Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Понятие о цвете. Изучение порядка цветов радуги» (1 класс)

3
0
Материал опубликован 28 October 2018 в группе

КОНСПЕКТ урока

Изобразительное искусство

Чудо-радуга (первый урок темы)

Тема: Понятие о цвете. Изучение порядка цветов радуги.

развивать наблюдательность;

учиться правильно штриховать;

познакомиться на личном опыте с понятием «живопись»;

познакомить с понятием «насыщенность цвета»;

познакомиться с порядком расположения цветов радуги и уметь его называть, пользуясь стишком-подсказкой;

учиться работать с цветом, применяя полученные знания.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и ТОУУ

Ι. Актуализация знаний (жизненные наблюдения)

ΙΙ. Знакомство с понятиями «живопись» и «насыщенность цвета (открытие нового знания)

ΙΙΙ. Вывод 1

ΙV. Закрепление изученного материала на практике

Учебник и рабочая тетрадь

Конечно, все вы не один раз любовались радугой. Расскажите о ней. (Ответы детей)

- Может быть, кто-нибудь назовёт, из каких цветов она состоит?

- А может быть, кто-то может перечислить их по порядку? (Ответы детей)

Откройте рабочую тетрадь и прочитайте стишок-подсказку.

- Кто из вас догадался, как в нём «зашифрован» порядок цветов радуги? (Ответы детей)

Из каких двух слов состоит слово «живопись»? (Ответы детей)

Да, это именно «живое письмо». Искусству живописи подвластно всё: с помощью красок на холсте или бумаге живописец может правдиво изобразить людей, животных, красоту природы, окружающие нас предметы, сказочные или фантастические сцены, которые рождаются в его воображении, героические подвиги и повседневную жизнь. А ещё он может выразить своё отношение к тому, что изображает.

С помощью чего художники-живописцы создают свои произведения? (Ответы детей)

Вы тоже научитесь выражать свои мысли с помощью цвета, но для этого нужно много знать и уметь.

Организуйте свои рабочие места для работы цветными карандашами (стр. 57 учебника). На странице 58 (рис.1 и 2) вы увидите, как нужно держать карандаш.

Откройте рабочие тетради. Возьмите один карандаш любого яркого (своего любимого) цвета и выполните упражнение на штриховку. Старайтесь выдерживать одинаковый нажим карандаша на бумагу. Штриховку первого квадрата наносите в направлении стрелки. Штриховку второго квадрата выполняйте в два этапа: сначала по направлению одной, а потом – другой стрелок. Третий квадрат нужно заштриховать в три слоя – по направлениям всех трёх стрелок.

Рассмотрите свою работу. Чем отличаются раскрашенные вами квадраты?

- Какой из них самый тёмный?

- Какой светлее всех? (Ответы детей)

Цвета могут быть бледнее или ярче. Художники называют это свойство «насыщенность цвета». Чем больше слоёв штриховки в разных направлениях вы наносите, тем темнее, ярче, насыщеннее становится цвет.

Выполним ещё одно задание в рабочей тетради. Завершите штриховку рисунка большого фазана.

Как вы думаете, чтобы не запутаться в цветах, откуда лучше начинать работу – сверху или снизу? (Ответы детей)

Проверьте свою работу по стишку-подсказке.

Пользуясь цветной бумагой, подберите цвета, которые будут ярче всего выглядеть на красном и жёлтом фонах и раскрасьте ими двух птичек

на стр. 7 рабочей тетради. Затем подберите цвет, с помощью которого вы сможете «спрятать» птичку на голубом фоне и раскрась этим цветом третью птичку.

Разные цвета, когда находятся рядом, иногда могут показаться нам даже ярче, чем они есть. Назовите такие цвета. (Ответы детей)

Но есть и такие цвета, которые, находясь рядом, как бы «приглушают» друг друга, становятся незаметнее. Назовите такие цвета. (Ответы детей)

Об этих свойствах разных цветов мы будем говорить более подробно на следующем уроке.


 

4. Познавательные УУД

1. Формируем умение извлекать из текста «зашифрованную» в нём информацию;

2. Формируем умение извлекать информацию из схематического рисунка (организация рабочего места, выполнение штриховки).

