Технологическая карта урока «Табличное решение логических задач» с применением интерактивной доски (Информатика и ИКТ, 5 класс)
Учитель: Погодина Анна Александровна
Класс: 5
Раздел программы: Информация вокруг нас
Тема урока: Табличное решение логических задач
Планируемые результаты:
предметные - умение представлять информацию в табличной форме.
метапредметные - основы ИКТ-компетентности; умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств;
личностные - чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
Тип урока: медиаурок закрепления знаний и объяснение новой темы
Оборудование:
Используемые на уроке средства ИКТ:
персональный компьютер (ПК) учителя,
мультимедийный проектор,
интерактивная доска СМАРТ,
система тестирования VOTUM
Электронное приложение:
презентация для СМАРТ доски «Табличный способ решения логических задач».
тесты в системе VOTUM
Видеоролик «Физкультминутка»
Список литературы и Интернет-ресурсов: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/
Технологическая карта изучения темы
Тема |
Табличное решение логических задач |
Цели |
Образовательные: систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущих уроках; расширить представления учащихся о логических задачах; закрепить представление о табличном способе решения логических задач, закрепить навыки создания таблиц; Решаемые учебные задачи: акцентировать внимание учащихся на достоинствах табличной формы представления информации; дать представление о таблице как очень удобной форме фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств; закрепить умения решать логические задачи с помощью таблиц. Нацелить на умения создания простых таблиц средствами текстового процессора.
Личностные УУД: внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата; самоопределение; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: целеполагание; формировать умение концентрировать внимание; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка Коммуникативные УУД: формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками; уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других; проявлять активность во взаимодействии, умение заслушивать выступления других, при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ. Познавательные УУД: формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы. поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; |
Планируемый результат |
предметные - умение представлять информацию в табличной форме. метапредметные - основы ИКТ-компетентности; умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств; личностные - чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
Основные понятия |
таблица; логическая задача; взаимно однозначное соответствие. |
Оборудование |
Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска СМАРТ, система тестирования VOTUM Электронное приложение: презентация для СМАРТ доски «Табличный способ решения логических задач». тесты в системе VOTUM Видеоролик «Физкультминутка» |
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, группах. |
Содержание взаимодействия с учащимися
Особенности изложения содержания темы урока
проверка изученного материала, играя в игры и ребусы
разгадывая анаграммы, определить тему урока
решение простых логических задач
на примере более сложной задачи следует познакомить учеников с табличным способом решения логических задач
закрепление материала происходит в процессе самостоятельного решения задачи
усложнение материала
рефлексия
Этапы урока и время |
Страница для СМАРТ доски и системы тестирования VOTUM |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД на этапах урока |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент (1 мин) |
Приветствие. Мини опрос учащихся используя систему тестирования VOTUM с каким настроением они пришли на урок, поняли ли они тему предыдущего урока. Результат появляется в виде диаграммы для всего класса. Объяснение заполнения карточек самооценивания (приложение №1), за каждое правильно выполненное задание и правильный ответ ставиться 1 бал и в конце по сумме баллов ученик ставит себе оценку) |
Ученики отвечают на вопросы анонимно. |
Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Определение темы урока(20 с.) |
Тема урока учащимся не объявляется, они должны её сами определить через некоторое время |
Личностные УУД: - формирование заинтересованности |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Повторение пройденного материала (5 мин) |
Игра «Устройства компьютера» |
Ребята по одному выходят и определяют устройства ввода и вывода и получают балл за правильный ответ |
Предметные УУД: - умение разделять устройства ввода и вывода для ПК - знать составные части ПК Личностные УУД: - умение работы с интерактивной доской - формирование заинтересованности в знание предмета |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игра «Отгадай, что на рисунке» |
Ребята по одному выходят и останавливают интерактивные рисунки составных частей ПК и определяют их, получают балл за правильный ответ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие логического мышления (5 мин) |
Угадать слово «МОНИТОР» |
Ребята работая в парах разгадывают ребусы, получают балл за правильный ответ, заполняя сводную таблицу результативности |
Коммуникативные УУД: - умение работать в группах, - развитие диалогической речи Личностные УУД: -развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, - логического мышления. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Угадать слово «МЫШКА» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Угадать слово «КЛАВИАТУРА» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Определение темы урока (3 мин) |
Игра в анаграммы Угадать слова «ЛОГИКА» и «ЗАДАЧИ» |
Ребята работая в парах разгадывают анаграммы, получают балл за правильный ответ, заполняя сводную таблицу результативности |
Коммуникативные УУД: - умение работать в группах, - развитие диалогической речи Личностные УУД: -развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, - логического мышления. Регулятивные: - развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Решение простых логических задач (3 мин) |
Угадать, что зелёная рыбка в круглом аквариуме |
Внимательно читают задачу, сопоставляют данные и делают выводы и говорят ответ. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Угадать, что высокая девочка – Таня, средняя- Лена, маленькая – Даша. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Решение более сложной задачи (3 мин) |
Предложено решить задачу с более многочисленными данными, таблица пока затемнена. Если, кто сможет предложить быстрое решение, то выслушать, но в любом случае показать простое решение с помощью таблицы. |
Ребята на месте совещаются в парах и получают балл за правильный ответ |
Коммуникативные УУД: - умение работать в группах, - развитие диалогической речи Личностные: -развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления. - формирование заинтересованности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уточнение темы урока(40 с) Уточнение |
Предложено конкретизировать тему урока |
Ребята пробуют ответить на вопрос |
Регулятивные: - развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка Личностные: - развитие логического мышления |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примеры решения задач с увеличением числа условий (3 мин) |
Пример решения логической задачи табличным методом |
Ребята по очереди выходят к доске и совместно с учителем расставляют + и – в таблице, учитывая условия задачи. |
Предметные УУД: -Отрабатывают навык решения логических задач табличным методом Регулятивные: - развитие умения выделять объекты и их свойства и ставить однозначные соответствия Личностные: - развитие логического мышления |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Показать таблицу и предложить её заполнить, учитывая условия задачи |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Совместное решение учениками данной задачи |
Вызвать к доске ученика, желающего решить эту задачу, заполняя таблицу. |
Личностные УУД: - формирование умений преобразовывать текстовую форму в табличную, при этом, решая логические задачи. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверка ответа, используя интерактивную программу. |
Нажимают на имена и появляются их свойства |
Личностные: -умение оценивать свои возможности |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка(1 мин) |
Показ ролика «Физкультминутка» с упражнениями. |
Выполняют упражнения на разные органы движения |
Коммуникативные: - умение работать в группах, Личностные: -умение перенастраивать свою деятельность - умение расслабиться и отдохнуть |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа (7 мин) ССам |
Задача для индивидуальной самостоятельной работы. Раздать карточки с задачей и готовой таблицей без + и – |
Ребята самостоятельно решают задачу на карточках, работая в парах или группами. |
Познавательные УУД: преобразовывать одни формы информации в другие; умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами; Личностные УУД: формирование основ ИКТ-компетентности. Регулятивные УУД: умение упорядочивать информацию |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверка ответа с игры в футбол для уточнения результата. |
Ребята проходят тестирование и сразу видят результат, каждый правильный ответ даёт 1 бал |
Личностные: -умение оценивать свои возможности
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Решение задачи с тремя классами объектов (5мин) |
Предложить более сложную задачу и выяснить, чем она отличается от предыдущих . Видна только задача, а схема затемнена. |
Выдвигают гипотезы и метод составления таблицы. Правильные ответы вознаграждаются баллами. |
Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении, умение сотрудничать со сверстниками и учителем. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Затем появляется таблица, обращая внимание учеников, чем она отличается от предыдущих (объединяет три класса объектов – составная таблица )и предлагается её заполнить ученикам. |
Желающие выходят и заполняют таблицу, учитывая условия |
Регулятивные УУД: умение упорядочивать информацию
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итоги урока (1 мин) |
Можете ли вы назвать тему урока? Какой вывод можно сделать о решении логических задач? |
Ребята делают выводы. |
Регулятивные: - развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Где нам встречаются таблицы? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия (2 мин) |
|
Вопросы: Что нового вы сегодня узнали? Что не получилось? Что было трудно? Предлагается ответить на вопросы в системе тестирования VOTUM, чтобы видеть результаты всего класса. Учитель фиксирует оценки учащихся, сообщает домашнее задание (§9,р.т. №125-128).
|
Ребята отвечают на поставленные вопросы и на вопросы в системе тестирования VOTUM Подсчитывают количество баллов за урок. |
Личностные: -умение оценивать свои возможности - оценить своё психологическое состояние - анализ успешности усвоения материала
|