Конспект урока литературное чтение Л.Н Толстой «Акула» 3 класс
Министерство образования и науки Алтайского края
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ АДМИНИСТРАЦИИ
КУЛУНДИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
МБОУ Кулундинская СОШ №1
Конспект урока
литературное чтение
Л.Н Толстой
«Акула»
3 класс
Составитель: Довбня Светлана Александровна
учитель начальных классов
Кулунда,2024
Развернутый конспект урока по литературному чтению: Л.Н. Толстой "Акула"
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого "Акула", его сюжетом и идейным содержанием.
2. Развить навыки анализа художественного текста, умение определять главную мысль произведения.
3. Воспитывать чувство сопереживания, формировать представления о мужестве и стойкости.
4. Расширить знания о жизни и творчестве Л.Н. Толстого.
Задачи урока:
1. Проанализировать особенности композиции рассказа: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.
2. Определить главную мысль произведения и ее связь с жизненной позицией автора.
3. Развить навыки работы с текстом: выделение ключевых слов, цитат, определение эмоциональной окраски.
4. Активизировать словарный запас учащихся.
Оборудование:
Текст рассказа Л.Н. Толстого "Акула" (печатный или электронный).
Иллюстрации к рассказу (можно найти в интернете или подготовить заранее).
Презентация о жизни и творчестве Л.Н. Толстого (с использованием материалов из Библиотеки Минпросвещения).
Компьютер, проектор, интерактивная доска (по возможности).
Доступ к сети Интернет и платформе Сферум.
Карточки со словами для словарной работы (по необходимости).
Интернет-ресурсы:
Библиотека Минпросвещения (для информации о Толстом).
Электронные библиотеки (для поиска текста и иллюстраций).
Видеоролики с чтением рассказа или анализом.
---
Этапы урока:
1. Организационный момент (2 мин)
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Краткая беседа о морских животных, о том, что учащиеся знают об акулах.
Цели и задачи: Создать позитивную атмосферу, актуализировать знания учащихся.
2. Введение в тему (7 мин)
Краткая биография Л.Н. Толстого с использованием презентации и материалов из Библиотеки Минпросвещения. Акцент на его творчестве для детей.
Цели и задачи: Познакомить учащихся с автором, создать эмоциональный настрой.
3. Первичное чтение рассказа (10 мин)
Чтение рассказа учителем с выражением или подготовленным учеником.
Цели и задачи: Создать целостное представление о сюжете, заинтересовать учащихся.
4. Анализ текста (15 мин)
Беседа по вопросам: Кто главные герои? Что произошло с мальчиками? Какие чувства они испытывали? Как автор описывает море? Какова главная мысль рассказа?
Выделение ключевых слов и выражений, определение эмоциональной окраски текста.
Словарная работа (по необходимости).
Цели и задачи: Развить навыки анализа текста, понимание главной идеи.
5. Физминутка для глаз (3 мин)
Упражнения для глаз: повороты глаз, взгляд вдаль, ближний взгляд, закрытие глаз.
Цели и задачи: снятие зрительного напряжения, профилактика усталости.
6. Работа в группах (10 мин)
Разделение класса на группы. Задания: нарисовать иллюстрацию к самому напряженному моменту рассказа, подготовить краткий пересказ, составить вопросы к рассказу.
Цели и задачи: Развитие навыков сотрудничества, творческого мышления.
7. Физминутка (3 мин)
Динамическая пауза с элементами имитации движений (плавание, борьба с акулой).
Цели и задачи: Снять физическое напряжение, повысить активность.
8. Обсуждение результатов групповой работы и подведение итогов (10 мин)
Представление результатов работы групп. Обсуждение полученных выводов. Возвращение к главной мысли рассказа.
Цели и задачи: Закрепить изученный материал, подвести итоги.
9. Работа с опросом на платформе Сферум (5 мин)
Опрос с вопросами по рассказу: каковы главные события, чувства героев, мораль истории.
Цели и задачи: Быстрая проверка понимания текста, обратная связь.
10. Рефлексия (3 мин)
Учащиеся делятся своими впечатлениями от рассказа. Что нового они узнали? Что им понравилось? Какие вопросы остались?
Цели и задачи: самооценка и самоанализ.
Выводы по уроку:
Учащиеся познакомились с рассказом Л.Н. Толстого "Акула", научились анализировать текст и определять его основную мысль. Физкультминутки помогли поддерживать активность и работоспособность. Работа в группах способствовала развитию коммуникативных и творческих навыков. Использование Сферума позволило получить оперативную обратную связь.
Итог урока:
На уроке учащиеся не только познакомились с произведением, но и развивали важные навыки анализа, сотрудничества и критического мышления.
Рефлексия:
Для более глубокой рефлексии можно предложить учащимся написать небольшое сочинение на тему "Что меня научил рассказ Л.Н. Толстого "Акула"?". Также можно провести обсуждение, что еще хотел сказать Толстой своим рассказом.