12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Проскурина Вера Леонидовна3571
Россия, Орловская обл., Орел

Тема урока: Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (10 класс)


Предметные результаты:

познакомиться с романом Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; научиться внимательно читать произведение; научиться замечать художественные детали; проанализировать человека как результат воздействия внешней среды; раскрыть характер главного героя через описание его внешности и интерьера; научить понимать симпатии автора к героям; развить умение самостоятельно анализировать художественное произведение.

Метапредметные результаты:

коммуникативные: формирование действий по ведению учебного диалога, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы; уметь учитывать позицию другого человека; устанавливать и сравнивать разные мнения на один вопрос, а после – формулировать вывод и принимать решения; отстаивать свою точку зрения с помощью аргументов, не враждебным для оппонентов образом;

регулятивные: развитие логического мышления и умения отстаивать свою точку зрения; формирование умения ставить новые учебные цели и задачи, составлять план по их реализации, что будет способствовать совершенствованию создания жизненных целей; выбирать эффективные методы достижения целей, оценивать свои решения по результату и по способу действия; развивать навыки групповой работы; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и редактировать способы действия на пути к реализации целей.

познавательные: устанавливать в ходе анализа художественного текста причинно-следственные связи; учить основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; уметь определить тему и идею текста; выделять главное и второстепенное в художественном произведении; выбрать наиболее эффективные методы решения задач.

Личностные результаты: умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей; умение выбрать правильный жизненный путь, ставить цели, добиваться их осуществления, нести ответственность за свой выбор; занимать активную жизненную позицию; заниматься социально-значимой деятельностью, быть общественно полезным.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы, используемые на уроке: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемно-обобщающие, частично-поисковые, исследовательские методы.

Формы работы: индивидуальная, групповая работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, самоконтроль, контроль учителем.

Средства обучения: проектор, портрет Достоевского, текст художественного произведения, презентация, иллюстрации, фрагмент фильма.

Продолжительность урока: 45 минут.

Предварительная работа: учащиеся проводят исследовательскую работу по следующим темам:

Исследователи. Презентация «Образ Петербурга в русской литературе».

Историки. Сообщение «Проценты Алены Ивановны».


Ход урока:

Организационный момент (1 минута):

- Кто прочитал 1 часть романа?

- Кто прочитал весь роман? Кому он был интересен?


Целеполагание и мотивация (1-2 минуты):

- С каких событий начинается роман?

- Как зовут главного героя? (Раскольников)

- Где происходит действие? (Петербург)

- Место действия является у Достоевского важным фоном для основных событий романа. Давайте подумаем, какая сегодня будет тема урока? (Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

- Какие цели мы должны себе поставить? (Понять, какую роль играет окружающая обстановка в жизни героев: как влияет на мировоззрение, психику, настроение человека, его образ жизни)


Актуализация имеющихся знаний по теме (7 минут):

- В каких произведениях художественной литературы мы встречали образ Петербурга? (В поэме Пушкина «Медный всадник», в повестях Гоголя «Невский проспект», «Портрет»).

- Давайте вспомним, каким представляли Петербург Пушкин, Гоголь, Некрасов?

- Есть ли сходство в изображении города?

- Презентация подготовленного ученика.


Образ Петербурга
PPT / 1.59 Мб

- Как вы думаете, почему авторы обращают столько внимания на образ города? (Атмосфера города влияет на психологическое состояние героев).


Усвоение новых знаний. Фронтальный опрос. Анализ 1 части романа (15 минут)

- Теперь нам необходимо рассмотреть образ Петербурга в романе Достоевского.

- Найдите на первых страницах романа описание улиц города.

На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, -- всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины».

«Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников»)

- Как ощущает себя Раскольников в этом городе? («Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека»)

- Похож ли Петербург Достоевского на Петербург Пушкина или Гоголя? (Есть некоторое сходство, но все же никто до Достоевского не показал столь мрачные, угнетающие душу районы Петербурга)

- Куда идет Раскольников? («совершать пробу своему предприятию» - разведать квартиру старухи-процентщицы, чтобы потом совершить убийство)

- Найдите описание внешности главного героя («Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен»)

- Прочитайте описание внешности старухи-процентщицы ( «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка») 

- Как через описание портрета героев раскрывается позиция автора? (Симпатия на стороне Раскольникова)

- Зачем Раскольников приходил к старухе ранее? Какой формальный предлог у него есть, чтобы зайти к ней в квартиру? (Старуха берет заклады и дает деньги под проценты)

- Сейчас в нашей жизни есть банки, которые могут дать кредит, когда это необходимо человеку. В 19 веке люди часто нуждались в деньгах и готовы были делать подобные заклады. Достоевский – реалист, поэтому обращает внимание даже на детали.

- Расскажите о процентах, которые назначала Алена Ивановна.

Сообщение заранее подготовленного ученика / учеников.

Процентщица Алена Ивановна объясняет Раскольникову свою финансовую политику: «Вот-с, батюшка: коли по гривне в месяц с рубля, так за полтора рубля причтется с вас пятнадцать копеек, за месяц вперед-с».

Много это или мало? Гривной, или гривенником, называли 10 копеек. То есть навар старухи с каждой выплаты составляет 10 %. Если бы Достоевский описы­вал не лето 1865 года, а чуть более раннее время, то герой мог бы пожаловаться на процентщицу в полицию. Ростовщичество практиковалось в царской России долгие годы. Власти периодически выпускали официальные документы, кото­рые регламентировали и ограничивали деятельность тех, кто давал взаймы под проценты. В частности, важным вопросом был размер этих процентов. В 1830-е годы было введено ограничение для частных лиц — не более 6 % в ме­сяц. За нарушения этих правил выносились устные преду­преждения. После повторной жалобы следовал штраф или арест. В 1864 году был выпущен новый законодательный акт, разрешивший брать с закладчиков до 10 % в месяц. Этого требовало развитие экономики, рост потребностей населения и сокращение их доходов. Поэтому Алена Ивановна в каком-то смысле знак времени. Ста­рушка становится выразителем новой эко­номической реальности и этим вызы­вает у своих клиентов негодование.

- Ради чего Алене Ивановне нужно было брать такие проценты? (Просто копит)

- Какую героиню русской литературы она напоминает своим бессмысленным накопительством? (Коробочка из «Мертвых душ» Гоголя).

- В каком психологическом состоянии находится Раскольников? Почему?

С некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию».

«Раскольников вышел в решительном смущении. Смущение это всё более и более увеличивалось. Сходя по лестнице, он несколько раз даже останавливался, как будто чем-то внезапно пораженный. И наконец, уже на улице, он воскликнул: "О боже! как это всё отвратительно! И неужели, неужели я... нет, это вздор, это нелепость! -- прибавил он решительно. -- И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!.. И я, целый месяц..."….Чувство бесконечного отвращения, начинавшее давить и мутить его сердце…»

Раскольников замышляет убийство, но в то же время отказывается от своего замысла)

- Куда идет Раскольников после посещения старухи? (в распивочную).

- Как описано это место?

- Фрагмент фильма «Преступление и наказание» 2007 года (серия 1, мин.9:55 – 13.00).

https://www.youtube.com/watch ?v=RXwXF68TRZM  

- Кто этот собеседник Раскольникова? (Мармеладов)

- Почему Достоевский так подробно описывает судьбу Мармеладова и его семьи? (Таких семей много в Петербурге, люди губят себя и своих близких).

- Как ведет себя Раскольников у Мармеладовых? (Он ужасается их жизни, жалеет их)

- Зачем оставляет им последние деньги? (Раскольников в душе очень добрый и сочувствующий человек. Он бессознательно пытается помочь нуждающимся людям)


Усвоение новых знаний. Групповая работа (7 минут)

Учащиеся делятся на 2 группы.

- Первой группе необходимо найти описание комнаты Раскольникова, второй - Мармеладовых. Выпишите основные художественные детали, составляющие интерьер комнат.

Комната Раскольникова:

«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; … и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову. Часто он спал на ней так, как был, не раздеваясь, без простыни, покрываясь своим старым, ветхим, студенческим пальто и с одною маленькою подушкой в головах, под которую подкладывал всё, что имел белья, чистого и заношенного, чтобы было повыше изголовье».

Художественные детали: каморка, низкий потолок, сломанные стулья, крашеный стол, софа в лохмотьях, маленькая подушка.

Комната Мармеладовых:

«Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Всё было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике».

Художественные детали: проходная комната, беспорядок, дырявая простыня вместо ширмы, два стула, ободранный диван, старый стол.

- Сделайте вывод о влияние окружающего интерьера на жизнь людей, находящихся там (Бедность, одиночество душит человека)

- Соотнесите описание комнаты с одной из иллюстраций к роману (иллюстрации на экране)t1622140121aa.jpgt1622140121ab.jpg

- Что объединяет комнаты героев?


VI. Первичная проверка понимания (5 минут)

- Составьте синквейн по образу Петербурга в романе «Преступление и наказание».

1. Петербург

2. Грязный, бедный.

3. Губит, убивает, заставляет страдать.

4. Вызывает «чувство глубочайшего омерзения»

5. Зло для человеческой души.


VII. Обобщение. Первичное закрепление знаний. Учебный мозговой штурм (3 минуты)

- Каково ваше отношение к Раскольникову и к его замыслу?

- В чем сложность героя? (В противоречиях героя)

- Какие внутренние противоречия Раскольникова мы наблюдаем на первых страницах романа?  (Желание убить старуху и тонкая натура героя, способность к состраданию и бессознательные порывы помощи)

- Какие противоречия встречаются в самом Петербурге? (Царственная Нева и бедность и мерзость отдельных районов).

- Как влияет Петербург на сознание человека? (В Петербурге Раскольников одинок до и после преступления. То, что Раскольникова окружает, является прямым отражением его внутреннего состояния)

- О судьбах каких людей мы узнаем? (Мармеладовы, мать и сестра Раскольникова)


VIII. Домашнее задание (2 минуты)

Прочитать 2 часть романа.

Обратить внимание на психологическое состояние Раскольникова до и после преступления.

Подумать надо причинами убийства.

IX.  Рефлексия (2 минуты)

- Какую работу мы проделывали? На что она была направлена?

- Давайте подумаем, зачем мы читаем художественные произведения? Что нам даст прочтение романа Достоевского?

Выставление оценок (1 минута)




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.