Разработка урока по теме «Алгоритмические конструкции. Следование» (Информатика и ИКТ, 8 класс)
Технологическая карта
Тема урока Алгоритмические конструкции. Следование. |
Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний |
Дата урока 08.02.2017 |
Образовательные ресурсы Учебник: Информатика 8 класс ФГОС, авторы: Л.Л. Босова, А.Ю. Босова Презентация: Урок4_3блок-схемы Сетевые ресурсы: Формы для учащихся: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScwgQEf2HfuGknz5OVptWa8HQ_gsQ83sQkLEf9lPcPQPo380Q/viewform https://docs.google.com/document/d/1b5D_6eF_41WJEqVDVfd90GsYQCVyCrc9BM58-kieVgM/edit?usp=sharing https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSedofp4-TrbHZUOcNc6aw7erC0aBJ4v9JotXXme0K08aofcgw/viewform https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdTgteqpfpvP0PvrES37AYvkai1qD4Ep-GRqcm1oJqCcS1UBw/viewform Таблицы для сбора информации из форм: https://docs.google.com/spreadsheets/d/19WhflHnBf_NXamZ0DUYIPwXsrCvDiFvkcFYZkqyUpIk/edit?usp=sharing https://docs.google.com/spreadsheets/d/1SNQGxLIUxdr6T4TyfLBKeZpEyJzFzVLj-tbp4o7TJ-Q/edit?usp=sharing https://docs.google.com/spreadsheets/d/1azpa3jtENA2CxhiJvsjcF2UL4rC50wJvFTtGT4IpE_E/edit?usp=sharing Материально-техническое обеспечение: ПК учителя, ПК учащихся (по количеству учащихся), проектор, доска, экран Программное обеспечение: Microsoft Office (чтение текстовых документов, презентаций), Кумир (логомиры, исполнитель Черепаха), Netop (программа для взаимодействия между ПК учителя и ПК учащихся), выход в Интернет |
План урока 1) Организационный этап 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся 3) Актуализация знаний 4) Первичное усвоение новых знаний 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 8) Рефлексия (подведение итогов занятия) |
Цели урока Формирование понятия алгоритма, его видов, умения различать эти виды алгоритмов на языке блок-схем, читать и выполнять линейные алгоритмы, содержащие операции div и mod, строить простейшие алгоритмы с фиксированным набором команд на примере исполнителя Робот. Формирование умения давать определения новых понятий, ставить цели и задачи изучения темы, анализировать и обобщать полученные результаты, находить ошибки в своих рассуждениях, корректировать полученные знания и умения, фиксировать результаты своих действий. |
Формы и методы обучения Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная, сетевая. Методы: активные и интерактивные с элементами исследований. |
Основные термины и понятия Алгоритм, блок-схема, алгоритмические конструкции (следование, ветвление, повторение), линейный алгоритм, исходные данные, результат, исполнитель алгоритма, система команд исполнителя. |
Планируемые образовательные результаты Научатся: Предметные результаты: понимать смысл понятия «алгоритм»; оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации)); понимать термины «исполнитель», «система команд исполнителя» и др.; исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; Метапредметные результаты: владение общепредметными понятиями «алгоритм», «исполнитель». Получат возможность научиться: Предметные результаты: составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд; определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд; по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен; разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие алгоритмические конструкции следования. Метапредметные результаты: владение информационно-логическим умением определять понятия; владение умениями соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки; ИКТ-компетентность – создание письменных сообщений, коммуникация и социальное взаимодействие. Личностные результаты: готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности. |
Организационная структура урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия на уроке |
УУД |
Организационный момент |
Приветствует учащихся, предлагает подготовиться к успешной работе и открыть ссылки для фиксирования своей работы на уроке. |
Приветствуют учителя, открывают ссылки для работы на уроке. |
Фронтальная |
Регулятивные: саморегуляция. |
Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач |
Сообщает учащимся интересный факт из истории программирования: первый алгоритм для компьютера написала женщина - Ада Лавлейс. Чтобы ответить на вопрос «Когда?», предлагает отгадать ребус, содержащий неизвестные пока операции div и mod (в качестве ключей предлагается несколько результатов выполнения данных операций с конкретными числами). Демонстрирует на экране таблицу ответов учащихся. Спрашивает, с чем, по мнению учащихся, будет связана тема урока. Предлагает конкретизировать тему с помощью трех блок-схем, демонстрируемых на экране. Задает вопросы: В чем отличие между этими алгоритмами, записанными на языке блок-схем? Какова цель урока? Объявляет тему урока: Алгоритмические конструкции. Следование. |
