Конспект урока и презентация «Вводные и вставные конструкции» (8 и 11 классы)

5
0
Материал опубликован 1 April 2016

Пояснительная записка к презентации

Тема урока:  Вводные и вставные конструкции

Класс: 8 и 11 классы

Тип урока: изучение нового (2 часа)

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с понятием «вводная конструкция»
  • Дать представление о видах вводных конструкций
  • Учить отличать вводные конструкции от их «двойников»
  • Представить алгоритм действий по нахождению вводных конструкций в тексте
  • Дать представление о типах заданий ЕГЭ и ОГЭ, связанных с вводными конструкциями

Оборудование: презентация, памятки, рабочие листы (см. приложение), словари трудных случаев.

План урока

Приветствие, организационный момент

Переход к теме урока (коммуникативная атака). Слайды 1-4. Что изображено на этих рисунках? Что общего между всеми этими предметами? (Это конструкции)

Сообщение темы и целей урока (слайд №5)

Слайд № 6. Работа с определением: какие слова являются для Вас ключевыми, главными? К какому выводу мы можем прийти, если запомним, что вводные конструкции грамматически не связаны с предложением? Обратите внимание на памятки, которые я Вам приготовила.

Слайд 7-10. Наблюдение над значениями вводных конструкций.

Слайд 11-16. Знакомство с видами вводных конструкций. Работа с памяткой (приложение 1). Обратите внимание, в чем отличие в знаках препинания, выделяющих вводные и вставные конструкции.

Слайд № 17-31. Представление о том, как можно отличить вводные конструкции от их «двойников». Работа с памяткой.

Слайд 32-37. Работа с алгоритмом выполнения тестовых заданий по нахождению вводных конструкций в тексте. Запись в СТС.

Слайд 38-48. Выполнение тестовых заданий (в 11 классе или сильном 8 первые 5 делаются вместе, остальные - на оценку, в 8 среднем все задания выполняются коллективно)

Работа в рабочих листах (дифференцированно). Возможна работа 3 человек у доски.

Рефлексия

Слайд № 49 Домашнее задание: написать ответ Омару Хайяму, используя вводные конструкции, закончить работу с рабочими листами (приложение 2).

 

Приложение 1 Памятка

Запомни: это тебе пригодится на экзамене!

1.Вводные конструкции грамматически не связаны с предложением, поэтому их легко можно «изъять» оттуда, не причинив вреда смыслу.

Сравни:

Неподалёку в пыли купались дворовые собаки, жители дома не прогоняли их и (3) напротив (4) даже не без удовольствия наблюдали эту картину.

Огромный пустырь простирался почти (1) напротив (2) дома.

2.К вводным конструкциям относятся:

Вводные слова (например, а именно, следовательно, значит, , к радости, к удивлению, естественно, без сомнения, бесспорно, безусловно, разумеется, конечно и т.д.)

Вводные словосочетания (так сказать, одним словом, таким образом, по мнению ученых, по данным исследований и т.д.)

Вводные предложения (вводные предложения отличаются от вводных слов тем, что имеют грамматическую основу, сравните: по сообщению газет - вводные словосочетания, как сообщают газеты - вводное предложение)

К ним примыкают вставные конструкции ( их легко узнать, они выделены скобками или тире с обеих сторон и содержат добавочные замечания: Все попросили отца спеть (у него был чудный тенор).

3.Вводные конструкции всегда обособляются, т.е. выделяются запятыми

4.Никогда не бывают вводными: авось, буквально, будто, большей частью, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, весьма, в конечном счёте, вот, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы

5.Всегда вводные: наверное, по-моему, по-вашему,, во-первых, во-вторых, следовательно, словом, к счастью, конечно, вероятно, итак, по-видимому, пожалуйста, впрочем

6.Различай:

Вводное

Не вводное

однако

В середине и конце простого предложения

В начале предложения или в начале одной из частей сложного предложения (= НО)

наконец

Указывает на порядок следования мысли (=и еще, = и вдобавок)

= после всего, напоследок, под конец

таким образом

= итак, следовательно

= таким способом

так

=например

= поэтому

 

Приложение 2

Рабочий лист

Вариант 1

Расставьте знаки препинания:

Ученик 6 "Б" класса Никита Прыщиков был несомненно лентяем. Естественно его лень приводила к получению плохих оценок в школе, и поэтому он конечно был еще и двоечником. Вообще он мог иногда бороться со своей ленью и тогда к радости всех учителей получал "четверки", однако желание перебороть себя возникало у Никиты не часто. Кстати его лень распространялась только на выполнение домашних заданий и может быть еще на некоторые неприятные обязанности по дому например мытье посуды и уборку комнаты. Зато у Никиты было время и силы на шалости, компьютерные игры и безусловно на футбол. Собственно против посещения школы Прыщиков ничего не имел, некоторые уроки в частности физкультура и рисование даже доставляли удовольствие, но математика и главным образом русский язык доставляли невыносимые страдания. Прежде всего он не всегда верно понимал правило, а воспринимал его по-своему, как ему казалось точнее. Далее Никита не мог применить это правило на практике значит допускал уйму ошибок. Возможно ему требовалось на понимание материала больше времени, но его-то у Никиты и не было. Придя из школы, он прежде всего включал компьютер и по крайней мере час играл в интересную и полезную с его точки зрения игрушку. Потом он бежал во двор и играл в футбол, демонстрируя несомненно присущие мальчику ловкость и быстроту реакции. Он действительно любил спорт, и потом мальчишке необходимо бегать и прыгать, в конце концов он должен вырасти сильным и крепким. Сидеть дома и читать скучные книжки значит стать вялым и слабым, а это в свою очередь может привести к болезням. В самом деле разве футбол не важнее книжек? Эти свои мысли Никита излагал отцу, и тот в свою очередь поддерживал сына и защищал от мамы, которая наоборот считала самым главным "пятерки" в дневнике.

Далее Никита отдыхал, смотрел телевизор или опять играл на компьютере. После этого на уроки оставалось как раз 30 минут, ведь мама требовала ложиться в постель не позже чем в 21.30. И вот именно в эти полчаса на Никиту нападала лень, во всяком случае это состояние можно было назвать только так. Мальчик вяло перебирал страницы учебников главным образом пытаясь вспомнить о чем говорили в классе и убедив себя что и так все помнит закрывал книги. Таким образом уроки оставались в конечном счете не сделанными, а среди учителей крепло мнение, что Никита Прыщиков несомненно лентяй. Вы верно так не думаете?

 

Вариант 2

Расставьте знаки препинания

К сожалению я не могу сказать точно когда впервые узнала о правилах постановки знаков препинания при вводных словах. Я кажется всегда знала что это один из самых трудных разделов пунктуации но правда даже не подозревала что это настолько трудно. Запомнить что при вводных словах ставятся запятые с двух сторон казалось не очень трудным однако между прочим обнаружилось что существует ряд особенностей, которые в свою очередь надо специально запоминать.

Во-первых оказалось что список вводных слов удивительно огромен и существуют целые группы вводных слов. Прежде всего надо было запомнить эти группы а потом научиться классифицировать собственно вводные слова. Именно в процессе классификации происходят первые а главное неприятные ошибки. Многие склонны либо запоминать не все слова а лишь самые легкие либо наоборот сильно увеличивать для себя эти списки.

Во-вторых к моему изумлению выяснилось что бывают слова которые могут быть как вводными так и нет. В тексте учебника я обнаружила множество уточнений а главное специальных примечаний на что раньше между прочим внимания не обращала. Для овладения этим разделом правила кстати я просто составила ряд предложений в которых использовала указанные в справочниках слова например "наконец", "собственно", "значит". Это была очень веселая работа а значит полезная. Я и теперь не помню всех примеров Розенталя однако прекрасно вспоминаю свои собственные главным образом смешные.

В-третьих мелким шрифтом были перечислены не меньше чем 20 слов не являющихся вводными среди которых в свою очередь я нашла 15 которые всегда обособляла на письме. Вооружившись листами бумаги я естественно переписала эти слова крупным шрифтом в количестве 10 экземпляров и развесила на самых посещаемых точках квартиры в частности на зеркалах. Теперь даже рассматривая себя в зеркале я буду повторять правила русского языка. Не один а наверное пять раз в день я вынуждена была проглядывать свои записки и наконец запомнила и текст правил и сами вводные слова назубок.

Таким образом теперь я могу считаться настоящим экспертом в области вводных слов. Это с одной стороны приятно а с другой мне стало намного сложнее. Ведь в наших газетах сплошь и рядом попадаются безграмотные статьи, читать которые конечно интересно но безусловно неприятно. Многим журналистам в самом деле кажется что правила русского языка установлены только для сдачи экзаменов при поступлении на факультет журналистики МГУ поэтому после поступления они перестают их повторять что в конечном счете приводит к появлению статей нарушающих по-моему права каждого образованного человека в стране.

 

Вариант 3

Расставьте знаки препинания там, где это необходимо:

Портреты висели_ напротив зеркала.

Напротив_ он даже не изменился в лице.

С одной стороны_ я с вами полностью согласен.

С одной стороны_ на монете был изображен двуглавый орел.

Правда_ всегда лучше лжи.

Я_ правда_ был несколько удивлен этой новостью.

Весной_ возможно_ наводнение.

Весной_ возможно_ будет наводнение.

Уже все в нашем городе_ говорят_ об этом.

В Греции_ говорят_ все есть.

Может быть_ вы изволили выразиться так для красоты слога? (Гоголь).

По сообщениям синоптиков_ на следующей неделе будет похолодание.

Как говорят ученые_ нас ожидает глобальное потепление.

Поезд отправляется через час_ следовательно_ нам нужно выходить из дома.

К счастью_ Печорин был погружен в задумчивость (Лермонтов).

Мы собрались здесь_ во-первых_ для того, чтобы решить вопрос о сроках работы.

Он застрелиться_ слава богу_ попробовать не захотел… (Пушкин) .

Конечно_ вы не раз видали уездной барышни альбом (Пушкин).

Вы_ одним словом_ легко отделались.

Итак_ теперь можно сделать вывод.

Вы ничуть не мешаете мне, – возразил он, – извольте себе стрелять, а_ впрочем_ как вам угодно; выстрел ваш остается за вами; я всегда готов к вашим услугам (Пушкин).

Она очень долго страдала после разлуки, но_ как известно, время лечит любые раны.

Ветер_ однако_ был сильный.

Федя принес цветы_ однако_ Маше это не понравилось.

Сильный, однако_ теплый ветер дул в окно.

Хорошее воспитание_ как известно_ получается в пансионах (Гоголь).

Впрочем_ бывают разные усовершенствования и изменения в методах… (Гоголь).

Вы_ непременно_ должны к нам приехать.

Я взял со стола_ как теперь помню_ червонного туза и бросил кверху (Лермонтов).

Впрочем_ и сам генерал Хвалынский о своем служебном поприще не любил говорить; на войне он_ кажется_ не бывал (Тургенев).

Одичаешь_ знаете_ если будешь все время жить взаперти (Гоголь).

Вероятно_ он был человек признательный и хотел заплатить этим за хорошее обращение.

Вы_ якобы_ должны были явиться к нему в кабинет и доложить о поездке.

Да_ признаюсь_ я сам так думал.

Я_ все-таки_ решил поступить по-своему.

Иван Петрович_ знаете ли_ был человеком необыкновенным.

Никто к нему_ разумеется_ не ездил (Тургенев).

Глеб_ насколько я знал_ хорошо учился в брянской гимназии (Паустовский).

Но_ быть может_ читателю уже наскучило сидеть со мною у однодворца Овсянникова, и потому я красноречиво умолкаю (Тургенев).

Мой приход_ я это мог заметить_ сначала несколько смутил гостей.

Однако_ политический процесс стал развиваться иным путем.

В прошлом своем отчете я поторопился сообщить Вам, что эту проблему нам_ наконец-то_ удалось решить.

Опыты превращений, вокруг нас бывших, имели_ без сомнения_ сильное влияние на мысли большей части людей, ими занимающихся (М. М. Сперанский).

Группа пограничников во главе с офицером направилась к нарушителям с намерением, как это_ бывало_ ранее, заявить протест и потребовать, чтобы они покинули территорию.

Доработка соглашения займет_ видимо_ еще несколько месяцев.

Во-вторых_ в сфере международного туризма немало злоупотреблений.

Впрочем_ если оставаться приверженным духу и букве этого документа, иного и быть не могло.

Мы все хорошо знаем, и здесь все хорошо знают, что на западном, или_ как говорят_ втором фронте, было сосредоточено около 1,5 млн. войск союзников и где-то 560 тыс. немецких войск.

Этот скромный, символический жест_ мне кажется_ исполнен глубокого смысла.

К счастью_ упомянутые выше примеры — исключение, а не правило.

Повышенная ценность багажа_ может быть_ заявлена на определенные виды предметов.

Основание сему_ очевидно: когда разум начинает распознавать цену свободы, он отметает с небрежением все детские_ так сказать_ игрушки, коими забавлялся он в своем младенчестве

Правда_ говорил со мной вежливо, не принуждал ни к чему, и у меня, помню, было такое впечатление, что он на все эти обвинения смотрит несерьезно.

Но в нашем деле_ правда_ быстро вышла наружу, и нас вскоре освободили.


Здесь будет файл: /data/edu/files/b1459535977.ppt (Презентация)

Предварительный просмотр презентации

Что это?

Вводные конструкции - Что это? - Какие они? - Как их отличить от "двойников"? Зачем их знать? Решаем А22, В5

Что это? Конструкции, грамматически не связанные с предложением (не являются членами предложения), содержащие отношения говорящего к речи или заключающие в себе добавочные замечания.

Степень уверенности//неуверенности Да, я, пожалуй, странный человек, Другим - на диво. М. Цветаева

Порядок оформления мысли Ведь, если звезды зажигают- Значит-это кому-нибудь нужно? Значит- это необходимо, чтобы каждый Вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?! В.В.Маяковский

Привлечение внимания Дни осени - баней воняют, а мне цветут, извините, - розы, и я их, представьте, обоняю. В.В. Маяковский

Разъяснение, добавочный комментарий И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?) , ... А.А. Блок

Какие они?

Слова (1 слово) На московских изогнутых улицах Умереть, знать, судил мне Бог... С.А. Есенин

Словосочетания (2 и >более слов) И когда с другим по переулку Ты пройдёшь, болтая про любовь, Может быть, я выйду на прогулку, И с тобою встретимся мы вновь. С.А. Есенин

Предложения (условно есть грамматическая основа) Вы ушли, как говорится, в мир иной. Пустота,- летите, в звезды врезываясь... В.В.Маяковский

Вставные конструкции Вижу я ночь твоей родины дальней, Яркое небо в пылающих звёздах! (Ах, там созвездия блещут кристальней, Ах, там живей и томительней воздух!) В. Брюсов

Подсказка №1: вставные конструкции можно легко узнать, т.к. они выделяются тире или скобками

Как отличить от "двойников"?

Подсказка №2: Вводные конструкции можно убрать без ущерба для смысла

1) Снегопад, казалось, не кончится никогда. 2) И всем казалось, что радость будет... А.А. Блок Как отличить ? + + + + + + +

Подсказка №3: никогда не бывают вводными: Буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счёте, вот, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы, большей частью, весьма.

Подсказка №4: Однако вв. слово Стоит - в конце - в середине простого предложения НЕ вв. слово = НО Стоит - в начале самостоятельного предложения -в начале одной из частей сложного предложения

Вводное слово Туманные полосы начинали, ОДНАКО, алеть. М.Ю. Лермонтов + + + + + + + + + + + + + +

НЕ вв. слово = НО Мы не надеялись никогда более встретится, однако встретились. М.Ю. Лермонтов

Подсказка № 5: Наконец вв. слово - указывает на порядок оформления мыслей = и ещё, да и наконец НЕ вв. слово имеет пространственное или временное значение = после всего, напоследок, в конце концов

Вводное слово Наконец, последнее, на что удалось обратить внимание... + + + + + + + + + + + + + +

НЕ вводное слово В ближайшее время этот проект наконец будет завершён. Как скоро?

Как отличить от "двойников"?

