Урок «Духовное "пробуждение" обучающихся на уроках литературы в старших классах» (на примере рассказа М. Гелприна «Свеча горела»)
МОУ «Закутчанская средняя общеобразовательная школа
Вейделевского района Белгородской области»
Наименование работы «Духовное «пробуждение» обучающихся на уроках литературы в старших классах» (на примере рассказа
М. Гелприна «Свеча горела»)
Технологическая карта урока
Автор работы Прокопенко Ольга Ивановна,
учитель русского языка и литературы
с. Закутское
Технологическая карта урока литературы
Учитель: Прокопенко Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Закутчанская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»
Предмет: литература
Класс: 10
Программа: Г.С. Меркин , С.А.Зинин «Программа курса «Литература ». М: «Русское слово», 2019
Учебник: С.А.Зинин, В.И.Сахаров, В.А. Чалмаев «Литература 10 класс в 2-х частях Учебник для 9 класса общеобразовательных организаций». М: «Русское слово» , 2021 г.
Тема урока: «Духовное «пробуждение» обучающихся на уроках литературы в старших классах» (на примере рассказа
М. Гелприна «Свеча горела»).
Место проведения: МОУ «Закутчанская СОШ»
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков обучающихся
Педагогические технологии: технология развития критического мышления, технология учебной деловой игры, технология обучения в сотрудничестве, технология личностно ориентированного развивающего обучения, творческая мастерская
Методы обучения: исследовательский, метод проблемного изложения, творческий.
Формы обучения: практическая и самостоятельная работа, работа в группах и парах
Цель: воспитание уважительного отношения к чтению, осознание роли художественной литературы в духовном развитии человека и человечества.
Задачи:
Образовательные задачи урока: систематизировать и обобщить знания обучающихся о значении литературы для развития, как отдельной личности, так и для человечества в целом, научить основным подходам к анализу текста, актуализировать значимость
Развивающие задачи урока: развивать учебно-интеллектуальные умения (устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, делать выводы) на основе конкретного рассказа, надпредметные умения и навыки, которые ведут к формированию гармонично-развитой личности, учебно-коммуникативные умения (задавать вопросы, объяснять и доказывать свою точку зрения, взаимодействовать в паре), формируя коммуникативные компетенции, расширить кругозор
Воспитательные задачи урока: воспитывать осмысленное отношение к чтению,формировать уважительное отношение друг к другу и толерантность при ведении диалога, умение корректно отстаивать свою точку зрения.
Планируемые результаты:
1. Личностные: формирование ценностного отношения к книге, литературе, чтению.
2. Метапредметные: формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его
3.Регулятивные УУД: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий, регулировать весь процесс их выполнения и четко выполнять требования познавательной задачи
4.Коммуникативные УУД: общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией, учиться действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия, работать в группе, придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества
5.Познавательные УУД: осуществлять поиск и выделение необходимой информации, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме, извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров, анализировать текст по образцу.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, видео-, аудиоматериалы
План урока:
1 этап. Вхождение в тему урока (рассказ учителя)
2 этап. Организация учащихся (аналитическая работа)
3 этап. Практикум (диалог на уроке)
4 этап. Организация и самоорганизация учащихся (творческая работа)
5 этап. Подведение итогов, д/з
Этап урока |
Формы организации |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
1.Оргмомент 1- 2 мин Цель: организовать направленное внимание на начало урока; создание положительного настроя учащихся на урок |
Фронтальная Слайды 2-5 |
Положительный психологический настрой на урок. Эмоциональная мотивация. Для создания позитивного психологического настроя демонстрирую видеоролик «Звёздное небо». Звучит музыка М. Таривердиева «Маленький принц». На фоне музыки « Говорят, когда на земле рождается человек, на небе загорается |
Приветствуют учителя.
|
Коммуникативные: Личностные: самоопределение |
2. Стадия вызова 1 мин Цель этапа: Включение учащихся в деятельность.
|
Фронтальная
|
(Смотрим видеоролик «Пушкин написал Есенина») - Итак, ребята, я неслучайно начала урок с этого видео. Каковы ваши предположения: о чём пойдёт речь сегодня? (В широком смысле). |
Обучающиеся включаются в обсуждение: «Речь на уроке пойдет о литературе». |
Коммуникативные: Личностные:самоопределение |
3.Целеполагание и мотивация учебной деятельности 1 мин Цель этапа: Включение учащихся в деятельность.
|
Фронтальная Слайды 6-7 |
Ваши предположения верны: разговор на уроке пойдёт о книге и литературе, об их роли в жизни людей. Какое произведение будет в центре нашего диалога? Какие же цели и задачи стоят перед нами? (Формулируем вместе, потом показываем слайд) Как видите, главная цель пока не видна, попробуем сформулировать её в конце урока. |
Обучающиеся включаются в тему урока, слушают учителя. (Рассказ Майка Гелприна «Свеча горела») |
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, |
4.Работа с эпиграфом 1 мин Цель этапа: подвести детей к самостоятельной постановке цели |
Фронтальная
Слайд 8 |
А пока обратимся к эпиграфу. Объясните, какие мысли, высказанные автором рассказа «Свеча горела» подтверждает этот эпиграф?
|
Обучающиеся анализируют эпиграф, выражают свое отношение, высказывают свое мнение |
Коммуникативные: Личностные: Самоопределение |
5. Актуализация знаний, практикум 5 мин Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. |
Индивидуальная Фронтальная
Слайды 9,10
|
А теперь проверим, насколько хорошо вы знаете содержание рассказа. На оценочных листах найдите и выполните задание «Восстановите последовательность событий».
|
Обучающиеся восстанавливают последовательность событий
|
Коммуникативные: умение выражать свои мысли; развитие монологической, диалоговой речи, обучение способам взаимодействия, учебного сотрудничества Познавательные: применять полученные знания на практике Регулятивные: выделение и осознание усвоенного; волевая регуляция в ситуации затруднения Личностные: формирование нравственно-эстетических ценностей |
6. Применение знаний и умений. «Разведка по тексту» 5 мин Цель этапа: развитие мышления учащихся, поиск и выделение необходимой информации
|
Фронтальная Слайд 11
|
Проверка текста по вопросам: А сейчас мы поработаем с текстом. Приём вам знакомый «разведка по тексту». Я задаю вопрос, а вы быстро отвечаете на него цитатами из текста. 1.На что потерял надежду А.П? 2.Почему уволили с работы А.П? 3.На какие сбережения существовал герой? 4. Что было затем?
|
Отвечают на вопросы цитатами из текста. (На то что его уроки литературы кому-либо необходимы и нужны: «объявление он вывешивал в сеть лишь по привычке..») («Вы слишком узкий специалист…») |
Познавательные: решение проблемы Коммуникативные: обучение способам взаимодействия, учебного сотрудничества; развитие монологической речи Регулятивные: выделение и осознание усвоенного Личностные: формирование нравственно-эстетических ценностей; самоопределение
|
7. Разберёмся в прочитанном. Приём «Ромашка вопросов» 8 мин Цель этапа: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний |
Индивидуальная Фронтальная
Слайд 12
|
Технология: желающий ответить ученик выбирает тип вопроса, учитель зачитывает вопрос, ждёт ответа; в случае необходимости, ответ корректируют одноклассники. 1. Простой вопрос. С чего начинается рассказ? 2. Уточняющий вопрос. Сколько главных героев в рассказе. Кто они? 3. Почему… Максим обратился к Андрею Петровичу? 4. Как ты думаешь, в какой момент наступает кульминация в рассказе? 5. Оценочный вопрос. Чем плохо общество, в котором не читают книги? 6. Литература и жизнь. О чём предупреждает автор рассказа современного читателя? |
Отвечают на вопросы, делают выводы.
(3. Пришёл к выводу о детской бездуховности, с которой решил бороться). |
Познавательные: искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: осуществлять сотрудничество с учителем. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Личностные: Испытывать внутреннюю потребность включения в учебную деятельность.
|
8. Просмотр видео Б. Пастернак «Свеча горела» 5 мин Цель этапа: подготовка обучающихся к обобщённой деятельности |
Фронтальная
|
Есть замечательное стихотворение Бориса Пастернака «Свеча горела», на которое положена музыка. Конечно, Майк Гелприн знает это и осознанно использует эту ассоциацию.
|
Обучающие смотрят и анализируют увиденное |
Регулятивные: выделение и осознание усвоенного Личностные: формирование нравственно-эстетических ценностей; формирование нравственно-эстетических ценностей |
9. Проблемный вопрос. Прием «Вверх по лестнице смыслов». Определение идеи рассказа 7 мин Цель этапа: коррекция усвоения нового материала
|
Фронтальная
Слайд 13-16 |
Обратимся к тесту. Найдите в тексте описание времени, когда люди перестали читать. Какие причины этого называет автор? В каких словах выражена идея рассказа?
|
Уч-ся отвечают на вопрос; высказывают свои предположения. Работая с фрагментами текста, обучающиеся на лестнице, изображенной на доске, записывали этапы начала кризиса, а затем и абсолютного упадка литературы в тексте: -закрытие гуманитарных классов; -упразднение библиотек; -сокращение числа филологов; -полное вытеснение печатных книг компьютерными играми; -остановка книгопечатания; -«смерть литературы». |
Познавательные: решение проблемы, построение логической цепочки рассуждений; Коммуникативные: обучение способам взаимодействия, учебного сотрудничества; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; развитие монологической речи Регулятивные: выделение и осознание усвоенного материала Личностные: формирование нравственно-эстетических ценностей; самоопределение
|
10. Составление синквейна, кластера со словом ЛИТЕРАТУРА Работа в группах. 5 мин Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности |
Групповая
Слайды 17-20
|
Нам некогда читать, некогда думать, некогда давать волю своему воображению, некогда наслаждаться языком, слогом, историей. Все откладываем и откладываем. А что если попробовать представить себе, что будет, когда суматошный ритм жизни и прогресс приведет к тому, что литература перестанет быть нужной, отомрет и останется только в сердцах преданных анахроничных людей? Давайте составим синквейн, диамант и кластер к слову «Литература» |
В группах составление 1) синквейна 2) диаманта 3) кластера Литература. Исчезнувшая, виртуальная Падает, не читают, умирает Литература не ужилась с прогрессом Бездуховность |
Регулятивные: осознание обучающимися того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция
|
11. Рефлексия деятельности 3 мин Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
Фронтальная
|
Что же символизирует свеча в рассказе Гелприна? Литература – свеча, которая освещает нашу жизнь, даря тепло и свет. И от нас зависит то, как долго будет гореть этот огонь. У меня в руках огонь… Это символ моей любви к литературе и к книгам. А у вас есть книги, которые смогли зажечь в душе огонь любви к чтению? Передавая вам этот огонь, я хочу назвать свою любимую книгу и предложить вам продолжить этот ряд. |
Учащиеся берут в руки свечу, называют своё любимое произведение литературы и передают по цепочке |
Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других Личностные: самооценка на основе успешности; адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
12.Итог, домашнее задание 2 мин
|
Фронтальная Слайд 21
|
Учитель выставляет оценки за урок, задаёт домашнее задание Написать сочинение-миниатюру «Станет ли книга пережитком прошлого?» |
|
Регулятивные: осознание обучающимися того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения; волевая |
ЛИТЕРАТУРА
Фон слайдов:
книги http://mywishlist.ru/pic/i/wish/orig/006/802/827.png
белая свеча http://kingofwallpapers.com/candle/candle-008.jpg
золотая рамка https://avatanplus.com/files/resources/original/579751d93654b1562717b887.png
рамка https://avatanplus.com/files/resources/original/570d006283c361540ac980ec.png
Книга и свеча http://predskazat-sudbu.ru/uploads/533919modarticle165129925-3794ef5.png
Видео «Пушкин написал Есенина» https://www.youtube.com/watch?v=-5t9QHe-ybI
М.Гелприн «Свеча горела» http://smartfiction.ru/prose/candle/
Легоцкая Вера Сергеевна
Ольга