Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели»
Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели»
Цели урока:
-Познакомить учащихся с народным художественным промыслом Гжель.
-Развивать творческое мышление, эмоциональное восприятие.
Задачи:
Развивать навыки составления декоративной композиции, работы открытым мазком без предварительного рисунка.
Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству, народным художественным промыслам.
Оборудование:
ТСО: компьютер, экран, проектор,
М атериалы и инструменты: Бумага белая А-4, акварель, ластик, простой карандаш, тетрадь, учебник.
План урока.
Организационный момент
Вводная беседа учителя
Просмотр видео.
Физкультминутка
Практическая работа
Итог урока
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Вводная беседа учителя
Записать тему урока в тетрадь (Слайд 1)
Гжель
Н езатейливый узор
Из оттенков краски,
Глина белая, фарфор –
Атрибуты сказки!
Словно детская рука
На кусочках глины
Рисовала в три мазка
Синие картины.
Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики. (Слайд 2 –записать в тетрадь)
Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва — Муром — Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам. (Слайд 3)
Слайд 4. Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок "мазок на одну сторону” или " мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.
Этот мазок представляет особую трудность при его освоении и требует определенных навыков. Мазок с тенями – это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку синего цвета. Очень важным для получения хорошего мазка является правильное распределение краски по кисти – к краю ее должно быть больше, а к середине меньше. Для этой работы лучше всего брать толстые кисти (№8, №10) с тупыми закругленными по типу «лопаточки» концами. Кисть аккуратно прикладывается к бумаге, а затем уверенным движением руки наносится соответствующая линия.
Пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой. Для выполнения синей розы используется кисть среднего размера (№6- №8). Роспись самого цветка необходимо начинать с середины, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа. При обучении потренируйтесь наносить мазок сначала в одну сторону, потом в другую.
Слайд 5 .
Птица – один из любимых мотивов гжельских мастеров. Мастера изображали их в разных позах, стоящими ли сидящими, клюющими и пархающими, редко можно найти пейзаж, на котором бы не были изображены птицы.
Слайд 6
Квасник — посудина, жбан, сосуд, в котором хранили и подавали дрожжевой или фруктовый квас. С XIX века название «квасник» закрепилось в Москве закерамическим сосудом дисковидной формы с носиком, обширным горлом и изогнутой ручкой, в середине корпуса которого оставлено круглое полое отверстие для помещения льда, охлаждавшего содержимое. Самый ранний известный сосуд такой формы датируется 1771 годом и был изготовлен в Гжели в XIX веке.
Керамические квасники часто украшались резьбой или расписывались сценами битв или охоты, изображениями людей, животных, зданий, и в наше время изготовление квасников имеет прежде всего декоративное значение.
Считается, что квасник — один из критериев профессионализма гончара.
Слайд 7
Просмотр видеоуроков
Как рисовать гжель. «основные элементы» урок №1
Как рисовать гжель. «основные элементы» урок №2
Как рисовать гжель. «рисуем цветы» урок №3
Как рисовать гжель. «рисуем птицу». Урок №4
3. Физкультминутка:
4. Слайд 8
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый
и в каждом отражается сторонушка родимая.
Её трава шелковая, её цветы весенние-
и мастерство волшебное достойно восхищения.
Из этих чашек с розами ты выпей чай.
Гостей на праздник радостный сердечнее встречай.
3. Практическая работа учащихся.
Закрепление новых знаний и развитие навыков составления декоративной композиции, работы открытым мазком без предварительного рисунка.
Задание учащимся: на подготовленных материалах (из бумаги вырезана форма посуды) выполнить импровизацию по мотивам гжельской росписи.
5. Анализ и оценка работ учащихся.
6. Итог урока. Выставление оценок. Домашнее задание: завершить работу, подобрать фотографии, открытки, предметы гжельской росписи.