Конспект урока истории в 9 классе для учащихся с интеллектуальной недостаточностью «Развитие науки и культуры в СССР в 20-30-е годы»
Муниципальное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Большекрутовская школа-интернат»
Конспект интегрированного урока истории и географии, биологии, литературы, изобразительного искусства
Класс: 9
Тема: Развитие науки и культуры в СССР в 20-30-е годы
Выполнила: учитель I квалификационной категории
Мартышова Екатерина Николаевна
Большие Круты
2017 год
Цель: способствовать формированию представлений о развитии науки и культуры в СССР в 20-30-е годы.
Задачи:
1) Образовательная:
1. познакомить с деятелями и их достижениями в области науки и культуры в СССР в 20-30-е годы;
2) Воспитательная:
1. привитие интереса к истории России,
2. воспитание патриотических чувств.
3) Коррекционно-развивающая:
1. коррекция познавательной деятельности учащихся на основе приема описания, анализа информации.
Тип урока: изучения нового материала
Предметы, интегрированные с историей: география, биология, литература, изобразительное искусство.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук.
Материалы: иллюстрированные тексты и расшифровки на листах А4, пазлы.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1. Организация начала урока |
Здравствуйте, ребята! Выясняет все ли готово к уроку. |
Приветствуют учителя. |
2. Актуализация знаний |
На предыдущих уроках мы с вами говорили об индустриализации и коллективизации крестьянских хозяйств. Что же такое индустриализация?
Экспорт сельскохозяйственной продукции был основным источником средств для проведения индустриализации. Поэтому были проведены преобразования в деревне – коллективизация крестьянских хозяйств и борьба с кулаками (раскулачивание). Что такое коллективизация?
Кто такие кулаки?
Верно. |
Индустриализация – развитие промышленности ускоренными темпами, создание крупного машинного производства.
Коллективизация - объединение мелких хозяйств в коллективные хозяйства – колхозы. Кулак – зажиточный крестьянин, который нанимал себе батраков. |
3. Сообщение нового материала |
Сегодня мы продолжаем говорить об СССР в начале XX века. Давайте запишем сегодняшнее число, классная работа, тема урока: «Развитие науки и культуры в СССР в 20-30-е годы». Открываем стр. 140 учебника. Цель сегодняшнего урока – познакомиться с развитием науки и культуры в СССР в 20-30-е годы. Для этого в ваших тетрадях сделаны заготовки таблицы, которую мы будем заполнять по ходу изучения темы.
Сначала познакомимся с достижениями в области науки. Слайд 1 – Советская наука, химия Особенно большое влияние правительство уделяло исследованиям в области физики и химии. Выдающимся советским ученым-химиком был Сергей Васильевич Лебедев. О деятельности этого ученого небольшое сообщение нам подготовил Алексей Д. (учитель показывает на слайде как выглядит синтетический каучук).
Запишите в свои тетради в графу «Достижения» изобретение С. В. Лебедева. Так выглядит синтетический каучук. Его изготавливают путем соединения химических веществ. А как же происходит процесс получения натурального каучука, мы сейчас узнаем, просмотрев видео. Как же называется дерево, из сока которого и получают натуральный каучук? Слайд 4 – Геология и география Не менее важными считались геология и география. На геологические и географические исследования советское правительство выделяло большие средства. В результате геологи открыли новые залежи полезных ископаемых. В тексте на странице 141 найдите, где и какие полезные ископаемые были обнаружены. А теперь давайте запишем в графу «Достижения» эти открытия. Открытые геологами новые месторождения сразу же начинали осваиваться. Сюда приезжали бригады рабочих, которые строили шахты и заводы по переработке ископаемых. Вокруг новых месторождений быстро строились новые города. Слайд 3- 4 – Биология Крупных успехов в области биологической науки добились Николай Иванович Вавилов и Иван Васильевич Мичурин. Николай Иванович Вавилов изучал культурные растения, составил коллекцию семян культурных растений. Запишите в таблицу эту информацию. Иван Васильевич Мичурин занимался созданием сортов плодово-ягодных культур. Занесите это в таблицу. Слайд 7 – Шифровка Для того чтобы узнать какое событие повлияло на развитие науки в 20-30-е годы, попробуем разгадать зашифрованное задание.
Какое слово получилось? Верно. Для какой сферы были сделаны достижения биологов? А теперь рассмотрим культурные достижения. Для того чтобы узнать какие события повлияли на развитие культуры в 20-30-е годы, прочтем иллюстрированный текст. Объясняет, как читаются такие тексты. Каждый из вас должен прочитать по одному предложению.
Какие же это события?
Слайд 9 – События, повлиявшие на развитие культуры Слайд 8 – Советская культура, живопись. скульптура Чтобы узнать, кого же изображали чаще всего художники и скульпторы, вам нужно собрать иллюстрацию из пазлов. У каждого из вас на партах находится по одной детали пазла. Сейчас по очереди подходим к доске и прикрепляем свои детали, составляя единую иллюстрацию. Портрет какого человека получился? Верно. Портреты и скульптуры И. В. Сталина помещались в парках, на улицах, в школах, институтах, училищах, заводах. Изображались также портреты и скульптурные изображения революционеров и военачальников. Запишите в таблицу информацию со слайда, выделенную красным шрифтом. Слайд 10 - 11 – Кинематограф В первых советских фильмах «Октябрь», «Броненосец Потемкин» рассказывалось о революционных событиях и революционерах. В начале 30-х годов был снят первый звуковой фильм, в котором герои разговаривали между собой, а не объяснялись жестами, как это было в немых фильмах. Первый советский звуковой фильм назывался «Путевка в жизнь». В нем рассказывалось как из беспризорников, отправленных на строительство железной дороги, выросли настоящие советские люди. Занесем названия этих фильмов в таблицу. Знаменитой киноактрисой того времени была Любовь Петровна Орлова. Она сыграла главные роли в кинокомедиях «Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга». Запишите эту информацию в тетрадь. Чтобы поближе познакомиться с деятельностью Л. П. Орловой просмотрим фрагмент из фильма «Волга-Волга» Слайд 12 – Литература Одним из выдающихся писателей 20-30- х годов XX века был Михаил Александрович Шолохов. Сообщение о нем нам подготовила Люба С. Запишите названия его романов в таблицу. Таким образом, события, происходящие в стране оказывают большое влияние на деятельность в сферах науки и культуры. |
Записывают.
Сообщение о деятельности С. В. Лебедева (в ходе сообщения знакомит учащихся с новыми понятиями «синтетический» и «каучук», диктует их учащимся) Слайд 3 - Определения Записывают.
Просмотр видеофрагмента. Гевея.
Находят и оглашают ответы.
Записывают.
Записывают.
Записывают.
Разгадывают задание.
Индустриализация.
Для сельского хозяйства.
Читают текст по очереди.
Октябрьская революция, Гражданская война, Индустриализация, коллективизация и борьба с кулаками.
Составляют пазл. И. В. Сталина
Записывают.
Записывают.
Записывают.
Просматривают.
Рассказ о М. А. Шолохове. Записывают. |
4. Первичное закрепление материала |
Ребята, давайте вспомним о чем сегодня мы говорили на уроке? Назовите деятелей советской науки и их достижения. Какие геологические открытия были сделаны? Назовите деятелей советской культуры и их достижения. Кого изображали советские художники и скульпторы? Какие события повлияли на развитие науки и культуры? Все верно. |
Отвечают на вопросы. |
5. Объяснение домашнего задания |
А теперь давайте запишем домашнее задание. Чтение и пересказ таблицы (в тетради). |
Записывают домашнее задание. |
6. Подведение итогов |
Давайте попробуем оценить работу друг друга на уроке. Выставление оценок за работу на уроке.
На этом урок окончен. Спасибо за внимание. Можете быть свободны. |
Оценка учащимися своей работы на уроке. Подают дневники для выставления оценок. |