Интегрированный урок обществознания и литературы в 8 классе «Моральный выбор. Долг и совесть» (На примере рассказа Л. Толстого «После бала»)

2
3
Материал опубликован 18 September 2017 в группе

Интегрированный урок обществознания и литературы в 8 классе

Учитель литературы ОГАОУ БИЮЛИ: Купина Г.В.

Учитель истории и обществознания ОГАОУ БИЮЛИ: Старунская А.А.

Тема: «Моральный выбор. Долг и совесть. ( На примере рассказа Л. Толстого «После бала»)»

 

Разумное и нравственное всегда совпадают.

Л.Толстой

Цели:

Знать обществоведческие понятия, такие как – личность, мораль, нравственность, долг, совесть, честь, любовь.

Знать текст литературного произведения и применять в практической деятельности.

Показать связь предметов обществознания и литературы.

Развивать умение логически мыслить и делать выводы.

Умение определять свою жизненную позицию с точки зрения обществоведческой и жизненной.

Воспитывать духовно-нравственного человека.

Оборудование:

1.Презентации и видеоматериал.

2.Учебник обществознания,8 класс (автор – составитель Л.Н. Боголюбов).

3.Учебник литературы ,8 класс (автор - составитель Г.С. Меркин).

4.Раздаточный материал (технологическая карта урока).

5. Электронная доска.

Ход урока

1. Приветствие 1-го учителя, запись темы и эпиграфа урока, определение целей урока детьми.

2. Повторение ранее изученного материала (слайды «Личность», «Мораль», «Нравственность», «Критерии морали»).

3. Объяснение нового материала (слайды «Долг», «Виды долга»). Работа с интерактивной доской и раздаточным материалом (технологическая карта урока. См. Приложение 1).

4.Рассмотрение нового материала на примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала», работа 2-го учителя (слайды «Л.Н. Толстой», «На краю оврага, там, где зелёная палочка…», «Лес Старый заказ», «Могила Л.Н. Толстого»). Работа с видеоматериалом.

Анализ текста рассказа Л.Н. Толстого «После бала».

Вопросы к рассказу:

1.Назвать героев рассказа.

2.С кем из героев мы можем соотнести понятие долга?

3.Образ полковника:

А) на балу

Б) после бала

4.Работа с репродукциями.

5.Просмотр отрывка из фильма.

6.Образ татарина и солдата из строя.

7.Долг общественный и моральный; как его соотнести с поступками героев рассказа?

8.Образ повествователя. Соотнести с категорией долга. Понятие совести рассмотреть на примере образа рассказчика.

9.Работа с новым материалом. Слайд «Совесть» и «Любовь», запись нового материала в технологическую карту урока.

10.Идея рассказа. К чему призывает Л.Толстой?

11.Игра «зелёная палочка» (сообщение учеников).

12.Что, по мнению Толстого, является самым ценным? Рассмотрение понятия «моральный выбор» с точки зрения, Л.Толстого.

5. Работа над проблемным вопросом: «Как сделать, чтобы к своему общественному долгу люди относились как к моральному долгу»? (сочинение-рассуждение).

6. Рефлексия («зелёная палочка»).

7. Домашнее задание (поразмышлять над словами Л.Толстого, записанными в эпиграфе урока: «Разумное и нравственное всегда совпадает»).

8. Подведение итога урока.

Приложение 1.

Технологическая карта урока

Тема: «Моральный выбор. Долг и совесть. (На примере рассказа Л.Н. Толстого «После бала»)

Разумное и нравственное всегда совпадают

Обществоведческие термины:

Л.Н. Толстой, рассказ «После бала»


 

Герои


 

Долг


 

Совесть

     

Проблемный вопрос:

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Урок не соответствует конкурсному заданию, не является вводным.

6 November 2017

Интересный урок, но он не является уроком "Знакомство с предметом"

6 November 2017

Согласна с коллегами.

9 November 2017