Статья «Формирование социальных компетенций у учащихся с интеллектуальной недостаточностью»

3
0
Материал опубликован 21 March 2018 в группе

Формирование социальных компетенций

у учащихся с интеллектуальной недостаточностью

(из опыта работы)

Е.Н.Буковцова, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа  № 30» г. Белгорода

 

Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья традиционно является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования. Когда речь идет о личности с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость), мы должны помнить о сложностях социализации, связанных с физическими и психическими недостатками ребенка. Один из классиков олигофренопедагогики  Эдуард Сеген писал, что умственно отсталый ребенок, не прошедший школы специального обучения и воспитания, ничего «не знает», «не может» и «не хочет» [2]. При этом он придавал главное значение последнему, т. е. отсутствию каких-либо хотений, стремлений, потребностей. Он считал, что умственно отсталый ребенок, возможно, многое смог бы и узнал бы, если бы только захотел, но вся беда в этой слабости побуждений (в отсутствии мотивации,  духовных интересов и потребностей). Характеризуя облик умственно отсталых школьников, профессор Л. В. Занков также обращает внимание на то, что у многих из них крайне мало развита любознательность, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности [1].

Социально - бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых детей существенно затруднена в силу ограничений, наложенных дефектом - нарушением познавательной деятельности. В отличие от детей в норме, у которых социальное развитие происходит непроизвольно и спонтанно, дети с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач. Личность умственно-отсталого ребенка формируется только при условии целенаправленного обучения и воспитания. Практика показывает, что многие выпускники  школ, обучающих детей с интеллектуальной недостаточностью, оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Руководители предприятий и учреждений, на которых работают дети с ОВЗ, предъявляют к ним серьёзные претензии. Утверждают, что они не подготовлены в достаточной мере к самостоятельному труду. На это есть причины:

- они не умеют продуктивно общаться с людьми;

- у них не хватает самостоятельности;

- у них низкий уровень знаний об окружающей среде;

- они не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за их эмоционально- поведенческих особенностей;

- им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий, поступков;

- они не способны применять полученные знания в различных жизненных ситуациях;

- у них не сформированы мотивы и интересы к хозяйственно-бытовой деятельности;

- у них завышенная самооценка.

      Проблема заключается ещё и в том, что многие наши воспитанники воспитываются в неблагополучных, неполных семьях, где  ребятам уделяется недостаточно внимания. Некоторые из родителей сами имеют ограниченные возможности здоровья, что не дает им возможности оказания полноценной помощи своим детям в обучении и развитии.   В последние годы увеличилось количество детей  с более низким интеллектом, у которых отсутствует интерес к учебной работе, отмечается  инертность, вялость, рассеянность, отвлекаемость и даже отсутствие всяких интересов.

Вместе с тем результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать пол­ноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать се­бя в материальном отношении и быть полезным обществу.

Наиболее полно задачам трудовой подготовки и обеспечения  занятостью лиц со специальными потребностями отвечает образовательно-адаптационная и реабилитационная среда школ, занимающихся непосредственно обучением детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью).   От того, насколько успешно подросток овладеет умением трудиться в стенах школы, зависит, как будет проходить процесс его дальнейшей социализации в самостоятельной жизни. Наши педагоги очень много и плодотворно работают над тем, как заинтересовать ребенка работой, мотивировав его деятельность.

      Прежде всего, остановимся на теории вопроса. Мотив – это то, что определяет, стимулирует человека к совершенствованию какого – либо действия. Мотивация представляет собой «сплав» движущих сил поведения в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов. Она - стержень личности, на котором держатся такие её свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. Любая деятельность окажется малоэффективной или вообще неэффективной, если у человека не будет заинтересованности в ее реализации. Эта заинтересованность выражается в мотивированности ученика на соответствующую деятельность. Мотивация - это настроенность, стремление человека что-то сделать, проявить активность.

      Детям с интеллектуальной недостаточностью характерна короткая мотивация деятельности. При встрече с препятствиями, трудностями они не стремятся преодолеть их и уходят от основной цели. Поэтому для достижения хороших результатов необходима такая организация педагогического процесса, которая побуждала бы их руководствоваться в своих действиях не только мотивами, связанными с необходимостью выполнять требования учителя, но и мотивами, порождаемыми их собственными потребностями и интересами. Как бы ни был узок уровень общего развития наших учеников, у них имеются свои, пусть ограниченные, потребности и интересы. При их удовлетворении они проявляют необходимую активность и адекватное отношение к встающим перед ними задачами.

            Изучение катамнеза детей, окончивших  школу, показывает, что многие выпускники по окончании школы поступают на работу, где они добросовестно и старательно трудятся.  Они отличаются трудолюбием, исполнительностью, старанием и администрация очень довольна ими.

      Чтобы проследить судьбу своих воспитанников, работающих в дорожной службе города, мы посетили их на месте работы и беседовали с руководителем. По его словам, наши выпускники Максим Л., Оксана В. и Юля Т.  долго привыкали к работе, но усвоили все свои обязанности и теперь ответственно и добросовестно выполняют порученную работу: тщательно убирают мусор на улицах города, чистят снег. Принося домой заработную плату, они таким образом помогают семье.

      Марина П. и Даша К. успешно трудятся на швейной фабрике, выполняя несложную работу по пошиву изделий. Начальник цеха очень хорошо отзывался об их работе. Денис К. и Владимир Г. работают в деревообрабатывающем цехе частного предприятия. Работодатель доволен их работой. Родители этих ребят рады, что они получили такие специальности в школе. Нашим выпускникам трудно получить хорошую работу по причине высокой конкуренции на современном рынке труда. А те навыки, что были привиты  нашими педагогами, позволили им занять своё место в обществе и благополучно устроить свою жизнь, помогая семье и обеспечивая свои материальные потребности.

      Можно было бы привести и ряд других примеров, свидетельствующих о трудолюбии, проявляемом нашими выпускниками на производстве, но из того, что уже сказано, ясно, что эта черта личности сформировалась у них еще в школе.

      Для успешного осуществления любой деятельности необходимо ясно представлять себе цель и средства ее достижения. Если цель осознается неясно, смутно, неопределенно, нельзя осуществлять ее достаточно планово, правильно контролировать и оценивать полученные результаты. В данном случае целью выступает желание помочь семье. (В приведенных примерах в семьях есть ещё младшие братья и сестры, сложные отношения родителей: в одной - вся забота о семье из-за пьянства отца легла на плечи матери, в другой – мать-одиночка сама растит двоих детишек, в третьей – оба родителя - инвалиды). 

Не меньшее значение имеет ясное понимание того, какими средствами можно достигнуть желаемой цели. Мы рассмотрим, как в процессе выполнения различных трудовых заданий формируется  мотивация. При этом ребятам  приходится решать задачи, находящиеся в определенном соотношении между собой. Одни из них связаны с составлением плана и выбором средств, при помощи которых должна быть достигнута намеченная цель. Другие -  с установлением определенных связей и отношений между данными, содержащимися в выполняемой задаче. Третьи – с преодолением тех или иных трудностей, возникающих в ходе  деятельности. В зависимости от характера  и сложности деятельности, а также от особенностей личности человека, его мотивов, общего развития, прошлого опыта зависит решение этих задач.          

      Будучи направленными на достижение определенной цели, эти задачи осознаются, как частные, включенные в одну общую. Это значит, что школьник  осознает необходимость выполнения отдельных действий и операций в соответствии с требованиями конечной цели.

      Целенаправленная деятельность, которой мы обучаем,  включает в себя такие формы психической активности, как предварительная ориентировка в выполняемом задании, адекватное отношение к возникающим в процессе деятельности трудностям и изыскание путей и средств их преодоления, самоконтроль и критическое отношение к выполняемым действиям и получаемым результатам. Развитие этих сторон деятельности — необходимое условие формирования целенаправленных действий обучающихся.

            Следующий этап — привлечение учащихся к работе, результатами которой могут воспользоваться другие. Эта работа побуждает их к активной, инициативной деятельности, содействуя тем самым развитию ее целенаправленности.

      Материалы исследования показали, что необходимое условие формирования целенаправленной деятельности в процессе  работы — активное участие школьников в планировании и выполнении трудовых заданий. В тех случаях, когда работа строится с учетом особенностей психического развития  школьников с особенностями развития, они проявляют интерес к ней, и это способствует развитию мотивации, целенаправленной трудовой деятельности.

      Специально проведенные нами исследования  показывают, что мотивацию у  умственно отсталых школьников можно в значительной степени развить, если увязать учебные занятия с  работой, подчеркивающей общественную и практическую значимость выполняемых заданий.

      В ярко выраженной форме это было обнаружено нами в эксперименте с изготовлением альбомов для рисования учащимися VII класса нашей школы. Во время опыта испытуемым давались все необходимые материалы и инструменты для изготовления данного изделия.  В первом случае испытуемым говорили, что задача эксперимента — проверить их навыки и умения при выполнении данного вида работ. При этом указывалось, что при оценке его навыков и умений будет принято во внимание качество работы и быстрота действий. Во второй раз испытуемых просили изготовить указанные изделия в качестве подарков для учащихся I класса. Специально подчеркивалось, что учительница I класса якобы просила изготовить альбомы для её воспитанников и что ребята сами пойдут и вручат эти изделия малышам. Как и при выполнении 1-го задания, время, потраченное на изготовление альбома, точно фиксировалось. При выполнении 1-го задания учащиеся проявляли большую торопливость в работе, стремились быстрее закончить работу. Излишняя торопливость приводила к неполадкам и задержкам и, вопреки желанию испытуемых, к еще большему увеличению продолжительности работы и ухудшению качества изделий.

      По-другому учащиеся изготавливали альбомы  в качестве подарков для первоклассников. В этом случае испытуемые стремились главным образом к тому, чтобы изделия были высокого качества. Хотя часы лежали на столе, и мы фиксировали время, затрачиваемое на выполнение той или иной операции, испытуемые не реагировали на это повышенной эмоциональной реакцией и не проявляли излишней торопливости в работе, как это имело место при выполнении 1-го задания. Все операции по изготовлению альбома производились ими аккуратно, внимательно и с соблюдением рекомендуемых приемов работы.

      Чтобы сделать изделия, изготавливаемые для первоклассников, более привлекательными, красивыми, испытуемые очень тщательно подошли к оформлению и отделке альбомов. Так,   один из учеников просил учителя разрешить ему сходить в классную комнату для того, чтобы принести в мастерскую красивые картинки и фломастеры для оформления альбома. Другой ученик, рассматривая своё изделие, спросил: «Можно сделать подарочную надпись на альбоме?»

      С целью повышения мотивации у учащихся к трудовой деятельности мы привлекаем наших воспитанников к участию в различного  рода выставках, конкурсах поделок, где главным требованием является качество работ. Перспектива стать участником выставки, а может быть, и призёром,  мобилизует учащихся, и у них появляется желание добиться лучших показателей. Осознание того, что хорошо выполненная вещь будет выставлена напоказ и получит положительную общественную оценку, привлекает ребенка и вызывает у него желание удостоиться этой чести.

       Эксперименты, проведенные нами, показали, что в тех случаях, когда задание имело целью изготовление практически важного и общественно значимого продукта, испытуемые относились к заданию более ответственно, пользовались более рациональными и эффективными способами действия и достигали лучших результатов.

            При наличии соответствующего воспитательного и направляющего воздействия со сторон учителя, школы такое желание приводит в будущем к возможности трудиться, хорошим производственным результатам, к тому, что наш выпускник сможет успешно конкурировать на рынке труда в современном обществе, выполняя доступные ему виды работ.

Литература:

1.      Занков Л.В. Вопросы психологии учащихся вспомагательной школы. М: 1954 г.

2.      Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М: 1986 г.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации