12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Куклева231
Россия, Свердловская обл., село Манчаж Артинский ГО
Материал размещён в группе «Урок литературы»
5

Конспект урока литературы «Жанр рождественского рассказа на примере рассказа Евгения Санина «Берёзовая ёлка»»

Конспект урока литературы в 5 классе с применением ТКРЧП.

Тема урока: Жанр рождественского рассказа на примере рассказа Евгения Санина «Берёзовая ёлка».         

Тип урока: погружение в новую тему урока по литературе. Образовательная цель урока:

-формирование умения отличать особенности «рождественского рассказа» как литературного жанра.

Педагогическая цель урока:

Выявление на материале рассказа Евгения Санина «Берёзовая ёлка» особенностей литературного жанра «рождественский рассказ».

Воспитательная цель урока:

Формирование понятия «милосердие» как пути совершенствования человека.

Задачи:

-продолжить формирование личностных УУД: нравственно-этическое оценивание усвоенного содержания, чувства сопереживания;

- продолжить формирование регулятивных УУД: целеполагание, самооценка;

- продолжить формирование познавательных УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- способствовать воспитанию нравственных ценностей.

Оборудование: тексты произведений, рабочие листы, проектор, экран, компьютер.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Настраивает на урок, готовит к первичному восприятию текста.

Вступительное слово учителя:

Посмотрите внимательно на слайды, какому празднику посвящены эти открытки?

Верно, Рождеству.

Что это за праздник, с чем он связан?

Рождество - это один из главных христианских праздников, он связан с чудом рождения Иисуса Христа, люди по особенному готовятся к Рождеству: соблюдают пост, молятся и живут ожиданием чуда. Накануне Рождества хозяйки готовят традиционные рождественские блюда, за праздничный стол садятся после появления первой звезды на небе. А в первый день после Рождества начинались Святки  и продолжались  до Крещения (19 января), в это время по домам ходят ряженые и желают процветания, здоровья и благоденствия хозяевам.

Это время, когда нужно проявить заботу о нуждающихся, протянуть руку помощи тем, кто в ней нуждается, т.е. проявить милосердие.

Настраиваются на урок, слушают учителя, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объявление темы урока, постановка цели.

Рождеству в литературе посвящены произведения особого жанра- рождественские рассказы.

С их особенностями мы сегодня познакомимся и прочитаем один из таких рассказов.

 

Актуализация знаний

Что такое рассказ?

Какие рассказы мы недавно читали?

Чем же отличается рождественский рассказ от просто рассказов, мы сейчас и узнаем.

Отвечают на вопросы.

Открытие нового знания.

Работа с текстом о традициях рождественского рассказа (смысловое чтение). После прочтения необходимо на рабочих листах составить кластер, в котором выделить особенности рождественского рассказа.

Мы прочитаем рассказ Е.Санина «Берёзовая ёлка»

Предположите по названию, о чем пойдет речь?

Работают с текстом, составляют кластер.

Чтение с остановками

 

Чтение 1 части.

Беседа по вопросам:

·        Какое настроение в этом отрывке?

·        В какое время происходит действие рассказа? Что на это указывает?

·        Кто главный герой?

·        В каком положении он находится?

·        Соотнесите с признаками рождественского рассказа, какие из них есть в первой части?

·        Что же нас ждет дальше, исходя из жанра рассказа?

·        Проверим!

Чтение 2 части.

Беседа по вопросам:

·        Какое настроение в этом отрывке?

·        Случается ли чудо? Какое?

·        Каково первоначальное отношение богатого мужчины к мальчику?

·        Почему оно меняется? Найдите подтверждение в тексте.

·        Что же должно ожидать нас дальше, следуя специфике рассказа?

·        Проверим!

Чтение 3 части.

Беседа по вопросам:

·        Действительно ли счастливый финал у этого рассказа?

·        Какое впечатление произвел на вас рассказ полностью?

·        Вернемся к названию, почему «Березовая ёлка»?

·        Чему нас учит этот рассказ?

·        Как надо относится к окружающим людям?

·        Только ли накануне Рождества необходимо помогать нуждающимся?

Слушают, следят по тексту.

Отвечают на вопросы

 

Итог работы

Слайд 14 Значение рождественских рассказов для человека.

Слайд 15 слова Ч.Диккенса, о чем они?

 

Итог урока, рефлексия.

Дом.задание.

Если вам понравился рассказ и работа на уроке, нарисуйте в своих рабочих листах рождественскую звезду, если не понравилось – нарисуйте березовый лист, если рассказ заставил вас задуматься – нарисуйте еловую веточку.

Оценивают урок и свою работу на уроке.

 

     

 

 /data/files/a1548686818.docx (рабочий лист)

Опубликовано в группе «Урок литературы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.