Разработка урока по физике в 8 классе на тему «Электроскоп. Электрическое поле»

2
0
Материал опубликован 13 October 2022


Рецензия
JPG / 1.72 Мб

Пояснительная записка к уроку "Электроскоп.Электрическое по
DOCX / 15.36 Кб

Презентация к уроку "Электроскоп. Электрическое поле"
PPTX / 4.11 Мб

Тетрадь проект
DOCX / 199.11 Кб

Бланк тестирования
DOCX / 3.18 Мб

/data/files/n1665632957.docx (Бланк тестирования)

Сценарный план урока

Тема: « Электроскоп. Электрическое поле».

Цель: познакомить с устройством и принципом работы электроскопа и электрометра, ввести понятия о проводниках и диэлектриках, сформировать представление об электрическом поле, с помощью опытов рассмотреть зависимость величины заряда электрической силы от расстояния между заряженными телами и величины зарядов, находящиеся на электризованном теле.

- развивать коммуникабельность, креативность, умение анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное;

- воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах.


Педагогические задачи:

Создать условия для повышения мотивации учащихся в потребности усвоения новых умений;

Организовать ситуацию постановки учебной проблемы;

Помочь учащимся в постановке цели урока и поиске путей решения данной проблемы;

Создать ситуацию самостоятельного поиска новых способов решения в группе;

Создать условия для самоконтроля и самооценивания.

Планируемые образовательные результаты обучения:

Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний об электроскопе, электрическом поле, постановки цели, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; научиться предвидеть возможные результаты своих действий; овладеть познавательными универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения существования электрического поля и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; научиться воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной формах, работать в группе, развивать монологическую и диалогическую речь.

Личностные: самостоятельно приобретать знания об электрическом поле и осознать практическую значимость изученного материала, стимулировать использование экспериментального метода исследования при изучении электрического поля, сформировать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, убеждать в познаваемости явлений природы, уважительное отношение друг к другу, учителю.

Общие предметные: планировать и выполнять опыты по обнаружению электрического поля, проводить наблюдения, объяснять, анализировать полученные результаты и делать выводы, применять теоретические знания на практике для объяснения принципа действия электроскопа, электрометра, докладывать о результатах своего исследования, кратко и четко отвечать на вопросы.

Частные предметные: объяснять явления передачи электрического взаимодействия через воздух, понимать принцип действия электроскопа, электрометра, использовать полученные знания в повседневной жизни.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, мини-исследования, групповая.

План урока:

Организационный этап.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Рассмотрение основных понятий.

Демонстрация устройства и принципа работы электроскопа и электрометра.

На основании опыта ввести понятия о проводниках и диэлектриках.

Электрическое поле. Демонстрация взаимодействия заряженной палочки и гильзы.

Физкультминутка.

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Демонстрация опыта о направлении и величины заряда электрической силы.

Демонстрация силовых линий.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия.

I Организационный этап

Учитель: Я предлагаю начать наш урок с упражнения «Поздороваемся ладошками!»

-Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:

Желаю (большой)                                 

Успеха (Указательный)                             

Большого (средний)                         

Во всем (мизинец)                              

Здравствуй! (всей ладонью).

 - А теперь я хочу подарить вам свою ладошку на память и пожелать всем нам интересной и плодотворной работы. (Ученики выбирают себе ладошку определенного цвета и рассаживаются за столы для работы в 2 группах по цвету ладошки).

Этим упражнением мы «убили двух зайцев»: получили положительный настрой на работу и разбились на группы.

II. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: В разных концах школьной доски, в произвольном порядке, записаны вопросы (для удобства необходимо пронумеровать). По ходу урока класс будет участвовать в игре «Чистая доска». «Посмотрите на доску. Она совсем не чистая, а наоборот заполнена разными вопросами. Ответы на них будут находиться в моём рассказе. Я, время от времени, буду спрашивать вас готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даёте ответ на него, то этот вопрос будет стираться с доски. Задача этой игры состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалось чистой».

На некоторые вопросы вы можете ответить уже сейчас. Кто поможет «убрать доску»? (Отвечают на первые 2 вопроса)

На доске записаны вопросы:

1. На шёлковой нити висит заряженная бумажная гильза. Предложите способ определения рода заряда гильзы. (Продемонстрировать на опыте)

2. Если наэлектризовать один воздушный шарик о газету, а другой – о кусок шерстяной материи, то…

3. Прибор для обнаружения электрических зарядов и приблизительного определения их величины?

4. Как по углу расхождения листочков электроскопа судят о его заряде?

5. На какие группы делят вещества по степени передавать электрические заряды?

6. Как можно обнаружить электрическое поле?

7. Что является источником электрического поля?

Учитель: Можете ли вы дать ответы на другие вопросы? Что мы должны узнать, чтобы доска стала чистой? (Формирование темы и целей)

III Рассмотрение основных понятий

Учитель: (Слайд ) t1665632755aa.png На рассмотренном ранее явлении электризации тел основано действие электроскопа. (от греч. Электрон и скопео – наблюдать, обнаруживать). Электроскоп – это простейший прибор для обнаружения электрических зарядов и приблизительного определения их величины. Простейший школьный электроскоп изображен на слайде. В нем металлический стержень с листочками пропущен через пластмассовую пробку, вставленную в металлический корпус. Корпус с обеих сторон закрыт стёклами.

Существует еще один вид электроскопа – электрометр. Они стоят у вас на столах. Дайте их сравнительную характеристику.

(Ответ учащихся: В нем вместо лепестков на металлическом стержне укреплена стрелочка).


В тетрадях – проектах проведите мини-исследование отвечая на вопросы исследования. Работа в группах.

Прием «Мини – исследование. Электрометр»

Учащимся предлагается исследовать школьный электрометр.

Вопросы для исследования:

- Что будет, если к незаряженному электрометру поднести заряженную эбонитовую палочку? Как это объяснить? На рисунке обозначьте заряд на металлическом стержне и стрелочки электрометра.

- Что будет, если к положительно заряженному электрометру поднести тело, имеющее заряд того же знака, что и электрометр? На рисунке обозначьте заряд на металлическом стержне и положение изменения стрелочки электрометра.

-Что произойдет, если приблизить к электрометру тело, заряженное противоположным по знаку зарядом? На рисунке покажите изменение стрелочки электрометра.

Ответы групп по результатам мини - исследования.


Учитель: Готовы ли вы ответить на какой-нибудь из вопросов на доске? (Отвечают на 3-4 вопрос, учитель стирает с доски данные вопросы)


Учитель проводит на демонстрационном столе эксперимент: Возьмем два электрометра и один из них зарядим. Соединяя электрометры металлической палочкой, убеждаемся, что электрический заряд передается от одного электрометру другому. Но соединяя электрометры стеклянной палочкой, убеждаемся, что электрический заряд не передается от одного электрометру другому.

Объясните опыт. Сделайте вывод.

t1665632755ab.pngОтветы учащихся: Тела, способные передавать заряд, называются проводниками. А если заряд не передается, то эти вещества называются изоляторами (или диэлектриками). (Слайд) К хорошим проводникам относятся металлы, растворы кислот, щелочей, солей. Диэлектриками являются фарфор, эбонит, стекло, резина, пластмассы, воздух.

Учитель: Готовы ли вы ответить на какой-нибудь из вопросов на доске? (Отвечают на 5 вопрос, данный вопрос стирается с доски)

Работа с текстом (тетради-проекты)

Учитель: Заполните пропуски в предложениях и зачеркните лишние слова.

Тела, __ способные передавать заряд, называются __________________________. К хорошим проводникам относятся фарфор, металлы, резина, эбонит, растворы кислот, щелочей, солей, стекло. А если заряд ___ передается, то эти вещества называются ___________________________ (или ___________________). Диэлектриками являются, фарфор, металлы, резина, эбонит, растворы кислот, щелочей, солей, стекло, пластмассы, воздух.

Учитель: Я предлагаю внимательно пронаблюдать за поведением подвешенной на нити гильзы при приближении к ней наэлектризованной палочки. Поможет продемонстрировать опыт один из учеников, а вы повторяйте за нами.

- Зарядим гильзу положительным зарядом

- Поднесем к ней, не прикасаясь палочку с противоположным зарядом.

Гильза приходит в движение, хотя палочка ее не касается.


Вопрос классу: как объяснить это необычное явление? Как передается взаимодействие наэлектризованных тел?

Учащиеся выдвигают гипотезы, которые затем обсуждаются всем классом.


Учитель: (Слайд) Подобные опыты по изучению взаимодействия электрических зарядов занимались английские ученые Майкл Фарадей и Джеймс Максвелл. Было установлено, что вокруг наэлектризованной палочки обнаруживается электрическое поле, которое действует на легкие кусочки бумаги, гильзу и т.д., вызывая их движение. Электрическое поле, невозможно увидеть или воспринять каким – либо органом чувств. Обнаружить его существование можно только по его действию на другие электризованные тела. Так, эбонитовая палочка в результате трения о шерсть приобретает свойство образовывать электрическое поле. Заряд является источником электрического поля, т.е. вокруг любого электрического заряда существует электрическое поле.

Учитель: Готовы ли вы ответить на какой-нибудь из вопросов на доске? (Отвечают на 6-7 вопрос, данные вопросы стираются с доски)

IVФизкультминутка

Соберите пазл , вложенный в вашу тетрадь – проект и запишите получившееся предложение(У каждого ученика только лишь по два слова, необходимо приклеить на стенд слова в нужной последовательности)

(Электрическое поле – это форма материи, посредством которой осуществляется электрическое взаимодействие заряженных тел, оно окружает любое заряженное тело и проявляет себя по действию на заряженное тело).

V Применение знаний и умений в новой ситуации

Учитель: Электрическое поле, окружающее один из зарядов, действует с некоторой силой на другой. Это мы наблюдали по отклонению гильзы от палочки. Чтобы ответить на вопрос, от чего зависит величина этой силы, проделаем опыт по отклонению заряженной гильзы от наэлектризованного тела.

Для демонстрации опыта мне нужны два помощника.

Демонстрация опыта о направлении и величины заряда электрической силы

Учащиеся, анализируя опыт, самостоятельно дают ответ, что величина этой силы зависит от расстояния между заряженными телами и величины зарядов, находящихся на электризованном теле.

(Для конкретизации представлений о силовых линиях электрического поля проведем демонстрацию опытов с султанчиками).

VI Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Учащиеся выполняют тестирование в тетрадях - проектах и делают самопроверку с выставлением набранных баллов и оценки.

VII этап

Подведение итогов учебной деятельности, домашнее задание.

Д/З П. 26,27 прочитать. Ответить на вопросы стр. 80,82. Упр. 19 стр.82 ИЛИ Р.Т 26.1-27.4

Дополнительно: посмотреть дома на сайте www.galileo_tv.ru фильм «Эксперимент. Электрочистка».

VIII Рефлексия

Волшебная лестница знаний”: (Слайд)

- Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание по “Волшебной лестнице знаний”:

1-я ступенька - испытываю затруднения;

2-я ступенька - усвоил новые знания, но ещё нужна помощь;

3-я ступенька - усвоил новые знания и научился применять их.


Литература.

1.Перышкин А.В.Физика. 8 кл.: учеб. Для общеобр.учреждений/ А.в. Перышкин. М.: Дрофа, 2013. 237, ил.

2. Перышкин А.В. Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.А. Перышкина и др. «Фзизика. 8 кл» / А.В. Перышкин; сост. Г.А. Лонцова. 9-е изд., перераб. И доп. М.: Экзамен, 2013. 269с.

3. Чеботарева А.В. Тесты по физике. 8 кл.: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 8 кл.» / А.В. Чеботарева. М.: Экзамен, 2010. 192 с.

4.Пелагейченко Н.Л. «Физика. 8 кл.асс: планы – конспекты уроков / Н.Л. Пелагейченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 209с.

5. Е.М. Гутник. Физика. 8 кл. Методическое пособие / Е.М. Гутник, О.А. Черникова. – М.: Дрофа, 2016. – 221с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.