Технологическая карта урока информатики «Табличный способ решения логических задач» (5 класс)

1
0
Материал опубликован 28 June 2019
Технологическая карта урока Тема урока: «Табличный способ решения логических задач». Класс: 5
 Тип урока: изучение нового материала, комбинированный
 Цели по содержанию:
 образовательные:
  • сформировать на уроке понятия: логическая задача, взаимно однозначное соответствие; дать представление о таблице как очень удобной форме фиксации взаимно однозначного соответствия; продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, делать выводы; освоить табличный способ решения логических задач; закрепить умение создания простых таблиц средствами текстового процессора;
развивающие:
  • развитие аналитического мышления; развитие познавательных умений; развитие умений учебного труда.
воспитывающие:
  • формирование ответственности; развитие требовательности к себе и другим; воспитание положительных мотивов учения, ответственного отношения к знаниям.
Планируемые результаты учебного занятия:
 Предметные:

умение представлять информацию в табличном виде;

умение классифицировать и анализировать объекты;

умение строить логические рассуждения;

умение построения простых таблиц средствами текстового процессора.
Метапредметные:

регулятивные :
  • осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности; умение принимать и сохранять учебную цель и задачу, работать по плану, сверяясь с целью.
коммуникативные:
  • умение формулировать и отстаивать собственное мнение и позицию; способность аргументировать и координировать собственную позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; умение задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
познавательные:
  • построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей для проведения анализа информации, осуществление выбора наиболее эффективного решения;
личностные:
  • формирование положительного и ответственного отношения к учению; готовности к саморазвитию и самообразованию.
Используемая технология: технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология. Информационно-технологические ресурсы:

Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика: учебник для 5 класса. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016

Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика. Рабочая тетрадь для 5 класса. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016

Презентация 5-09-2 «Табличный способ решения логических задач» из электронного приложения к учебнику;

Богомолова О.Б. «Логические задачи» М. : Бином. Лаборатория знаний, 2009

Проектор;

Компьютер учителя;

Компьютеры учащихся.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

 

Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие письменных принадлежностей, тетради для классной работы и Рабочей тетради, включают компьютеры. Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации

2.Этап проверки домашнего задания, актуализации опорных знаний

Проверка готовности к работе, актуализация опорных знаний

Проверяет домашнее задание (§9 стр. 64-66, вопросы №1, 3 стр. 68, РТ №№120, 121)

Организовывает мини-дискуссию по вопросу №1 стр.68 (В каких ситуациях удобно представлять информацию в виде таблицы?)

Визуально проверяет выполнение №№120, 121 в РТ

 

 

Участвуют в мини-дискуссии. Предлагают свои варианты ответов на вопрос №3 стр.68 Личностные УУД: -формирование навыков самоорганизации -развитие грамотной речи

Коммуникативные УУД:
-умение участвовать в дискуссии;

-строить продуктивное сотрудничество с учителем

3.Этап форму-лирования темы и целей урока

Формирование стремления открыть новые знания, приобрести новые умения

Учитель демонстрирует на экране слайд презентации из электронного приложения к учебнику. Предлагает попробовать решить логическую задачу.

Обращает внимание детей, что в подобных задачах всегда единственное решение, в данном случае имени каждого мальчика соответствует одна фамилия, т.е. существует так называемое однозначное соответствие, которое есть у ячейки таблицы между строкой и столбцом.

Предлагает использовать таблицу для фиксации рассуждений, тем самым подводя учащихся к формулировке темы и цели урока.

 

 

Думают, как решить задачу, выдвигают гипотезы, формулируют и отстаивают собственное мнение. Приходят к выводу о необходимости как-то фиксировать свои рассуждения. С помощью наводящих замечаний учителя формулируют тему урока: «Решение логических задач с помощью таблиц» и цель: «Научиться решать логические задачи табличным способом» Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации -развитие грамотной речи Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации; -применение методов информационного поиска. Регулятивные УУД:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные УУД:

-умение слушать, выдвигать гипотезы;

-формирование навыков отстаивания собственного мнения,

4.Этап объяснения нового материала

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учениками темы

Демонстрирует презентацию «Табличный способ решения логических задач» из электронного приложения к учебнику, поясняет ее.

 

слайды презентации из электронного приложения к учебнику

 

 

Смотрят, слушают объяснения учителя, высказывают свои рассуждения, обосновывают заполнение ячеек таблицы, параллельно строя таблицу в тетради и записывая решение в нее Личностные УУД: -развитие внимания, зрительной и аудио памяти -развитие логического мышления -развитие аккуратности Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации; -структурирование информации; -формирование навыка заполнения таблицы при решении логической задачи Регулятивные УУД:

-учёт правил в записи и контроля способа решения

Коммуникативные УУД:
-умение слушать собеседника,

-умение отстаивать свою точку зрения

5.Этап первичного закрепления изученного материала

Включение учащихся в целенаправленную деятельность

Организует работу детей в парах, предлагая на выбор задачи разного уровня сложности Помогает учащимся при затруднении в выполнении выбранных заданий. Выявляет недостатки первичного осмысления материала Посоветовавшись с товарищем, выбирают для решения задачу из РТ (№125, 126) или из разложенных учителем по уровню сложности (взяты из книги Богомоловой О.Б. «Логические задачи») Строят и заполняют таблицы в тетради Личностные УУД: -формирование умения преобразовывать текстовую информацию в табличную -развитие логического мышления -развитие аккуратности Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации; -применение методов информационного поиска -формирование навыка заполнения таблицы при решении логической задачи Регулятивные УУД:

-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Коммуникативные УУД:
- формирование умения общения со сверстниками, уважительного отношения к одноклассникам

6.Динамическая пауза

Восстановление физических и духовных сил

Учитель включает один из видеороликов для физкультминутки.

Дети вместе с героями видеоролика под музыку выполняют упражнения.

Личностные УУД:

-изменение отношения к себе и своему здоровью, к пониманию необходимости сохранять здоровье.

7.Этап компьютерного практикума

Организация самостоятельной работы учащихся

Организует работу учащихся за компьютером, помогает открыть текстовый процессор Word, напоминает правила построения таблиц

Выполняют на компьютере в текстовом процессоре Word построение таблицы для задачи, решенной в тетради.

По желанию учащиеся могут взять еще одну задачу для теперь уже самостоятельного решения с оформлением в текстовом процессоре

Личностные УУД: -чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды Познавательные УУД: -закрепление навыка построения таблиц в текстовом процессоре -формирование навыка заполнения таблицы при решении логической задачи Регулятивные УУД:

-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-определение объема материала, который еще предстоит выучить

Коммуникативные УУД:

-умение строить продуктивное общение с учителем

8.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Прием «Телеграмма»

Учитель раздает листы обратной связи

Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно».

Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями».

Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!».

 

Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя и после этого заполняют листы обратной связи.

Личностные УУД:

-рефлексия способов и условий действия,

-контроль и оценка процесса

и результатов деятельности Коммуникативные УУД:

-умение строить продуктивное общение с учителем

-формирование умения общения со сверстниками, уважительного отношения к одноклассникам

9.Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

§9 стр. 66-68

РТ: №№ 127,128

Учащиеся могут по желанию выполнить задания из приложенного учителем в АСУ РСО файла, самостоятельно выбрав для решения задачу из задач, разложенных учителем по уровню сложности (взяты из книги Богомоловой О.Б. «Логические задачи» М. -:Бином. Лаборатория знаний, 2009

Работа с дневниками

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

-формирование навыков письма

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации