Технологическая карта урока информатики в 8 классе «Решение логических задач»
Технологическая карта урока
Автор: Неофитова Наталия Николаевна, учитель информатики высшей квалификационной категории, МБОУ «Янтиковская СОШ» с. Янтиково Янтиковского района Чувашской Республики
Описание материала: предлагаю Вам технологическую карту урока по информатике по теме «Решение логических задач» для учащихся 8 класса. Это обобщающий урок при изучении темы «Логика». Материал будет полезен для учителей, работающих в 8 классах, так как технологическая карта урока является современной формой планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, дающая возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса.
Предмет: Информатика
Тема урока: Решение логических задач
Класс: 8
Базовый учебник: Информатика. 8 класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии
Цель урока: создание условий для формирования у учащихся УУД:
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности.
Метапредметные:
развитие умения находить различные подходы к решению логических задач, анализировать их оптимальность
усовершенствование навыка работы с информацией: умения обобщать и интерпретировать информацию;
умение анализировать собственную учебную деятельность с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, способам действий;
умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, владеть основами самоконтроля и самооценки;
Предметные:
формирование у учащихся логического мышления, внимательности;
формирование способности учащихся наблюдать, делать выводы;
умение решать логические задачи с помощью таблиц и методом рассуждения.
Представление о результатах:
Личностные:
У обучающегося будут сформированы: интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме;
понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.
Ученик получит возможность: для формирования способности интеграции полученных знаний и применения их в практической деятельности, а также способности владения первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; для формирования осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
Метапредметные:
Ученик научится определять значимость логических рассуждений в жизни человека и связи логики с другими учебными предметами; разовьет навыки выбора метода для решения конкретной задачи.
Ученик получит возможность сформировать умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения решаемых логических задач, а также владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей.
Предметные:
Ученик научится: создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Ученик получит возможность связать изучение темы «Логика» в курсе информатики с конкретной практической деятельностью, развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера при изучении тем «Алгоритмизация и программирование», «Электронные таблицы», «Базы данных».
Задачи:
Обучающие:
проверка умений решать логические задачи с помощью таблиц и методом рассуждения;
систематизация полученных знаний.
Развивающие:
развитие аналитико-синтезирующего мышления;
развитие творческого подхода учащихся;
развитие внимания, познавательного интереса;
развитие умения взглянуть на привычное с неожиданной стороны;
формирование умений наблюдать, делать выводы;
использовать полученные знания при решении задач;
развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели
Воспитательные:
воспитание положительного отношения к знаниям;
привитие интереса к информатике;
формирование познавательной активности;
воспитание информационной культуры;
формирование взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и поддержки .
Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная работа.
Методы: наглядно-иллюстративный, беседа, практический.
Необходимое техническое оборудование:
Комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска)
Презентация «Решение логических задач»
Рабочие станции для учащихся
Данное занятие рассчитано на один урок.
Этапы урока:
Мотивационный этап – 1 мин.
Запись домашнего задания – 1 мин
Этап актуализации и пробного учебного действия – 10 мин
Первичная проверка изученного – 10 мин
Этап закрепления – 8 мин
Применение полученных в ходе занятия знаний на практике – 10 мин
Этап рефлексии учебной деятельности. Итоги урока.– 5 мин
Характеристика этапов урока:
№ |
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемый результат |
|||||||||||
1. |
Мотивационный этап |
||||||||||||||
Приветствие учащихся. Создание комфортной обстановки в классе. |
- приветствие учащихся; - определение отсутствующих; -определение внешней готовности учеников к работе; -эмоциональный настрой на работу. |
- учащиеся приветствуют учителя; - сообщают об отсутствующих; - демонстрируют готовность к уроку. |
Личностные: - самоопределение. Регулятивные: - целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
||||||||||||
2. |
Запись домашнего задания |
||||||||||||||
§1.3.5, Рабочая тетрадь № 90, 91 (решить задачи, используя изученные методы) |
- озвучивание домашнего задания |
Работа с дневниками; запись домашнего задания |
Личностные: - формирование навыков самоорганизации; - развитие памяти |
||||||||||||
3. |
Этап актуализации и пробного учебного действия. |
||||||||||||||
Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности: - В быту мы часто используем слова «логика», «логично». - Я думаю, вы знаете, что слово «Логика» произошло от древнегреческого слова «Логос», что же означает это слово? - О чем эта наука? Итак, Логика – это наука о законах и формах правильного мышления. Как вы поняли, на сегодняшнем уроке мы будем с вами решать логические задачи. Логические задачи - это своеобразная "гимнастика для ума". Льюис Кэрролл очень любил создавать такие задачи, и непрерывно потчевал ими своих студентов, так как был профессором математики. Поэтому, развивайте свою память и интеллект, решая логические задачи! |
- создаёт проблемную ситуацию; - побуждает учащихся к диалогу. |
-слушает, вступает в диалог; - анализирует выступление своих товарищей; - формулируют тему урока, цель урока (совместно с учителем); - выдвигают гипотезу о том, как может быть решена поставленная учебная задача, предлагают различные варианты ее решения; - составляют план действий, направленных на получение недостающих знаний и умений; - участвует в коллективном обсуждении; - строит сотрудничество со сверстниками |
Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: -логические – анализ объектов с целью выделения признаков; - осознание важности изучаемой темы для практической деятельности человека |
||||||||||||
На экране (слайде) «Логическая разминка» 1. Поиск закономерностей. Символы «?» показывают место и количество символов в ответе. Вместо «?» ввести свой вариант решения
2. Языковые головоломки Обнаружить слово, соединяющее два других слова, так, чтобы конец одного слова стал началом другого, например: ме???олад МеШОКолад
|
- предлагает учащимся задания; - проводит параллель с ранее изученным материалом; - контролирует выполнение работы; -побуждает учащихся определить сою позицию. побуждает учащихся к диалогу;
|
- выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. - отвечают на вопросы. |
Регулятивные: - самоконтроль - учатся отличать верно выполненное задание от неверного. Коммуникативные: - умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; - умение слушать и понимать речь других. Познавательные: - формирование мыслительных операций. |
||||||||||||
3. На экране (слайде) и на компьютерах учащихся задача: (Файл logicheskie_zadachi.xls) Внимательно прочитайте условие задачи. «В соревнованиях по бегу Юра, Гриша и Толя заняли три первых места. Какое место занял каждый из ребят, если Гриша занял не второе и не третье место, а Толя не третье место» К какому классу задач она относится? Какой способ решения задач самый наглядный? Что мы развиваем при решении логических задач? Исходя из сказанного, определите: Тему урока: … Цель урока: … Что мы должны узнать: … Чему мы должны научиться на нашем уроке: … Эту задачу решим вместе. Решим еще одну задачу: «Три подружки - Вера, Оля и Таня - пошли в лес по ягоды. Для сбора ягод у них были корзинка, лукошко и ведерко. Известно, что Оля была не с корзинкой и не с лукошком. Вера не с лукошком. Что взяла с собой каждая из девочек?» |
- организует подводящий к теме диалог; - предлагает учащимся сформулировать тему урока, цель урока; - обеспечивает мотивацию и принятие учащимися целей урока; - готовит учащихся к активному и сознательному усвоению изучаемого учебного материала |
- к логическим задачам; - самым наглядным при решении данной задачи является табличный способ; - мы развиваем мышление; Решение логических задач Развитие логического мышления при решении задач Мы узнаем, как можно решать логические задачи Научимся решать логические задачи разными способами |
Регулятивные: - самоконтроль - учатся отличать верно выполненное задание от неверного. Коммуникативные: - умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; - умение слушать и понимать речь других. Познавательные: - формирование мыслительных операций. |
||||||||||||
4. |
Первичная проверка изученного |
||||||||||||||
Далее идут задачи, которые вы попробуете решить за компьютерами сами. (Файл logicheskie_zadachi.xls) Три ученицы – Тополева, Березкина и Кленова – посадили около школы три дерева: березку, тополь и клен. Причем ни одна из них не посадила то дерево, от которого произошла ее фамилия. Узнайте, какое дерево посадила каждая из девочек, если известно, что Кленова посадила не березку. В одной деревне живут три школьника: Саша, Коля и Петя. Они осваивают сельскохозяйственные профессии. Один из них готовится трактористом, другой - садовником, третий - комбайнером. В разное время были записанные следующие сказанные ими фразы: 1) Петя, ты меня не жди, я должен осмотреть свой комбайн, ведь скоро начнется уборка. 2) Смотрел я вчера, Коля, как ты ухаживаешь за машиной, и подумал, что держать в отличном состоянии не легче, чем мне вывести новый сорт яблок. 3) Завтра, Коля, не приходи, я буду регулировать работу молотилки у комбайна. Какой сельскохозяйственной профессией овладевает каждый из ребят? В соревнования по гимнастике Аня, Вера, Галя и Наташа заняли первые четыре места. Определите, кто какое место занял, если известно, что Галя вторая, Наташа хотя и не стала победителем, но в призеры попала, а Вера проиграла Ане. |
- помогает учащимся; - регулирует их работу |
- выполняют задания за компьютером; - получают оценку за свою работу |
Познавательные: - развитие познавательной активности. Личностные: - формирование навыков решения задач. Регулятивные: - умение использовать полученные знания на практике. |
||||||||||||
5. |
Этап закрепления |
||||||||||||||
А сейчас посмотрим на экран… Итак, вам предлагается решить еще одну логическую задачу: Задача о шальной ракете: В один день Лосяш изучал свойства пороха у себя в хижине, Пин что-то опять изобретал, а Ежик игрался во дворе. Вдруг откуда ни возьмись ракета залетела в дом к Копатычу и взорвалась. Подозрение попало на Лосяша, Пина и Ежика. Ежик: Я не тот, кого вы ищите!! и Лосяш не виноват! Лосяш: Это был Пин, он вечно что-то изобретает, точно не Ежик. Пин: Это не я! У меня электричество отключилось! Это Ежик виноват!!! Один из них дважды солгал, другой дважды сказал правду, а третий раз солгал, раз сказал правду. Как выдумаете, какой способ решения применяется к данной задаче? Задачи решаемые методом рассуждения: Задача «Большие гонки» Вот еще одна задача: «Большие гонки». Взгляните на экран…(демонстрируется ролик «Большие гонки») Итак, условие задачи: — Вот увидишь, Крош и Ежик не придут первыми, — сказал Бараш. Первыми будут Лосяш и Копатыч. — Да нет же, победителем будут, как всегда, Ежик и Крош, — воскликнула Нюша. — А об Совунье и Кар Карыче и говорить нечего, им не быть первыми. Пин, к которому обратилась Нюша, возмутился: — Лосяшу с Копатычем не видать первого места, а вот Совунья и Кар Карыч пилотируют самую мощную машину. По завершении этапа гонок оказалось, что каждое из двух предположений двоих друзей подтвердилось, а оба предположения третьего из друзей оказались неверны. Кто выиграл этап гонки?
|
- запускает видео к задачам; - организует обсуждение задачи; - организует обмен мнениями |
- смотрят видео; - обсуждают способы решения задачи; - предлагают свои мнения - приходят к выводу, что данную задачу легче решить методом рассуждения Ответ: Крош и Ежик |
Познавательные: - развитие познавательной активности. Личностные: - формирование навыков решения задач. Регулятивные: - умение использовать полученные знания на практике. |
||||||||||||
6. |
Применение полученных в ходе занятия знаний на практике |
||||||||||||||
Задача о сломанной тележке. А сейчас внимательно просмотрите видеоролик: ….. Теперь просмотрите ответ:….. Придумайте свое условие задачи, задачу с решением прочитайте классу или сдайте учителю. В кругу сидят Иванов, Петров, Марков и Карпов. Их имена: Андрей, Сергей, Тимофей и Алексей. Известно, что:
Назовите имя и фамилию каждого. |
- запускает видео к задаче; - организует контроль выполнения работы |
- зачитывают свои задачи, составленные по видеоролику; - озвучивают собственное мнение; - формулируют ответ к задаче |
Познавательные: - развитие познавательной активности. Личностные: - формирование навыков решения задач. Регулятивные: - умение использовать полученные знания на практике. |
||||||||||||
7. |
Этап рефлексии учебной деятельности. Итоги урока. |
||||||||||||||
Можете ли вы назвать тему урока? Были ли у вас трудности или вам было легко? Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? Какое задание было самым интересным и почему? Как бы вы оценили свою работу? |
- ведет диалог с учащимися; - выслушивает ответы учащихся; - оценивает работу учащихся |
- формулируют конечный результат своей работы на уроке; - называют основные позиции усвоенного материала |
Личностные: - умение оценивать себя на основе критерия успешности. Познавательные: - умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: - умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
Использованные ресурсы:
https://sites.google.com/site/logika10klass/home/delo-o-skorostnom-rezime
Фрагменты из мультфильма «Смешарики»
- Логические задачи
XLS / 334.5 Кб
Видеоролик к задаче о шальной ракете
MP4 / 1.77 Мб
Видеоролик с ответом к задаче о шальной ракете
MP4 / 1.42 Мб
Видеоролик с к задаче "Большие гонки"
MP4 / 13.86 Мб
Видеоролик с ответом к задаче "Большие гонки"
MP4 / 2.83 Мб
Видеоролик к задаче "О сломанной тележке"
MP4 / 1.1 Мб
Видеоролик с ответом к задаче "О сломанной тележке"
MP4 / 1.18 Мб
Презентация к уроку
PPSM / 3.98 Мб