12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна41846
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
21

Урок «Р.Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра»

Р.Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра

Радькова Ю.Н.

МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска


 


 

Цели урока: провести анализ идейно-художественных особенностей рассказа Рея Брэдбери «Каникулы»; развивать ассоциативное и творческое воображение учащихся; развивать навыки анализа текста; формировать коммуникативные навыки; воспитывать уважительное отношение к окружающим людям; -воспитывать чувство ответственности за свои слова и поступки.

Ход урока.

1.Подготовка к восприятию.

- Фантастика… Какие ассоциации связаны у вас с этим словом?

ФАНТАСТИКА - (от греч. phantastike - искусство воображать) - вид художественной литературы, основанный на особом фантастическом типе образности, для которого характерны: высокая степень условности, нарушение норм, логических связей и законов реальности, установка на вымысел, создание вымышленных, "чудесных" миров.

- Вы любите фантастику? Почему?

- А как вам кажется, много ли почитателей у фантастической литературы?

- Было время, когда научная фантастика и фэнтези были на периферии культуры, не пользовались популярностью. Пробудить у читателей интерес к этим жанрам сумел американский писатель Рей Брэдбери. В истории человечества все начинается с мечты, считал Брэдбери, «сначала нужно о чём-то мечтать, только потом можно мечты воплотить в реальность».

Действительно, воплощение любой идеи начинается с мечты. Как и многие писатели-фантасты, Брэдбери сумел предсказать то, что стало реальностью сегодня:

- Мобильные телефоны - в рассказе "Убийца" описывается радиобраслет, позволяющий разговаривать на ходу.

- Телекомната с полным эффектом присутствия (трехмерное изображение, стереозвук) - рассказ "Вельдт".

- "Умный дом" - возможность дистанционно управлять кондиционером, стиральной машиной, другой бытовой техникой ("451 градус по Фаренгейту").

- Плейеры - миниатюрные "ракушки", радиоприемники-втулки, вставляемые в уши ("451 градус по Фаренгейту").

- Телеэкраны на полстены, показывающие глупые реалити-шоу - "451 градус по Фаренгейту".

- Робот в виде животного - японские роботы "Айбо", выполненные в виде собачек, пока мало похожи на механического пса-убийцу из "451 градуса по Фаренгейту". Но если кто-то решит их перепрограммировать...

Об удивительном человеке, чудаке и мечтателе, влюбленном в жизнь и людей, - об американском писателе - фантасте Рее Брэдбери и его рассказе «Каникулы» и пойдёт речь сегодня на уроке.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Работа по теме урока.

- Полное имя писателя - Рэймонд Дуглас Брэдбери (второе имя ему дали в честь знаменитого актёра Дугласа Фэрбенкса). Он родился 22 августа 1920 года в городке Уокиган, штат Иллинойс, в семье мелкого служащего компании по производству электроэнергии.

«Когда я мальчиком жил на Среднем Западе,- вспоминал Брэдбери, - я ночью выходил смотреть на звезды и бежал в своих старых или ослепительных новых теннисных туфлях, чтобы забраться на дерево, поплавать в озере или посидеть в городской библиотеке и читать о динозаврах и машине времени». Нe случайно детские годы отложились в сознании писателя как мир тепла, добра и солнечного света, где «новенькие теннисные туфли»… «в силах помчать тебя над деревьями, над реками и домами. И если захочешь - они перенесут тебя через заборы, тротуары и упавшие деревья».

В городке Уокиган прошли первые 12 лет жизни Рэя. В 1934 году, в разгар Великой депрессии, семья перебралась в Лос-Анджелес.

Когда Рэй окончил среднюю школу, ему не смогли купить новый пиджак. Пришлось идти на выпускной вечер в костюме покойного дяди Лестера, который погиб от руки грабителя. Дыры от пули на животе и спине пиджака аккуратно заштопали. Рэй Брэдбери так и не поступил в колледж, формально он закончил своё образование на школьном уровне.

- И что же, - скажете вы, - полуобразованный мальчик стал всемирно известным писателем? Сомнительно!

Да, Брэдбери не учился в колледже, но его образованности и знаниям могли бы позавидовать выпускники лучших учебных заведений. «Когда мне было 19 лет, - писал Брэдбери, - я не мог поступить в колледж: я был из бедной семьи. Денег у нас не было, так что я ходил в библиотеку. Три дня в неделю я читал книги. В 27 лет вместо университета я окончил библиотеку». Не имея высшего образования, в анкетах он всегда так и писал: «Выпускник библиотеки».

Писатель говорил: «Жюль Верн был моим отцом. Уэллс - мудрым дядюшкой. Эдгар Алан По - приходился мне двоюродным братом; он как летучая мышь - вечно обитал у нас на тёмном чердаке. Флэш Гордон и Бак Роджерс - мои братья и товарищи. Вот вам и вся моя родня. Ещё добавлю, что моей матерью, по всей вероятности, была Мэри Уоллстонкрафт Шелли, создательница "Франкенштейна". Ну кем я ещё мог стать, как не писателем-фантастом при такой семейке".

Литературой Рэй Брэдбери серьезно занялся еще в школе. Будущему писателю-фантасту не исполнилось 12 лет, когда он попросил родителей купить ему детскую пишущую машинку, на которой напечатал свои первые сочинения - собственное продолжение к роману Э. Бэрроуза «Великий воин Марса». Писатель упомянул в одном из интервью, что из-за бедности в то время просто не мог позволить купить себе следующую книгу, и тогда сам решил придумать, что может быть дальше.

К 20 годам Рэй Брэдбери твердо решил, что станет писателем. С 18 лет он начал продавать газеты на улице и продавал их каждый день в течение четырех лет, пока литературное творчество не стало приносить ему более или менее регулярный заработок. Носясь по улицам с криком "Последние новости!" Брэдбери одновременно придумывая новые рассказы, наблюдая за людьми, подмечая яркие детали... Через много лет он написал об этом времени: "Когда я продавал газеты, друзья спрашивали меня: "Что ты тут делаешь?" Я отвечал: "Становлюсь писателем". "Ты выглядишь не по-писательски", - говорили они. "Зато я чувствую себя как писатель!" - возражал я".

Только в 1941 году Брэдбери удалось напечатать свой первый рассказ. В 1946, 1948, 1954 годах его рассказы включались в антологии лучших американских рассказов; в 1947, 1948 годах произведения Брэдбери вошли в сборники рассказов, удостоенных премии им. О.Генри. В 1950 году писатель-фантаст получил широкую известность после выхода сборника "Марсианские хроники".

Брэдбери обладал исполинской работоспособностью. «Я пишу каждый день, каждое утро, в течение семидесяти лет, не останавливаясь! А для театра я работаю уже сорок пять лет - мне это безумно нравится...» - говорил он. Творческое наследие писателя огромно. Это более 800 различных произведений, среди которых романы, повести, рассказы.

Один из рассказов Брэдбери - «Каникулы» - вы прочитали дома. Жанр произведения – фантастический рассказ, однако, читая его, понимаешь это не сразу. Почему? Как начинается рассказ?

Рассказ начинается с пейзажной зарисовки. «День был свежий — свежестью травы, что тянулась вверх, облаков, что плыли в небесах, бабочек, что опускались на траву. День был соткан из тишины, но она вовсе не была немой, ее создавали пчелы и цветы, суша и океан, все, что двигалось, порхало, трепетало, вздымалось и падало, подчиняясь своему течению времени, своему неповторимому ритму. Край был недвижим, и все двигалось. Море было неспокойно, и море молчало. Парадокс, сплошной парадокс, безмолвие срасталось с безмолвием, звук со звуком».

- Пейзаж идеален своим величественным спокойствием. Нарушается гармония всего лишь одним предложением: «Парадокс, сплошной парадокс». Слово «парадокс» как инопланетное существо нарушает земной пейзаж. Что же оно означает? Обратимся к толковому словарю.

ПАРАДОКС — в широком смысле: утверждение, резко расходящееся с общепринятыми, устоявшимися мнениями, отрицание того, что представляется «безусловно правильным»; в более узком смысле — два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются убедительные аргументы

- В чём парадоксальность описания?

Гармония в соединении противоположного: тишина – всё двигалось, порхало, трепетало, вздыхало; недвижим – двигался; море неспокойно – море молчало; и подобного: безмолвие – безмолвие, звук – звук, волны холмов – волны океана.

- Вокруг какая-то неестественная тишина, непривычное спокойствие. Такое, что становится не по себе и как-то тревожно на душе: «Цветы качались, и пчелы маленькими каскадами золотого дождя падали на клевер. Волны холмов и волны океана, два рода движения, были разделены железной дорогой, пустынной, сложенной из ржавчины и стальной сердцевины, дорогой, по которой, сразу видно, много лет не ходили поезда. На тридцать миль к северу она тянулась, петляя, потом терялась в мглистых далях; на тридцать миль к югу пронизывала острова летучих теней, которые на глазах смещались и меняли свои очертания на склонах далеких гор».

Железная дорога обозначила присутствие человека и одновременно подчеркнула его загадочное отсутствие. В чем же причина запустения, почему по дороге не ходят поезда? Может быть, это просто заброшенная железнодорожная ветка, и поезда здесь уже вообще не ходят? Однако вскоре на горизонте появляется маленькая четырехколесная дрезина, на которой едет семья: супружеская пара с семилетним сынишкой. Они останавливаются, чтобы перекусить на природе. Сначала кажется, что в этом нет ничего странного: обычный уикенд, когда семья выехала за город на пикник. Однако дрезина останавливается, и герои оказываются в «сокрушительной тишине». Как вы поминаете слово «сокрушительная»?

Сокрушительная - причиняющая гибель, уничтожение, разрушительная.

- Разве тишина может быть «сокрушительной»? Опять парадокс? Каково значение этого эпитета?

Разрушение иллюзии счастья.

- Из разговора героев мы узнаем страшное: оказывается кроме них, в мире больше нет людей. Как же такое могло случиться?

Всё началось с разговора, когда однажды вечером, измученный каждодневной рутинной работой, герой размечтался: «— А замечательно было бы… Проснуться завтра, и во всем мире ни души, начинай все сначала!

Он сидел и курил, в руке сложенная газета, голова откинута на спинку кресла.

Если бы можно было сейчас нажать такую кнопку, ты бы нажал?

Наверно, да, — ответил он. — Без насилия. Просто все исчезнет с лица земли. Оставить землю и море, и все, что растет — цветы, траву, плодовые деревья. И животные тоже пусть остаются. Все оставить, кроме человека, который охотится, когда не голоден, ест, когда сыт, жесток, хотя его никто не задевает.

Но мы-то должны остаться, — она тихо улыбнулась.

- Хорошо было бы, — он задумался. — Впереди — сколько угодно времени. Самые длинные каникулы в истории…»

- Мечты героя нам понятны. Кто из нас в минуты усталости не мечтал о долгих каникулах? Однако настораживает другое: почему-то для окончательного счастья героям захотелось уничтожить всех людей. Почему? Может быть, потому, что надоело сравнивать себя с другими: ведь кто-то успешнее в бизнесе, у кого-то больше дом, дороже автомобиль, счастливее и интереснее жизнь?

И вот мечта сбылась. Жизнь героев изменилась: не надо ходить на работу и в школу, можно много путешествовать. Счастливы ли они?

Сначала они были счастливы: «— И теперь мы ни перед кем не обязаны. У нас одна обязанность — быть счастливыми. Тридцать лет счастья впереди, разве плохо?»

Но иллюзия счастья продлилась недолго. С каждым днем герои все острее ощущают необходимость в людях, потребность в общении с ними, пускай не всегда приятном, но, как оказалось, таком важном. Их маленький сын скучает, потому что ему не с кем играть. Он открыто выражает свои эмоции: «Мальчик отскочил назад. — Дураки! Дураки! Глупые дураки! Болваны вы, болваны! Сорвался с места, сбежал к морю и, стоя у воды, залился слезами».

- Взрослые не так откровенны, как ребёнок, особенно отец. Ведь это он мечтал о нескончаемых каникулах. Теперь ему сложно признать свою ошибку. Однако и он живет надеждой на то, что все вернется на круги своя, поэтому и в путешествии «на нём был строгий костюм с жилетом, галстук и шляпа, как будто он ожидал кого-то встретить в пути. Раздавая сэндвичи и извлекая маринованные овощи из прохладных зеленых баночек, он понемногу отпускал галстук и расстегивал жилет, все время озираясь, словно готовый в любую секунду опять застегнуться на все пуговицы».

Кульминацией рассказа стал момент, когда отец с атласом в руках строит планы дальнейших путешествий. Кажется, что герой бодр, весел и даже счастлив, особенно когда говорит о возможности осуществить мечту и отправиться на лодке вниз по Миссисипи. «Он хотел уже захлопнуть атлас неловкими руками, но что-то светлое мелькнуло в воздухе и упало на бумагу. Скатилось на песок, и получился мокрый комочек. Жена глянула на влажное пятнышко и сразу перевела взгляд на его лицо. Серьезные глаза его подозрительно блестели. И по одной щеке тянулась влажная дорожка».

Герой строит планы счастливого будущего и плачет. Его слезы — это слезы отчаяния, бессилия и одновременно надежды на то, что все можно изменить.

Почему же, получив то, о чём мечтали, герои рассказа несчастливы? Почему, обрадовавшись вначале исполнению желания, они захотели вновь увидеть вокруг себя полнокровную жизнь: людей – пусть даже злых, суету – пусть даже бестолковую?

Вместе с неприятными им людьми, с заботами, с тревогами, проблемами, родители мальчика избавились и от всего хорошего, что у них было — от дружбы, любимой работы, каких- либо отношений и чувств... Они получили бесконечные каникулы, бесчувственное, бесстрастное существование в пустом мире. Герои рассказа поняли, что счастье состоит не только в том, чтобы жить для себя. Оказывается, для счастья человеку нужны друзья, работа. И даже трудности, которые преодолевает человек, позволяют насладиться радостью победы, осознанием своего личностного роста.

- Сколько бы ни храбрились герои рассказа, сколько бы ни мечтали о «светлом» будущем, ни чинили расползшиеся рельсы, они поняли, что натворили. Легкомысленное желание обернулось катастрофой. Потому с таким беспокойством смотрят взрослые на бутылку, в которой уплывает желание, написанное их сыном: а вдруг его желание не совпадёт с их желанием? «Вдруг он захочет избавиться от них так же, как они пожелали избавиться от других?!

Мы не знаем, что написал в своём письме мальчик, но вместе с его родителями надеемся, что там написано приблизительно следующее: «Люди, пожалуйста, вернитесь! И пусть все будет так, как прежде!»

Можно ли однозначно сказать, что будет дальше?

- Такая концовка в произведениях литературы называется открытым финалом. Открытый финал – отсутствие развязки произведения. Почему автор как бы обрывает повествование?

Он видит свою задачу в том, чтобы взволновать читателя, обострить ситуацию и уйти, оставив его размышлять за книгой.

- «Фантастика — это окружающая нас реальность, доведенная до абсурда», - писал Рэй Брэдбери. В чём абсурдность ситуации в рассказе «Каникулы»?

Живя среди людей, люди страдают от одиночества. Живя в мире без людей, они всё равно страдают от одиночества.

- Каков же выход?

- Нужно увидеть ДРУГОГО человека рядом, научиться его понимать. Изменить в собственном сознании Чужого на Другого. Чужого — его надо убрать, таково окончательное решение вопроса. Убрать из дома, района… Улицы. Города. Страны. Из божьего мира. Почему-то некоторым кажется, что сделать это проще, чем научиться видеть в Чужом — Другого. Научиться жить рядом. Парадокс рассказа в том, что каникулы, время отдыха, для героев стали временем серьёзных размышлений. У души нет каникул. Она должна работать регулярно.

4.Итоги.

- «Я не пытался предвидеть будущее, я пытался предотвратить один из его возможных вариантов», - сказал в одном из своих интервью Брэдбери. Особенность фантастики писателя в том, что главный интерес сосредоточен на человеке, его внутреннем мире, переживаниях, мотивах поступков, размышлениях о будущем не только человека, но всего мира. Способность человека чувствовать, сопереживать писатель признаёт главным качеством. Главную ценность для человека представляет другой человек, «узы неповторимой нежности» человеческих привязанностей, все, чему человек отдает «свои дни».

5.Рефлексия.

- Открыли ли вы для себя что-нибудь сегодня на уроке?

- Показался ли вам рассказ писателя интересным?

 Литература: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин.Литература 7 класс. – М.: Просвещение, 2016.

Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (1)

Селиванова Галина Геннадьевна, 26.01.19 в 08:59 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Вера Сергеевна! Очень важная тема урока.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.