я. Толстиков «Кутузов – спаситель Отечества». Белый город. Москва. 2011.

Дидактический материал:

Демонстрационные мультимедийные устройства.

Наглядно-дидактические пособия «Амуниция русской армии», «Амуниция французской кавалерии» (Автор – составитель)

Цветные репродукции (в электронном варианте) формы русской армии и французской кавалерии.

Репродукции картин (в электронном варианте): А. Шепелюк «Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения»

В. Мазуровский «Атака русской кавалерии на французскую батарею в сражении при Бородино»

А. Аверьянов «Сражение за Смоленск»

А. Адам «Наполеон в горящей Москве»

В. Шевченко «Иллюстрации к произведению «Бородино» М.Ю.Лермонтова «Гренадеры».

Аудиозапись классического исполнения баллады М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Аудиозапись «Давным-давно» муз.: Т. Хренникова, стихи Г. Гладкова.

Аудиозапись "Генералам двенадцатого года" муз.: А.Петрова, стихи М.Цветаевой из к/ф "О бедном гусаре замолвите слово";

Аудиозапись "Мы - армия народа" ("Священные слова - Москва за нами! - мы помним со времён Бородина") - военный марш. Музыка: Г. Мовсесян, слова: Р. Рождественский.

Оборудование для учащихся:

Материалы:

Бумага (А4), цв. карандаши, черная гелевая ручка.

Инструменты и принадлежности:

Простой карандаш, резинка

Используемые технологии:

Традиционного обучения

Здоровьесберегающие технологии

 

 

 

Этапы урока

Этап урока

Задачи и цели на этап урока

Используемые методы и приемы

Ожидаемый результат

Время (мин)

1.

Приветствие

Проверка готовности к уроку

Монолог учителя

Готовность учащихся к уроку, рабочая атмосфера

1

2.

Проективная методика 10 минутный рисунок на тему «Я и моя тень»

Выполнить рисунок на тему «Я и моя тень»

Краткий рассказ учителя, индивидуальная работа учащихся

Используя полученные установки, создать рисунок на тему «Я и моя тень»

10

3.

Актуализация знаний и сообщение темы урока

Вспомнить о событиях, произошедших 200 лет назад

Беседа

Определить тему урока, настроится на предстоящую работу

3

4.

Формирование новых знаний

Вспомнить о событиях 1812 года;

Иметь представление о амуниции русской армии и французской кавалерии

Рассказ, показ репродукций, работа с наглядно-дидактическими пособиями

Создать образ войны 1812 года

5

Физминутка

1

5.

Постановка художественной задачи

Осмыслить полученные знания, применить их на практике

Рассказ учителя; Предъявление требований к будущему рисунку,

Погружение в тему

6

6.

Самостоятельная работа

Развить творческое воображение, закрепление теоретических знаний на практике

Практическая работа. Индивидуальная работа с учащимися.

Создание контурного карандашного рисунка к теме «Отечественная война 1812 года»

12

7.

Подведение итогов

Вспомнить, какой теме был посвящен урок;

Систематизация полученных знаний.

Анализ

Организационное завершение урока

2

 1 урок:

 

 

 

2 урок:

Этап урока

Задачи и цели на этап урока

Используемые методы и приемы

Ожидаемый результат

Время (мин)

1.

Приветствие

Проверка готовности к уроку

Монолог учителя

Готовность учащихся к уроку, рабочая атмосфера

1

2.

Проективная методика 10 минутный рисунок на тему «Бегущий человек с собакой по дороге, уходящей вдаль»

Выполнить рисунок на тему «Бегущий человек с собакой по дороге, уходящей вдаль»

Краткие установки учителя, индивидуальная работа учащихся

Используя полученные установки, создать рисунок на тему « Бегущий человек с собакой по дороге, уходящей вдаль»

10

3.

Формирование новых знаний

Сформировать знания о колористическом решении композиции

Рассказ учителя

Систематизировать знания о цвете: различия в цвете амуниции войск России и Франции, передача настроения при помощи цвета, выделение композиционного центра при помощи цвета.

5

Физминутка

1

4.

Постановка художественной задачи

Сформировать представление о том, каким должен быть законченный рисунок

Рассказ учителя, предъявление требований к будущему рисунку

Погружение в тему

5

5.

Самостоятельная работа

Развить творческую активность, применить полученные знания на практике

Практическая работа. Индивидуальная работа с учащимися

Выполнение рисунка в цвете с учетом новых знаний

15

6.

Подведение итогов

Демонстрация законченных работ

Создание ситуации успеха

Организационное завершение урока, оценивание

3

 

 

 

 

Ход урока:

1 урок:

1.Оргмомент: Учитель (У): Ребята, здравствуйте! Меня зовут Анна Яновна, сегодня у вас урок проведу я. Взаимно приветствуем друг друга! Улыбнулись соседу за партой. Готовы ли вы к уроку? На ваших столах сейчас должны быть дневник, альбом, карандаш, ластик, ручка для десятиминутного рисунка. (Дети проверяют готовность к уроку). Начинаем урок.

2. Десятиминутный рисунок на тему «Я и моя тень»: Начнем мы с десятиминутного рисунка. Возьмите черновики, напишите сегодняшнее число, свои фамилию/имя/класс. Сегодня вам предстоит выполнить изображение на тему: «Я и моя тень». Предположите, что вам нужно изобразить? (Самого себя, и свою собственную тень). А где вы можете изобразить себя? (Дети перечисляют возможные варианты). Сейчас, перед тем как вы начнете, я хочу вам напомнить, что тень не существует сама по себе, она обязательно прикреплена к основанию ваших стоп. И еще, подумайте, если источник освещения, например, солнце или фонарь, расположен за вашей спиной, где окажется ваша тень: перед вами или за вами? (Перед нами). А тень может быть в воздухе? (Нет, она обязательно располагается на плоскости). Все, приступайте. (У. периодически напоминает о том, сколько еще осталось времени). Заканчивайте. Сейчас дайте название своей работе, поставьте себе оценку за вложенные старания. Кто завершил и подписал работу, положите ее на выставку.

3. Актуализация знаний и сообщение темы урока:

Давайте сейчас немного абстрагируемся и представим, что сегодня мы живем не в 2018 году, а в далеком 1812. Скажите мне, пожалуйста, какое событие принесло трагическую популярность этому году?

(Отечественная война 1812 года). Сегодня в честь этого события нам с вами предстоит превратиться в художников-баталистов.

4. Формирование новых знаний:

У: А вы знаете, чем занимается художник-баталист? Что он изображает? (Темы войны и военной жизни).

Давайте посмотрим, каким образом изображали события тех дней художники разных времен. (Просмотр репродукций). Чем интересна и увлекательна работа над картиной художника-баталиста? Какие задачи нужно реализовать, работая над изображением военных действий?

(Ребята вступают в диалог с преподавателем, перечисляют задачи работы художника-баталиста:

·       Передать особенности военных действий.

·       Показать силу и мужество солдат, защитников своей Родины.

·       Передать историзм происходящего военного события:

            - особенности ландшафта местности;

      - знать отличия в военной форме солдат той или иной эпохи;

      - уметь изображать фигуру человека в движении;

      - передавать световые эффекты сражений: взрывы, дым, мелькание пуль).

Что вы знаете о событиях тех лет? Каких известных личностей можете вспомнить?

Физминутка: попросить физорга провести короткую физминутку из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями.

5. Постановка художественной задачи:

У: Послушайте меня внимательно, что вам нужно изобразить. Вы художник-баталист. Вам необходимо передать сцену сражения войны 1812 года. При изображении нужно учесть: историзм, особенности военных действий, фигуру человека в движении. Давайте подумаем о пропорциональном соотношении: проанализируйте размеры оружия: например, французское драгунское ружье длиной было без штыка 142 см., а со штыком 188,5 см. И весом оно было больше четырех килограмм. Просто представьте себе, как такое ружье, во-первых, удержать, во-вторых, умудрятся кого-то колоть штыком. Зарядить его можно было на один залп, а потом около пяти минут перезаряжать!

А пушки наши назывались единорогами, т.к. имели прицел, который был в форме рога или двух небольших коньков. Зарядить такую пушку было очень трудоемко: стреляли такие пушки картечью, реже небольшими ядрами. Пушку регулярно смазывали, регулировали при помощи правил,  а ствол промывали водой с примесью уксуса для избавления от частичек пороха. Перемещалось все снаряжение с места на места при помощи общеармейской фуры. Кроме оружия и патронов в фуре перевозили продовольствие, патроны, палатки, инструменты.

6. Самостоятельная работа:

Давайте обобщим и вспомним ранее сказанное. Нам с вами нужно изобразить сцену сражения войны 1812 года с учетом исторических особенностей амуниции, фигуры человека в движении. Лист вы располагаете в зависимости от авторского замысла. Этой теме у нас с вами посвящено 2 урока: сегодня вы выполняете только карандашный контур. На следующем уроке мы закончим работу в цвете. Приступайте!

С целью усиления эмоционального восприятия образов войны 1812 года звучит аудиозапись классического исполнения баллады М.Ю.Лермонтова «Бородино». (Дети работают над созданием графической работы в карандаше. В том случае, если не успеют, работу предлагается завершить дома. Карандашный рисунок оценивается в начале следующего урока).

7. Подведение итогов:

Итак, давайте вспомним, что мы с вами сегодня изображали? А как называют художников, которые изображают темы войны и военной жизни?

Домашнее задание: дома вам предстоит завершить контурный рисунок в карандаше.

Приведите рабочее место в порядок, и можете быть свободны! Большое спасибо. До свидания!

 

 

 

Ход урока:

2 урок:

1.Оргмомент:

·         Приветствие

·         Оргмомент

·         Проверка готовности учащихся к уроку

2. Десятиминутный рисунок на тему «Бегущий человек с собакой по дороге, уходящей вдаль»:

  • Подписываем лист бумаги (шифр дня (число); свои фамилию/имя/класс)
  • Краткое объяснение темы
  • Выполнение десятиминутного рисунка «Бегущий человек с собакой по дороге, уходящей вдаль»
  • Самооценка работы за вложенный труд

3. Формирование новых знаний:

·         Поиск различий в цвете амуниции русских и французских войск на примере репродуктивного материала

·         Рассказ учителя о способах передачи цветом настроения, композиционного центра и динамики

Физминутка: попросить физорга провести короткую физминутку из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями.

4. Постановка художественной задачи:

·         У. предъявляет требования к будущему рисунку:

К композиции:

o   На переднем плане главные действующие лица, отличающиеся размером и проработкой деталей. Обязательным требованием является сохранение историзма (руководствуясь наглядно-дидактическим материалом) и отображением динамики;

o   На втором плане сцена, позволяющая понять массовость: войска, тела убитых и т.п. Второй план менее детализирован, но сохранить историзм тоже необходимо;

o   На третьем плане прорабатываем окружение: особенности ландшафта, дым и т.п.

К цветовому решению:

o   Цвет должен сохранить историзм событий (в частности в амуниции)

o   Цвет – средство передачи настроения

o   Цвет – способ подчеркнуть динамику

5. Самостоятельная работа:

·         Учащиеся выполняют работу, согласно предъявленным требованиям, применяя вновь полученные знания.

·         Прослушивание муз. Произведений, посвященных теме Отечественной войны 1812 года (Аудиозапись «Давным-давно» муз.: Т. Хренникова, стихи Г. Гладкова; Аудиозапись "Генералам двенадцатого года" муз.: А.Петрова, стихи М.Цветаевой из к/ф "О бедном гусаре замолвите слово"; Аудиозапись "Мы - армия народа" ("Священные слова - Москва за нами! - мы помним со времён Бородина") - военный марш. Музыка: Г. Мовсесян, слова: Р. Рождественский).

За данную работу вы получите две оценки: 1 – за композиционное решение, 2 – за колористическое наполнение.

6. Подведение итогов:

Все вы, должно быть, слышали о том, что в годы Отечественной войны 1812 года Москва была сожжена, русские войска добровольно отступили, позволив догубить остатки Москвы французам. А вы знаете, почему так было сделано? В годы Великой Отечественной Войны такого не было!

Кавалерия Наполеона численно превосходило русские войска. А бои были тяжелыми: ведь даже для того, чтобы зарядить ружье требовалось в среднем пять минут, а залп можно сделать только один. Представьте, ружье, которое само по себе было длинной с рост солдата, имело к тому же и массу приличную: например, драгунское ружье могло весить 4 с лишним килограмма! А ведь им умудрялись не только стрелять, но и колоть штыком! Русские войска терпели поражение: численность солдат заметно уменьшалась. И для того, чтобы сохранить жизни тех немногих солдат и был предпринят этот четко продуманный стратегический ход с отступлением. В годы ВОВ победа была нужна любой ценой, люди были «пушечным мясом». На примере с отступлением в войне 1812 года мы видим совсем иное отношение к жизням людей.

Такими событиями как Отечественная война 1812 года нам с вами просто необходимо гордится! Очевидцев тех событий уже давно нет в живых, память о тех годах должна храниться в сердце каждого из нас! Создав свою графическую композицию, мы отдаем своеобразную дань благодарности. Гордитесь прошлым, помните о нем!

Приведите рабочее место в порядок, и можете быть свободны! Большое спасибо. До свидания!

 

Опубликовано в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.