12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Мехоношина Ольга Николаевна114
Россия, Коми респ., Сыктывкар

Предмет: русский язык

Тема: Вводные конструкции

Тип урока: комбинированный

Участники: ученики 8 класса

Цель:

содержательная: познакомить с понятием вводности, формировать умения и навыки постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями.

воспитательная: создать условия для воспитания чувства коллективизма, чувства ответственности за товарища по паре, по группе, способствовать формированию  таких качеств, как отзывчивость, вежливость

развивающая: способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы, обеспечивать условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли, способствование развитию умений творческого подхода к решению практических задач.

Задачи:

– определить понятие ВВОДНЫЕ КОНСТРУКЦИИ как средство выражения субъективной оценки к высказыванию,

– познакомить со значениями вводных конструкций;

– формировать умения опознавать вводные конструкции в тексте, умения выразительного чтения предложений с интонацией водности.

Планируемый результат обучения: обучающиеся научатся выделять вводные конструкции в тексте, определять их значение, читать предложения с интонацией вводности.

Ресурсы: «Русский язык» 8 класс 1 часть, С.И. Львова; мультимедийное оборудование, карточки для индивидуальной и групповой работы, мел, магнитная доска.

 

Этап урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

 

Деятельность

обучающихся

Форма

работа

I этап.  Организационный момент.

 

Здравствуйте! Садитесь! Все ли готовы к уроку? Всё ли необходимое есть на столах? Итак, улыбнемся друг другу – мы начинаем.

- Напомните, пожалуйста, какой большой блок тем мы изучили и подвели итог? (обособленные члены предложения)(слайд №1)

- В чем их особенность?

Учащиеся отмечают, что обособленные члены уточняют, выделяют, сравнивают   (слайд № 2)

- А сегодня мы начинаем знакомство с новой группой синтаксических конструкций, которые называются ….(Вводные конструкции) (слайд № 3)

Настраиваются на урок

 

 

 

 

Записывают в тетради число и тему урока

 

 

 

Фронт.

2 этап.

Актуализация знаний

- У нас самый первый урок по теме       с чего мы должны начать? (слайд № 4)

- А как это сделать? (учащиеся предлагают дальнейшую работу – посмотреть в учебнике, составить определение в паре с соседом, перечислить ключевые слова, …) Запишите в тетради ассоциации, которые возникают в связи с этим словосочетанием.

 

 

 

- Что мы должны сделать теперь? (Учащиеся предлагают поработать с этими определениями - расставить их в определенном порядке, из них сформулировать определение, …)

 

Формулируют цель №1

 

 

 

Учащиеся записывают свои варианты, основное выносят на доску.

 

Диалог с учителем

Формулируют определение по ключевым словам (приём АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД) и записывают его начало в справочник (слайд № 5, 6)

Фронт.

 

 

 

Индив.

 

 

 

 

Индив.

3 этап.

Изучение нового материала

 - Полным ли получилось наше определение? Чего не хватает?

(Учащиеся рассматривают получившееся определение и делают вывод, что пока оно неполное, не хватает еще информации о вводных конструкциях).

 

 -Внимание! На ваши сотовые телефоны (приложение №1) пришли сообщения (слайд № 7). Ничего не замечаете странного? Почему маловероятно, что вы получите такие сообщения? Поработайте в парах, определите, что не так.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Какой вывод можно сделать? (Ребята замечают, что в данных СМС-сообщениях есть вводные слова, и они придают предложениям несвойственные для СМС оттенки)

 

 

 

- А чем в СМС мы зачастую заменяем эти эмоции, которые передают вводные слова?

Учащиеся отмечают, что это смайлики и с легкостью приводят несколько примеров. Данный момент урока заставляет ребят улыбнуться, обратиться к их жизненному опыту.

 

- Итак, давайте допишем определение. Поработайте, пожалуйста, в парах. Прочитайте, что получилось.   Сверьтесь с эталоном. (слайд № 8)

 

Какую цель ставили, выполняя это задание? (возвращение к цели №1) (слайд № 8)

- Мы знакомимся с новой синтаксической конструкцией. Дали ей определение. Что будем делать дальше? Какую цель ставим теперь? (слайд № 9)

- Обратите внимание на следующие утверждения (слайд № 10)

Диалог с учителем

 

 

 

 

Определение роли вводных конструкций

Работают с карточками –телефонами. Анализируют предложения на карточках, используя  элементы исследовательской работы: наблюдение с формулированием соответствующих выводов.

 

Формулируют вывод о том, что в этих СМС есть вводные слова, и о том, что они придают предложениям эмоции

 

Диалог с учителем

 

 

 

 

 

 

Самопроверка по эталону

 

Формулируют цель №2

 

Учащиеся определяют дальнейшие шаги

 

 

 

 

 

 

 

Парная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индив.

 

 

 

 

 

Фронт.

 

 

 

 

 

Парная

4 этап.

Обсуждение и решение проблем

 - Посмотрите внимательно, все ли утверждения верны? (учащиеся анализируют предложенный материал). Давайте дополним одно из них (утверждение №4)

 

 Чтобы рассмотреть эти позиции, заполним таблицу ПОПС (слайд № 11)+ приложение №2 . Что обозначает каждый пункт? (…) Выберите одну из позиций и «пропустите ее» через таблицу ПОПСов

 

При необходимости учащиеся могут подойти за консультацией к одноклассникам. Данный вид работы способствует развитию у учащихся умений обобщать полученные знания, проводить анализ, , сравнения, делать необходимые выводы, обеспечивает условия для развития грамотной, четкой речи

 

 

 

- Какую цель мы ставили, выполняя это задание?

Диалог с учителем

 

 

 

Работа с таблицами на карточках, анализ.

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение получившегося

 

Возвращаются к цели №2(слайд № 12)

Фронт.

 

 

 

Индив.

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллективная

 

 

 

5 этап.

Решение учебных задач

- Я тоже начала заполнять эту таблицу. Моя Позиция заключается в том, что вводные конструкции вносят в предложение дополнительное значение (слайд № 13). Что нужно сделать, чтоб обосновать?(…..)

 

-Давайте обратимся к таблицам (слайд № 14)+ карточки на партах приложение №3. Они у вас разные. Почему? Что надо будет сделать? (найти каждой характеристике свою вводную конструкцию).

 

На данном этапе учащиеся не только работают с материалом, анализируют и сравнивают его. Они ходят по классу в поиске своих вариантов и  могут размяться.

Предлагают свои варианты

 

 

Работа с таблицами. Ищут друг у друга примеры вводных конструкций и согласовывают их со своими характеристиками. Используют элементы исследовательской работы: наблюдение с формулированием соответствующих выводов.

Фронт.

 

 

 

Групповая

6 этап.

Контроль знаний

- Давайте зачитаем, что у вас получилось.

 

 

- Какую работу мы сейчас провели? Что тем самым достигли? Сформулируйте нашу цель №3

 

Домашнее задание

Озвучивают свои варианты примеров.

 

Формулируют цель №3

(слайд № 15).

 

Записывают домашнее задание (задание по выбору: упражнение из учебника либо дополнить таблицу(этап №5) своими примерами)

Фронт.

 

 

Фронт.

 

 

7 этап.

Рефлексия

- Давайте вернемся к теме. Она звучит (ребята называют тему урока)

- Какова была первая цель? (ребята называют первую цель урока). Вторая? (ребята называют вторую цель урока) Третья? (ребята называют третью  урока) (слайд № 16).

 

- Внимание! Снова звонят ваши телефоны, пришло еще одно СМС-сообщение. В ваших телефонах еще есть свободное место (слайд № 17)

– напишите СМС о своих ощущениях от урока, используя вводную конструкцию. Пусть сообщение будет или для самих себя, или для меня, а может и для одноклассников….

Формулируют конечный результат своей работы на уроке

 

 

Осуществляют

самооценку (приём ТЕЛЕГРАММА)

Желающие зачитывают свои варианты.

Фронт.

 

 

 

 

 

Индив.

 

Приложение №1

Я не смогу, по мнению врача, участвовать в соревновании. Следовательно, останусь дома.

Вообразите, мне позвонили именно тогда, когда я ждал!

Странное дело, по прогнозам обещали  дождь, а за окном яркое солнце.

Чего доброго, придется опять возвращаться?!?!?!?!

 


                     

Приложение №2

П - позиция (в чем заключается ваша позиция?)

Я считаю, …

О – обоснование (на чем основываетесь?)

Потому что….

П – пример (факты, иллюстрирующие довод)

Например, …

С – следствие (вывод, что сделали)

Поэтому….

 

Приложение №3

Странное дело, интересная книга быстро закончилась!

 

В-третьих, работу нужно будет сдать до понедельника

 

На выходных, я уверен, будет отличная погода

 

К общей радости, всё прошло по-другому

 

С одной стороны, такой поступок вызывает негодование

 

Я немного задержался, простите

 

Светлана, спасибо, ты меня очень выручила!

 

 

 

Степень уверенности

Порядок, перечисление

Различные чувства

Выражение вежливости

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.