Конспект урока литературы
Конспект урока литературы в 6 классе
Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Цель: первичное знакомство с «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях»
Задачи:
образовательная – отрабатывать навыки правильного чтения, умения доказывать жанр произведения (сказка) через нахождение отличительных признаков в тексте;
развивающая – развивать восприятия поэтического текста;
воспитательная – воспитывать мужественность, храбрость, патриотизм;
коррекционная – совершенствовать навыки выразительного чтения с сохранением звукового состава и ритмико-интонационной структуры речи.
Оборудование: карточки с заданиями, картинки для словарной работы, учебник с текстом изучаемого произведения, ЗУА, экран.
Речевой материал: богатырь, об нем хватилась, дубрава, прясть, черница, грозно
Ход урока
Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
Организационный момент | |
(за экраном) - Здравствуйте, ребята. - Какой сейчас урок? - Карина, спроси у Оли, какой у нас урок по счету? - Маша, спроси у Светы, со сказками какого писателя мы знакомились на прошлом уроке? - Хорошо, молодцы, ребята. (Учитель откладывает экран) | - Здравствуйте. - Сейчас урок литературы. Карина: - Оля, какой сейчас урок по счету? Оля: - Сейчас второй урок. Маша: - Света, чьи сказки мы проходили на прошлом уроки? Света: - Мы знакомились со сказками Пушкина. |
Повторение изученного материала | |
- Какие сказки А.С. Пушкина вы помните с прошлого урока? - А в чем особенность всех этих сказок? - О ком говорится в сказке, которую вы читали дома? - А кто такой богатырь? (Словарная работа: определение – очень мужественный и сильный воин, герой русских былин: показ картинки) Беседа о мужестве, защите своей Родины. | - Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях, о рыбаке и рыбке, о золотом петушке, о царе Салтане, о попе и о работнике его Балде, о медведихе, сказка «Жених» - Все они написаны в стихах - В сказке говорится о царевне и о семи богатырях. Ученики высказывают свои предположения |
Предъявление нового материала | |
Работа с текстом - Ребята, сейчас будем работать в группах. У каждой группы свой эпизод. Прочитайте выразительно, ответьте на вопросы, написанные на карточке и зачитайте подтверждение из текста. 1 группа: Эпизод «Но невеста молодая, До зари в лесу блуждая…» - Прочитайте выразительно отрывок. - Ответьте на вопросы. Зачитайте из текста подтверждение своим словам. 1) Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”? 2) Что сделала царевна в доме? 3) Кто выбежал навстречу царевне? Словарная работа: «об нем хватилась – вспомнила», «дубрава» - лес с преобладанием дубовых деревьев (показ картинки) 2 группа: Эпизод «Раз царевна молодая, Милых братьев поджидая…» Кого увидела царица во дворе? Как пес мешал царевне? Что дала царевна старушке? Как отблагодарила старушка царевну? Словарная работа: «прясть» – делать нити, «грозно» - выражая угрозу и опасность | |
Закрепление нового материала | |
Работа в группах. - Ребята, будете доказывать, что это произведение является сказкой. Вспомните признаки сказки, выберите 2 и найдите примеры в тексте. Потом будете зачитывать. Примечание: возможен вариант, когда группе уже даны признаки сказки на карточке (1 гр. – волшебные предметы, добро побеждает зло; 2 гр. – повтор, сказочные слова и выражения) | Ученики выполняют задание |
Итог урока | |
Учитель поощряет школьников, которые активно работали на уроке, оценивает их деятельность. Домашнее задание: выписать слова и фразы из текста, характеризующие внешность и характер царицы и царевны. | |