Конспект урока литературного чтения для 3 класса «Детство… Какое оно?» (По рассказу А. П. Чехова «Ванька»)

9
0
Материал опубликован 16 February 2022

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 3 КЛАССЕ

Тема: «Детство… Какое оно?» (По рассказу А. П. Чехова «Ванька»)

Цель: создать условия для знакомства с особенностями рассказа А.П.Чехова «Ванька», помочь учащимся осмыслить характер главного героя рассказа и понять позицию автора.

Задачи:

-сформировать навык смыслового чтения в соответствии с требованиями ФГОС;

- создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, образного, аналитического и критического мышления, литературно-творческих способностей;

- совершенствовать умение анализировать литературное произведение как художественное целое в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;

- воспитывать духовно-нравственные качества личности обучающихся, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданскую позицию, любовь и уважение к литературе.



Формируемые УУД:

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

1)определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

2) учить высказывать свое предположение

( версию) на основе работы с материалом учебника;

3) контролировать процесс и результаты деятельности;

4) учиться работать по предложенному учителем плану.

1) делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

2) ориентироваться в учебнике, в словаре;

3) преобразовывать информацию из одной формы в другую;

4) уметь предавать содержание прочитанного текста.

1) оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения, текста);

2) уметь сотрудничать с одноклассниками;

3) формулировать собственное мнение и позицию;

4) слушать других и понимать;

5)фиксировать тему, ключевые слова.

1) оценивать свои действия, поступки для достижения поставленной цели;

2) осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; 3) осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе.





Ход урока

I Стадия вызова

- Составление синквейна

Моё детство.

Беззаботное, доброе.

Бежит, спешит, удивляет.

Детство-пора сюрпризов.

Счастье.

У: С каким образом у вас ассоциируется ваше детство? Нарисуйте в тетради образ-ассоциацию.

t1645036956aa.jpg

У: Дома вы прочитали рассказ А.П. Чехова «Ванька». Какие чувства вызвало у вас это произведение? (Грусть, жалость, осуждение поступков взрослых людей).

У: Почему возникли такие чувства? ( Главный герой рассказа Ванька очень одинок, лишен счастливого детства).

У: Детство Ваньки с каким образом у вас ассоциируется?

t1645036956ab.gift1645036956ac.jpgt1645036956ab.gift1645036956ab.gif


У: Исходя из нашей беседы, попытайтесь сформулировать тему урока.

(«Детство…Какое оно?»)

У: В ходе анализа какого произведения мы будем разбираться с понятием «детство»? ( В ходе анализа произведения А.П. Чехова «Ванька»)



II Стадия осмысления.

Приём «Тонкие и толстые вопросы» (Тонкие вопросы формулируют дети, а толстые-учитель)



Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Как вы думаете, какую роль в его становлении сыграла барышня Ольга Игнатьевна? (От нечего делать она научила его читать, писать, считать до ста и танцевать кадриль.)

Почему рассказ получил такое название? (По имени главного героя Ваньки Жукова)

Почему, на ваш взгляд, барышня Ольга Игнатьевна занималась с Ванькой, кормила его леденцами? (Ей было скучно, и таким образом она пыталась себя чем-то занять.)

Сколько лет Ваньке? (Девять.)

Согласны ли вы с мнением, что Ольга Игнатьевна любила Ваньку? (Нет, если бы любила, то не рассталась бы с мальчиком.)

Что мы узнаем о жизни Ваньки из 1 предложения?

(Ваньку три месяца назад отдали в ученье к сапожнику Аляхину.)

Объясните, почему автор рассказывает о жизни мальчика, используя приём письма? (Это делает повествование искренним, точным)

Где раньше жил мальчик? ( В деревне)


Чем Ванька занимался в деревне? (При жизни матери жил в господском доме)

Работа в группах

У: Прочтите фрагмент письма, который согрет теплотой, нежностью.

t1645036956ad.gifСоставьте кластер «Жизнь Ваньки в деревне»

t1645036956ae.gifГостинцы

t1645036956af.gift1645036956ag.gifот господ Дедушка

t1645036956ah.gift1645036956ai.gift1645036956aj.gif собаки

t1645036956ak.gif

t1645036956al.gifиграл на Жизнь в деревне

гармонии

У: Прочтите фрагмент письма, который вызывает у нас страх, отчаяние за судьбу мальчика.

Составьте кластер «Жизнь Ваньки в Москве»



t1645036956am.gift1645036956an.gif

ТТТТяжело



t1645036956ao.gift1645036956ap.gif

М

Тяжело Недосыпает

t1645036956aq.gifработает



Москва

t1645036956ar.gif

t1645036956as.gift1645036956at.gif

t1645036956au.gift1645036956au.gift1645036956av.gif

Хозяин Подмастерья

бьёт насмехаются Недоедает



Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы умеем отдыхать.

Приподнялись, чуть присели

И соседа не задели.

А теперь придется встать,

Тихо сесть, начать читать.



У: В чем же отправил Ванька письмо к адресату? (В конверте)

Прием «Инсерт»

Почтовый конверт — это сорочка письма. Поначалу письмо обходилось без одежды. Древние новгородцы обменивались через гонцов берестяными грамотами, свернутыми текстом наружу. Для адреса и имени адресата места не оставалось, их писали на берестяном же ярлыке, привязанном слева к свертку ниткой.

Пересылать берестяное письмо было неудобно, так как оно не было защищено от чужого любопытства. Поэтому давным-давно стали складывать письмо так, чтобы оно оказалось текстом внутрь, а место для адреса было снаружи. Слово «конверт» означает «оборачивать», «повертывать», то есть складывать письмо текстом внутрь.

Уже тогда спутником письма стал сургуч для запечатывания. Сургуч делали цветным, серебрили, золотили, но следили, чтобы он не терял твердости летом и легко плавился. Его сменил клей.

Уже знал (V)

Узнал новое (+)

Думал иначе (-)

Есть вопросы (?)

Сначала были берестяные письма, которые доставляли гонцы.

Сначала в берестяных письмах текст был снаружи.

Слово «конверт» означает «оборачивать», «повертывать».


Думал, что сургуч всегда был коричневым.

Думал, что сургуч никогда не теряет твердости.

Действительно ли клей надежней сургуча?



У: Есть особые условия, которые гарантируют, что письмо будет доставлено адресату. (Работа по заполнению конверта)

t1645036956aw.jpg



У: Почему письмо Ваньки не дойдет до Константина Макарыча?

(На конверте мальчик написал только «На деревню дедушке»)

У: Почему нам хочется верить, что чудо произойдет и Ванька встретится с дедушкой Константином Макарычем? (События происходят перед Рождеством, а этот праздник всегда творит чудеса.)

III Стадия рефлексии

Кроссворд

Д

Е

Р

Е

В

Н

Я










6.


3.

2.

В

А

Н

Ь

К

А



Д

Е

Д

У

Ш

К

А



4.

Ч

Е

Х

О

В


5.

Ж

У

К

О

В

Р

О

Ж

Д

Е

С

Т

В

О

7.

Р

А

С

С

К

А

З

1.




Вопросы:

1.Где жил главный герой до приезда в Москву?

2.Как зовут героя рассказа?

3.Кому Ванька пишет письмо?

4. Фамилия Ваньки?

5. С каким праздником Ванька поздравляет дедушку в письме?

6. Каков жанр произведения А.П. Чехова «Ванька»?

7. Что дарит автор Ваньке в ночь под Рождество?



У: -Что мы можем сказать о детстве главного героя?

-Какое ключевое слово мы получили, разгадав кроссворд? (Надежда)

-Надежда – ожидание чего-то желаемого, благоприятного.

В финале рассказа мы встречаемся с этим словом: «Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал…». Пусть хот во сне под Рождество мальчик почувствует себя счастливым.

- Что мы пожелаем нашему Ваньке Жукову на Рождество?

-Понравился ли вам наш сегодняшний урок? Оцените свою работу на этом уроке смайликом.



t1645036956ab.gift1645036956ab.gif

t1645036956ax.jpgУ меня всё получилось, я хорошо поработал.





t1645036956ay.jpg

t1645036956ab.gif Я был не активен.

Домашнее задание:

Расскажите в письме дедушке Константину Макарычу о своем детстве.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.