Урок «Духовное "пробуждение" обучающихся на уроках литературы в старших классах» (на примере рассказа М. Гелприна «Свеча горела»)

2
2
Материал опубликован 15 January 2023

МОУ «Закутчанская средняя общеобразовательная школа

Вейделевского района Белгородской области»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименование работы «Духовное «пробуждение» обучающихся на уроках литературы в старших классах» (на примере рассказа

М. Гелприна «Свеча горела»)

 

Технологическая карта урока

 

 

 

 

Автор работы Прокопенко Ольга Ивановна,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Закутское

 

 

Технологическая карта урока литературы

 

Учитель: Прокопенко Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Закутчанская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»

Предмет: литература

Класс: 10

Программа: Г.С. Меркин , С.А.Зинин «Программа курса «Литература ». М: «Русское слово», 2019

Учебник: С.А.Зинин, В.И.Сахаров, В.А. Чалмаев «Литература 10 класс в 2-х частях Учебник для 9 класса общеобразовательных организаций». М: «Русское слово» , 2021 г.

Тема урока: «Духовное «пробуждение» обучающихся на уроках литературы в старших классах» (на примере рассказа

М. Гелприна «Свеча горела»).

Место проведения: МОУ «Закутчанская СОШ»

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков обучающихся
Педагогические технологии: технология развития критического мышления, технология учебной деловой игры, технология обучения в сотрудничестве, технология личностно ориентированного развивающего обучения, творческая мастерская

Методы обучения: исследовательский, метод проблемного изложения, творческий.

Формы обучения: практическая и самостоятельная работа, работа в группах и парах
Цель: воспитание уважительного отношения к чтению, осознание роли художественной литературы в духовном развитии человека и человечества.

Задачи:

Образовательные задачи урока: систематизировать и обобщить знания обучающихся о значении литературы для развития, как отдельной личности, так и для человечества в целом, научить основным подходам к анализу текста, актуализировать значимость

Развивающие задачи урока: развивать учебно-интеллектуальные умения (устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, делать выводы) на основе конкретного рассказа, надпредметные умения и навыки, которые ведут к формированию гармонично-развитой личности, учебно-коммуникативные умения (задавать вопросы, объяснять и доказывать свою точку зрения, взаимодействовать в паре), формируя коммуникативные компетенции, расширить кругозор

Воспитательные задачи урока: воспитывать осмысленное отношение к чтению,формировать уважительное отношение друг к другу и толерантность при ведении диалога, умение корректно отстаивать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

 1. Личностные: формирование ценностного отношения к книге, литературе, чтению.

2. Метапредметные: формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его

3.Регулятивные УУД: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий, регулировать весь процесс их выполнения и четко выполнять требования познавательной задачи

4.Коммуникативные УУД: общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией, учиться действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия, работать в группе, придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества

5.Познавательные УУД: осуществлять поиск и выделение необходимой информации, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме, извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров, анализировать текст по образцу.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, видео-, аудиоматериалы

 

План урока:

 

 

1 этап. Вхождение в тему урока (рассказ учителя)

2 этап. Организация учащихся (аналитическая работа)

3 этап. Практикум (диалог на уроке)

4 этап. Организация и самоорганизация учащихся (творческая работа)

5 этап. Подведение итогов, д/з

Этап урока

Формы организации

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

1.Оргмомент

1- 2 мин

Цель: организовать направленное внимание на начало урока; создание положительного настроя учащихся на урок

Фронтальная

Слайды

2-5

Положительный психологический настрой на урок. Эмоциональная мотивация.

Для создания позитивного психологического настроя демонстрирую видеоролик «Звёздное небо». Звучит музыка М. Таривердиева «Маленький принц». На фоне музыки
рассказываю легенду.

« Говорят, когда на земле рождается человек, на небе загорается
новая звезда. И Бог сразу определяет судьбу новорождённого, и от этого никому не уйти. Но мудрый Господь даёт ему право выбрать между добром и злом, красотой и уродством, желанием любить других или только себя, приносить людям пользу или причинять вред. От выбора человека зависит, насколько ярко или тускло будет гореть его звезда. И если это
настоящая звёздочка, то она будет самобытной, неповторимой, ярко сверкать, наполняя мир и людские души светом, теплом и
красотой. Закройте на мгновение глаза. Мысленно представьте свою звезду, прикоснитесь к ней, ощутите её тепло, лёгкость, радость и вдохновение. И пусть эти незабываемые чувства помогут вам сегодня на уроке. Пусть это занятие принесет нам радость общения, наполнит сердца теплым, добрым чувством».

Приветствуют учителя.
Настраиваются на рабочую обстановку, готовятся к учебной деятельности.

 

 

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Регулятивные:
волевая саморегуляция

Личностные:

самоопределение

2. Стадия вызова 1 мин

Цель этапа:

Включение учащихся в деятельность.

 

Фронтальная

 

(Смотрим видеоролик «Пушкин написал Есенина»)

- Итак, ребята, я неслучайно начала урок с этого видео. Каковы ваши предположения: о чём пойдёт речь сегодня? (В широком смысле).

Обучающиеся включаются в обсуждение:

«Речь на уроке пойдет о литературе».

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Регулятивные:
волевая саморегуляция

Личностные:самоопределение

3.Целеполагание и мотивация учебной деятельности

1 мин

Цель этапа:

Включение учащихся в деятельность.

 

 

Фронтальная

Слайды

6-7

Ваши предположения верны: разговор на уроке пойдёт о книге и литературе, об их роли в жизни людей. Какое произведение будет в центре нашего диалога? Какие же цели и задачи стоят перед нами? (Формулируем вместе, потом показываем слайд) Как видите, главная цель пока не видна, попробуем сформулировать её в конце урока.

Обучающиеся включаются в тему урока, слушают учителя.

(Рассказ Майка Гелприна «Свеча горела»)

Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи,
- планирование,
- прогнозирование.

Познавательные:
умение структурировать знания, постановка и формулировка темы урока, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

4.Работа с эпиграфом

1 мин

Цель этапа: подвести детей к самостоятельной постановке цели

Фронтальная

 

Слайд 8

А пока обратимся к эпиграфу. Объясните, какие мысли, высказанные автором рассказа «Свеча горела» подтверждает этот эпиграф?

 

Обучающиеся анализируют эпиграф, выражают свое отношение, высказывают свое мнение

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Регулятивные:
волевая саморегуляция

Личностные:

Самоопределение

5. Актуализация знаний, практикум

5 мин

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Индивидуальная

Фронтальная

 

 

Слайды 9,10

 

 

А теперь проверим, насколько хорошо вы знаете содержание рассказа. На оценочных листах найдите и выполните задание «Восстановите последовательность событий».

 

 

Обучающиеся восстанавливают последовательность событий

 

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли; развитие монологической, диалоговой речи,

обучение способам взаимодействия, учебного сотрудничества

Познавательные: применять полученные знания на практике

Регулятивные:

выделение и осознание усвоенного;

волевая регуляция в ситуации затруднения

Личностные:

формирование нравственно-эстетических ценностей

6. Применение знаний и умений.

«Разведка по тексту»

5 мин

Цель этапа:

развитие мышления учащихся, поиск и выделение необходимой информации

 

 

 

Фронтальная

Слайд 11

 

 

 

 

 

 

 

Проверка текста по вопросам:

А сейчас мы поработаем с текстом. Приём вам знакомый «разведка по тексту». Я задаю вопрос, а вы быстро отвечаете на него цитатами из текста.

1.На что потерял надежду А.П?

2.Почему уволили с работы А.П?

3.На какие сбережения существовал герой?

4. Что было затем?

 

 

Отвечают на вопросы цитатами из текста.

(На то что его уроки литературы кому-либо необходимы и нужны: «объявление он вывешивал в сеть лишь по привычке..»)

(«Вы слишком узкий специалист…»)

Познавательные:

решение проблемы

Коммуникативные:

обучение способам взаимодействия, учебного сотрудничества;

развитие монологической речи

Регулятивные:

выделение и осознание усвоенного

Личностные:

формирование нравственно-эстетических ценностей;

самоопределение

 

7. Разберёмся в прочитанном. Приём «Ромашка вопросов»

8 мин

Цель этапа:

формирование самостоятельности в приобретении новых знаний

Индивидуальная

Фронтальная

 

Слайд 12

 

Технология: желающий ответить ученик выбирает тип вопроса, учитель зачитывает вопрос, ждёт ответа; в случае необходимости, ответ корректируют одноклассники.

1. Простой вопрос. С чего начинается рассказ?

2. Уточняющий вопрос. Сколько главных героев в рассказе. Кто они?

3. Почему… Максим обратился к Андрею Петровичу?

4. Как ты думаешь, в какой момент наступает кульминация в рассказе?

5. Оценочный вопрос. Чем плохо общество, в котором не читают книги?

6. Литература и жизнь. О чём предупреждает автор рассказа современного читателя?

Отвечают на вопросы, делают выводы.

 

 

 

 

 

(3. Пришёл к выводу о детской бездуховности, с которой решил бороться).

Познавательные: искать и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные:

осуществлять сотрудничество с учителем.

Регулятивные:

выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

Личностные: Испытывать внутреннюю потребность включения в учебную деятельность.

 

 

 

8. Просмотр видео Б. Пастернак «Свеча горела»

5 мин

Цель этапа:

подготовка обучающихся к обобщённой деятельности

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

Есть замечательное стихотворение Бориса Пастернака «Свеча горела», на которое положена музыка. Конечно, Майк Гелприн знает это и осознанно использует эту ассоциацию.

 

Обучающие смотрят и анализируют увиденное

Регулятивные:

выделение и осознание усвоенного

Личностные:

формирование нравственно-эстетических ценностей;

формирование нравственно-эстетических ценностей

9. Проблемный вопрос. Прием «Вверх по лестнице смыслов». Определение идеи рассказа

7 мин

Цель этапа:

коррекция усвоения нового материала

 

Фронтальная

 

Слайд 13-16

Обратимся к тесту.

Найдите в тексте описание

времени, когда люди перестали читать.

Какие причины этого называет автор?

В каких словах выражена идея рассказа?

 

Уч-ся отвечают на вопрос; высказывают свои предположения. Работая с фрагментами текста, обучающиеся на лестнице, изображенной на доске, записывали этапы начала кризиса, а затем и абсолютного упадка литературы в тексте:

-закрытие гуманитарных классов;

-упразднение библиотек;

-сокращение числа филологов;

-полное вытеснение печатных книг компьютерными играми;

-остановка книгопечатания;

-«смерть литературы».

Познавательные:

решение проблемы,

построение логической цепочки рассуждений;

Коммуникативные:

обучение способам взаимодействия, учебного сотрудничества;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

развитие монологической речи

Регулятивные:

выделение и осознание усвоенного материала

Личностные:

формирование нравственно-эстетических ценностей;

самоопределение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Составление синквейна, кластера со словом ЛИТЕРАТУРА Работа в группах.

5 мин

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Групповая

 

Слайды 17-20

 

 

 

Нам некогда читать, некогда думать, некогда давать волю своему воображению, некогда наслаждаться языком, слогом, историей. Все откладываем и откладываем. А что если попробовать представить себе, что будет, когда суматошный ритм жизни и прогресс приведет к тому, что литература перестанет быть нужной, отомрет и останется только в сердцах преданных анахроничных людей? Давайте составим синквейн, диамант и кластер к слову «Литература»

В группах составление 1) синквейна 2) диаманта 3) кластера

Литература.

Исчезнувшая, виртуальная

Падает, не читают, умирает

Литература не ужилась с прогрессом

Бездуховность

Регулятивные:

осознание обучающимися того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения;

волевая саморегуляция

 

 

 

 

 

 

11. Рефлексия деятельности

3 мин

Цель этапа:

осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Фронтальная

 

Что же символизирует свеча в рассказе Гелприна? Литература – свеча, которая освещает нашу жизнь, даря тепло и свет. И от нас зависит то, как долго будет гореть этот огонь. У меня в руках огонь… Это символ моей любви к литературе и к книгам. А у вас есть книги, которые смогли зажечь в душе огонь любви к чтению? Передавая вам этот огонь, я хочу назвать свою любимую книгу и предложить вам продолжить этот ряд.

Учащиеся берут в руки свечу, называют своё любимое произведение литературы и передают по цепочке

Коммуникативные:

Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Личностные:

самооценка на основе успешности;

адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

Познавательные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

 

12.Итог, домашнее задание

2 мин

 

Фронтальная

Слайд 21

 

Учитель выставляет оценки за урок, задаёт домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру «Станет ли книга пережитком прошлого?»

 

Регулятивные:

осознание обучающимися того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения;

волевая

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Фон слайдов:

книги http://mywishlist.ru/pic/i/wish/orig/006/802/827.png

белая свеча http://kingofwallpapers.com/candle/candle-008.jpg

золотая рамка https://avatanplus.com/files/resources/original/579751d93654b1562717b887.png

рамка https://avatanplus.com/files/resources/original/570d006283c361540ac980ec.png

Книга и свеча http://predskazat-sudbu.ru/uploads/533919modarticle165129925-3794ef5.png

Видео «Пушкин написал Есенина» https://www.youtube.com/watch?v=-5t9QHe-ybI

М.Гелприн «Свеча горела» http://smartfiction.ru/prose/candle/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Грамотный интересный урок, но нет презентации, на которую ссылаетесь в конспекте. Подгрузите.

15 January 2023

Подгрузила. Ещё есть видеоматериалы, если они вам нужны - пишите. Буду рада помочь

25 February 2023

Ответ #434012 был удален 25 February 2023

Ответ #434013 был удален 25 February 2023

Ответ #434017 был удален 25 February 2023


Похожие публикации