Конспект урока литературы «Жанр рождественского рассказа на примере рассказа Евгения Санина "Берёзовая ёлка"»
Конспект урока литературы в 5 классе с применением ТКРЧП.
Тема урока: Жанр рождественского рассказа на примере рассказа Евгения Санина «Берёзовая ёлка».
Тип урока: погружение в новую тему урока по литературе. Образовательная цель урока:
-формирование умения отличать особенности «рождественского рассказа» как литературного жанра.
Педагогическая цель урока:
Выявление на материале рассказа Евгения Санина «Берёзовая ёлка» особенностей литературного жанра «рождественский рассказ».
Воспитательная цель урока:
Формирование понятия «милосердие» как пути совершенствования человека.
Задачи:
-продолжить формирование личностных УУД: нравственно-этическое оценивание усвоенного содержания, чувства сопереживания;
- продолжить формирование регулятивных УУД: целеполагание, самооценка;
- продолжить формирование познавательных УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- способствовать воспитанию нравственных ценностей.
Оборудование: тексты произведений, рабочие листы, проектор, экран, компьютер.
Ход урока:
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
Организационный момент |
||
Настраивает на урок, готовит к первичному восприятию текста. Вступительное слово учителя: Посмотрите внимательно на слайды, какому празднику посвящены эти открытки? Верно, Рождеству. Что это за праздник, с чем он связан? Рождество - это один из главных христианских праздников, он связан с чудом рождения Иисуса Христа, люди по особенному готовятся к Рождеству: соблюдают пост, молятся и живут ожиданием чуда. Накануне Рождества хозяйки готовят традиционные рождественские блюда, за праздничный стол садятся после появления первой звезды на небе. А в первый день после Рождества начинались Святки и продолжались до Крещения (19 января), в это время по домам ходят ряженые и желают процветания, здоровья и благоденствия хозяевам. Это время, когда нужно проявить заботу о нуждающихся, протянуть руку помощи тем, кто в ней нуждается, т.е. проявить милосердие. |
Настраиваются на урок, слушают учителя, отвечают на вопросы.
|
|
Объявление темы урока, постановка цели. |
||
Рождеству в литературе посвящены произведения особого жанра- рождественские рассказы. С их особенностями мы сегодня познакомимся и прочитаем один из таких рассказов. |
|
|
Актуализация знаний |
||
Что такое рассказ? Какие рассказы мы недавно читали? Чем же отличается рождественский рассказ от просто рассказов, мы сейчас и узнаем. |
Отвечают на вопросы. |
|
Открытие нового знания. |
||
Работа с текстом о традициях рождественского рассказа (смысловое чтение). После прочтения необходимо на рабочих листах составить кластер, в котором выделить особенности рождественского рассказа. Мы прочитаем рассказ Е.Санина «Берёзовая ёлка» Предположите по названию, о чем пойдет речь? |
Работают с текстом, составляют кластер. |
|
Чтение с остановками |
|
|
Чтение 1 части. Беседа по вопросам: · Какое настроение в этом отрывке? · В какое время происходит действие рассказа? Что на это указывает? · Кто главный герой? · В каком положении он находится? · Соотнесите с признаками рождественского рассказа, какие из них есть в первой части? · Что же нас ждет дальше, исходя из жанра рассказа? · Проверим! Чтение 2 части. Беседа по вопросам: · Какое настроение в этом отрывке? · Случается ли чудо? Какое? · Каково первоначальное отношение богатого мужчины к мальчику? · Почему оно меняется? Найдите подтверждение в тексте. · Что же должно ожидать нас дальше, следуя специфике рассказа? · Проверим! Чтение 3 части. Беседа по вопросам: · Действительно ли счастливый финал у этого рассказа? · Какое впечатление произвел на вас рассказ полностью? · Вернемся к названию, почему «Березовая ёлка»? · Чему нас учит этот рассказ? · Как надо относится к окружающим людям? · Только ли накануне Рождества необходимо помогать нуждающимся? |
Слушают, следят по тексту. Отвечают на вопросы
|
|
Итог работы |
||
Слайд 14 Значение рождественских рассказов для человека. Слайд 15 слова Ч.Диккенса, о чем они? |
|
|
Итог урока, рефлексия. |
||
Дом.задание. Если вам понравился рассказ и работа на уроке, нарисуйте в своих рабочих листах рождественскую звезду, если не понравилось – нарисуйте березовый лист, если рассказ заставил вас задуматься – нарисуйте еловую веточку. |
Оценивают урок и свою работу на уроке.
|
|
/data/files/a1548686818.docx (рабочий лист)