Подсказка №6: Кажется (казалось) НЕ вв. слово - часть сказуемого (искать продолжение сказуемого) Земля мне кажется верней... А.С. Пушкин

Подсказка №6: Кажется (казалось) НЕ вв. слово - дальше следует придаточная часть СПП

Подсказка №6: Кажется (казалось) НЕ вв. слово Кажется , что сейчас грянет гром . [ ] ЧТО? ( )

Подсказка №6: Сравним Кажется , что сейчас грянет гром . [ ] ЧТО? ( ) Он, кажется , уже пришёл. + + + + + + +

Зачем это знать ? Готовимся к ГИА и ЕГЭ

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Готовимся к ГИА и ЕГЭ Ответ ? Огромный пустырь простирался (1)напротив (2) дома. Неподалёку в пыли купались дворовые собаки, жители не прогоняли их и (3) напротив (4) с удовольствием наблюдали эту картину. Ответ: 3, 4

Шаг №1 Как решить ? Проверьте, связано ли слово с предложением ГРАММАТИЧЕСКИ (отвечает ли на ВОПРОС?)

Шаг №2 Как решить ? Убедитесь, что слово (с|c) не входит в группу слов, которые НИКОГДА не являются вводными словами.

Шаг №3 Как решить ? Опустите КОНСТРУКЦИЮ, посмотрите: изменится ли смысл?

Шаг №4 Как решить ? Помните о словах-двойниках ОДНАКО, НАКОНЕЦ и др.

Тестовые задания 1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? За ближайшими холмами (1) как доложил наблюдатель (2) передвигались немецкие войска. Однако (3) идти им до нашей высотки (4) примерно (5) около часа. а) 1, 2, 3, 4, б) 1, 2 в) 1, 2, 3 г) 1, 2, 4, 5

Тестовые задания 2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Ты (1) должно быть (2) мечтатель. Однако (3) попробуем поработать — может быть (4) удастся что-нибудь из тебя сделать. а) 1, 2, 3, 4 б) 1, 2, 3 в) 1, 2, 4 г) 2, 3, 4

Тестовые задания 3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Мандельштаму (1) почему-то (2) нравилось (3) по-моему (4) бессмысленное упрямство Брюсова. а) 1, 2, 3, 4 б) 1, в) 3,4 г) 3

Тестовые задания 4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Эту поэму Иван Николаевич сочинил в очень короткий срок, но (1) к сожалению (2) ею редактора нисколько не удовлетворил. Редактор (3) напротив (4) был чрезвычайно разгневан. а) 1, 2, 3, 4 б) 1, 2 в) 3, 4 г) 2, 3, 4

Тестовые задания 5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Его другом я (1) конечно (2) не была. Но у Гумилева (3) вообще (4) не было друга. а) 1, 2, 3, 4 б) 1, 2 в) 3, 4 г) 1, 2, 4

Тестовые задания 6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Тёмное небо над освещённой улицей (1) казалось (2) чёрным, тяжёлым пологом. Солнце и (3) казалось (4) само небо прятались за скалами. а) 1, 2, 3, 4; б) 1, 2; в) 3, 4; г) 2, 4

Тестовые задания 7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? За дальним лесом стало (1) видно (2) озеро. Около него было пустынно. Жители деревни (3) видно (4) не очень любили это глухое место. а) 1, 2, 3, 4; б) 1, 2; в) 3, 4; г) 2, 4

Тестовые задания 8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Как гласит народная мудрость (1) правда (2) ни в огне не горит, ни в воде не тонет. Не все люди (3) правда (4) осознают глубокий смысл этой пословицы. а) 1, 2, 3, 4; б) 1, 2; в) 1, 3, 4; г) 2, 4

Тестовые задания 9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) видимо (4) от внезапно вспорхнувшей с ветки птицы. а) 1, 2, 3, 4; б) 1, 2, 3; в) 3, 4; г) 1, 4

Тестовые задания 10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Сегодня (1) кажется (2) будет дождь. Небо перед дождём (3) кажется (4) подёрнутым серой дымкой. а)1, 2, 3, 4; б) 1, 2; в) 3, 4; г) 2, 4

Проверь себя: 1 - б; 2 - в; 3 - в; 4 - а; 5 - б; 6 - в; 7 - в; 8 - в; 9 - в; 10 - б

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации