Урок географии в 6 классе «Земля – планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса»
ГКОУ УР «Каракулинская школа для обучающихся с ОВЗ»
План-конспект урока по географии в 6 классе
Тема: «Земля – планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса»
Тип урока. Комбинированный.
Цель урока. Создание условий для формирования у обучающихся способности к открытию новых знаний через поиск необходимой информации из текстовых источников, выполнение практических заданий. Организация условий, инициирующих способности осуществлять самооценку собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.
Задачи:
Образовательные: собрать доказательства шарообразности Земли; провести эксперименты (опыты) в пользу шарообразности. Сделать вывод по результатам исследования.
Коррекционно – развивающие: развивать силу и устойчивость внимания;
словесно-логическую, образную и зрительную память, используя наглядный материал;
расширять активный словарь посредством знакомства с новыми терминами.
Воспитательные: Воспитывать у обучающихся чувство патриотизма за нашу страну; воспитывать активность, интерес к предмету.
Основные термины, понятия. Земля - шар, Советский Союз, искусственный спутник Земли.
Оборудование:
- Учебник географии для 6 класса, рабочая тетрадь.
- Портреты космонавтов Ю.А. Гагарина и В. Терешковой,
- Карточки-задания, презентация, теллурий,
- Виталий Бианки — Кузяр-Бурундук и Инойка-Медведь: Сказка [электронный ресурс]План урока
Организационный момент - 2 мин.
Повторение изученного материала – 5 мин.
Актуализация знаний - 2 мин.
Целеполагание – 3 мин.
Открытие нового знания – 20 мин.
Применение новых знаний – 8 мин.
Рефлексия – 3 мин.
Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока: | ||||||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||
Организацион- ный момент. | Приветствие. Психологический настрой на урок. Географическая разминка: Угадай слово. | Доклад дежурного о готовности класса к уроку. География. | ||||||||
Повторение изученного материала: | 1. Фронтальный опрос: - Чем отличаются планеты и звезды? (1 гр.) - Вокруг какой звезды вращается наша планета? (3 гр.) - Что такое Солнечная система? (1 гр.) 2. Задание на карточке: соотнесите стрелками понятия и их объяснение.
- Чем отличается Земля от других планет? (2 гр.) - Какие планеты вы знаете? (всем) Молодцы, знаете планеты. | - Планета – это остывшее небесное тело, а звезда – это раскаленный огненный шар. - Вокруг Солнца. - Это Солнце и планеты, которые движутся вокруг него. Выполняют задания. (индивидуальная работа с Д.) Дают ответы: - только на Земле есть жизнь. - называют планеты по цепочке | ||||||||
Актуализация знаний | Прием: «Лови ошибку» - Земля – это планета. - Земля держится на 3 китах. - Земля плоская. - Земля вращается вокруг Солнца. - Валентина Терешкова – первый космонавт. Давайте попробуем понять, о чем пойдет речь на уроке? Формулируем тему урока: «Земля – планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса». | Когда звучит неверное утверждение – хлопают в ладоши. Речь пойдет о планете Земля, о ее форме, о космонавтах. Записывают в тетрадь. | ||||||||
Целеполагание. | Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока. Предоставляет «конфликтный» материал, создаёт готовность к предстоящей деятельности. Видеоматериал Виталий Бианки — Кузяр-Бурундук и Инойка-Медведь: Сказка [электронный ресурс]. Учебная задача: Почему Кузяр-Бурундук первым увидел восход Солнца? | Анализируют, предполагают, высказывают мнение об увиденном. | ||||||||
5. Открытие нового знания. | Рассказ учителя: Мы с вами живем в одном из уголков Солнечной системы на планете Земля. Она движется вокруг огромного газового шара - Солнца. Земля находится на третьем месте от Солнца среди других планет. Путь вокруг Солнца наша планета проходит за один год. Земля вращается на только вокруг Солнца, но и вокруг собственной оси. Поворот вокруг своей оси наша планета делает за сутки. В древности люди не знали, какую форму имеет Земля. Работа со слайдами: «Земля на трех китах», «Земля на трех слонах и черепахе». Опишите, что увидели на слайдах. - Скажите, что влияло на представление людей о форме Земли? Работа с учебником: Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. - найти в тексте учебника и узнать информацию о том, какими были первые доказательства о шарообразности Земли. (показ с помощью теллурия лунных затмений). Беседа по вопросам: - Как люди начали узнавать, что Земля выпуклая, а не плоская? - Кто первый подтвердил, что Земля имеет форму шара? Запись в тетрадь: (доказательства шарообразности Земли) Из-за выпуклости Земли при удалении от причала у корабля сначала исчезает на линии горизонта корпус, а потом мачта, а при возвращении домой – сначала мачта, а потом корпус. Кругосветное путешествие Магеллана. Круглая тень от Земли, отбрасываемая на поверхность Луны. Рассказ учителя: В 20 веке начались исследования космоса. Фотографии нашей планеты, сделанные со спутников, показали всем, что Земля – шар. Об освоении космоса люди мечтали давно, и только в наше время их мечта осуществилась. Первый искусственный спутник Земли был запущен в Советском Союзе 4 октября 1957 года. Запись в тетради: 4 октября 1957 г. – запущен первый искусственный спутник Земли. Словарная работа: Советский Союз – государство, в состав которого Россия входила с 1922 по 1991 год. Работа с учебником: откройте учебники на стр. 98, прочитайте. Беседа по вопросам: - Какой следующий спутник был запущен в космос? - Когда в космос полетел первый человек? - Кто это был? - Расскажите о первом полете Ю. А. Гагарина. (показ портрета) Какой увидел Ю.А. Гагарин из космоса Землю? Это четвертое доказательство шарообразности Земли. - Кто первый побывал на Луне? Рассказ учителя о Валентине Терешковой (показ портрета) Кратко проговорив материал, сделать основные выводы по теме урока: сл. 16. | Слушают рассказ учителя. Рассматривают слайды, комментируют. находят и узнают информа-цию, передают своими словами содержание. Просмотр слайдов. Слушают учителя. Делают запись. Читают, записывают. Читают. (Д. половину) - спутник с собакой. 12 апреля 1961 года Ю.А. Гагарин. Рассказывают по тексту учебника. - американские астронавты. Слушают рассказ. Задают вопросы. | ||||||||
6. Применение нового знания | 1. Стр. 84 в рабочей тетради, задание 4. (найти ошибку). Стр. 84, задание 6. Составь предложения из перепутавшихся слов. 2. - Чем отличались взгляды на форму Земли в представлении древних людей и современные? - Какое доказательство шарообразности Земли наиболее убедительное? | выполняют задания. (Д. выполняет задание 5). Отвечают на вопросы | ||||||||
7. Рефлексия. | К доске прикреплены смайлики: 1.Улыбающееся, радостное лицо (Оценка-5); 2. Спокойное, слегка задумчивое лицо (Оценка-4); 3.Лицо грустное, с опущенными бровями (Оценка-3) | Ученики прикрепляют свои жетоны, справедливо оценивая степень своей активности на уроке. | ||||||||
8. Домашнее задание: | Обучающиеся 1 и 2 групп выполняют задание 9 на стр. 85 (составить устный рассказ по опорным словам) 3 группа – задание 2 стр. 83 (вставь вместо картинок нужные слова). Вечером посмотреть на фазы Луны. | Слушают объяснения учителя. |
Задание на карточке: соотнесите стрелками понятия и их объяснение:
Космос | Холодное, остывшее небесное тело |
Астрономия | Бесконечное пространство, которое окружает Землю |
Атмосфера | Наука, изучающая Солнце, звезды, планеты. |
Планета | Слои воздуха, которые окружают Землю |