3. Формируем умение соблюдать порядок на рабочем столе.

4. Формируем умение на основе анализа своей работы делать выводы.

Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других;

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД

1. Формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД

1. Формируем умение выражать своё мнение и впечатление от увиденного.

     


 

Урок 4. Чудо-радуга (продолжение)

Тема: Углубление понятия о цвете.

Цель:

развивать наблюдательность;

продолжить освоение штриховки;

познакомиться с понятием «дополнительные цвета»;

учиться по схеме составлять план и самостоятельно работать, применяя полученные знания.

Оборудование: альбом, два листа белой бумаги, цветные карандаши, цветная (зелёная) бумага, клей


 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

     

I. Актуализация знаний (предыдущий урок)

ΙΙ. Знакомство с понятием «Дополнительные цвета» и (открытие нового знания)

ΙΙ. Закрепление изученного материала на практике (штриховка, дополнительные цвета)

Учебник и рабочая тетрадь

Давайте вернёмся к заданию, которое вы выполняли в конце прошлого урока. О каких свойствах цветов вы узнали? (Ответы детей)

Рассмотрите изображения бабочек на стр. 9 учебника? На каком фоне каждая бабочка выглядит ярче? (Ответы детей)

Рассмотрите изображения бабочек на стр. 9 учебника? На каком фоне каждая бабочка выглядит ярче? (Ответы детей)

Художники, которые занимаются живописью, давно поняли, что некоторые цвета кажутся ярче, когда находятся рядом. Такие цвета называют ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ. Какие это цвета, вы можете прочитать на стр. 9 учебника. (хорошо читающий ученик зачитывает текст учебника на эту тему, другой ученик у доски раскладывает заданными в тексте парами листы цветной бумаги в качестве иллюстрации к прочитанному. Ученики за партами могут в своих альбомах в это время рисовать и раскрашивать небольшие кружочки или прямоугольники цветами, которые называет чтец. Так дети смогут лучше запомнить пары дополнительных цветов.)

Как вы думаете, как можно использовать это свойство цвета в работе художника? (Ответы детей)

А теперь на основе полученных знаний пусть каждый из вас нарисует красивую разноцветную чудо-птицу на листе белой бумаги по схеме на стр. 8 рабочей тетради.

ПОРЯДОК РАБОТЫ:

Обвести свою руку

Дорисовать птицу

Выполнить штриховку получившегося рисунка, используя пары дополнительных цветов

Эту птичку нужно будет вырезать и принести на следующее занятие. На следующем уроке все желающие участвовать в коллективной работе изготовят большую картину « чудо-дерево», на которое слетятся все ваши птички. Если кто-то хочет изготовить картину со своей птичкой самостоятельно, это можно сделать по схематическим рисункам на стр. 9. Сегодня нам нужно решить, кто хочет работать в группе, а кто – самостоятельно.

Поднимите руки, кто будет работать вместе со всеми!

А теперь – те, кто изготовит собственную картинку!

Примечание: если желающих работать в группах слишком много, их нужно разделить на группы, не больше 10 чел. в каждой. Ствол и ветви дерева заранее готовит сам учитель или ученик, который может и хочет это сделать. Листочки для дерева можно вырезать из сложенной в «гармошку» цветной бумажной полоски высотой 4-5 см.

Три-пять листочков может изготовить каждый ребёнок.

Познавательные УУД

1. Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;

2. Формируем умение соблюдать порядок на рабочем столе.

3. Формируем умение на основе анализа своей работы делать выводы.

4. Формируем умение запоминать информацию с помощью схематических рисунков.

Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других;

3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД

1. Формирование умения составлять план действий по схематическим рисункам и самостоятельно следовать этому плану;

2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

 

Урок 5. Чудо-радуга (повторение и закрепление изученного на уроках 3 и 4 материала)

Тема: Углубление понятия о цвете.

Цель:

учиться работать в группе;

учиться составлять план по схеме и самостоятельно работать, применяя полученные знания, по этому плану;

формировать композиционное мышление;

закрепить изученный материал.

Оборудование : для индивидуальной работы: лист чертёжной бумаги А4, клей, вырезанная птица и листочки,

для общей работы: Ватманский лист с заранее нарисованным (лучше всего – толстым фломастером) деревом,

клей, нарисованные и вырезанные птицы, вырезанные зеленые листочки.

Этапы урока

Ход урока

 

Формирование УУД


 

Ι. Повторение теоретического материала

2.

Практическое применение знаний

Индивидуальная работа

Коллективная работа

3. Оценивание

(пропедевтика самооценки)


 

Фронтальный опрос

Давайте вспомним всё, что мы узнали нового о цвете.

Из каких цветов состоит радуга?

Какой цвет идёт в радуге после жёлтого? Какой – перед голубым?

Назовите первый и последний цвета радуги.

Что обозначают первые буквы стишка-подсказки. Расскажите стишок и назовите по порядку цвета радуги.

Расскажите, как вы понимаете, что такое насыщенность цвета и как можно её усилить.

Я буду называть цвет, а вы назовите дополнительный ему.

Красный –…

Оранжевый –…

Фиолетовый –…

Назовите все известные вам пары дополнительных цветов.

Для чего художники используют дополнительные цвета?

Творческая коллективная или индивидуальная по выбору) работа

Молодцы! А теперь приступим к творческой работе. Скоро в нашем классе вырастет настоящее чудо-дерево, на которое слетятся волшебные разноцветные птицы!

Пусть каждый из вас достанет свою птицу (она должна быть вырезана; кто не успел, может сделать это сейчас).

Те ребята, которые будут работать отдельно, могут приступать к работе по схематическим рисункам на стр. 9 рабочей тетради. Внимательно рассмотрите рисунки и составьте по ним план действий, а потом – работайте по плану.

ПОРЯДОК РАБОТЫ:

1. Вырезать птицу и листочки.

2. На белом листе нарисовать ветку (можно использовать фломастер)

3. Приклеить к ветке листочки и птицу.

А мы приступаем к общей работе. Все ли её участники подготовили (нарисовали и вырезали) птичек и листочки? Если кто-то отсутствовал на прошлом уроке – не беда, постарайтесь выполнить это задание потом. После урока я отвечу на ваши вопросы. Сейчас вы будете участвовать в создании общей композиции. Вот наше дерево без листочков. Мы заранее подготовили его с (имя ребёнка).

Как вы думаете, что нужно наклеить сначала – птиц или листья дерева? (Ответ детей)

Конечно, листочки, потому что они - часть дерева, а птицы прилетают и садятся поверх веток и листьев.

Теперь несите свои листочки, будем располагать их на ветках.

Дети располагают листочки на «ветках», обсуждая результаты, и когда найдут наилучшее их расположение, наклеивают листья.

Затем в том же порядке располагаются и наклеиваются птички. Все этапы работы обсуждаются всеми участниками работы. Хорошо, если в процессе работы определятся лидеры из числа детей.

Наша картина готова. Давайте полюбуемся на результаты своего труда и попробуем оценить свою работу.

Методика оценивания

Вопросы к « сильному» ученику, озвучившему рассказ (начало формирования алгоритма самооценки):

- Что тебе нужно было сделать?

- Когда ты рисовал свою птицу, ты использовал дополнительные цвета?

- Удалось тебе выполнить свою работу (что ты делал для общей работы, если работал в группе?).

- Хорошо ли ты выполнил своё задание?

- Когда ты рисовал свою птицу, ты использовал дополнительные цвета?

- Удалось тебе создать картину? (если работал самостоятельно) - Ты составил красивую картину или есть недочёты?

- Что мы сейчас с тобой учились делать? (Сейчас мы вместе с …..(имя ученика) учились оценивать свою работу.)


 

.

Познавательные УУД

1. Формируем умение извлекать информацию из схем;

3. Формируем умение группировать объекты по определённому признаку;

4. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других;

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

4. Формируем навыки коллективной работы.

Регулятивные УУД

1. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

2. Формирование умения составлять план деятельности на уроке с помощью учителя и по схеме.

Личностные УУД

1. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2. Воспитание чувства долга и ответственности перед коллективом.

3. Формирование умения оценивать результаты своей работы

       
       
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации