Конспект урока и презентация «Вводные и вставные конструкции» (8 и 11 классы)
Пояснительная записка к презентации
Тема урока: Вводные и вставные конструкции
Класс: 8 и 11 классы
Тип урока: изучение нового (2 часа)
Цели урока:
- Познакомить учащихся с понятием «вводная конструкция»
- Дать представление о видах вводных конструкций
- Учить отличать вводные конструкции от их «двойников»
- Представить алгоритм действий по нахождению вводных конструкций в тексте
- Дать представление о типах заданий ЕГЭ и ОГЭ, связанных с вводными конструкциями
Оборудование: презентация, памятки, рабочие листы (см. приложение), словари трудных случаев.
План урока
Приветствие, организационный момент
Переход к теме урока (коммуникативная атака). Слайды 1-4. Что изображено на этих рисунках? Что общего между всеми этими предметами? (Это конструкции)
Сообщение темы и целей урока (слайд №5)
Слайд № 6. Работа с определением: какие слова являются для Вас ключевыми, главными? К какому выводу мы можем прийти, если запомним, что вводные конструкции грамматически не связаны с предложением? Обратите внимание на памятки, которые я Вам приготовила.
Слайд 7-10. Наблюдение над значениями вводных конструкций.
Слайд 11-16. Знакомство с видами вводных конструкций. Работа с памяткой (приложение 1). Обратите внимание, в чем отличие в знаках препинания, выделяющих вводные и вставные конструкции.
Слайд № 17-31. Представление о том, как можно отличить вводные конструкции от их «двойников». Работа с памяткой.
Слайд 32-37. Работа с алгоритмом выполнения тестовых заданий по нахождению вводных конструкций в тексте. Запись в СТС.
Слайд 38-48. Выполнение тестовых заданий (в 11 классе или сильном 8 первые 5 делаются вместе, остальные - на оценку, в 8 среднем все задания выполняются коллективно)
Работа в рабочих листах (дифференцированно). Возможна работа 3 человек у доски.
Рефлексия
Слайд № 49 Домашнее задание: написать ответ Омару Хайяму, используя вводные конструкции, закончить работу с рабочими листами (приложение 2).
Приложение 1 Памятка
Запомни: это тебе пригодится на экзамене!
1.Вводные конструкции грамматически не связаны с предложением, поэтому их легко можно «изъять» оттуда, не причинив вреда смыслу.
Сравни:
Неподалёку в пыли купались дворовые собаки, жители дома не прогоняли их и (3) напротив (4) даже не без удовольствия наблюдали эту картину.
Огромный пустырь простирался почти (1) напротив (2) дома.
2.К вводным конструкциям относятся:
Вводные слова (например, а именно, следовательно, значит, , к радости, к удивлению, естественно, без сомнения, бесспорно, безусловно, разумеется, конечно и т.д.)
Вводные словосочетания (так сказать, одним словом, таким образом, по мнению ученых, по данным исследований и т.д.)
Вводные предложения (вводные предложения отличаются от вводных слов тем, что имеют грамматическую основу, сравните: по сообщению газет - вводные словосочетания, как сообщают газеты - вводное предложение)
К ним примыкают вставные конструкции ( их легко узнать, они выделены скобками или тире с обеих сторон и содержат добавочные замечания: Все попросили отца спеть (у него был чудный тенор).
3.Вводные конструкции всегда обособляются, т.е. выделяются запятыми
4.Никогда не бывают вводными: авось, буквально, будто, большей частью, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, весьма, в конечном счёте, вот, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы
5.Всегда вводные: наверное, по-моему, по-вашему,, во-первых, во-вторых, следовательно, словом, к счастью, конечно, вероятно, итак, по-видимому, пожалуйста, впрочем
6.Различай:
Вводное |
Не вводное |
однако |
|
В середине и конце простого предложения |
В начале предложения или в начале одной из частей сложного предложения (= НО) |
наконец |
|
Указывает на порядок следования мысли (=и еще, = и вдобавок) |
= после всего, напоследок, под конец |
таким образом |
|
= итак, следовательно |
= таким способом |
так |
|
=например |
= поэтому |
Приложение 2
Рабочий лист
Вариант 1
Расставьте знаки препинания:
Ученик 6 "Б" класса Никита Прыщиков был несомненно лентяем. Естественно его лень приводила к получению плохих оценок в школе, и поэтому он конечно был еще и двоечником. Вообще он мог иногда бороться со своей ленью и тогда к радости всех учителей получал "четверки", однако желание перебороть себя возникало у Никиты не часто. Кстати его лень распространялась только на выполнение домашних заданий и может быть еще на некоторые неприятные обязанности по дому например мытье посуды и уборку комнаты. Зато у Никиты было время и силы на шалости, компьютерные игры и безусловно на футбол. Собственно против посещения школы Прыщиков ничего не имел, некоторые уроки в частности физкультура и рисование даже доставляли удовольствие, но математика и главным образом русский язык доставляли невыносимые страдания. Прежде всего он не всегда верно понимал правило, а воспринимал его по-своему, как ему казалось точнее. Далее Никита не мог применить это правило на практике значит допускал уйму ошибок. Возможно ему требовалось на понимание материала больше времени, но его-то у Никиты и не было. Придя из школы, он прежде всего включал компьютер и по крайней мере час играл в интересную и полезную с его точки зрения игрушку. Потом он бежал во двор и играл в футбол, демонстрируя несомненно присущие мальчику ловкость и быстроту реакции. Он действительно любил спорт, и потом мальчишке необходимо бегать и прыгать, в конце концов он должен вырасти сильным и крепким. Сидеть дома и читать скучные книжки значит стать вялым и слабым, а это в свою очередь может привести к болезням. В самом деле разве футбол не важнее книжек? Эти свои мысли Никита излагал отцу, и тот в свою очередь поддерживал сына и защищал от мамы, которая наоборот считала самым главным "пятерки" в дневнике.
Далее Никита отдыхал, смотрел телевизор или опять играл на компьютере. После этого на уроки оставалось как раз 30 минут, ведь мама требовала ложиться в постель не позже чем в 21.30. И вот именно в эти полчаса на Никиту нападала лень, во всяком случае это состояние можно было назвать только так. Мальчик вяло перебирал страницы учебников главным образом пытаясь вспомнить о чем говорили в классе и убедив себя что и так все помнит закрывал книги. Таким образом уроки оставались в конечном счете не сделанными, а среди учителей крепло мнение, что Никита Прыщиков несомненно лентяй. Вы верно так не думаете?
Вариант 2
Расставьте знаки препинания
К сожалению я не могу сказать точно когда впервые узнала о правилах постановки знаков препинания при вводных словах. Я кажется всегда знала что это один из самых трудных разделов пунктуации но правда даже не подозревала что это настолько трудно. Запомнить что при вводных словах ставятся запятые с двух сторон казалось не очень трудным однако между прочим обнаружилось что существует ряд особенностей, которые в свою очередь надо специально запоминать.
Во-первых оказалось что список вводных слов удивительно огромен и существуют целые группы вводных слов. Прежде всего надо было запомнить эти группы а потом научиться классифицировать собственно вводные слова. Именно в процессе классификации происходят первые а главное неприятные ошибки. Многие склонны либо запоминать не все слова а лишь самые легкие либо наоборот сильно увеличивать для себя эти списки.
Во-вторых к моему изумлению выяснилось что бывают слова которые могут быть как вводными так и нет. В тексте учебника я обнаружила множество уточнений а главное специальных примечаний на что раньше между прочим внимания не обращала. Для овладения этим разделом правила кстати я просто составила ряд предложений в которых использовала указанные в справочниках слова например "наконец", "собственно", "значит". Это была очень веселая работа а значит полезная. Я и теперь не помню всех примеров Розенталя однако прекрасно вспоминаю свои собственные главным образом смешные.
В-третьих мелким шрифтом были перечислены не меньше чем 20 слов не являющихся вводными среди которых в свою очередь я нашла 15 которые всегда обособляла на письме. Вооружившись листами бумаги я естественно переписала эти слова крупным шрифтом в количестве 10 экземпляров и развесила на самых посещаемых точках квартиры в частности на зеркалах. Теперь даже рассматривая себя в зеркале я буду повторять правила русского языка. Не один а наверное пять раз в день я вынуждена была проглядывать свои записки и наконец запомнила и текст правил и сами вводные слова назубок.
Таким образом теперь я могу считаться настоящим экспертом в области вводных слов. Это с одной стороны приятно а с другой мне стало намного сложнее. Ведь в наших газетах сплошь и рядом попадаются безграмотные статьи, читать которые конечно интересно но безусловно неприятно. Многим журналистам в самом деле кажется что правила русского языка установлены только для сдачи экзаменов при поступлении на факультет журналистики МГУ поэтому после поступления они перестают их повторять что в конечном счете приводит к появлению статей нарушающих по-моему права каждого образованного человека в стране.
Вариант 3
Расставьте знаки препинания там, где это необходимо:
Портреты висели_ напротив зеркала.
Напротив_ он даже не изменился в лице.
С одной стороны_ я с вами полностью согласен.
С одной стороны_ на монете был изображен двуглавый орел.
Правда_ всегда лучше лжи.
Я_ правда_ был несколько удивлен этой новостью.
Весной_ возможно_ наводнение.
Весной_ возможно_ будет наводнение.
Уже все в нашем городе_ говорят_ об этом.
В Греции_ говорят_ все есть.
Может быть_ вы изволили выразиться так для красоты слога? (Гоголь).
По сообщениям синоптиков_ на следующей неделе будет похолодание.
Как говорят ученые_ нас ожидает глобальное потепление.
Поезд отправляется через час_ следовательно_ нам нужно выходить из дома.
К счастью_ Печорин был погружен в задумчивость (Лермонтов).
Мы собрались здесь_ во-первых_ для того, чтобы решить вопрос о сроках работы.
Он застрелиться_ слава богу_ попробовать не захотел… (Пушкин) .
Конечно_ вы не раз видали уездной барышни альбом (Пушкин).
Вы_ одним словом_ легко отделались.
Итак_ теперь можно сделать вывод.
Вы ничуть не мешаете мне, – возразил он, – извольте себе стрелять, а_ впрочем_ как вам угодно; выстрел ваш остается за вами; я всегда готов к вашим услугам (Пушкин).
Она очень долго страдала после разлуки, но_ как известно, время лечит любые раны.
Ветер_ однако_ был сильный.
Федя принес цветы_ однако_ Маше это не понравилось.
Сильный, однако_ теплый ветер дул в окно.
Хорошее воспитание_ как известно_ получается в пансионах (Гоголь).
Впрочем_ бывают разные усовершенствования и изменения в методах… (Гоголь).
Вы_ непременно_ должны к нам приехать.
Я взял со стола_ как теперь помню_ червонного туза и бросил кверху (Лермонтов).
Впрочем_ и сам генерал Хвалынский о своем служебном поприще не любил говорить; на войне он_ кажется_ не бывал (Тургенев).
Одичаешь_ знаете_ если будешь все время жить взаперти (Гоголь).
Вероятно_ он был человек признательный и хотел заплатить этим за хорошее обращение.
Вы_ якобы_ должны были явиться к нему в кабинет и доложить о поездке.
Да_ признаюсь_ я сам так думал.
Я_ все-таки_ решил поступить по-своему.
Иван Петрович_ знаете ли_ был человеком необыкновенным.
Никто к нему_ разумеется_ не ездил (Тургенев).
Глеб_ насколько я знал_ хорошо учился в брянской гимназии (Паустовский).
Но_ быть может_ читателю уже наскучило сидеть со мною у однодворца Овсянникова, и потому я красноречиво умолкаю (Тургенев).
Мой приход_ я это мог заметить_ сначала несколько смутил гостей.
Однако_ политический процесс стал развиваться иным путем.
В прошлом своем отчете я поторопился сообщить Вам, что эту проблему нам_ наконец-то_ удалось решить.
Опыты превращений, вокруг нас бывших, имели_ без сомнения_ сильное влияние на мысли большей части людей, ими занимающихся (М. М. Сперанский).
Группа пограничников во главе с офицером направилась к нарушителям с намерением, как это_ бывало_ ранее, заявить протест и потребовать, чтобы они покинули территорию.
Доработка соглашения займет_ видимо_ еще несколько месяцев.
Во-вторых_ в сфере международного туризма немало злоупотреблений.
Впрочем_ если оставаться приверженным духу и букве этого документа, иного и быть не могло.
Мы все хорошо знаем, и здесь все хорошо знают, что на западном, или_ как говорят_ втором фронте, было сосредоточено около 1,5 млн. войск союзников и где-то 560 тыс. немецких войск.
Этот скромный, символический жест_ мне кажется_ исполнен глубокого смысла.
К счастью_ упомянутые выше примеры — исключение, а не правило.
Повышенная ценность багажа_ может быть_ заявлена на определенные виды предметов.
Основание сему_ очевидно: когда разум начинает распознавать цену свободы, он отметает с небрежением все детские_ так сказать_ игрушки, коими забавлялся он в своем младенчестве
Правда_ говорил со мной вежливо, не принуждал ни к чему, и у меня, помню, было такое впечатление, что он на все эти обвинения смотрит несерьезно.
Но в нашем деле_ правда_ быстро вышла наружу, и нас вскоре освободили.
Здесь будет файл: /data/edu/files/b1459535977.ppt (Презентация)