12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Борисова Софья Романовна17 Россия, Ставропольский край, Буденновск |
Конспект урока литературного чтения. Кедрин "Бабье лето"
Дата проведения урока: 18 апреля
Предмет: литературное чтение
Класс: 4
УМК: «Школа России»
Тема: стихотворение Д.Б. Кедрина «Бабье лето»
Педагогическая цель: Создать условия для развития умения и навыка анализа и восприятия стихотворной формы
Задачи урока:
Актуализировать знания об авторах поэтических и прозаических произведений, об отличительных характеристиках прозы и стиха.
Развивать умение анализировать стихотворения, выделять и определять средства выразительности
Воспитывать мотивацию к обучению, бережное отношение к языку как к показателю культуры народа, уважение к родной речи.
Тип урока: урок получения новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные:
проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
Личностные результаты:
имеют эстетические потребности, ценности и чувства; проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявляют интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные:
общеучебные – используют предоставленный материал для решения учебной задачи;
логические– осуществляют анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.
Коммуникативные: адекватно используют речевые высказывания для решения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи.
Реализуемые принципы: Принцип сознательности и активности, принцип наглядности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип доступности, принцип научности
Используемые методы:
Словесные (рассказ, обяснение, беседа)
Наглядные (метод иллюстраций)
Практические (упражнения)
Проблемные (Сообщающее изложение с элементами проблемности)
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.
Формы организации деятельности детей: коллективная, индивидуальная
Оборудование: компьютер, интерактивная доска
Образовательные ресурсы: учебник
Ход урока.
Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Приветствие, гигиена посадки и письма.
- С каким стихотворением мы познакомились на прошлом уроке?
- Кто автор стихотворения “Весна в лесу”?
- Каким настроением пронизано стихотворение?
- Что была задано вам в качестве домашнего задания?
Самоопределение к учебной деятельности
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
А.С.Пушкин
- Почему я выбрала именно эти слова?
- О каком времени года идет речь?
- Любите ли вы осень?
- Например, осенний дождь не совсем по нраву людям. Жаль, что уходят тёплые дни, цветы вянут, деревья вот-вот сбросят листву. Но так ли уж плоха осень? Давайте вместе найдём в осенней природе и погоде положительные её стороны.
- Посмотрите на экран! Разве можно всё это великолепие назвать унылым?
- Осень воспевают не только поэты, но и художники.
Постановка учебной задачи
- Сегодня на уроке мы продолжаем работу в Поэтической тетради.
- Как вы думаете, о каком времени года пойдёт речь в стихотворении, с которым мы сегодня познакомимся?
- Откройте учебник на стр. 118.
- Назовите мне автора произведения.
- Прочитайте название стихотворения.
(«Бабье лето»)
- Как вы понимаете этот заголовок? Что такое «бабье лето»? Как это стихотворение связано с эпиграфом к нашему уроку?
Повторное чтение названия стихотворения.
- Что вы представляете себе?
- Бабье лето - ясные теплые дни в ранней осени. Существует несколько версий происхождения этого сочетания.
1. Исходное значение сочетания - "пора, когда на осеннем солнце еще могут погреться старые женщины".
2.Также выражение связывают с тем периодом в жизни крестьян, когда заканчивались полевые работы и женщины принимались за домашние дела: мочили лен, трепали его, ткали.
3.По другой версии, сочетания бабье лето, бабьи дни, бабьи холода в старину имели смысл, основанный на суеверии: женщины обладают силой возвращать назад времена года и вообще влиять на погоду.
4.Кроме того, бабьим летом называют тонкую, легкую паутину, летающую по полям и в лесах, предвещающую сухую осень. Эта паутина ассоциируется с едва заметными седыми прядями волос у женщин, а время теплых и погожих дней - с ее возрастом, который предшествует пожилому и характеризуется относительным расцветом.
- Итак, с каким же мы стихотворением сегодня познакомимся? Кто Автор данного стихотворения?
Усвоение новых знаний и способов действий.
Сообщение информации о Д.Б. Кедрине.
Чтение учащимися стихотворения. Раздаточный материал + плакат. За каждый ответ учащийся прикрепляет к плакату элемент, чтобы собрать картину.
-Что представляли, когда слушали стихотворение? (Солнце ярко светит. Листья шуршат под ногами. Лёгкая паутинка летит. Птицы прощаются и кружат.)
-Как поэту удается показать, что осень скоро уступит место зиме?
-Какие слова помогают понять его настроение и чувства?
Повторное чтение стихотворения по строфам. Разбор непонятных слов.
Итог
- С каким произведением сегодня мы познакомились?
- О чём это стихотворение?
-Какие чувства выразил поэт в стихотворении? (грусть, сожаление уходящего лета).
- Совпало ли ваше настроение с настроением автора?
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Очень важно замечать красоту окружающего мира, уметь любоваться ею, но ещё важнее сохранить эту красоту.
Определение домашнего задания.