Технологическая карта урока информатики в 8 классе «Решение логических задач»

5
0
Материал опубликован 18 January 2018 в группе

Технологическая карта урока

Автор: Неофитова Наталия Николаевна, учитель информатики высшей квалификационной категории, МБОУ «Янтиковская СОШ» с. Янтиково Янтиковского района Чувашской Республики

Описание материала: предлагаю Вам технологическую карту урока по информатике по теме «Решение логических задач» для учащихся 8 класса. Это обобщающий урок при изучении темы «Логика». Материал будет полезен для учителей, работающих в 8 классах, так как технологическая карта урока является современной формой планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, дающая возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса.

Предмет: Информатика

Тема урока: Решение логических задач

Класс: 8

Базовый учебник: Информатика. 8 класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся УУД:

Личностные:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности.

Метапредметные:

развитие умения находить различные подходы к решению логических задач, анализировать их оптимальность

усовершенствование навыка работы с информацией: умения обобщать и интерпретировать информацию;

умение анализировать собственную учебную деятельность с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, способам действий;

умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, владеть основами самоконтроля и самооценки;

Предметные:

формирование у учащихся логического мышления, внимательности;

формирование способности учащихся наблюдать, делать выводы;

умение решать логические задачи с помощью таблиц и методом рассуждения.

Представление о результатах:

Личностные:

У обучающегося будут сформированы: интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме;

понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.

Ученик получит возможность: для формирования способности интеграции полученных знаний и применения их в практической деятельности, а также способности владения первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; для формирования осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Метапредметные:

Ученик научится определять значимость логических рассуждений в жизни человека и связи логики с другими учебными предметами; разовьет навыки выбора метода для решения конкретной задачи.

Ученик получит возможность сформировать умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения решаемых логических задач, а также владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей.

Предметные:

Ученик научится: создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Ученик получит возможность связать изучение темы «Логика» в курсе информатики с конкретной практической деятельностью, развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера при изучении тем «Алгоритмизация и программирование», «Электронные таблицы», «Базы данных».

Задачи:

Обучающие:

проверка умений решать логические задачи с помощью таблиц и методом рассуждения;

систематизация полученных знаний.

Развивающие:

развитие аналитико-синтезирующего мышления;

развитие творческого подхода учащихся;

развитие внимания, познавательного интереса;

развитие умения взглянуть на привычное с неожиданной стороны;

формирование умений наблюдать, делать выводы;

использовать полученные знания при решении задач;

развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели

Воспитательные:

воспитание положительного отношения к знаниям;

привитие интереса к информатике;

формирование познавательной активности;

воспитание информационной культуры;

формирование взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и поддержки .

Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная работа.

Методы: наглядно-иллюстративный, беседа, практический.

Необходимое техническое оборудование:

Комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска)

Презентация «Решение логических задач»

Рабочие станции для учащихся

Данное занятие рассчитано на один урок.

Этапы урока:

Мотивационный этап – 1 мин.

Запись домашнего задания – 1 мин

Этап актуализации и пробного учебного действия – 10 мин

Первичная проверка изученного – 10 мин

Этап закрепления – 8 мин

Применение полученных в ходе занятия знаний на практике – 10 мин

Этап рефлексии учебной деятельности. Итоги урока.– 5 мин

Характеристика этапов урока:

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемый результат

1.

Мотивационный этап

 

Приветствие учащихся.

Создание комфортной обстановки в классе.

- приветствие учащихся;

- определение отсутствующих;

-определение внешней готовности учеников к работе;

-эмоциональный настрой на работу.

- учащиеся приветствуют учителя;

- сообщают об отсутствующих;

- демонстрируют готовность к уроку.

Личностные:

- самоопределение.

Регулятивные:

- целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Запись домашнего задания

 

§1.3.5, Рабочая тетрадь № 90, 91 (решить задачи, используя изученные методы)

- озвучивание домашнего задания

Работа с дневниками;

запись домашнего задания

Личностные:

- формирование навыков самоорганизации;

- развитие памяти

3.

Этап актуализации и пробного учебного действия.

 

Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности:

- В быту мы часто используем слова «логика», «логично».

- Я думаю, вы знаете, что слово «Логика» произошло от древнегреческого слова «Логос», что же означает это слово?

- О чем эта наука?

Итак, Логика – это наука о законах и формах правильного мышления.

Как вы поняли, на сегодняшнем уроке мы будем с вами решать логические задачи. Логические задачи - это своеобразная "гимнастика для ума". Льюис Кэрролл очень любил создавать такие задачи, и непрерывно потчевал ими своих студентов, так как был профессором математики.

Поэтому, развивайте свою память и интеллект, решая логические задачи!

- создаёт проблемную ситуацию;

- побуждает учащихся к диалогу.

-слушает, вступает в диалог;

- анализирует выступление своих товарищей;

- формулируют тему урока, цель урока (совместно с учителем);

- выдвигают гипотезу о том, как может быть решена поставленная учебная задача, предлагают различные варианты ее решения;

- составляют план действий, направленных на получение недостающих знаний и умений;

- участвует в коллективном обсуждении;

- строит сотрудничество со сверстниками

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:

-логические – анализ объектов с целью выделения признаков;

- осознание важности изучаемой темы для практической деятельности человека

 

На экране (слайде) «Логическая разминка»

1. Поиск закономерностей. Символы «?» показывают место и количество символов в ответе. Вместо «?» ввести свой вариант решения

9, 1, 7, 1, 5, 1, ?, ?

Стук -3579, куст - ????

Ряпник - ??????

Акробат 34567?9

2, 8, 3, 7, 4, 6, ?, ?

2. Языковые головоломки

Обнаружить слово, соединяющее два других слова, так, чтобы конец одного слова стал началом другого, например:

ме???олад МеШОКолад

Прик???ья

У???ова

Ло???арь

Обы???ка

По???тра

- предлагает учащимся задания;

- проводит параллель с ранее изученным материалом;

- контролирует выполнение работы;

-побуждает учащихся определить сою позицию.

побуждает учащихся к диалогу;

 

- выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

- отвечают на вопросы.

Регулятивные:

- самоконтроль - учатся отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

- умение слушать и понимать речь других.

Познавательные:

- формирование мыслительных операций.

3. На экране (слайде) и на компьютерах учащихся задача:

(Файл logicheskie_zadachi.xls)

Внимательно прочитайте условие задачи.

«В соревнованиях по бегу Юра, Гриша и Толя заняли три первых места. Какое место занял каждый из ребят, если Гриша занял не второе и не третье место, а Толя не третье место»

К какому классу задач она относится?

Какой способ решения задач самый наглядный?

Что мы развиваем при решении логических задач?

Исходя из сказанного, определите:

Тему урока: …

Цель урока: …

Что мы должны узнать: …

Чему мы должны научиться на нашем уроке: …

Эту задачу решим вместе.

Решим еще одну задачу:

«Три подружки - Вера, Оля и Таня - пошли в лес по ягоды. Для сбора ягод у них были корзинка, лукошко и ведерко. Известно, что Оля была не с корзинкой и не с лукошком. Вера не с лукошком. Что взяла с собой каждая из девочек?»

- организует подводящий к теме диалог;

- предлагает учащимся сформулировать тему урока, цель урока;

- обеспечивает мотивацию и принятие учащимися целей урока;

- готовит учащихся к активному и сознательному усвоению изучаемого учебного материала

- к логическим задачам;

- самым наглядным при решении данной задачи является табличный способ;

- мы развиваем мышление;

Решение логических задач

Развитие логического мышления при решении задач

Мы узнаем, как можно решать логические задачи

Научимся решать логические задачи разными способами

Регулятивные:

- самоконтроль - учатся отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

- умение слушать и понимать речь других.

Познавательные:

- формирование мыслительных операций.

4.

Первичная проверка изученного

Далее идут задачи, которые вы попробуете решить за компьютерами сами. 

(Файл logicheskie_zadachi.xls)

Три ученицы – Тополева, Березкина и Кленова – посадили около школы три дерева: березку, тополь и клен. Причем ни одна из них не посадила то дерево, от которого произошла ее фамилия. Узнайте, какое дерево посадила каждая из девочек, если известно, что Кленова посадила не березку.

В одной деревне живут три школьника: Саша, Коля и Петя. Они осваивают сельскохозяйственные профессии. Один из них готовится трактористом, другой - садовником, третий - комбайнером. В разное время были записанные следующие сказанные ими фразы:

1) Петя, ты меня не жди, я должен осмотреть свой комбайн, ведь скоро начнется уборка.

2) Смотрел я вчера, Коля, как ты ухаживаешь за машиной, и подумал, что держать в отличном состоянии не легче, чем мне вывести новый сорт яблок.

3) Завтра, Коля, не приходи, я буду регулировать работу молотилки у комбайна.

Какой сельскохозяйственной профессией овладевает каждый из ребят?

В соревнования по гимнастике Аня, Вера, Галя и Наташа заняли первые четыре места. Определите, кто какое место занял, если известно, что Галя вторая, Наташа хотя и не стала победителем, но в призеры попала, а Вера проиграла Ане.

- помогает учащимся;

- регулирует их работу

- выполняют задания за компьютером;

- получают оценку за свою работу

Познавательные:

- развитие познавательной активности.

