Конспект вводного урока по истории средних веков «Вводный урок» (6 класс)
Конспект урока по истории средних веков.
Тема: Вводный урок
Цель: дать представление учащимся о хронологических и географических границах средневековья, своеобразии путей исторического развития стран и народов, о становлении западноевропейской цивилизации.
Ход урока:
1) План изучения материала:
1. Как работать с учебником истории средних веков.
2. Достижения народов Древнего мира (обобщение курса 5 класса).
3. Римская империя и причины ее падения. (вспомним старое)
4. Что такое Средние века?
5. Откуда мы имеем представление о Средневековье?
2) Организационный момент.
3) Изучение нового материала
Основное содержание: Понятие «средние века». Содержание термина в эпоху Возрождения и в наши дни. Хронологические рамки и периодизация средних веков. Географические пределы средневекового мира. Соседство миров: Западная и Центральная Европа, Византийская империя и мусульманский мир. Восточная Европа и азиатские кочевники. Передняя Азия: особенности развития. Иранское нагорье, Индия и Юго-Восточная Азия: своеобразие исторических путей.
Основные понятия и термины: средневековье (средние века), Возрождение, цивилизация, исторические источники, археология, феодализм, традиционное общество.
Оборудование: карта «Мир в средние века», учебники, рабочие тетради, компьютер, атласы истории средних веков, раздаточный материал.
Интеграция с другими школьными предметами: свзь с географией на протяжении всего урока.
1. В начале урока учитель беседует с учащимися об основных процессах и событиях истории Древнего мира (в тексте «Что и как изучает история Средних веков» в учебнике). В 6 классе начинается изучение курса географии, и работа с картой на уроках истории Средних веков должна приобрести систематический, продуктивный характер. Учитель предлагает показать на карте территорию, которая считается прародиной человечества, территории, где возникли первые цивилизации, территорию Римской империи. Можно предложить учащимся вспомнить об организации древнейших людей и ее развитии во времени, повторить признаки родовой и соседской общины. Требует повторения вопрос о причинах возникновения первых государств, содержание понятий: первобытность, цивилизация, государство, страна, демократия, деспотия. Наряду с этим следует вспомнить о причинах перехода от первобытности к цивилизации.
2. Существенным является знание учащимися причин образования могущественных держав древности. Достижения римской цивилизации связывают древность и Средневековье, и потому им следует уделить особое внимание. При обсуждении причин падения Западной Римской империи целесообразна организованная учителем кратковременная беседа по вопросам: 1. Объясните содержание понятия «республика». 2. Как называлась система законов в Римской империи? 3. Какие исторические личности сыграли важнейшую роль в установлении империи? 4. Что нового римляне внесли в обустройство городов? 5. Почему в Риме получило развитие и ценилось ораторское искусство? 6. Каким было образование в Древнем Риме? 7. Приведите примеры римского служения отечеству и гражданского героизма. 8. Каковы основные идеи христианства? Учитель предлагает найти на полях с. 8 задание и ответить на него.
Перечисленные вопросы не следует воспринимать как обязательную часть урока, это лишь перечень рекомендаций.
3. Главная идея курса истории Средних веков для 6 класса состоит в раскрытии основных исторических процессов этого периода, с тем чтобы показать прогрессивность Средневековья по сравнению с древностью. Приступая к рассказу об особенностях эпохи Средневековья, важно подчеркнуть неоднозначность оценок Средневековья, тем самым условность названия. Наряду с рассказом о частых войнах, жестокости нравов, инквизиции, носивших разрушающий характер, следует особо выделить и подчеркнуть успехи в развитии ремесла, науки, культуры. Необходимо обращать внимание детей на то, что все достижения преимущественно создавались в мирное время, войны лишь задерживали движение общества вперед.
Учитель отмечает, что история Средних веков делится на три периода. Называя периоды Средневековья, следует сопровождать их краткой характеристикой.
4. Презентация «Хроника средневековых изобретений». Слайды посвящены выдающимся средневековым изобретениям (иллюстрация, название изобретения, дата изоретения). Изобретения: церковные колокола, усовершенствованный плуг, посуда из фарфора, печатная техника, руль, дисталляция спирта, железная проволока, двухкамерные шлюзы, примитивное ракетное оружие в Китае, первые механические часы, пищали, планетарий, утюг...
5. Пользуясь информацией учебника, перечисляются краткие сведения о разнообразии исторических источников. Далее важно показать в общем виде, как жили люди той далекой эпохи, что их заботило и беспокоило. Задача педагога на вводном уроке — сформировать у учащихся образ противоречивой эпохи, в которой сосуществовали развивающийся мир варваров и мир цивилизации, закладывались основы европейской культуры. Рисуя картину взаимодействия культур, учитель непременно обращается к исторической карте средневековой Европы, показывает варварские государства, образовавшиеся на территории, когда-то принадлежавшей Римской империи, рассказывает об особенностях их политического устройства. Внимание ребят нужно также обратить и на то, что в курсе много говорится о христианстве. Именно христианская религия стала важным связующим звеном между древностью и Средневековьем, способствовала формированию новой культуры. В завершение урока учитель подчеркивает, что, несмотря на небольшую, по сравнению с историей Древнего мира, удаленность во времени от современности, многое из прошлого Средневековья остается нераскрытой тайной. Поиск исторической истины продолжается.
6 На контурной карте выполняются задания на странице 1.
7. Рефлексия. Что узнали? Что поняли? Что понравилось на уроке? Давайте поставим сами себе оценки согласное критериям оценивания (оглашаются учителем).
4) Домашнее задание
Задание на дом:В дополнение к заданиям учебника устно ответить на вопрос: какое из определений цивилизации вам более понятно? Почему? Второе письменное задание предполагает ученику нарисовать средневековые изобретения, которые до сих пор используются в повседневной жизни.