Конспект урока для учащихся 7 класса «Историческая тема в искусстве: Отечественная война 1812 года», (2 урока)
Составитель Литвинова Анна Яновна
г. Пермь
Программа Б.М. Неменского
«Изобразительное искусство и художественный труд»
Класс 7
III четверть
Тема: «Историческая тема в искусстве»
Тема урока: Отечественная война 1812 года (2 урока)
Цель урока:
Обучающая: Знакомство с понятием «Художник-баталист», с историческими особенностями оружия и формы русской армии и французской кавалерии 1812 года
Развивающая: Развитие творческой активности
Воспитывающая: Формирование патриотических чувств, любовь к истории Родины.
Здоровьесберегающая: Следить за осанкой учащихся во время работы, провести физминутку.
При завершении урока учащийся должен:
Знать: особенности оружия и костюма военных, присущие эпохе 1812 года; терминологию (батальный жанр, художник баталист)
Уметь: Располагать лист в зависимости от задуманной композиции; передать плановость, историзм и состояние природы, способствующие восприятию работы.
Оборудование для учителя:
Литература:
Ю.Н. Лубченков «Война 1812 года». Белый город. Москва. 2011.
А. Я. Толстиков «Кутузов – спаситель Отечества». Белый город. Москва. 2011.
Дидактический материал:
Демонстрационные мультимедийные устройства.
Наглядно-дидактические пособия «Амуниция русской армии», «Амуниция французской кавалерии» (Автор – составитель)
Цветные репродукции (в электронном варианте) формы русской армии и французской кавалерии.
Репродукции картин (в электронном варианте): А. Шепелюк «Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения»
В. Мазуровский «Атака русской кавалерии на французскую батарею в сражении при Бородино»
А. Аверьянов «Сражение за Смоленск»
А. Адам «Наполеон в горящей Москве»
В. Шевченко «Иллюстрации к произведению «Бородино» М.Ю.Лермонтова «Гренадеры».
Аудиозапись классического исполнения баллады М.Ю.Лермонтова «Бородино».
Аудиозапись «Давным-давно» муз.: Т. Хренникова, стихи Г. Гладкова.
Аудиозапись "Генералам двенадцатого года" муз.: А.Петрова, стихи М.Цветаевой из к/ф "О бедном гусаре замолвите слово";
Аудиозапись "Мы - армия народа" ("Священные слова - Москва за нами! - мы помним со времён Бородина") - военный марш. Музыка: Г. Мовсесян, слова: Р. Рождественский.
Оборудование для учащихся:
Материалы:
Бумага (А4), цв. карандаши, черная гелевая ручка.
Инструменты и принадлежности:
Простой карандаш, резинка
Используемые технологии:
Традиционного обучения
Здоровьесберегающие технологии
Этапы урока
№ |
Этап урока |
Задачи и цели на этап урока |
Используемые методы и приемы |
Ожидаемый результат |
Время (мин) |
1. |
Приветствие |
Проверка готовности к уроку |
Монолог учителя |
Готовность учащихся к уроку, рабочая атмосфера |
1 |
2. |
Проективная методика 10 минутный рисунок на тему «Я и моя тень» |
Выполнить рисунок на тему «Я и моя тень» |
Краткий рассказ учителя, индивидуальная работа учащихся |
Используя полученные установки, создать рисунок на тему «Я и моя тень» |
10 |
3. |
Актуализация знаний и сообщение темы урока |
Вспомнить о событиях, произошедших 200 лет назад |
Беседа |
Определить тему урока, настроится на предстоящую работу |
3 |
4. |
Формирование новых знаний |
Вспомнить о событиях 1812 года; Иметь представление о амуниции русской армии и французской кавалерии |
Рассказ, показ репродукций, работа с наглядно-дидактическими пособиями |
Создать образ войны 1812 года |
5 |
Физминутка |
1 |
||||
5. |
Постановка художественной задачи |
Осмыслить полученные знания, применить их на практике |
Рассказ учителя; Предъявление требований к будущему рисунку, |
Погружение в тему |
6 |
6. |
Самостоятельная работа |
Развить творческое воображение, закрепление теоретических знаний на практике |
Практическая работа. Индивидуальная работа с учащимися. |
Создание контурного карандашного рисунка к теме «Отечественная война 1812 года» |
12 |
7. |
Подведение итогов |
Вспомнить, какой теме был посвящен урок; Систематизация полученных знаний. |
Анализ |
Организационное завершение урока |
2 |
1 урок:
2 урок:
№ |
Этап урока |
Задачи и цели на этап урока |
Используемые методы и приемы |
Ожидаемый результат |
Время (мин) |
1. |
Приветствие |
Проверка готовности к уроку |
Монолог учителя |
Готовность учащихся к уроку, рабочая атмосфера |
1 |
2. |
Проективная методика 10 минутный рисунок на тему «Бегущий человек с собакой по дороге, уходящей вдаль» |
Выполнить рисунок на тему «Бегущий человек с собакой по дороге, уходящей вдаль» |
Краткие установки учителя, индивидуальная работа учащихся |
Используя полученные установки, создать рисунок на тему « Бегущий человек с собакой по дороге, уходящей вдаль» |
10 |
3. |
Формирование новых знаний |
Сформировать знания о колористическом решении композиции |
Рассказ учителя |
Систематизировать знания о цвете: различия в цвете амуниции войск России и Франции, передача настроения при помощи цвета, выделение композиционного центра при помощи цвета. |
5 |
Физминутка |
1 |
||||
4. |
Постановка художественной задачи |
Сформировать представление о том, каким должен быть законченный рисунок |
Рассказ учителя, предъявление требований к будущему рисунку |
Погружение в тему |
5 |
5. |
Самостоятельная работа |
Развить творческую активность, применить полученные знания на практике |
Практическая работа. Индивидуальная работа с учащимися |
Выполнение рисунка в цвете с учетом новых знаний |
15 |
6. |
Подведение итогов |
Демонстрация законченных работ |
Создание ситуации успеха |
Организационное завершение урока, оценивание |
3 |
Ход урока:
1 урок:
1.Оргмомент: Учитель (У): Ребята, здравствуйте! Меня зовут Анна Яновна, сегодня у вас урок проведу я. Взаимно приветствуем друг друга! Улыбнулись соседу за партой. Готовы ли вы к уроку? На ваших столах сейчас должны быть дневник, альбом, карандаш, ластик, ручка для десятиминутного рисунка. (Дети проверяют готовность к уроку). Начинаем урок.
2. Десятиминутный рисунок на тему «Я и моя тень»: Начнем мы с десятиминутного рисунка. Возьмите черновики, напишите сегодняшнее число, свои фамилию/имя/класс. Сегодня вам предстоит выполнить изображение на тему: «Я и моя тень». Предположите, что вам нужно изобразить? (Самого себя, и свою собственную тень). А где вы можете изобразить себя? (Дети перечисляют возможные варианты). Сейчас, перед тем как вы начнете, я хочу вам напомнить, что тень не существует сама по себе, она обязательно прикреплена к основанию ваших стоп. И еще, подумайте, если источник освещения, например, солнце или фонарь, расположен за вашей спиной, где окажется ваша тень: перед вами или за вами? (Перед нами). А тень может быть в воздухе? (Нет, она обязательно располагается на плоскости). Все, приступайте. (У. периодически напоминает о том, сколько еще осталось времени). Заканчивайте. Сейчас дайте название своей работе, поставьте себе оценку за вложенные старания. Кто завершил и подписал работу, положите ее на выставку.
3. Актуализация знаний и сообщение темы урока:
Давайте сейчас немного абстрагируемся и представим, что сегодня мы живем не в 2018 году, а в далеком 1812. Скажите мне, пожалуйста, какое событие принесло трагическую популярность этому году?
(Отечественная война 1812 года). Сегодня в честь этого события нам с вами предстоит превратиться в художников-баталистов.
4. Формирование новых знаний:
У: А вы знаете, чем занимается художник-баталист? Что он изображает? (Темы войны и военной жизни).
Давайте посмотрим, каким образом изображали события тех дней художники разных времен. (Просмотр репродукций). Чем интересна и увлекательна работа над картиной художника-баталиста? Какие задачи нужно реализовать, работая над изображением военных действий?
(Ребята вступают в диалог с преподавателем, перечисляют задачи работы художника-баталиста:
· Передать особенности военных действий.
· Показать силу и мужество солдат, защитников своей Родины.
· Передать историзм происходящего военного события:
- особенности ландшафта местности;
- знать отличия в военной форме солдат той или иной эпохи;
- уметь изображать фигуру человека в движении;
- передавать световые эффекты сражений: взрывы, дым, мелькание пуль).
Что вы знаете о событиях тех лет? Каких известных личностей можете вспомнить?
Физминутка: попросить физорга провести короткую физминутку из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями.
5. Постановка художественной задачи:
У: Послушайте меня внимательно, что вам нужно изобразить. Вы художник-баталист. Вам необходимо передать сцену сражения войны 1812 года. При изображении нужно учесть: историзм, особенности военных действий, фигуру человека в движении. Давайте подумаем о пропорциональном соотношении: проанализируйте размеры оружия: например, французское драгунское ружье длиной было без штыка 142 см., а со штыком 188,5 см. И весом оно было больше четырех килограмм. Просто представьте себе, как такое ружье, во-первых, удержать, во-вторых, умудрятся кого-то колоть штыком. Зарядить его можно было на один залп, а потом около пяти минут перезаряжать!
А пушки наши назывались единорогами, т.к. имели прицел, который был в форме рога или двух небольших коньков. Зарядить такую пушку было очень трудоемко: стреляли такие пушки картечью, реже небольшими ядрами. Пушку регулярно смазывали, регулировали при помощи правил, а ствол промывали водой с примесью уксуса для избавления от частичек пороха. Перемещалось все снаряжение с места на места при помощи общеармейской фуры. Кроме оружия и патронов в фуре перевозили продовольствие, патроны, палатки, инструменты.
6. Самостоятельная работа:
Давайте обобщим и вспомним ранее сказанное. Нам с вами нужно изобразить сцену сражения войны 1812 года с учетом исторических особенностей амуниции, фигуры человека в движении. Лист вы располагаете в зависимости от авторского замысла. Этой теме у нас с вами посвящено 2 урока: сегодня вы выполняете только карандашный контур. На следующем уроке мы закончим работу в цвете. Приступайте!
С целью усиления эмоционального восприятия образов войны 1812 года звучит аудиозапись классического исполнения баллады М.Ю.Лермонтова «Бородино». (Дети работают над созданием графической работы в карандаше. В том случае, если не успеют, работу предлагается завершить дома. Карандашный рисунок оценивается в начале следующего урока).
7. Подведение итогов:
Итак, давайте вспомним, что мы с вами сегодня изображали? А как называют художников, которые изображают темы войны и военной жизни?
Домашнее задание: дома вам предстоит завершить контурный рисунок в карандаше.
Приведите рабочее место в порядок, и можете быть свободны! Большое спасибо. До свидания!
Ход урока:
2 урок:
1.Оргмомент:
· Приветствие
· Оргмомент
· Проверка готовности учащихся к уроку
2. Десятиминутный рисунок на тему «Бегущий человек с собакой по дороге, уходящей вдаль»:
- Подписываем лист бумаги (шифр дня (число); свои фамилию/имя/класс)
- Краткое объяснение темы
- Выполнение десятиминутного рисунка «Бегущий человек с собакой по дороге, уходящей вдаль»
- Самооценка работы за вложенный труд
3. Формирование новых знаний:
· Поиск различий в цвете амуниции русских и французских войск на примере репродуктивного материала
· Рассказ учителя о способах передачи цветом настроения, композиционного центра и динамики
Физминутка: попросить физорга провести короткую физминутку из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями.
4. Постановка художественной задачи:
· У. предъявляет требования к будущему рисунку:
К композиции:
o На переднем плане главные действующие лица, отличающиеся размером и проработкой деталей. Обязательным требованием является сохранение историзма (руководствуясь наглядно-дидактическим материалом) и отображением динамики;
o На втором плане сцена, позволяющая понять массовость: войска, тела убитых и т.п. Второй план менее детализирован, но сохранить историзм тоже необходимо;
o На третьем плане прорабатываем окружение: особенности ландшафта, дым и т.п.
К цветовому решению:
o Цвет должен сохранить историзм событий (в частности в амуниции)
o Цвет – средство передачи настроения
o Цвет – способ подчеркнуть динамику
5. Самостоятельная работа:
· Учащиеся выполняют работу, согласно предъявленным требованиям, применяя вновь полученные знания.
· Прослушивание муз. Произведений, посвященных теме Отечественной войны 1812 года (Аудиозапись «Давным-давно» муз.: Т. Хренникова, стихи Г. Гладкова; Аудиозапись "Генералам двенадцатого года" муз.: А.Петрова, стихи М.Цветаевой из к/ф "О бедном гусаре замолвите слово"; Аудиозапись "Мы - армия народа" ("Священные слова - Москва за нами! - мы помним со времён Бородина") - военный марш. Музыка: Г. Мовсесян, слова: Р. Рождественский).
За данную работу вы получите две оценки: 1 – за композиционное решение, 2 – за колористическое наполнение.
6. Подведение итогов:
Все вы, должно быть, слышали о том, что в годы Отечественной войны 1812 года Москва была сожжена, русские войска добровольно отступили, позволив догубить остатки Москвы французам. А вы знаете, почему так было сделано? В годы Великой Отечественной Войны такого не было!
Кавалерия Наполеона численно превосходило русские войска. А бои были тяжелыми: ведь даже для того, чтобы зарядить ружье требовалось в среднем пять минут, а залп можно сделать только один. Представьте, ружье, которое само по себе было длинной с рост солдата, имело к тому же и массу приличную: например, драгунское ружье могло весить 4 с лишним килограмма! А ведь им умудрялись не только стрелять, но и колоть штыком! Русские войска терпели поражение: численность солдат заметно уменьшалась. И для того, чтобы сохранить жизни тех немногих солдат и был предпринят этот четко продуманный стратегический ход с отступлением. В годы ВОВ победа была нужна любой ценой, люди были «пушечным мясом». На примере с отступлением в войне 1812 года мы видим совсем иное отношение к жизням людей.
Такими событиями как Отечественная война 1812 года нам с вами просто необходимо гордится! Очевидцев тех событий уже давно нет в живых, память о тех годах должна храниться в сердце каждого из нас! Создав свою графическую композицию, мы отдаем своеобразную дань благодарности. Гордитесь прошлым, помните о нем!
Приведите рабочее место в порядок, и можете быть свободны! Большое спасибо. До свидания!