Конспект урока по литературе в 6 классе на тему «Святые Пётр и Феврония»
Пояснительная записка к презентации
Тема: Святые Петр и Феврония.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Цели урока:
1) Актуализировать знания о социальных явлениях.
2)Формирование определений- понятий «житие», «святые».
3)Формулирование определения-понятия «Всероссийский день семьи, любви и верности».
4)Воспитание уважительного отношения к семейным ценностям.
Планируемые результаты:
Личностные:
- уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценностей семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Предметные:
- знание сюжета жития Петра и Февронии;
- понимание значения в жизни православного человека традиций, связанных с домом и семьёй;
- умение объяснять значение Всероссийского дня семьи, любви и верности.
Метапредметные:
- совершенствование навыков целеполагания (регулятивные УУД);
- совершенствование навыков освоения социальных ролей и норм; организации и участия в ролевых играх; установление причинно-следственных связей между соблюдением традиций, образом жизни и восприятием нас со стороны «других»; коммуникации с «другими». Развитие навыков работы в группе (коммуникативные УУД);
- совершенствование навыков познавательного чтения (познавательные УУД).
Основные понятия: святые, житие, Всероссийский день семьи, любви и верности.
Метапредметные связи: литература.
Ресурсы: - основные
- дополнительные
Проектор, экран, презентация, ноутбук.
Организация пространства.
Работа фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Ход урока
Организационный момент. Психологический настрой. Вступительное слово учителя.
Добрый день! Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать:
Прозвенел звонок,
Начинается урок,
Будем думать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Займите, пожалуйста, свои рабочие места. Приветствуют учителя, садятся.
Проверка выполнения домашнего задания. Задаются вопросы :
Что такое семья? (семья – это объединение людей, основанное на браке или кровном родстве, связанное общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.)
Как вы думаете, на чем держится семья? (семейные ценности)
Где записаны законы создания и жизни семьи? (в священных книгах)
Как называлась книга о семье, домашнем укладе на Руси? («Домострой»)
Ребята, вы настоящие молодцы! Я напоминаю вам, что семья в православной культуре – это малая церковь, где все учатся терпению, пониманию, любви друг к другу. Глава семьи – муж, а глава мужа – Христос. Мужчина слушается самого бога, живёт в страхе божьем, соблюдая заповеди, а женщина слушается бога через супруга. Уважение, смирение и кротость, терпение и забота, взаимопомощь, почитание младшими старших – главные ценности христианской семьи. Семья сама по себе выступает как ценность. Муж и жена принимают все решения сообща, следуя церковным законам, детей учат семи заповедям. Вспомните, пожалуйста, какие это заповеди? Учащиеся отвечают: послушание, почитание старших, забота друг о друге, милосердие и проявление любви. Так вот идеалом семейных отношений являются герои «Повести о Петре и Февронии Муромских». Именно эта повесть, как вы сможете убедиться позже, является гимном супружеской верности, «нелицемерной любви» и поучением о том, на каких столпах стоят дом и семья (слайд №1).
Далее выступление ученика, который подготовил сообщение об основных событиях повести. Ответ ученика дополняет учитель:
Действительно, эта повесть является жемчужиной древнерусской литературы, созданной в конце 40-х годов XVI века. Анализируя это трогательное сказание, мы поговорим об отношениях между людьми, подумаем, какие человеческие качества ценились в это время на Руси, какие нравственные идеалы ценны и поныне. Жизнь семейной четы, описанная в данной повести – эта история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи. Оба супруга, не мысля возможности пережить друг друга, умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти, наперекор тем, кто пытался их разлучить (слайд №2, №3).
Почему же они стали святыми? Кто такой святой? (святой – это человек, посвятивший себя богу, люди причислили их к лику святых, потому что они были образцом нравственных и духовных ценностей) (слайд №4, 5, 6)
Правильно, ребята. Святой – это человек, посвятивший себя богу, делающий добро и ненавидящий зло, заслуживший у бога за свою любовь и веру особых даров, например дара чудотворения.
Чем же Петр и Феврония заслужили звание святых?
III. Давайте составим духовный портрет Петра и Февронии (работа в группах, первая группа находит черты характера Петра, вторая – черты Февронии)
Петр |
Феврония |
Вера в бога |
Вера в бога |
Мудрость |
Мудрость |
Любовь и верность близким |
Милосердие |
Умение прощать |
Смирение |
Справедливость |
Добросердечие |
Верность |
Верность |
Мы пришли к выводу, что черты Петра и Февронии схожи. Жизнь святых – это пример достойный подражания, заставляющий задуматься о том, что такое супружество и счастье в браке. Сообщение ученика о празднике «Всероссийский день семьи, любви и верности»: с 2008 года в России день 8 июля объявлен праздником. 2008 год был объявлен годом семьи. Этот прекрасный летний день был выбран для праздника не случайно – уже более 700 лет православные почитают 8 июля память покровителей семейного счастья. В некоторых российских городах с 2008 года стали устанавливать памятники Петру и Февронии. Очень много людей в этот день совершают паломничество в Муром, чтобы поблагодарить святую супружескую пару за покровительство в их семейной жизни или попросить о даровании семейного лада и счастья (слайд №7).
Сообщение учителя: символом праздника стала ромашка с нечётным количеством лепестков, ведь этот полевой цветок издревле считался на Руси символом любви (слайд №8). Ведь, если гадать на такой ромашке, то непременно должно выпасть «любит». Я вам предлагаю вспомнить и собрать ромашку, на лепестках которой даны названия семейных ценностей. Я буду читать пословицы, а вы должны догадаться, о чём я говорю. У кого окажется лепесток с названным качеством, выходит и прикрепляет его на доску:
Отца с матерью почитать – горя не знать (уважение к старшим)
В дружной семье и в холод тепло (дружба)
Родители трудолюбивы – и дети не ленивы (трудолюбие)
Семья, где помогают друг другу, беды не страшны (взаимопомощь)
В тесноте, да не в обиде (терпение)
Семьёй дорожить – счастливым быть (верность)
Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости.
На чём держатся лепестки? (на сердцевине)
Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевину? (могут рассыпаться).
Что же, по-вашему, символизирует сердцевина?
Учитель зачитывает пословицу: «Дом согреет не печь, а любовь и согласие» (любовь)
Таким образом, непременным условием крепкого дома, прочной семьи являются, согласно православной традиции, добрые семейные отношения. Понимание этого отражено в известных пословицах: «В семье согласно, так дело идет прекрасно», «В семье разлад, так и дому не рад», «Не надобен и клад, коли у мужа с женой лад». Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, не хватает житейской мудрости. Именно этому учат нас русские пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. Игра «Собери пословицу»: есть начало, надо добавить предложение и объяснить.
Когда семья вместе, / и душа на месте
Дом красив не углами, / а пирогами
Каков батюшка, / таковы у него и детки
Объясните смысл.
Вот так, воспитываясь на народной мудрости, мы все учимся ценить свою семью, своих близких, друзей.
Ребята, вы молодцы! Хотелось бы добавить, что праздник «День семьи, любви и верности» имеет памятную медаль «За любовь и верность», вручается она 8 июля семейным парам, которые отметили серебряную и золотую свадьбу. Святые Петр и Феврония являются образцом семейных ценностей ( слайд №9, 10).
IV. Итог урока: Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.
Почему же Петр и Феврония вновь оказались востребованными обществом?
Чем обогатила вас история Петра и Февронии?
О каких вечных ценностях заставил вас задуматься сегодняшний урок?
V. Рефлексия. Тестовая работа.
1) Где княжили главные герои повести? (Муром)
2) Откуда родом была родом Феврония? (Рязанская земля)
3) Каким недугом страдал Петр? (тело покрылось язвами)
4) Какие имена получили Петр и Феврония в иночестве? (Давид и Евфросинья)
5) Кто был автором повести? (Ермолай - Еразм)
Ребята, я считаю, что урок не прошел бесследно. Вы многое узнали, были активными. Мне хочется закончить урок словами:
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Суету позабудьте
И в минуту досуга
Рядом вместе побудьте.
Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи (слайд №11, 12).
В завершении урока прослушайте композицию Марка Тишмана «Гимн семьи».
VI. Домашнее задание. Написать мини-сочинение о своей семье.
Литература
Новый энциклопедический словарь. М., 2006.
Повесть о Петре и Февронии Муромских Ермолая - Еразма // Изборник: повести Древней Руси. М., 1987.
Православие: словарь-справочник. М., 2007.
Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты: энц. словарь.М., 2001.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (статьи «Семья», «Феврония, супруга муромского князя»).
ПЕТР И ФЕВРОНИЯ
PPT / 1.57 Мб