12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Жанар Кульдеева47
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск
2

Методическая разработка урока в 6-7 классах на тему «Способы решения логических задач»

Методическая разработка урока в 6-7 классах на тему «Способы решения логических задач»

Целями и задачами являются:

развитие логического и алгоритмического мышления школьников,

повышение интереса и мотивации школьников к изучению основ логики,

выявление одарённых детей и пропедевтика их участия в олимпиадном движении.

Ход урока:

Определение логики как науки подразумевает, что ее объектом является человеческое мышление. Мышление является сложным, многосторонним процессом, предполагающим обобщенное отражение человеком вещей и отношений окружающего мира. Данный процесс изучается разными науками: философией, психологией, генетикой, языкознанием, и кибернетикой. Философия рассматривает происхождение и суть мышления, а также его отождествление с материальным миром и познанием. Психология контролирует условия нормальной работы мышления и его развития, а также влияния на него окружающей среды. Генетика стремится к изучению механизма наследования способностей к размышлению. Языкознание ищет связи между мышлением речью. Ну а кибернетики пытаются построить технические модели человеческого мозга и мышления. Сама же логика смотрит на процесс мышления с точки зрения структуры мыслей, а также верности или неверности рассуждений, отвлекаясь при этом от содержания и развития мыслей.

Предметом данной области знаний является логическая форма, связанные с ней операции и законы мышления. Лучше всего рассматривать предмет изучения логики, через процесс познания окружающего мира человеком. Познанием называют процесс, во время которого индивид получает знания о мире. Есть два способа получения знаний: Чувственное познание. Осуществляется с помощью органов чувств или приборов. Рациональное познание. Осуществляется с помощью абстрактного мышления. Материалистическая теория познания основывается на теории отражения. Согласно этой теории, суждения, вещи и явления объективного мира могут воздействовать на органы чувств человека и активизировать работу системы передачи информации в мозг, а также активизировать сам мозг, в результате чего в мышлении человека создаются образ этих самых вещей и явлений.

Как можно заметить, в каждой конкретной ситуации может быть как минимум один из нескольких ответов на вопрос: «Что такое логика?» Определение задач логики менее объемно. Главная задача – прийти к выводу на основе предпосылок и получить знание о предмете рассуждения, чтобы глубже проникнуться его соотношениями с другими аспектами рассматриваемого явления. В любой науке одним из главных инструментов является логика. Она не только является важным подразделом философии, но и затрагивает некоторые математические учения.

Разнообразие логических задач очень велико. Способов их решения тоже немало. Но наибольшее распространение получили следующие три способа решения логических задач:

средствами алгебры логики;

табличный;

с помощью рассуждений

1 способ «Решение логических задач средствами алгебры логики»

Обычно используется следующая схема решения:

изучается условие задачи;

вводится система обозначений для логических высказываний;

конструируется логическая формула, описывающая логические связи между всеми высказываниями условия задачи;

определяются значения истинности этой логической формулы;

из полученных значений истинности формулы определяются значения истинности введённых логических высказываний, на основании которых делается заключение о решении.


 

2 способ «Решение логических задач табличным способом»

При использовании этого способа условия, которые содержит задача, и результаты рассуждений фиксируются с помощью специально составленных таблиц.

способ «Решение логических задач с помощью рассуждений»

  1. Этим способом обычно решают несложные логические задачи.

Задания

1.Трое друзей из Магнитогорска, спорили о результатах предстоящего матча «Металлурга» с «Автомобилистом».
«Вот увидишь, Мозякин не забьет первым в ворота соперников, — сказал Демидов. — Первым будет Коварж».
«Да нет же, первым будет, как всегда, Мозякин», — воскликнул Николаев. — А о Зарипове и говорить нечего, ему не быть первым».
Петров, к которому обратился Николаев, возмутился: «Коваржу не видать первого места, а вот Зарипов лучше всех забивает голы».
По завершении периода матча оказалось, что каждое из двух предположений двоих друзей подтвердилось, а оба предположения третьего из друзей оказались неверны. Кто первым забил шайбу в ворота соперников?

2. Школьный кружок посещают пятеро ребят Милана, Денис, Данил, Александр и Мария. У каждого из них есть одно из следующих увлечений: рисование, танцы, пение, туризм и хоккей. Певица решила подружиться с туристкой. Мария удивилась, узнав, что художник и туристка – брат и сестра. Александр дружит с художником и танцором. У Данилы нет сестер. Назовите увлечения каждого из ребят.

3.Туристы из Магнитогорска (Саша, Петя и Маша с Дашей) должны переправиться через реку. В их распоряжении есть маленькая лодка, вмещающая только одного мальчика или двух девочек. Как организовать самую скорую переправу, если и мальчики, и девочки умеют грести?

4. На металлургическом комбинате на завтрак в столовой приготовили блины с джемом, пироги с картошкой, оладьи с творогом и пироги с яблоками. Елизавета Петровна, Анастасия Павловна, Николай Семенович и Александр Сергеевич выбрали разные блюда. Определите, какое блюдо выбрал каждый из работников комбината, если известно, что Елизавета Петровна и Анастасия Павловна – сладкоежки, а Николай Семенович и Анастасия Павловна больше всего любят пироги.


 

5. Имеется 6 монет, среди которых одна фальшивая (легче других). Как найти фальшивую монету за минимальное число взвешиваний на чашечных весах без гирь. Запишите свои рассуждения, используя связку «если…, то».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.