Интегрированный урок обществознания и литературы в 8 классе «Моральный выбор. Долг и совесть» (На примере рассказа Л. Толстого «После бала»)
Интегрированный урок обществознания и литературы в 8 классе
Учитель литературы ОГАОУ БИЮЛИ: Купина Г.В.
Учитель истории и обществознания ОГАОУ БИЮЛИ: Старунская А.А.
Тема: «Моральный выбор. Долг и совесть. ( На примере рассказа Л. Толстого «После бала»)»
Разумное и нравственное всегда совпадают.
Л.Толстой
Цели:
Знать обществоведческие понятия, такие как – личность, мораль, нравственность, долг, совесть, честь, любовь.
Знать текст литературного произведения и применять в практической деятельности.
Показать связь предметов обществознания и литературы.
Развивать умение логически мыслить и делать выводы.
Умение определять свою жизненную позицию с точки зрения обществоведческой и жизненной.
Воспитывать духовно-нравственного человека.
Оборудование:
1.Презентации и видеоматериал.
2.Учебник обществознания,8 класс (автор – составитель Л.Н. Боголюбов).
3.Учебник литературы ,8 класс (автор - составитель Г.С. Меркин).
4.Раздаточный материал (технологическая карта урока).
5. Электронная доска.
Ход урока
1. Приветствие 1-го учителя, запись темы и эпиграфа урока, определение целей урока детьми.
2. Повторение ранее изученного материала (слайды «Личность», «Мораль», «Нравственность», «Критерии морали»).
3. Объяснение нового материала (слайды «Долг», «Виды долга»). Работа с интерактивной доской и раздаточным материалом (технологическая карта урока. См. Приложение 1).
4.Рассмотрение нового материала на примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала», работа 2-го учителя (слайды «Л.Н. Толстой», «На краю оврага, там, где зелёная палочка…», «Лес Старый заказ», «Могила Л.Н. Толстого»). Работа с видеоматериалом.
Анализ текста рассказа Л.Н. Толстого «После бала».
Вопросы к рассказу:
1.Назвать героев рассказа.
2.С кем из героев мы можем соотнести понятие долга?
3.Образ полковника:
А) на балу
Б) после бала
4.Работа с репродукциями.
5.Просмотр отрывка из фильма.
6.Образ татарина и солдата из строя.
7.Долг общественный и моральный; как его соотнести с поступками героев рассказа?
8.Образ повествователя. Соотнести с категорией долга. Понятие совести рассмотреть на примере образа рассказчика.
9.Работа с новым материалом. Слайд «Совесть» и «Любовь», запись нового материала в технологическую карту урока.
10.Идея рассказа. К чему призывает Л.Толстой?
11.Игра «зелёная палочка» (сообщение учеников).
12.Что, по мнению Толстого, является самым ценным? Рассмотрение понятия «моральный выбор» с точки зрения, Л.Толстого.
5. Работа над проблемным вопросом: «Как сделать, чтобы к своему общественному долгу люди относились как к моральному долгу»? (сочинение-рассуждение).
6. Рефлексия («зелёная палочка»).
7. Домашнее задание (поразмышлять над словами Л.Толстого, записанными в эпиграфе урока: «Разумное и нравственное всегда совпадает»).
8. Подведение итога урока.
Приложение 1.
Технологическая карта урока
Тема: «Моральный выбор. Долг и совесть. (На примере рассказа Л.Н. Толстого «После бала»)
Разумное и нравственное всегда совпадают
Обществоведческие термины:
Л.Н. Толстой, рассказ «После бала»
Герои |
Долг |
Совесть |
Проблемный вопрос:
Почебыт Татьяна Евгеньевна
Медведева Татьяна Петровна
Попова Ольга Александровна