Конспект урока литературы по рассказу Л.Н.Толстого «После бала» (8 класс)
Урок литературы с использованием технологии критического мышления
Тема: Л.Н.Толстой «После бала». 8 класс (2 часа)
Цели урока:
- познакомить учащихся с рассказом Л.Н.Толстого «После бала» с помощью приёма «чтение с остановками»;
- стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся с помощью приемов: составление рассказа с помощью ключевых слов, «сводная таблица», синквейн, телеграмма;
- способствовать развитию личных достижений учащихся через творческую активность.
Оборудование урока: музыка П.Чайковского «Вальс цветов из балета «Щелкунчик»», фильм С.Бондарчука «Война и мир», раздаточный материал.
Ход урока
I стадия. Вызов
1. Подготовка к изучению новой темы.
- Сегодняшний урок мы начнём с музыки. Послушайте и попробуйте представить ситуацию: где и когда мы можем слышать эту музыку?
Звучит музыка П.Чайковского «Вальс цветов из балета «Щелкунчик».
Ответы учащихся после прослушивания (основной ответ: на балу)
- Что это за музыка, охарактеризуйте её, подберите эпитеты. (Запись на доске: волшебная, волнующая, воздушная, легкая, добрая и т.д)
- Что ёще можно услышать на балу? (Легкий шорох платьев, скольжение туфелек по полу, разговоры, веселье и т.д.)
- Я предлагаю вам окунуться в атмосферу бала XIX века. Это первый бал Наташи Ростовой из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». (Воспроизведение на экране отрывка из фильма С.Бондарчука «Война и мир»).
- Подберите слова для описания увиденного? (Запись на доске: вальс, танцы, бальные платья, счастье, улыбки, любовь, яркий свет, много света, роскошь, кавалеры, и т.д.)
2. Попробуйте по ключевым словам составить небольшой рассказ. Каждой группе учащихся раздаются ключевые слова: вальс, мазурка, барышня, полковник, перчатка, черные мундиры, татарин, визгливая мелодия.
3. Слушаем рассказы групп. В рассказах учащихся прозвучала общая мысль: какое-то происшествие на балу.
II стадия. Осмысление
- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Л.Н.Толстого «После бала».
- Вы в своих рассказах придумали разные происшествия на балу, а как вы думаете, почему так называется рассказ Льва Толстого? (Записываем предположения учащихся на доске).
- После знакомства с рассказом мы сравним наши предположения.
«Чтение с остановками»
Читаю сама.
1 остановка (до слов «Бал был чудесный..» стр.329 учебника под ред. Т.Ф.Курдюмовой, М. «Дрофа», 2005)
Вопросы классу:
- Каким мы видим Ивана Васильевича?
- Предположите, что произойдет дальше?
2 остановка (до слов «Жили мы тогда одни с покойным братом.» стр. 333)
- Какое настроение у Ивана Васильевича, гостей?
- Что этому способствует? (хорошая музыка, нарядные гости, танцы, влюблённые взгляды, ужин)
- Что чувствовал Иван Васильевич, когда наблюдал за танцем Вареньки и полковника?
- Предположите, что будет дальше.
3 остановка (до слов «Что это такое? – подумал я…стр.334)
- Что мог увидеть Иван Васильевич?
Читаю до конца.
- Почему любовь к Вареньке “сошла на нет”? Как на этот вопрос ответил И.В.?
- Изменилось ли настроение И.В. после бала, как? (тоска, доходившая до тошноты, ужас, разочарование, стыд)
- Что этому способствовало? (нехорошая музыка, крики, стоны, черные мундиры, кровь, злой полковник)
III стадия. Рефлексия
- Сравните ваши предположения до чтения рассказа и после.
- На сколько частей можно разделить рассказ? (на 2)
- Почему? (части противоположны, контрастны.)
- Что такое контраст? (противопоставление, выразительный приём, способ оказывать эмоциональное воздействие на читателя)
Появляется «сводная таблица»
На балу |
После бала |
|
- Какие линии сравнения мы можем выделить? (Части рассказа различаются по цвету, звукам, меняется полковник, сам Иван Васильевич) Сначала ребята устно отвечают, затем заготовка таблицы раздаётся каждому учащемуся.
На балу |
Линии сравнения |
После бала |
звуки |
||
цвет |
||
полковник |
||
Иван Васильевич |
||
детали(перчатка, перышко от веера, сапоги полковника) |
- Я, ребята, добавила бы ещё одну линию: детали (перчатка, перышко от веера, сапоги полковника). «Сводную таблицу» вы заполните дома, а теперь скажите, можете ли вы уже сейчас определить идею рассказа? ( Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека; отвращение к издевательствам, к бесчеловечности).
- А теперь задание на выбор: 1) составить синквейн (стихотворение из 5 строчек);
2) написать текст телеграммы Ивану Васильевичу, которую он получит утром, после бала.
Домашнее задание: 1. заполнение таблицы;
2. индивидуальное задание: сообщение о Л.Н.Толстом;
3. индивидуальное задание: подобрать иллюстрации к
произведению.
На следующих уроках учащиеся знакомятся с биографией Л.Н.Толстого из рассказа учащегося с использованием презентации (Приложение); с помощью приёма «инсерт» работают со статьёй учебника на стр 325-326; ещё раз осмысливают рассказ с помощью приёма «Шесть шляп», каждой группе даётся по одной «шляпе»-заданию: Белая шляпа называет все основные эпизоды рассказа; чёрная шляпа должна назвать эпизод, когда было особенно страшно и хотелось изменить замысел автора; синей шляпе надо объяснить значение слов – «надо всё по закону»; красной шляпе предстояло ответить на вопрос: «Почему Толстой изменил концовку рассказа?»;
Черновой вариант |
Окончательный вариант |
«Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу, и старался выработать в себе такое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал |
«Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было - дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», - думал я и старался узнать это. но сколько ни старался — и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился». |
жёлтая шляпа подбирает текст к иллюстрациям (Рисунок1) по рассказу; зелёной шляпе требовалось продолжить рассказ. Итоговым творческим заданием явилось рисование понятия «стыд».
Так технология развития критического мышления помогла мне не только разнообразить урок, но и стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся с помощью различных приемов, а также способствовала развитию личных достижений учащихся через творческую активность, так как равнодушных и бездеятельных учащихся на уроке не было.
Рисунок1
DOC / 10.57 Мб
Садварий Жанна Владиславовна
Легоцкая Вера Сергеевна