Разгадывают ребус, заполняют форму для ответов. Отвечают, с чем будет связана тема урока: с алгоритмами, написанными на компьютерном языке. Заполняют 1 этап в листе самооценки (ребус). Ищут отличие между тремя алгоритмами: разная структура, разные блоки, по-разному расположены стрелки, разное количество путей, по которым можно двигаться в алгоритме. Формулируют цель урока: рассмотреть различные виды алгоритмов. |
Индивидуальная, фронтальная |
Личностные: смыслообразование; Регулятивные: целеполагание; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Актуализация знаний |
Предлагает повторить названия блоков на примере этих 3 алгоритмов, одну из команд компьютерного языка – она обозначается с помощью знака «:=». |
Вспоминают названия блоков в блок-схемах: начало – конец, ввод исходных данных – вывод результатов, действие, проверка условия, команду присваивания. |
Фронтальная |
Познавательные: преобразование модели с целью выявления общих законов; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Изучение нового материала |
Выдает листки с 3-мя блок-схемами, такими же, как на экране, помогает учащимся определиться с выбором группы, каждую из групп «прикрепляет» к одной из 3-х блок-схем. Задание 1 (в группах) Не вникая в смысл действий алгоритмов, рассматривая только их конструкции, попробуйте придумать названия этим трем видам алгоритма. Задание 2 (в группах) а) Выберите и запишите название своей алгоритмической конструкции: Повторение Следование Ветвление Почему выбрали именно это название? Что в алгоритме указывает на это название? б) Выберите и запишите названия соответствующего вида алгоритма: Разветвляющийся Циклический Линейный в) А теперь попробуйте сформулировать определения данных конструкций, используя готовые словосочетания: Алгоритмическая конструкция Выбор одной из двух Последовательный порядок действий В зависимости Выполняются многократно Результат проверки условия Последовательность действий Предлагает подвести итог первой части урока (алгоритмические конструкции) и заполнить памятку по алгоритмическим конструкциям (сетевой документ): |
Получают листки с 3-мя блок-схемами, такими же, как на экране, определяются с выбором группы, выполняют задания для групп. Задание 1 Представитель группы озвучивает название алгоритмической конструкции, отвечает на вопрос: почему выбрали такое название? Задание 2 Выбирают и записывают название своей алгоритмической конструкции и вида алгоритма, обосновывают свой выбор. Сравнивают полученные выводы с эталоном. Конструируют определения алгоритмических конструкций на основе готовых словосочетаний. Зачитывают полученные определения, после чего сверяются с учебником. Заполняют свою часть сетевого документа «Памятка по алгоритмическим конструкциям». |
Групповая, фронтальная |
Регулятивные: планирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Первичная проверка понимания |
Напоминает, что в теме урока содержится вторая часть – «Следование». Выясняет, что думают учащиеся по поводу этой части урока, что должны здесь рассматривать. Каковы будут задачи на этом этапе урока? Предлагает рассмотреть подробнее первую из трех блок-схем, демонстрирует ее на экране. Задает вопросы: что такое исходные данные, результат? Руководит обсуждением, помогает сделать вывод. Задание 3 (в группах) Выдает каждой группе свой набор исходных данных для алгоритма 1, предлагает выполнить этот алгоритм. Проверяет результаты, демонстрируя правильные ответы, выявляет ошибочные ответы, производит коррекцию знаний. |
Формулируют цель и задачи нового этапа урока: рассмотреть примеры первой алгоритмической конструкции – следование; научиться читать и понимать смысл линейных алгоритмов. Обсуждают, что такое исходные данные и результат, под руководством учителя делают вывод: исходные данные - значения переменных, вводимых до начала выполнения действий, результат – значения переменных, выводимые после выполнения всех действий. Выполняют задание 3: каждая группа подставляет в алгоритм полученный от учителя набор исходных данных, получает свой результат, сверяет его с ответом, находит ошибки в своих рассуждениях. |
Регулятивные: планирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
|
Первичное осмысление и закрепление |
Задание 4 (в группах) Предлагает учащимся представить себе некий прибор, измеряющий расстояние между двумя точками P и Q с точностью до 1 мм. Полученное расстояние выражается в миллиметрах. Кроме этого прибор умеет выполнять еще некоторые операции: div и mod. Дает задание составить алгоритм для измерения расстояния между точками P и Q и перевода полученного числа из миллиметров в сантиметры и миллиметры (1 группа); дециметры и миллиметры (2 группа); метры и миллиметры (3 группа). Задание выполняется в текстовом документе с заранее заготовленными шаблонами команд. Демонстрирует решения групп по очереди на экраны других учащихся, просит комментировать свои ответы, Предлагает провести самопроверку (все ли понятно из материала сегодняшнего урока) и решить задание № 9 из учебника на стр. 92. № 9 Исходное данное – целое трехзначное число х. Выполните для х = 125 следующий алгоритм. a := x div 100 b := x mod 100 div 10 c := x mod 10 s := a + b + c Предлагает выполнить для разных значений х: каждому ученику нужно придумать свое значение х, ввести в форму данное значение и результат выполнения алгоритма. Демонстрирует на экран таблицу с результатами, отмечает правильность выполнения задания. Задает вопросы: можно ли найти вторую цифру трехзначного числа, используя операции div и mod, но другим способом? можно ли найти сумму только четных цифр трехзначного числа? Предлагает оставить эти вопросы для обдумывания на дом. |
Выполняют задание 4, составляют алгоритм для прибора, в соответствии с заданием своей группы. Комментируют полученные результаты, выполняют алгоритм с конкретным числом. Заполняют лист самооценки – 2, 3, 4 этапы: Алгоритмические конструкции и их определения, Алгоритм 1, Алгоритм для прибора (каждый ученик заполняет свой лист самооценки на основании работы группы). Выполняют задания для самопроверки - №9 (задумывают свое число). Вводят в форму свои исходные данные и результаты выполнения алгоритма. Анализируют результаты работы всех учащихся по таблице с ответами. Формулируют затруднения: для нахождения переменной b нужно выполнить 2 действия, записанные одной строкой b := x mod 100 div 10) Комментируют вычисления при х = 125 (ответ: b = 2). Формулируют название этого алгоритма (вычисление суммы цифр трехзначного числа). Ищут ошибки в своих рассуждениях, производят коррекцию знаний. |
Групповая, индивидуальная |
Личностные: смыслообразование; Регулятивные: планирование; коррекция; оценка; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Домашнее задание |
Записывает на доске домашнее задание: Учебник, стр. 92-93: № 9 (другой способ), 6, 10, 4, 7. Предлагает прочитать задания, выявить задания, не похожие на те, что делали в классе. Дает пояснения к № 7, 4. № 7 – исходное данное: tfh (количество суток), результат: h (часы), m (минуты), c (секунды), обратить внимание на обозначения переменных (одна переменная обозначена тремя буквами, остальные – одной буквой). № 4 – исполнитель Робот; команды, которые он умеет выполнять (см. пример 2 стр. 74). |
Записывают домашнее задание. Находят и осмысливают условия заданий. Находят задания, непохожие на задания из классной работы. Выслушивают комментарии к этим заданиям. |
Фронтальная |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. |
Первичное осмысление и закрепление (практическая работа на ПК) |
Выясняет, каких исполнителей алгоритмов знают, кроме Робота? Предлагает познакомиться с исполнителем Черепахой и написать для нее несколько линейных алгоритмов. Выдает список команд, которые умеет выполнять Черепаха, комментирует их. Задание: Составить линейный алгоритм для рисования Черепахой правильного треугольника с длиной стороны, равной 100 шагам Черепахи. Окно с исполнителем Черепахой и пульт демонстрирует на экраны мониторов учащихся, управление мышью передает желающим составить такой алгоритм с использованием пульта. Задает наводящие вопросы и помогает в случае неудачных попыток. После выполнения этого задания предлагает выполнить аналогичные построения правильных четырехугольника, пятиугольника, шестиугольника, десятиугольника и окружности. Консультирует, направляет, помогает, фиксирует правильность выполненных заданий. В конце выполнения демонстрирует на экраны работы учащихся, справившихся с последними заданиями, обсуждает вопрос, удобно ли было выполнять задание для многоугольников с большим количеством сторон. |
Вспоминают известных исполнителей алгоритмов. Знакомятся с новым исполнителем Черепахой, системой ее команд. Совместными усилиями пытаются составить для не алгоритм построения правильного треугольника. Самостоятельно выполняют построения правильных многоугольников. В процессе выполнения построения пятиугольника вспоминают формулы для вычисления углов в правильном многоугольнике, выводят формулу угла поворота для Черепахи. Заполняют лист самооценки – 6 этап (построение правильных многоугольников). |
Регулятивные: планирование; коррекция; оценка; саморегуляция; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; моделирование; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
|
Итоги урока. Рефлексия |
Выясняет, что нового узнали на уроке, чему научились? Какие трудности испытывали в процессе изучения темы? Анализирует таблицу с результатами самооценки, делает выводы, называет учащихся, набравших наибольшее количество баллов, и тех, кто хорошо поработал на уроке. Дает рекомендации учащимся, набравшим низкое количество баллов. |
Осмысливают изученное на уроке: виды алгоритмических конструкций и алгоритмов; чтение алгоритмических конструкций Следования; новые операции div и mod, их использование при составлении алгоритмов работы с целыми числами; построение правильных многоугольников (повторение геометрических формул). Подсчитывают свои баллы, сравнивают с максимальным баллом, анализируют, на каком этапе испытывали наибольшие трудности. |
Фронтальная |
Регулятивные: оценка – выделение и осознание качества и уровня усвоения; Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Сценарий урока
1. Организационный этап (2 мин)
Учащиеся открывают ссылки к уроку:
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScwgQEf2HfuGknz5OVptWa8HQ_gsQ83sQkLEf9lPcPQPo380Q/viewform
https://docs.google.com/document/d/1b5D_6eF_41WJEqVDVfd90GsYQCVyCrc9BM58-kieVgM/edit?usp=sharing
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSedofp4-TrbHZUOcNc6aw7erC0aBJ4v9JotXXme0K08aofcgw/viewform
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdTgteqpfpvP0PvrES37AYvkai1qD4Ep-GRqcm1oJqCcS1UBw/viewform
Учитель проверяет наличие учебников, письменных принадлежностей.
2. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач (5 мин)
Учитель: Знаете ли вы, кто и когда написал первый алгоритм для компьютера?
Считается, что это был Чарльз Беббидж, но это не совсем так. На самом деле, это сделала Ада Лавлейс, дочь английского поэта Джорджа Гордона Байрона.
В одном из своих комментариев к лекциям Беббиджа Ада описывает алгоритм вычисления чисел Бернулли на аналитической машине.
Было признано, что это первая программа, специально реализованная для воспроизведения на компьютере, и по этой причине Ада Лавлейс считается первым программистом.
Чтобы узнать в каком году был написан первый алгоритм для реализации на компьютере, разгадайте ребус (ссылка 1):
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScwgQEf2HfuGknz5OVptWa8HQ_gsQ83sQkLEf9lPcPQPo380Q/viewform
Через 1 минуту смотрим ответы, таблица с ответами демонстрируется на экран.
https://docs.google.com/spreadsheets/d/19WhflHnBf_NXamZ0DUYIPwXsrCvDiFvkcFYZkqyUpIk/edit?usp=sharing
Учитель: Итак, в 1843 году был написан первый алгоритм на компьютерном языке. С чем будет связана тема урока? (С алгоритмами, написанными на компьютерном языке)
И мы с вами постепенно будем переходить на этот язык.
Только что вы открыли для себя 2 новые операции div и mod, эти операции также понимает и компьютер. Что они обозначают? (div - целая часть от деления 2-х целых чисел, mod - остаток от деления 2-х целых чисел)
Учащиеся заполняют лист самооценки (ссылка 4) – 1 этап: Ребус.
Учитель: А теперь конкретизируем цель урока.
Демонстрируется презентации к уроку, на экране появляются 3 блок-схемы (Приложение1_3блок-схемы, слайд № 1).
Учитель: Можно ли, не читая записи в блоках, сказать, что эти алгоритмы отличаются друг от друга? (Да)
В чем их отличие? (Разная структура, разные блоки, по-разному расположены стрелки, разное количество путей, по которым можно двигаться в алгоритме)
Какова цель урока? (Рассмотреть различные виды алгоритмов)
Тема урока: Алгоритмические конструкции. Следование.
Что означает последнее слово, узнаем чуть позже.
3. Актуализация знаний (3 мин)
Повторим названия блоков на примере этих 3 алгоритмов (начало – конец, ввод исходных данных – вывод результатов, действие, проверка условия).
Вы уже знаете одну из команд компьютерного языка – она обозначается с помощью знака «:=». Что это за команда? (Присваивание)
4. Первичное усвоение новых знаний (7 мин)
Учащиеся получают листки с 3-мя блок-схемами, такими же, как на экране.
Задание 1 (в группах)
Не вникая в смысл действий алгоритмов, рассматривая только их конструкции, попробуйте придумать названия этим трем видам алгоритма (слайд № 2).
Для выполнения этого задания создаются 3 группы учащихся, каждая из групп «прикрепляется» к одной из 3-х блок-схем. Через минуту представитель группы озвучивает название, отвечает на вопрос: Почему выбрали такое название?
Учитель: А теперь посмотрим, насколько точно совпали ваши названия с общепринятыми.
Задание 2 (в группах)
а) Выберите и запишите название своей алгоритмической конструкции (слайд № 3):
Повторение
Следование
Ветвление
Почему выбрали именно это название? Что в алгоритме указывает на это название?
б) Выберите и запишите названия соответствующего вида алгоритма:
Разветвляющийся
Циклический
Линейный
Проверка результата, сравнение с эталоном (слайд № 4).
в) А теперь попробуйте сформулировать определения данных конструкций, используя готовые словосочетания (слайд № 5):
Алгоритмическая конструкция
Выбор одной из двух
Последовательный порядок действий
В зависимости
Выполняются многократно
Результат проверки условия
Последовательность действий
Учащиеся зачитывают полученные определения, после чего сверяются с учебником.
Определения:
Следование – алгоритмическая конструкция, отображающая естественный, последовательный порядок действий.
Ветвление – алгоритмическая конструкция, в которой в зависимости от результата проверки условия предусмотрен выбор одной из двух последовательностей действий.
Повторение – алгоритмическая конструкция, представляющая собой последовательность действий, выполняемых многократно.
Учитель: А теперь подведем итог первой части урока (алгоритмические конструкции) и заполним вместе памятку по алгоритмическим конструкциям (ссылка 2):
https://docs.google.com/document/d/1b5D_6eF_41WJEqVDVfd90GsYQCVyCrc9BM58-kieVgM/edit?usp=sharing
5. Первичная проверка понимания (5 мин)
Учитель: Перейдем ко второй части темы нашего урока (следование).
Что мы будем здесь рассматривать? (Алгоритмы первой конструкции)
Каковы наши задачи? (Научиться читать и понимать смысл линейных алгоритмов)
Рассмотрим подробнее первую из трех блок-схем.
На экране появляется первая блок-схема и вопросы: Исходные данные? Результат? (слайд № 6)
Обсуждаем, делаем вывод:
Исходные данные - значения переменных, вводимых до начала выполнения действий, результат – значения переменных, выводимые после выполнения всех действий.
Задание 3 (в группах)
Каждая группа получает свой набор исходных данных, выполняет алгоритм, получает свой результат.
Проверяем результаты, сравнивая с образцом, выявляем ошибочные ответы, производим коррекцию знаний (слайды № 7-11).
6. Первичное закрепление (10 мин)
Задание 4 (в группах)
Учитель: Представьте себе, что у нас имеется прибор, измеряющий расстояние между двумя точками P и Q с точностью до 1 мм. Полученное расстояние выражается в миллиметрах. Кроме этого прибор умеет выполнять еще некоторые операции: div и mod (слайд № 12).
Составьте алгоритм для измерения расстояния между точками P и Q и перевода полученного числа из миллиметров в
1 группа: сантиметры и миллиметры;
2 группа: дециметры и миллиметры;
3 группа: метры и миллиметры.
Задание выполняется в текстовом документе с заранее заготовленными шаблонами команд (Приложение2_Алгоритм для прибора). На выполнение задания отводится 2 минуты.
Решения групп демонстрируются по очереди на экраны других учащихся при помощи программы Netop, группы комментируют свои ответы, приводят результат с исходным данным х = 1475.
Учащиеся заполняют лист самооценки – 2, 3, 4 этапы: Алгоритмические конструкции и их определения, Алгоритм 1, Алгоритм для прибора (каждый ученик заполняет свой лист самооценки на основании работы группы).
Учитель: А теперь каждому из вас предстоит проверить себя, все ли вам понятно из материала сегодняшнего урока. Рассмотрим задание № 9 из учебника на стр. 92.
№ 9
Исходное данное – целое трехзначное число х. Выполните для х = 125 следующий алгоритм.
a := x div 100
b := x mod 100 div 10
c := x mod 10
s := a + b + c
Учитель: В учебнике нужно выполнить для одного значения х = 125, а мы выполним для разных значений.
Прочитайте внимательно, каким должно быть число х и задумайте такое число, откройте форму и введите задуманное число в форму (ссылка 3):
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSedofp4-TrbHZUOcNc6aw7erC0aBJ4v9JotXXme0K08aofcgw/viewform
Каждый ученик задумывает свое трехзначное число, выполняет алгоритм, вводит в форму значения переменных х, а, b, с, s. На выполнение задания – 5 мин.
Затем демонстрируется на экран таблица с результатами, отмечается правильность выполнения задания.
https://docs.google.com/spreadsheets/d/1SNQGxLIUxdr6T4TyfLBKeZpEyJzFzVLj-tbp4o7TJ-Q/edit?usp=sharing
Учитель: В чем была трудность? (для нахождения переменной b нужно выполнить 2 действия, записанные одной строкой b := x mod 100 div 10)
Учащиеся комментируют вычисления при х = 125 (ответ: b = 2), производится коррекция знаний.
После этого учащиеся формулируют название этого алгоритма (вычисление суммы цифр трехзначного числа).
Учитель: Можно ли найти вторую цифру трехзначного числа, используя операции div и mod, но другим способом? Над этим вопросом вы подумаете дома. Ответ: можно, 125 div 10 mod 10.
А можно ли найти сумму только четных цифр трехзначного числа? Этот вопрос также оставляем открытым до следующего урока. Ответ: можно, но для этого недостаточно одной конструкции следования, так как заранее не известно, какие из цифр будут четными, и выполнять сложение нужно будет после проверки условия на четность.
Учащиеся заполняют лист самопроверки – 5 этап (№9).
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин)
Домашнее задание: Учебник, стр. 92-93: № 9 (другой способ), 6, 10, 4, 7.
Учащимся предлагается прочитать задания, выявить задания, не похожие на те, что мы делали в классе.
Учитель дает пояснения к № 7, 4.
№ 7 – исходное данное: tfh (количество суток), результат: h (часы), m (минуты), c (секунды), обратить внимание на обозначения переменных (одна переменная обозначена тремя буквами, остальные – одной буквой).
№ 4 – исполнитель Робот; команды, которые он умеет выполнять (см. пример 2 стр. 74).
Практическая работа на ПК (первичное закрепление – продолжение, 10 мин)
Учитель: Каких исполнителей алгоритмов знаете, кроме Робота? Знакомы ли вам логомиры и их исполнители?
Сегодня мы познакомимся с исполнителем Черепахой и напишем для нее несколько линейных алгоритмов.
Посмотрите, какие команды умеет выполнять Черепаха (раздаются листки с СКИ Черепахи):
Вперед …
Назад …
Вправо …
Влево …
Первые две команды заставляют Черепаху сдвигаться на определенное число шагов, последние две команды – поворачиваться на определенный угол.
Задание:
Составить линейный алгоритм для рисования Черепахой правильного треугольника с длиной стороны, равной 100 шагам Черепахи.
Окно с исполнителем Черепахой и пульт демонстрируются на экраны мониторов учащихся, управление мышью передается желающему составить такой алгоритм с использованием пульта. Если действия не привели к желаемому результату, пульт передается следующему желающему. Учитель задает наводящие вопросы и помогает в случае неудачных нескольких попыток.
После выполнения этого задания учащимся предлагается в течение 5 минут выполнить аналогичные построения правильных четырехугольника, пятиугольника, шестиугольника, десятиугольника и окружности.
В процессе выполнения построения пятиугольника учащиеся вспоминают формулы для вычисления углов в правильном многоугольнике, выводят формулу угла поворота для Черепахи. Учитель консультирует, направляет, помогает, осуществляет фиксирование правильно выполненных заданий.
В конце выполнения можно продемонстрировать на экраны работы учащихся, справившихся с последними заданиями, обсудить вопрос, удобно ли было выполнять задание для многоугольников с большим количеством сторон.
Учащиеся заполняют лист самооценки – 6 этап (построение правильных многоугольников).
8. Рефлексия (подведение итогов занятия, 3 мин)
Учитель: Что нового узнали на уроке, чему научились?
Примерные ответы учащихся:
Виды алгоритмических конструкций и алгоритмов
Чтение алгоритмических конструкций Следования
Новые операции div и mod, их использование при составлении алгоритмов работы с целыми числами.
Построение правильных многоугольников (повторение геометрических формул)
Учитель: Какие трудности испытывали в процессе изучения темы?
Учитель открывает таблицу с результатами самооценки, делает выводы, называет учащихся, набравших наибольшее количество баллов, и тех, кто хорошо поработал на уроке.
https://docs.google.com/spreadsheets/d/1azpa3jtENA2CxhiJvsjcF2UL4rC50wJvFTtGT4IpE_E/edit?usp=sharing
Приложение 2
DOCX / 82.36 Кб
Приложение 1
PPTX / 169.76 Кб