Урок информатики на тему «Решение логических задач с помощью кругов Эйлера» (9 класс)
Тема урока: «Решение логических задач с помощью кругов Эйлера»
Тип урока: Урок изучения нового материала (решение задач) и закрепление новых знаний.
Оборудование и программное обеспечение: Доска, экран, компьютер; google аккаунт, графический редактор Paint.
Сборник задач к уроку: https://docs.google.com/document/d/1v2Crq2dCXbRO7MGhj64ikbEo-7saRKRilyPVwUWNsDw/edit
Класс: 9
Цель урока: формирование познавательной компетенции (алгоритмический и логико-комбинаторный стиль мышления). Создание условий для овладения учащимися умения решать задачи с помощью кругов Эйлера.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
сформировать представление о свойствах логических операций на элементах множества;
сформировать умение применять основные правила логики в решении задач на поисковые запросы из ГИА;
сформировать навыки работы с логическими высказываниями, способствовать развитию умений применять логические операции при работе со множествами в задачах по информатике;
формировать навыки анализа логической схемы (Круги Эйлера);
формировать навыки представления одной и той же информации в разных формах (логическое выражение, круги Эйлера);
формирование умение применять логическое выражение для определения множества и описания множества;
Познавательные УУД:
формирование навыков поиска и выделения необходимой информации; применения методов информационного поиска, в том числе с использованием компьютерных средств;
формирование навыков выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
формирование умений создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач;
формирование умений создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы при решении задач с логическими высказываниями;
Коммуникативные УУД:
Планирование учебного сотрудничества; постановка вопросов; разрешение конфликтов; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные УУД:
Формирование умений видеть проблемы в своей деятельности посредством рефлексии своей деятельности в конце урока. Выдвижение версии, выбор средства достижения цели.
Формирование навыков отработки алгоритма решения задач с кругами Эйлера, сверяясь с целью, нахождение и исправление ошибки в течении практического урока и во время самостоятельной работы;
Личностные
Формирование на уроке понимания роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий;
Формирование учителем смыслообразования на уроке (понимание учеником роли информатики и отдельных ее тем в жизни и выборе будущей профессии);
Технологическая карта урока
Этапы урока. Содержание. Время. |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Ожидаемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
||||
1 |
Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся у к уроку (1 минуты) |
Приветствие учителя. Организация положительной мотивации на уроке. Определение целей и задач урока. Раздача тетрадей для работы в классе. |
Организация входа в google аккаунт. |
Коммуникативные: Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; |
|
2 |
Организация восприятия и осмысления новой темы.
Мотивационная составляющая. (2 минуты) |
Постановка цели и задач урока. Сообщение учащимся цели предстоящей работы.
Учитель демонстрирует сайт ГИА с заданиями по и данной теме. |
Внимательно слушает учителя и задает вопросы. Через цель и задачи урока воспринимает образы действий предположительной работы на уроке. |
Личностные: - смыслообразование -(понимание учеником роли данной темы, как важной из важных тем, представленных в перечне ГИА); Коммуникативные: - Умение задавать вопросы в соответствии с требованиями и задачами коммуникации;
|
|
3 |
Изучение нового материала посредством проблемной ситуации и исследовательской работы (10 минут) |
Учитель, прежде чем организовать практическую работу с учениками предлагает ситуацию проблемы. Перед учениками ставится задача, которая по мере рассуждений и работы на уроке решается. -предлагает учащимся организовать запросы, согласно условиям задачи; -предлагает учащимся оценить количество страниц по запросу и занести их в таблицу; -предлагает учащимся найти, используя основные действия со множествами то, что требуется в задаче; Содержание работы на уроке: https://docs.google.com/document/d/1rnaWTVSrg-hg3rm4T62yx_cvsKMxcN9h9nqRJkVh6yY/edit
|
Ученики организовывают запросы, используя основные элементы логики, записывают результаты в таблицу, решают уравнение, полученное путем составления поименно участков, их суммы, что приводит к решению уравнения. Ученик вводит запрос и оценивает его с точки зрения операции логического умножения множеств и логического сложения множеств, старается объяснить наличие страниц при определенных условиях в запросе; |
- повторить свойства логических операций; - Сформировать навыки работы с множествами и операций над ними; -Сформировать навыки ИКТ – культуры, навыки информационного поиска;
|
Познавательные УУД: - формирование умений создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач с логическими высказываниями; - формирование умений создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации и отвечать на вопросы учителя; - формирование ИКТ компетентности; Регулятивные - осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач на уроке; |
4 |
Введение практико- ориентированных знаний. Организация восприятия и осмысления новых типов заданий линии: «Логические операции». (13 минут) |
Учитель открывает в совместном доступе документ, где представлен перечень задач по теме. Учитель решает несколько задач У доски, объясняет принципы решения задач, из списка (ссылка вверху документа). Разбор одной задачи происходит по следующей схеме: https://docs.google.com/presentation/d/1AYJ7MV1t2ijOmRG8vBd8UC1O1qlMb19Ku3imeROjYGE/edit#slide=id.p
Для этого необходимо повторить правила работы со множествами, то есть логические операции с кругами Эйлера. Объясняет принцип решения задач такого типа. |
Ученики записывают в тетради объяснения учителя, конспектируют и внимательно слушают. Также задают вопросы учителю, если возникают определенные трудности в усвоении материала. |
- формирование умений применять основные правила логики в решении задач ГИА; |
Познавательные УУД: - формирование навыков представления одной и той же информации в разных формах (таблица истинности, логическое выражение); - формирование умений создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; Коммуникативные УУД: - Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; постановка вопросов, обсуждение нового типа задач; Регулятивные УУД: • Формирование навыков отработки алгоритма решения задач с логическими операциями (алгоритм как порядок действий в логическом выражении, алгоритм как порядок действий преобразования логического выражения) сверяясь с целью, нахождение и исправление ошибки в течение практического урока;
|
5 |
Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой учителем и учащимися, оценка знаний (12 минут) |
Учитель в оставшееся время урока предлагает учащимся решить 6 задач для закрепления материала с учетом пройденного материала и изученного. Ссылка на работу: Учитель заготовил шаблоны задач по теме, учитывая задачи с прошлого урока на повторение: https://docs.google.com/document/d/1jRSStmiiXZug9VOYCOVk44J__IMgQaYapJHeYWI5NSA/edit
Критерии представлены следующие: https://docs.google.com/spreadsheets/d/1swXqhJy_TC5Y_z138TF7XiIbkW00ZpLIPrUW-xHaEVU/edit#gid=0 |
Учащиеся в самостоятельном режиме, каждый в своей заготовке задания оформляет решение, заполняя бланки ответами. |
- Сформировать умение применять основные правила логических операций в решении задач ГИА; - Сформировать навыки работы с логическими высказываниями, способствовать развитию умений применять логические операции при работе со множествами в задачах по информатике; |
Познавательные УУД: - формирование навыков анализа и преобразования логических выражений; - формирование навыков представления одной и той же информации в разных формах (таблица истинности, логическое выражение); - формирование умений создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; Регулятивные УУД: • Формирование навыков отработки алгоритма решения задач с логическими операциями (алгоритм как порядок действий в логическом выражении, алгоритм как порядок действий преобразования логического выражения) сверяясь с целью, нахождение и исправление ошибки в течении практического урока; - формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (получение хорошей оценки за самостоятельную работу); |
6 |
Домашнее задание (2 минуты) |
У учителя есть сайт, на котором выложены задачи. Учитель задает детям номера из списка на сайте 1-3-01, и номера из списка 1-3-03. См. рис.1. Учитель задает повторить пройденный материал, все задачи и разбор представлен на сайте 9 класса, у которого есть доступ к нему. Повторить основные логические операции. И решить 4 примера на поисковые запросы, которые представлены на сайте “Информатика 9”. Задачи представлены |
Ученики записывают домашнее задание. |
- |
- |
Рис. 1. Задание, представленное на сайте «Информатика 9»
Пример разобранного задания на сайте: