Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему «Вводные и вставные конструкции»
Предмет: русский язык
Тема: Вводные конструкции
Тип урока: комбинированный
Участники: ученики 8 класса
Цель:
содержательная: познакомить с понятием вводности, формировать умения и навыки постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями.
воспитательная: создать условия для воспитания чувства коллективизма, чувства ответственности за товарища по паре, по группе, способствовать формированию таких качеств, как отзывчивость, вежливость
развивающая: способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы, обеспечивать условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли, способствование развитию умений творческого подхода к решению практических задач.
Задачи:
– определить понятие ВВОДНЫЕ КОНСТРУКЦИИ как средство выражения субъективной оценки к высказыванию,
– познакомить со значениями вводных конструкций;
– формировать умения опознавать вводные конструкции в тексте, умения выразительного чтения предложений с интонацией водности.
Планируемый результат обучения: обучающиеся научатся выделять вводные конструкции в тексте, определять их значение, читать предложения с интонацией вводности.
Ресурсы: «Русский язык» 8 класс 1 часть, С.И. Львова; мультимедийное оборудование, карточки для индивидуальной и групповой работы, мел, магнитная доска.
Этап урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся |
Форма работа |
I этап. Организационный момент.
|
Здравствуйте! Садитесь! Все ли готовы к уроку? Всё ли необходимое есть на столах? Итак, улыбнемся друг другу – мы начинаем. - Напомните, пожалуйста, какой большой блок тем мы изучили и подвели итог? (обособленные члены предложения)(слайд №1) - В чем их особенность? Учащиеся отмечают, что обособленные члены уточняют, выделяют, сравнивают (слайд № 2) - А сегодня мы начинаем знакомство с новой группой синтаксических конструкций, которые называются ….(Вводные конструкции) (слайд № 3) |
Настраиваются на урок
Записывают в тетради число и тему урока |
Фронт. |
2 этап. Актуализация знаний |
- У нас самый первый урок по теме с чего мы должны начать? (слайд № 4) - А как это сделать? (учащиеся предлагают дальнейшую работу – посмотреть в учебнике, составить определение в паре с соседом, перечислить ключевые слова, …) Запишите в тетради ассоциации, которые возникают в связи с этим словосочетанием.
- Что мы должны сделать теперь? (Учащиеся предлагают поработать с этими определениями - расставить их в определенном порядке, из них сформулировать определение, …)
|
Формулируют цель №1
Учащиеся записывают свои варианты, основное выносят на доску.
Диалог с учителем Формулируют определение по ключевым словам (приём АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД) и записывают его начало в справочник (слайд № 5, 6) |
Фронт.
Индив.
Индив. |
3 этап. Изучение нового материала |
- Полным ли получилось наше определение? Чего не хватает? (Учащиеся рассматривают получившееся определение и делают вывод, что пока оно неполное, не хватает еще информации о вводных конструкциях).
-Внимание! На ваши сотовые телефоны (приложение №1) пришли сообщения (слайд № 7). Ничего не замечаете странного? Почему маловероятно, что вы получите такие сообщения? Поработайте в парах, определите, что не так.
- Какой вывод можно сделать? (Ребята замечают, что в данных СМС-сообщениях есть вводные слова, и они придают предложениям несвойственные для СМС оттенки)
- А чем в СМС мы зачастую заменяем эти эмоции, которые передают вводные слова? Учащиеся отмечают, что это смайлики и с легкостью приводят несколько примеров. Данный момент урока заставляет ребят улыбнуться, обратиться к их жизненному опыту.
- Итак, давайте допишем определение. Поработайте, пожалуйста, в парах. Прочитайте, что получилось. Сверьтесь с эталоном. (слайд № 8)
Какую цель ставили, выполняя это задание? (возвращение к цели №1) (слайд № 8) - Мы знакомимся с новой синтаксической конструкцией. Дали ей определение. Что будем делать дальше? Какую цель ставим теперь? (слайд № 9) - Обратите внимание на следующие утверждения (слайд № 10) |
Диалог с учителем
Определение роли вводных конструкций Работают с карточками –телефонами. Анализируют предложения на карточках, используя элементы исследовательской работы: наблюдение с формулированием соответствующих выводов.
Формулируют вывод о том, что в этих СМС есть вводные слова, и о том, что они придают предложениям эмоции
Диалог с учителем
Самопроверка по эталону
Формулируют цель №2
Учащиеся определяют дальнейшие шаги |
Парная
Индив.
Фронт.
Парная |
4 этап. Обсуждение и решение проблем |
- Посмотрите внимательно, все ли утверждения верны? (учащиеся анализируют предложенный материал). Давайте дополним одно из них (утверждение №4)
Чтобы рассмотреть эти позиции, заполним таблицу ПОПС (слайд № 11)+ приложение №2 . Что обозначает каждый пункт? (…) Выберите одну из позиций и «пропустите ее» через таблицу ПОПСов
При необходимости учащиеся могут подойти за консультацией к одноклассникам. Данный вид работы способствует развитию у учащихся умений обобщать полученные знания, проводить анализ, , сравнения, делать необходимые выводы, обеспечивает условия для развития грамотной, четкой речи
- Какую цель мы ставили, выполняя это задание? |
Диалог с учителем
Работа с таблицами на карточках, анализ.
Обсуждение получившегося
Возвращаются к цели №2(слайд № 12) |
Фронт.
Индив.
Коллективная
|
5 этап. Решение учебных задач |
- Я тоже начала заполнять эту таблицу. Моя Позиция заключается в том, что вводные конструкции вносят в предложение дополнительное значение (слайд № 13). Что нужно сделать, чтоб обосновать?(…..)
-Давайте обратимся к таблицам (слайд № 14)+ карточки на партах приложение №3. Они у вас разные. Почему? Что надо будет сделать? (найти каждой характеристике свою вводную конструкцию).
На данном этапе учащиеся не только работают с материалом, анализируют и сравнивают его. Они ходят по классу в поиске своих вариантов и могут размяться. |
Предлагают свои варианты
Работа с таблицами. Ищут друг у друга примеры вводных конструкций и согласовывают их со своими характеристиками. Используют элементы исследовательской работы: наблюдение с формулированием соответствующих выводов. |
Фронт.
Групповая |
6 этап. Контроль знаний |
- Давайте зачитаем, что у вас получилось.
- Какую работу мы сейчас провели? Что тем самым достигли? Сформулируйте нашу цель №3
Домашнее задание |
Озвучивают свои варианты примеров.
Формулируют цель №3 (слайд № 15).
Записывают домашнее задание (задание по выбору: упражнение из учебника либо дополнить таблицу(этап №5) своими примерами) |
Фронт.
Фронт.
|
7 этап. Рефлексия |
- Давайте вернемся к теме. Она звучит (ребята называют тему урока) - Какова была первая цель? (ребята называют первую цель урока). Вторая? (ребята называют вторую цель урока) Третья? (ребята называют третью урока) (слайд № 16).
- Внимание! Снова звонят ваши телефоны, пришло еще одно СМС-сообщение. В ваших телефонах еще есть свободное место (слайд № 17) – напишите СМС о своих ощущениях от урока, используя вводную конструкцию. Пусть сообщение будет или для самих себя, или для меня, а может и для одноклассников…. |
Формулируют конечный результат своей работы на уроке
Осуществляют самооценку (приём ТЕЛЕГРАММА) Желающие зачитывают свои варианты. |
Фронт.
Индив. |
Приложение №1
Я не смогу, по мнению врача, участвовать в соревновании. Следовательно, останусь дома. Вообразите, мне позвонили именно тогда, когда я ждал! |
Странное дело, по прогнозам обещали дождь, а за окном яркое солнце. Чего доброго, придется опять возвращаться?!?!?!?! |
Приложение №2
П - позиция (в чем заключается ваша позиция?) |
Я считаю, … |
О – обоснование (на чем основываетесь?) |
Потому что…. |
П – пример (факты, иллюстрирующие довод) |
Например, … |
С – следствие (вывод, что сделали) |
Поэтому…. |
Приложение №3
Странное дело, интересная книга быстро закончилась! |
|
В-третьих, работу нужно будет сдать до понедельника |
|
На выходных, я уверен, будет отличная погода |
|
К общей радости, всё прошло по-другому |
|
С одной стороны, такой поступок вызывает негодование |
|
Я немного задержался, простите |
|
Светлана, спасибо, ты меня очень выручила! |
|
Степень уверенности |
Порядок, перечисление |
Различные чувства |
Выражение вежливости |