Конспект урока литературного чтения: Кедрин «Бабье лето»

2
1
Материал опубликован 11 September 2020

Дата проведения урока: 18 апреля

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

УМК: «Школа России»

Тема: стихотворение Д.Б. Кедрина «Бабье лето»

Педагогическая цель: Создать условия для развития умения и навыка анализа и восприятия стихотворной формы

Задачи урока:

Актуализировать знания об авторах поэтических и прозаических произведений, об отличительных характеристиках прозы и стиха.

Развивать умение анализировать стихотворения, выделять и определять средства выразительности

Воспитывать мотивацию к обучению, бережное отношение к языку как к показателю культуры народа, уважение к родной речи.

Тип урока: урок получения новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные:

проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

Личностные результаты:

имеют эстетические потребности, ценности и чувства; проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявляют интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Познавательные:

общеучебные – используют предоставленный материал для решения учебной задачи;

логические– осуществляют анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;

постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Коммуникативные: адекватно используют речевые высказывания для решения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи.

Реализуемые принципы: Принцип сознательности и активности, принцип наглядности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип доступности, принцип научности

Используемые методы:

Словесные (рассказ, обяснение, беседа)
Наглядные (метод иллюстраций)
Практические (упражнения)
Проблемные (Сообщающее изложение с элементами проблемности)

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Формы организации деятельности детей: коллективная, индивидуальная

Оборудование: компьютер, интерактивная доска

Образовательные ресурсы: учебник



Ход урока.

Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Приветствие, гигиена посадки и письма.

- С каким стихотворением мы познакомились на прошлом уроке?

- Кто автор стихотворения “Весна в лесу”?

- Каким настроением пронизано стихотворение?

- Что была задано вам в качестве домашнего задания?



Самоопределение к учебной деятельности

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

А.С.Пушкин

- Почему я выбрала именно эти слова?

- О каком времени года идет речь?

- Любите ли вы осень?

- Например, осенний дождь не совсем по нраву людям. Жаль, что уходят тёплые дни, цветы вянут, деревья вот-вот сбросят листву. Но так ли уж плоха осень? Давайте вместе найдём в осенней природе и погоде положительные её стороны.

- Посмотрите на экран! Разве можно всё это великолепие назвать унылым?

- Осень воспевают не только поэты, но и художники.



Постановка учебной задачи

- Сегодня на уроке мы продолжаем работу в Поэтической тетради.

- Как вы думаете, о каком времени года пойдёт речь в стихотворении, с которым мы сегодня познакомимся?

- Откройте учебник на стр. 118.

- Назовите мне автора произведения.

- Прочитайте название стихотворения.

(«Бабье лето»)

- Как вы понимаете этот заголовок? Что такое «бабье лето»? Как это стихотворение связано с эпиграфом к нашему уроку?

Повторное чтение названия стихотворения.

- Что вы представляете себе?

- Бабье лето - ясные теплые дни в ранней осени. Существует несколько версий происхождения этого сочетания.

1. Исходное значение сочетания - "пора, когда на осеннем солнце еще могут погреться старые женщины".

2.Также выражение связывают с тем периодом в жизни крестьян, когда заканчивались полевые работы и женщины принимались за домашние дела: мочили лен, трепали его, ткали.

3.По другой версии, сочетания бабье лето, бабьи дни, бабьи холода в старину имели смысл, основанный на суеверии: женщины обладают силой возвращать назад времена года и вообще влиять на погоду.

4.Кроме того, бабьим летом называют тонкую, легкую паутину, летающую по полям и в лесах, предвещающую сухую осень. Эта паутина ассоциируется с едва заметными седыми прядями волос у женщин, а время теплых и погожих дней - с ее возрастом, который предшествует пожилому и характеризуется относительным расцветом.

- Итак, с каким же мы стихотворением сегодня познакомимся? Кто Автор данного стихотворения?

Усвоение новых знаний и способов действий.

Сообщение информации о Д.Б. Кедрине.

Чтение учащимися стихотворения. Раздаточный материал + плакат. За каждый ответ учащийся прикрепляет к плакату элемент, чтобы собрать картину.



-Что представляли, когда слушали стихотворение? (Солнце ярко светит. Листья шуршат под ногами. Лёгкая паутинка летит. Птицы прощаются и кружат.)



-Как поэту удается показать, что осень скоро уступит место зиме?

-Какие слова помогают понять его настроение и чувства?

Повторное чтение стихотворения по строфам. Разбор непонятных слов.

Итог

- С каким произведением сегодня мы познакомились?

- О чём это стихотворение?

-Какие чувства выразил поэт в стихотворении? (грусть, сожаление уходящего лета).

- Совпало ли ваше настроение с настроением автора?

Рефлексия учебной деятельности на уроке


Очень важно замечать красоту окружающего мира, уметь любоваться ею, но ещё важнее сохранить эту красоту.

Определение домашнего задания.



























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за работу, Софья Романовна!!! Заходите в гости на мою страничку!

0
12 September 2020