Конспект урока истории в 9 классе для учащихся с интеллектуальной недостаточностью «Развитие науки и культуры в СССР в 20-30-е годы»

2
0
Материал опубликован 15 February 2017 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Большекрутовская школа-интернат»


 


 

Конспект интегрированного урока истории и географии, биологии, литературы, изобразительного искусства


 

Класс: 9

 


Тема: Развитие науки и культуры в СССР в 20-30-е годы

 


 


 


 


 

Выполнила: учитель I квалификационной категории

Мартышова Екатерина Николаевна


 


 


 

Большие Круты

2017 год

 

Цель: способствовать формированию представлений о развитии науки и культуры в СССР в 20-30-е годы.

Задачи:

1) Образовательная:

1. познакомить с деятелями и их достижениями в области науки и культуры в СССР в 20-30-е годы;

2) Воспитательная:

1. привитие интереса к истории России,

2. воспитание патриотических чувств.

3) Коррекционно-развивающая:

1. коррекция познавательной деятельности учащихся на основе приема описания, анализа информации.

Тип урока: изучения нового материала

Предметы, интегрированные с историей: география, биология, литература, изобразительное искусство.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук.

Материалы: иллюстрированные тексты и расшифровки на листах А4, пазлы.

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организация начала урока

Здравствуйте, ребята!

Выясняет все ли готово к уроку.

Приветствуют учителя.

2. Актуализация знаний

На предыдущих уроках мы с вами говорили об индустриализации и коллективизации крестьянских хозяйств.

Что же такое индустриализация?

 

 

Экспорт сельскохозяйственной продукции был основным источником средств для проведения индустриализации. Поэтому были проведены преобразования в деревне – коллективизация крестьянских хозяйств и борьба с кулаками (раскулачивание).

Что такое коллективизация?

 

 

Кто такие кулаки?

 

Верно.

 

 

Индустриализация – развитие промышленности ускоренными темпами, создание крупного машинного производства.

 

 

 

 

Коллективизация - объединение мелких хозяйств в коллективные хозяйства – колхозы.

Кулак – зажиточный крестьянин, который нанимал себе батраков.

3. Сообщение нового материала

Сегодня мы продолжаем говорить об СССР в начале XX века.

Давайте запишем сегодняшнее число, классная работа, тема урока: «Развитие науки и культуры в СССР в 20-30-е годы».

Открываем стр. 140 учебника.

Цель сегодняшнего урока – познакомиться с развитием науки и культуры в СССР в 20-30-е годы.

Для этого в ваших тетрадях сделаны заготовки таблицы, которую мы будем заполнять по ходу изучения темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сначала познакомимся с достижениями в области науки.

Слайд 1 – Советская наука, химия

Особенно большое влияние правительство уделяло исследованиям в области физики и химии. Выдающимся советским ученым-химиком был Сергей Васильевич Лебедев.

О деятельности этого ученого небольшое сообщение нам подготовил Алексей Д.

(учитель показывает на слайде как выглядит синтетический каучук).

 

 

Запишите в свои тетради в графу «Достижения» изобретение С. В. Лебедева.

Так выглядит синтетический каучук. Его изготавливают путем соединения химических веществ. А как же происходит процесс получения натурального каучука, мы сейчас узнаем, просмотрев видео.

Как же называется дерево, из сока которого и получают натуральный каучук?

Слайд 4 – Геология и география

Не менее важными считались геология и география. На геологические и географические исследования советское правительство выделяло большие средства. В результате геологи открыли новые залежи полезных ископаемых.

В тексте на странице 141 найдите, где и какие полезные ископаемые были обнаружены.

А теперь давайте запишем в графу «Достижения» эти открытия.

Открытые геологами новые месторождения сразу же начинали осваиваться. Сюда приезжали бригады рабочих, которые строили шахты и заводы по переработке ископаемых. Вокруг новых месторождений быстро строились новые города.

Слайд 3- 4 – Биология

Крупных успехов в области биологической науки добились Николай Иванович Вавилов и Иван Васильевич Мичурин.

Николай Иванович Вавилов изучал культурные растения, составил коллекцию семян культурных растений.

Запишите в таблицу эту информацию.

Иван Васильевич Мичурин занимался созданием сортов плодово-ягодных культур.

Занесите это в таблицу.

Слайд 7 – Шифровка

Для того чтобы узнать какое событие повлияло на развитие науки в 20-30-е годы, попробуем разгадать зашифрованное задание.

 

 

 

 

Какое слово получилось?

Верно.

Для какой сферы были сделаны достижения биологов?

А теперь рассмотрим культурные достижения.

Для того чтобы узнать какие события повлияли на развитие культуры в 20-30-е годы, прочтем иллюстрированный текст.

Объясняет, как читаются такие тексты.

Каждый из вас должен прочитать по одному предложению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какие же это события?

 

 

Слайд 9 – События, повлиявшие на развитие культуры

Слайд 8 – Советская культура, живопись. скульптура

Чтобы узнать, кого же изображали чаще всего художники и скульпторы, вам нужно собрать иллюстрацию из пазлов. У каждого из вас на партах находится по одной детали пазла. Сейчас по очереди подходим к доске и прикрепляем свои детали, составляя единую иллюстрацию.

Портрет какого человека получился?

Верно.

Портреты и скульптуры И. В. Сталина помещались в парках, на улицах, в школах, институтах, училищах, заводах.

Изображались также портреты и скульптурные изображения революционеров и военачальников.

Запишите в таблицу информацию со слайда, выделенную красным шрифтом.

Слайд 10 - 11 – Кинематограф

В первых советских фильмах «Октябрь», «Броненосец Потемкин» рассказывалось о революционных событиях и революционерах. В начале 30-х годов был снят первый звуковой фильм, в котором герои разговаривали между собой, а не объяснялись жестами, как это было в немых фильмах. Первый советский звуковой фильм назывался «Путевка в жизнь». В нем рассказывалось как из беспризорников, отправленных на строительство железной дороги, выросли настоящие советские люди.

Занесем названия этих фильмов в таблицу.

Знаменитой киноактрисой того времени была Любовь Петровна Орлова. Она сыграла главные роли в кинокомедиях «Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга».

Запишите эту информацию в тетрадь.

Чтобы поближе познакомиться с деятельностью Л. П. Орловой просмотрим фрагмент из фильма «Волга-Волга»

Слайд 12 – Литература

Одним из выдающихся писателей 20-30- х годов XX века был Михаил Александрович Шолохов.

Сообщение о нем нам подготовила Люба С.

Запишите названия его романов в таблицу.

Таким образом, события, происходящие в стране оказывают большое влияние на деятельность в сферах науки и культуры.

 

 

 

Записывают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение о деятельности С. В. Лебедева (в ходе сообщения знакомит учащихся с новыми понятиями «синтетический» и «каучук», диктует их учащимся) Слайд 3 - Определения

Записывают.

 

 

 

Просмотр видеофрагмента.

Гевея.

 

 

 

 

 

Находят и оглашают ответы.

 

Записывают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают.

 

 

Записывают.

 

 

Разгадывают задание.

 

 

 

 

Индустриализация.

 

Для сельского хозяйства.

 

 

 

 

 

Читают текст по очереди.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрьская революция, Гражданская война, Индустриализация, коллективизация и борьба с кулаками.


 

 

 

 

 

 

Составляют пазл.

И. В. Сталина

 

 

 

 

 

Записывают.

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают.

 

 

Записывают.

 

Просматривают.

 

 

 

Рассказ о М. А. Шолохове.

Записывают.

4. Первичное закрепление материала

Ребята, давайте вспомним о чем сегодня мы говорили на уроке?

Назовите деятелей советской науки и их достижения.

Какие геологические открытия были сделаны?

Назовите деятелей советской культуры и их достижения.

Кого изображали советские художники и скульпторы?

Какие события повлияли на развитие науки и культуры?

Все верно.


 

Отвечают на вопросы.

5. Объяснение домашнего задания

А теперь давайте запишем домашнее задание.

Чтение и пересказ таблицы (в тетради).

Записывают домашнее задание.

6. Подведение итогов

Давайте попробуем оценить работу друг друга на уроке.

Выставление оценок за работу на уроке.

 

На этом урок окончен. Спасибо за внимание. Можете быть свободны.

Оценка учащимися своей работы на уроке.

Подают дневники для выставления оценок.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.