Личностные:

- формирование навыков решения задач.

Регулятивные:

- умение использовать полученные знания на практике.

5.

Этап закрепления

А сейчас посмотрим на экран… Итак, вам предлагается решить еще одну логическую задачу:

Задача о шальной ракете: В один день Лосяш изучал свойства пороха у себя в хижине, Пин что-то опять изобретал, а Ежик игрался во дворе. Вдруг откуда ни возьмись ракета залетела в дом к Копатычу и взорвалась. Подозрение попало на Лосяша, Пина и Ежика.

Ежик: Я не тот, кого вы ищите!! и Лосяш не виноват!

Лосяш: Это был Пин, он вечно что-то изобретает, точно не Ежик.

Пин: Это не я! У меня электричество отключилось! Это Ежик виноват!!!

Один из них дважды солгал, другой дважды сказал правду, а третий раз солгал, раз сказал правду.

Как выдумаете, какой способ решения применяется к данной задаче?

Задачи решаемые методом рассуждения:

Задача «Большие гонки»

Вот еще одна задача: «Большие гонки».

Взгляните на экран…(демонстрируется ролик «Большие гонки»)

Итак, условие задачи:

— Вот увидишь, Крош и Ежик не придут первыми, — сказал Бараш. Первыми будут Лосяш и Копатыч.

— Да нет же, победителем будут, как всегда, Ежик и Крош, — воскликнула Нюша. — А об Совунье и Кар Карыче и говорить нечего, им не быть первыми.

Пин, к которому обратилась Нюша, возмутился:

— Лосяшу с Копатычем не видать первого места, а вот Совунья и Кар Карыч пилотируют самую мощную машину. По завершении этапа гонок оказалось, что каждое из двух предположений двоих друзей подтвердилось, а оба предположения третьего из друзей оказались неверны. Кто выиграл этап гонки?

 

- запускает видео к задачам;

- организует обсуждение задачи;

- организует обмен мнениями

- смотрят видео;

- обсуждают способы решения задачи;

- предлагают свои мнения

- приходят к выводу, что данную задачу легче решить методом рассуждения

Ответ: Крош и Ежик

Познавательные:

- развитие познавательной активности.

Личностные:

- формирование навыков решения задач.

Регулятивные:

- умение использовать полученные знания на практике.

6.

Применение полученных в ходе занятия знаний на практике

Задача о сломанной тележке. А сейчас внимательно просмотрите видеоролик: …..

Теперь просмотрите ответ:…..

Придумайте свое условие задачи, задачу с решением прочитайте классу или сдайте учителю.

В кругу сидят Иванов, Петров, Марков и Карпов. Их имена: Андрей, Сергей, Тимофей и Алексей. Известно, что:

  • Иванов не Алексей и не Андрей;

    Сергей сидит между Марковым и Тимофеем;

    Карпов не Сергей и не Алексей;

    Петров сидит между Карповым и Андреем.

Назовите имя и фамилию каждого.

- запускает видео к задаче;

- организует контроль выполнения работы

- зачитывают свои задачи, составленные по видеоролику;

- озвучивают собственное мнение;

- формулируют ответ к задаче

Познавательные:

- развитие познавательной активности.

Личностные:

- формирование навыков решения задач.

Регулятивные:

- умение использовать полученные знания на практике.

7.

Этап рефлексии учебной деятельности. Итоги урока.

Можете ли вы назвать тему урока?

Были ли у вас трудности или вам было легко?

Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

Какое задание было самым интересным и почему?

Как бы вы оценили свою работу?

- ведет диалог с учащимися;

- выслушивает ответы учащихся;

- оценивает работу учащихся

- формулируют конечный результат своей работы на уроке;

- называют основные позиции усвоенного материала

Личностные:

- умение оценивать себя на основе критерия успешности.

Познавательные:

- умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

умение слушать и понимать речь других.

Использованные ресурсы:

https://sites.google.com/site/logika10klass/home/delo-o-skorostnom-rezime

Фрагменты из мультфильма «Смешарики»


  1. Логические задачи
    XLS / 334.5 Кб

    Видеоролик к задаче о шальной ракете
    MP4 / 1.77 Мб

    Видеоролик с ответом к задаче о шальной ракете
    MP4 / 1.42 Мб

    Видеоролик с к задаче "Большие гонки"
    MP4 / 13.86 Мб

    Видеоролик с ответом к задаче "Большие гонки"
    MP4 / 2.83 Мб

    Видеоролик к задаче "О сломанной тележке"
    MP4 / 1.1 Мб

    Видеоролик с ответом к задаче "О сломанной тележке"
    MP4 / 1.18 Мб

    Презентация к уроку
    PPSM / 3.98 Мб


  2.  
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации