Технологическая карта урока информатики «Табличный способ решения логических задач» (5 класс)
Тип урока: изучение нового материала, комбинированный
Цели по содержанию:
образовательные:
- сформировать на уроке понятия: логическая задача, взаимно однозначное соответствие; дать представление о таблице как очень удобной форме фиксации взаимно однозначного соответствия; продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, делать выводы; освоить табличный способ решения логических задач; закрепить умение создания простых таблиц средствами текстового процессора;
- развитие аналитического мышления; развитие познавательных умений; развитие умений учебного труда.
- формирование ответственности; развитие требовательности к себе и другим; воспитание положительных мотивов учения, ответственного отношения к знаниям.
Предметные:
умение представлять информацию в табличном виде;
умение классифицировать и анализировать объекты;
умение строить логические рассуждения;
умение построения простых таблиц средствами текстового процессора.
Метапредметные:
- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности; умение принимать и сохранять учебную цель и задачу, работать по плану, сверяясь с целью.
- умение формулировать и отстаивать собственное мнение и позицию; способность аргументировать и координировать собственную позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; умение задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей для проведения анализа информации, осуществление выбора наиболее эффективного решения;
- формирование положительного и ответственного отношения к учению; готовности к саморазвитию и самообразованию.
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика: учебник для 5 класса. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика. Рабочая тетрадь для 5 класса. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016
Презентация 5-09-2 «Табличный способ решения логических задач» из электронного приложения к учебнику;
Богомолова О.Б. «Логические задачи» М. : Бином. Лаборатория знаний, 2009
Проектор;
Компьютер учителя;
Компьютеры учащихся.
Этапы урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Организационный момент |
Создать благоприятный психологический настрой на работу
|
Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие письменных принадлежностей, тетради для классной работы и Рабочей тетради, включают компьютеры. | Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации |
2.Этап проверки домашнего задания, актуализации опорных знаний |
Проверка готовности к работе, актуализация опорных знаний |
Проверяет домашнее задание (§9 стр. 64-66, вопросы №1, 3 стр. 68, РТ №№120, 121) Организовывает мини-дискуссию по вопросу №1 стр.68 (В каких ситуациях удобно представлять информацию в виде таблицы?) Визуально проверяет выполнение №№120, 121 в РТ
|
Участвуют в мини-дискуссии. Предлагают свои варианты ответов на вопрос №3 стр.68 | Личностные УУД: -формирование навыков самоорганизации -развитие грамотной речи
Коммуникативные УУД: |
3.Этап форму-лирования темы и целей урока |
Формирование стремления открыть новые знания, приобрести новые умения |
Учитель демонстрирует на экране слайд презентации из электронного приложения к учебнику. Предлагает попробовать решить логическую задачу. Обращает внимание детей, что в подобных задачах всегда единственное решение, в данном случае имени каждого мальчика соответствует одна фамилия, т.е. существует так называемое однозначное соответствие, которое есть у ячейки таблицы между строкой и столбцом. Предлагает использовать таблицу для фиксации рассуждений, тем самым подводя учащихся к формулировке темы и цели урока.
|
Думают, как решить задачу, выдвигают гипотезы, формулируют и отстаивают собственное мнение. Приходят к выводу о необходимости как-то фиксировать свои рассуждения. С помощью наводящих замечаний учителя формулируют тему урока: «Решение логических задач с помощью таблиц» и цель: «Научиться решать логические задачи табличным способом» | Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации -развитие грамотной речи Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации; -применение методов информационного поиска. Регулятивные УУД:
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Коммуникативные УУД: -умение слушать, выдвигать гипотезы; -формирование навыков отстаивания собственного мнения, |
4.Этап объяснения нового материала |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учениками темы |
Демонстрирует презентацию «Табличный способ решения логических задач» из электронного приложения к учебнику, поясняет ее.
слайды презентации из электронного приложения к учебнику
|
Смотрят, слушают объяснения учителя, высказывают свои рассуждения, обосновывают заполнение ячеек таблицы, параллельно строя таблицу в тетради и записывая решение в нее | Личностные УУД: -развитие внимания, зрительной и аудио памяти -развитие логического мышления -развитие аккуратности Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации; -структурирование информации; -формирование навыка заполнения таблицы при решении логической задачи Регулятивные УУД:
-учёт правил в записи и контроля способа решения Коммуникативные УУД: -умение отстаивать свою точку зрения |
5.Этап первичного закрепления изученного материала |
Включение учащихся в целенаправленную деятельность |
Организует работу детей в парах, предлагая на выбор задачи разного уровня сложности Помогает учащимся при затруднении в выполнении выбранных заданий. Выявляет недостатки первичного осмысления материала | Посоветовавшись с товарищем, выбирают для решения задачу из РТ (№125, 126) или из разложенных учителем по уровню сложности (взяты из книги Богомоловой О.Б. «Логические задачи») Строят и заполняют таблицы в тетради | Личностные УУД: -формирование умения преобразовывать текстовую информацию в табличную -развитие логического мышления -развитие аккуратности Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации; -применение методов информационного поиска -формирование навыка заполнения таблицы при решении логической задачи Регулятивные УУД: -планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Коммуникативные УУД:- формирование умения общения со сверстниками, уважительного отношения к одноклассникам |
6.Динамическая пауза |
Восстановление физических и духовных сил |
Учитель включает один из видеороликов для физкультминутки. |
Дети вместе с героями видеоролика под музыку выполняют упражнения. |
Личностные УУД: -изменение отношения к себе и своему здоровью, к пониманию необходимости сохранять здоровье. |
7.Этап компьютерного практикума |
Организация самостоятельной работы учащихся |
Организует работу учащихся за компьютером, помогает открыть текстовый процессор Word, напоминает правила построения таблиц |
Выполняют на компьютере в текстовом процессоре Word построение таблицы для задачи, решенной в тетради. По желанию учащиеся могут взять еще одну задачу для теперь уже самостоятельного решения с оформлением в текстовом процессоре |
Личностные УУД: -чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды Познавательные УУД: -закрепление навыка построения таблиц в текстовом процессоре -формирование навыка заполнения таблицы при решении логической задачи Регулятивные УУД:
-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; -определение объема материала, который еще предстоит выучить Коммуникативные УУД:-умение строить продуктивное общение с учителем |
8.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. |
Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе |
Прием «Телеграмма» Учитель раздает листы обратной связи Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно». Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями». Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!».
|
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).
Учащиеся отвечают на вопросы учителя и после этого заполняют листы обратной связи. |
Личностные УУД: -рефлексия способов и условий действия, -контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные УУД:-умение строить продуктивное общение с учителем -формирование умения общения со сверстниками, уважительного отношения к одноклассникам |
9.Информация о домашнем задании |
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
§9 стр. 66-68 РТ: №№ 127,128 Учащиеся могут по желанию выполнить задания из приложенного учителем в АСУ РСО файла, самостоятельно выбрав для решения задачу из задач, разложенных учителем по уровню сложности (взяты из книги Богомоловой О.Б. «Логические задачи» М. -:Бином. Лаборатория знаний, 2009 |
Работа с дневниками |
Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации -формирование навыков письма
|