12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Xelga8452125
Россия, Московская обл., Москва

Конспект урока

Урок литературного чтения

Тема

Басня «Два товарища»


Цель

Познакомить обучающихся с басней «Два товарища»


Задачи

обучающая: совершенствование навыков чтения, обучить выразительному чтению, научить выявлять основную мысль произведения, уметь отличить басню от других произведений.

развивающая: развитие памяти, навыков устной речи и чтения, пополнение словарного запаса, развитие внимания и логического мышления.

воспитательная: воспитание любви к русскому народному творчеству, дать обучающимся понимание добра и зла.




Тип урока

Открытие нового знания


Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.

Познавательные:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием иллюстраций, картинок; анализировать задания, уметь находить различия и сходства разных жанров литературы, отличать сказку от других произведений; учить сравнивать сказку народную и авторскую.

Коммуникативные:

- правильно выражать свои мысли,

- эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками,
- уметь вести диалог, задавать вопросы, - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: 
обладать мотивационной основой учебной деятельности;
- использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.


Оборудование

Проектор, презентация к уроку, мяч, иллюстрации к басне «Два товарища».

Методическая литература: Автор: Толстой Лев Николаевич

Художник: Долгов В.

Издательство: Детиздат, 2015 г.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап

Проверка готовности к уроку

Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем!

Контролируют свою готовность к уроку

Актуализация знаний

-Ребята! Давайте вспомним что мы изучали на прошлом занятии?

Выразительное чтение басни «Ворона и лисица» И. Крылова



Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.


Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздись,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса, близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие пёрышки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестра,

При красоте такой и петь ты мастерица, -

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло, -

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал — с ним была плутовка такова.


(работа с презентацией, демонстрация иллюстраций к басне)



-Кто автор этого произведения?


Иван Андреевич Крылов был очень трудолюбивым человеком. А знаете ли вы, что для того, чтобы написать хорошие басни, надо много работать? Только к одной басни, «Кукушка и петух», в которой всего 21 строка, в черновых набросках он сделал около 200 строк. Он очень тщательно подбирал слова, чтобы более ярко точно и живо передать свои мысли.


В своих баснях Иван Андреевич изображает человеческие качества в образах животных. Для этого он использует аллегорию, что в переводе означает «иносказание». Так хитрость и льстивость он иносказательно показывает в образе Лисы, грубость и жадность – в образе Волка, трудолюбие и старательность – в образе Муравья.


Также в своих произведениях он использовал сатиру, то есть высмеивал людские пороки через комичные ситуации.

-К какому жанру относиться это произведение?

- Кто был главным героем этой басни?

- Почему ворона выронила сыр?

- Чему научила нас басня «Ворона и лисица»?

- «Ворона и лисица»


- Иван Крылов

- басня



Ответы детей

Ответы детей























































Иван Крылов


— это басня


































-ворона и лисица



-потеряла бдительность, заслушалась льстивым

пением лисицы





Физкультминутка


Быстро все ребята встали

Руки быстро вверх подняли, быстро хлопнули 5 раз,

а теперь морганье глаз. Быстро-быстро поморгали

И ногами постучали

Быстро влево наклонились,

И сейчас же распрямились, вправо-влево 10 раз

Отдохнул уставший класс

Как пингвины полетели,

И за парты тихо сели


Работа с презентацией


Дети выполняют движения.

Работа по теме урока

Постановка учебной задачи

Изучение новых слов


Ребята, мы продолжаем изучение устного народного творчества, и я предлагаю вам разгадать ребус. В нем спрятано название произведения, которое мы сегодня будем изучать.

Работа с презентацией.


-Молодцы! Давайте проверим правильно ли вы отгадали? Откройте пожалуйста учебник на странице... Прочитайте название басни. Как оно называется? Кто написал это произведение?

-Правильно! Лев Николаевич Толстой! Для знакомства с этим произведением я хочу предложить вам небольшую игру. Для нее мне понадобится вот этот мяч и ваше внимание. Я брошу кому-то из вас мяч, и тот, кому он достался- начнет выразительно читать два предложения, после чего передает мяч своему однокласснику.

Преподаватель бросает мяч, и дети начинают поочередно выразительно читать.

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в Ясной Поляне. Он был четвёртым сыном в большой семье.


Родители Льва рано умерли, и заботиться о детях стала их тётя Александра Ильинична. Игры с родными и двоюродными братьями и сёстрами в Ясной Поляне стали для будущего писателя самым ярким впечатлением детства.



Когда мальчику исполнилось 13 лет, он переехал в Казань. А через 3 года Лев Толстой поступил в университет.


Писатель всю жизнь изучал иностранные языки, много читал и путешествовал. Он побывал в городе Севастополе, стал участником Крымской войны и написал об этом несколько рассказов, которые сделали его известным.


Несколько раз Лев Толстой бывал заграницей. Ему было интересно, как живут люди в других странах, что полезного можно позаимствовать для жизни в России.


В своём имении Ясная Поляна Лев Толстой открыл школы для крестьянских детей и сам написал для них «Азбуку». Его учениками были такие любознательные мальчики, как Филиппок, герой известного детского рассказа.

У Толстого была любимая жена Софья Андреевна. Она помогала мужу переписывать его произведения с черновиков, слушала новые главы романов. У Льва Николаевича и Софьи Андреевны было 13 детей. Давайте вернемся к нашей басне:

-Ребята, а вы знаете где живут медведи?

-А что кушают медведи?




-Почему дети испугались медведя?




-Как вы считаете правильно ли сделал мальчик, оставив товарища в беде? Почему?


-Какая мораль этой басни?


Правильно! Нельзя оставлять друзей в беде! А сейчас давайте поработаем с новыми словами. Пожалуйста, запишите новые слова.


Работа с презентацией


Мора́ль- поучительный вывод из чего-нибудь.

Мифи́ческий- вымышленный, выдуманный.

Ми́ф — это представления людей, живших в глубокой древности, о мире и правилах поведения в нём.

А́втор — это писатель, создавший одно или ряд произведений.

Жа́нр — это вид художественного произведения, например басня, лирическое стихотворение, повесть.




Дети разгадывают ребус, после отвечают на поставленный вопрос


- «Два товарища»






















































































-Ответы детей (в лесу)


-Ответы детей (растения, ягоды, рыбу или мясо.)


-Ответы детей (потому что если медведь почувствует опасность, он может напасть на человека)



-Ответы детей



-Ответы детей (нельзя бросать друзей в беде)







Дети внимательно читают значения новых слов и записывают.

Закрепление материала

Беседа по вопросам:

-Понравилась ли вам басня?

-Как начинается басня?

-Назовите героев сказки?

- Что помогло мальчику спастись от медведя?

-Куда залез мальчик, спасаясь от медведя?

-Чем басня «два товарища» похожа на басню «Ворона и лисица»?

- Чем они отличаются?


Выберите пословицу, которая подходит к басне «Два товарища»

«Друг познается в беде»

«Сам заварил кашу- сам ее и расхлебывай»

«Лучше синица в руках, чем журавль в небе»

«Как аукнется, так и откликнется»

«Не учи ученого»


Дети отвечают на вопросы













Дети выбирают пословицу

Рефлексия

Ребята, сегодня мы с вами очень хорошо потрудились! Мы познакомились с басней «Два товарища», узнали новые слова, учились работать в команде, а еще красиво и выразительно читать. Скажите, что вам понравилось больше всего? -Какое задание вызвало затруднение? Почему?

У вас на партах лежат три листочка: зеленый, желтый и красный. Оцените то насколько вы хорошо поняли тему, по цвету листочка. Зеленый-хорошо, желтый- понял, но не все, красный-совсем не понял. Положите листочек в свою рабочую тетрадь и сдайте мне.

-Ребята, спасибо за урок. Урок окончен.



Дети отвечают на вопросы.

Мы внимательно прочитали басню, ответили на вопросы, нашли мораль басни.


-Ответы детей.

Ребята оценивают урок, показывают учителю и друг другу.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.