Конспект урока Информатика и ИКТ в 11 классе на тему «Решение логических задач»

0
0
Материал опубликован 24 September 2017

 МОУ Старомайнская средняя общеобразовательная школа № 1.


 

Конспект урока информатики

по теме: «Решение логических задач»

Форма проведения урока - Урок-игра «Аукцион»

Класс – 11

Подготовил учитель информатики

Бекмирзоев М.З.

 

р.п. Старая Майна, 2014

Данная игра используется с целью проверки знаний учащихся по построению логических таблиц.  До начала игры мной проводится подготовительная работа:

На парте раскладывается перевернутые листочки с номерами заданий.

Выставляется парта с табличкой «Касса». За парту садится ассистент, которому вручается целая пачка логиков – валюты проводимой игры (рисунок 1).

 

 

 


 


 

Рисунок 2

Цели игр


 

Задачи урока:

1. Образовательные:

проверка умений решать логические задачи с помощью таблиц;

стимулирование познавательной деятельности учащихся;

2. Воспитательные:

воспитание умения работать командой.

интерес к предмету и воспитание потребности и умений учиться информатике;

воспитывать у учащихся дружелюбие.

3. Развивающие:

развитие логического мышления, внимательности, самостоятельности, настойчивости в поисках решения

развитие творческого подхода учащихся;

развитие умения взглянуть на привычное с неожиданной стороны.

Ход урока.

  • Организационный момент. (5 минут)

Приветствие учащихся, настрой на урок, заранее расставить парты по другому (два круга из парт). Дети сидят на отдельных стульчиках в начале урока.

Учащиеся делятся на 2 команды. На парте разложено 13 листочков с городами Америки и Европы. Учащиеся берут листочек и в зависимости от того, какой город там написан распределяются. Те кто выбрал листочек с городом Америки переходит в одну команду, кто с городом Европы – в другую.

2. Постановка цели урока.

Сегодня на уроке мы проверим ваше умение решать логические задачи. Но проверка эта будет проведена в необычной форме – форме игры – соревнования.

Правила игры:

Алгоритм (на слайде)

Чтобы выбрать команду, которая начнёт игру, бросим монетку.

Каждый из вас имеет право, дождавшись своей очереди, подойти к парте и выбрать себе номер задания.

Выбрав задание, игрок самостоятельно выбирает из противоположной команды того, с кем хотел бы посоревноваться. Его соперник решает ту же задачу.

За успех в решении задачи игрок и тот, кто был его соперником, получают вознаграждение в качестве логиков в кассе. Но при выдаче валюты учитывается очерёдность игроков при решении задачи, т. е. тот, кто первый решил задачу правильно получает 2 логика, кто второй – 1 логик. Если задача решена неправильно, то естественно никакой прибыли.

Таким образом, каждый из вас в ходе игры накапливает некоторое количество логиков.

В конце игры вы подсчитаете свои заработанные логики.

Желаем удачи!

3. Получение прибыли

Задачи для игры

Три клоуна Бим, Бам и Бом вышли на арену в красной, зелёной и синей рубашках. Их туфли были тех же трёх цветов. У Бима цвета рубашки и туфель совпадали. У Бома ни туфли, ни рубашка не были красными. Бам был в зелёных туфлях, а в рубашке другого цвета. Как были одеты клоуны?

(Ответ: Бим – красная рубашка и красные туфли, Бом – зелёная рубашка и синие туфли, Бам – синяя рубашка и зелёные туфли)

Три товарища – Иван, Дмитрий и Степан преподают различные предметы в школах Сыктывкара, Ухты и Воркуты: физику, химию и биологию. Иван работает не в Сыктывкаре; Дмитрий – не в Ухте. Житель Сыктывкара преподаёт не физику, а работающий в Ухте преподаёт биологию. Какой предмет, и в каком городе преподаёт каждый?

(Ответ: Иван – химик из Ухты, Дмитрий – физик из Воркуты, Степан – биолог из Сыктывкара)

. Три друга — Алеша, Боря и Витя — учатся в одном классе. Один из них ездит домой из школы на автобусе, другой — на трамвае, третий — на троллейбусе. Однажды после уроков Алеша пошел проводить своего друга до остановки троллейбуса. Когда мимо них проходил автобус, третий друг крикнул из окна: “Боря, ты забыл в школе тетрадку!”. Кто на чем ездит домой?

(Ответ: Алёша на трамвае, Боря на троллейбусе, Витя на автобусе)

Каникулы в школе птиц и зверей начались большим карнавалом. Медведь, волк, лиса и заяц явились в маскарадных костюмах волка, медведя, лисы и зайца. На балу зверь в маскарадном костюме зайца выиграл в лотерее банку меда и остался этим очень недоволен. Известно также, что медведь не любит лису и никогда не берет в лапы картинок, где она нарисована. Зверь в маскарадном костюме лисы выиграл в лотерее пучок моркови, но это тоже не доставило ему никакой радости. Не могли бы вы сказать, какой маскарадный костюм смастерил себе каждый из зверей?

(Ответ: Медведь – волка, лиса – зайца, волк – лисы, заяц – медведя)

Беседуют трое друзей: Белокуров, Рыжов и Чернов. Брюнет сказал Белокурову: “Любопытно, что один из нас блондин, другой — брюнет, третий — рыжий, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии”. Какой цвет волос у каждого из друзей?

( Ответ: у Белокурова рыжие волосы, у Чернова –белые , у Рыжова – черные).

В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что:

  • вода и молоко не в бутылке;

    сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом;

    в банке не лимонад и не вода;

    стакан стоит между банкой и сосудом с молоком.

В каком сосуде находится каждая из жидкостей?

(Ответ: лимонад — в бутылке, вода — в стакане, молоко — в кувшине, квас — в банке.)

В авиационном подразделении служат Потапов, Щедрин, Семенов, Коновалов и Самойлов. Их специальности (они перечислены не в том же порядке, что и фамилии): пилот, штурман, бортмеханик, радист и синоптик. Об этих людях известно следующее:

Щедрин и Коновалов не умеют управлять самолетом.

Потапов и Коновалов готовятся стать штурманами.

Щедрин и Самойлов живут в одном доме с радистом.

Семенов был в доме отдыха вместе со Щедриным и сыном синоптика.

Потапов и Щедрин в свободное время любят играть в шахматы с бортмехаником.

Коновалов, Семенов и синоптик увлекаются боксом.

Радист боксом не увлекается.

(Ответ: Потапов – радист, Щедрин – штурман, Семёнов – пилот, Коновалов – бортмеханик, Самойлов – синоптик).

В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов: Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе.

Известно, что:

Смит самый высокий;

играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте;

играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу;

когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их;

Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое.

(Ответ: Браун – альт и кларнет, Смит – флейта и гобой, Вессон – скрипка и труба).

Три одноклассника — Влад, Тимур и Юра, встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом, другой физиком, а третий юристом. Один полюбил туризм, другой бег, страсть третьего — регби.

Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра — единственный врач в семье, заядлый турист. Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги. Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен. Определите, кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия.

(Ответ: Юра – физик (бег), Тимур – врач (туризм), Влад – юрист (регби)).

Три дочери писательницы Дорис Кей — Джуди, Айрис и Линда, тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств — пении, балете и кино. Все они живут в разных городах, поэтому Дорис часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго.

Известно, что:

Джуди живет не в Париже, а Линда — не в Риме;

парижанка не снимается в кино;

та, кто живет в Риме, певица;

Линда равнодушна к балету.

Где живет Айрис, и какова ее профессия? (Ответ: Джуди – певица (Чикаго), Айрис – балерина (Париж), Линда – киноактриса (Чикаго)).

В школе учатся четыре талантливых подростка: Иван, Пётр, Алексей и Андрей. Один из них – будущий хоккеист, другой преуспел в футболе, третий – легкоатлет, четвёртый подаёт надежды как баскетболист. О них известно следующие:

Иван и Алексей присутствовали в спортзале, когда там занимался легкоатлет;

Пётр и хоккеист вместе были на тренировке баскетболиста;

Хоккеист раньше дружил с Андреем, а теперь неразлучен с Иваном;

Иван незнаком с Алексеем, так как они учатся в разных классах и в разных сменах. Кто чем увлекается?

(Ответ: Иван – футболист, Пётр – легкоатлет, Алексей – хоккеист, Андрей – баскетболист).

В отделении банка работают кассир, контролёр и заведующий. Их фамилии Борисов, Иванов и Сидоров. Кассир не имеет ни братьев, ни сестёр и меньше всех ростом. Сидоров женат на сестре Борисова и ростом выше контроллёра. Определите профессии героев задачи.

(Ответ: Борисов – контролёр, Иванов – кассир, Сидоров – заведующий).

Для пикника сладкоежка Маша взяла в трёх одинаковых коробках конфеты, печенье и торт. На коробках были этикетки: Конфеты», «Печенье», «Торт». Но Маша знала, что мама любит шутить и всегда кладёт продукты в коробки, надписи на которых не соответствуют их содержимому. Маша была уверена, что конфеты не лежат в коробке, на которой написано «Торт». В каких коробках лежат продукты?

(Ответ: Конфеты - в «Печенье», печенье - в «Торт», Торт – в «Конфеты»

По кругу сидят Иванов, Петров, Марков и Карпов. Их имена Андрей, Сергей, Тимофей, Алексей. Известно, что Иванов не Андрей и не Алексей. Сергей сидит между Марковым и Тимофеем. Петров сидит между Карповым и Андреем. Как зовут Иванова, Петрова, Маркова и Карпова?

(Ответ: Иванов Сергей, Петров Алексей, Марков Андрей, Карпов Тимофей).

Однажды на отдыхе за круглым столом оказались пятеро ребят родом из Москвы, Петербурга, Новгорода, Перми и Томска: Юра, Толя, Алёша, Коля и Витя. Москвич сидел между томичём и Витей, петербуржец – между Юрой и Толей, а напротив него сидели пермяк и Алёша. Коля никогда не был в Петербурге, а Юра не бывал в Москве и Томске, а томич с Толей регулярно переписываются. Определите, в каком городе живёт каждый из ребят.

(Ответ: Юра из Новгорода, Толя из Москвы, Алёша из Томска, Коля из Перми, Витя из Петербурга)

4. Итог урока.

Подведение итогов игры. Оценивание работы учащихся на уроке.

Вопросы (на слайде)

  • Что сегодня мы изучали на уроке?

    Какие задания были для вас интересными?

    Что было сложным?

Благодарность за урок.

Домашнее задание (на слайде)

Задачник-практикум ч.1 §1.6.4, 1.6.5 №41-43

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации