Технологическая карта занятия информатики и ИКТ «Табличный способ решения логических задач» (5 класс)

2
0
Материал опубликован 28 June 2017 в группе

Технологическая карта занятия

на материале информатики (5 класс)

Тема «Табличный способ решения логических задач»

Завьялова Т.С.

учитель информатики

МОУ СШ № 4 «Центр образования»

Цель: научиться решать логические задачи табличным способом.

Задачи:

Повторить понятие таблицы и ее структуры.

Способствовать развитию у учащихся логического мышления, умения делать выводы, обобщать и конкретизировать, умения выстраивать последовательность своих рассуждений;

Формировать исследовательские навыки учащихся, умение работать с информацией, представляя результаты в различных формах.

Научить кратко излагать свои мысли устно и письменно.

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 этап. Организационный

Парты сдвинуты по две, созданы условия для работы групп.

На столах находятся карточки с заданием.

Учитель озвучивает правила работы в группах:

Правило поднятой руки.

Слушать и слышать других.

Каждое мнение имеет право на существование.

Предлагаешь – аргументируй.

Не важно ошибиться, важно, что мы можем и что мы говорим.

Объединение учащихся по группам, усваивают правила взаимодействия.

2 этап. Актуализация знаний

Просит вспомнить какого типа задачи решали на прошлом занятии и какими способами.

Отвечают на поставленные вопросы.

3 этап. Установочный

Предлагает ознакомиться с текстом задачи. На экране появляется текст задачи.

«Три одноклассницы: Соня, Таня и Женя – занимаются в различных спортивных секциях. Одна из них – в гимнастической, другая – в лыжной, третья – плаванием. Каким видом спорта занимается каждая из них, если известно, что Соня плаванием не увлекается. Таня в лыжную секцию никогда не ходила. А Женя является победителем в соревнованиях по лыжам»

Поясняется условие задачи.

Читают задачу, осмысливают ее.

4 этап. Мыслительный

Предлагает найти способ решения задачи и зафиксировать свой способ на бумаге.

Обсуждают в группах, зарисовывают свое решение.

5 этап. Аналитический

Предлагает каждой группе изобразить на доске способ решения. Предлагает проанализировать способы решения задачи.

Один человек от группы озвучивает и показывает способ решения. Комментируют способы решения других групп. Высказывают свое.

6 этап. Корректирующий

Предлагает еще раз ознакомиться с условиями задачи и выявить имеющиеся несоответствия.

Вместе с учащимися формулирует новый способ решения логических задач такого типа.

(Приложение 1)

В результате обсуждения учитель подводит к рассмотрению понятия отношений и решения задачи с помощью таблицы.

Дети осознают, какие варианты решения не соответствуют условиям задачи.

Пытаются найти правильный вариант решения. Останавливаются на самом оптимальном

(универсальном) способе.

Зарисовывают модель решения данной задачи в виде таблицы.

Имя

Увлечения

Гимнастика

Лыжи

Плавание

Соня

+

-

-

Тоня

-

-

+

Женя

-

+

 

7 этап. Закрепление

Предлагает решить логическую задачу, применив новый способ.

«В летний лагерь приехали отдыхать три друга: Миша, Володя и Петя. Известно, что каждый из них имеет одну из следующих фамилий: Иванов, Семёнов, Герасимов. Миша - не Герасимов. Отец Володи - инженер. Володя учится в 6-м классе. Герасимов учится в 5-м классе. Отец Иванова - учитель. Какая фамилия у каждого из трёх друзей?

Учитель дает историческую справку.

Где появилась логика?

Логика – наука о законах и формах правильного мышления. Зародилась в связи с риторикой в Древней Греции и Древней Индии. В Индии очень популярны были состязания ораторов при большом стечении зрителей. Воздвигали арену состязаний, выбирали судей, определяли, каким должен быть результат спора. Если спорили два лица, то иногда побежденный должен был лишить себя жизни, или сделаться рабом победителя, перейти в его веру, или отдать имущество бедняку в лохмотьях, который сумел его оспорить.

Термин логика происходит от греческого слова logos, что означает “мысль”, “разум”, “закономерность”

На столе у ребят карточка с новой задачей

Пробуют применить новый способ: нарисовать таблицу и внести в нее все данные из задачи.

Рассказывают о том, как они рассуждали и составляли таблицу.

Имя

Фамилии

Иванов

Семёнов

Герасимов

Миша

+

-

-

Володя

-

+

-

Петя

-

-

+

8 этап. Рефлексия

Предлагает учащимся восстановить ход занятия. Что делали? Выразить свое мнение, обсудить полученные результаты.

Я понял, что…

У меня получилось…

Я смог…

Мне захотелось…

Было интересно …

Этот способ решения …

Вспоминают последовательность работы на занятии. Оценивают, что получилось успешно, что вызвало наибольшее затруднения.

Литература:

Занимательные задачи по информатике/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 119 с.: ил.

Метапредмет «Задача»: Учебное пособие для педагогов. – М.: НИИ Инновационных стратегий развития образования, Пушкинский институт, 2011. – 272 с. – Серия «Мыследеятельностная педагогика».

Приложение 1

Соня

Не увлекается плаваньем

Гимнастика

Таня

Не ходит в лыжную секцию

Плаванье

Женя

Победитель в лыжных соревнованиях

Лыжи

     
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации