Конспект урока литературного чтения «Ау» Л.Пантелеев, 1 класс
Пояснительная записка к презентации
УМК «Гармония» 1 класс
Тема урока: Л. Пантелеев «Ау».
Тип урока: урок «открытие» нового знания
Цели урока:
Деятельностная цель:
· формирование умения читать по ролям.
Содержательная цель:
· усвоение понятия радиотеатр
Задачи:
· знакомство со значением новых слов (псевдоним, поэт, прозаик, драматург)
· формирование умения читать по ролям;
· совершенствование навыка чтения молча, вслух, правильно, бегло и выразительно;
· развитие интеллектуальных способностей учащихся (речи, внимания, мышления);
· развитие адекватной самооценки;
· развитие интереса к способам учебной деятельности;
· развитие умения находить дополнительную информацию;
· воспитание уважения друг к другу.
Методы обучения: наглядный, словесный, практический.
Средства обучения: экран, мультимедиапроектор, компьютер.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 1 класс, О.В. Кубасова, презентация, жетоны.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
Трелью пропел нам весёлый звонок,
Что, уж пора начинать наш урок.
Будем ребята, мы вместе трудиться,
И интересней нам будет учиться.
Сегодня у нас лишь третий урок литературного чтения. До этого мы с вами занимались по «Азбуке», которая научила нас читать. Давайте начнём сегодняшний урок с конкурса чтецов. Расскажите, пожалуйста, стихотворения, которые говорят нам о том, что уметь читать необходимо всем. Назовите автора произведения.
Дети рассказывают стихотворения:
Р. Сеф «Учись читать»
Г.Новицкая «Книжки»
В. Д. Берестова «Читалочка»
Дети определяют победителя.
(Прочитали выразительно, убедительно, эмоционально).
2. Актуализация знаний.
- Скажите, пожалуйста, вы любите читать? А почему?
- Скажите, а достаточно ли знать буквы, чтобы о тебе сказали, что ты умеешь читать?
(Надо уметь из них составлять слова. Это как из кирпичиков строить дом. Как дома превращаются в улицы, так и слова в предложения. Из улиц получаются районы и города, а из предложений тексты, рассказы.)
Для того чтобы мы читали всё лучше и лучше, давайте, как обычно проведём речевую разминку.
СЛАЙД 1.
МАК - РАК - ЛАК - ТАК- БАК
ЛУК - ЛАК - ЛЮК - ЛИК
КОЛ - ВОЛ - ПОЛ – ГОЛ- ТОЛ
ШАР - ЖАР - ПАР - ВАР
ЛУГ - ЛУК - СУК – СОК
Составьте из этих букв слова
СЛАЙД 2.
КЕМУНОРСАИ
(Кора, нос, нора, сор, мир, рука, оса, мука, сено, сук, сом, сани, роса, река, ус, ум, рис..)
СЛАЙД 3.
ТИ – ТЭ – ТА – ТО – ТУ – ТЫ (Чтение слогов с ударением на разные слоги)
ТИ – ТЭ – ТА – ТО – ТУ – ТЫ!
ТИ – ТЭ – ТА – ТО – ТУ – ТЫ?
СЛАЙД 4. Прочитайте слова про себя. (Слова взяты со стр. 12 учебника, для подготовки чтения сложных слов, встречающихся в рассказе.)
А теперь давайте прочитаем эти слова вслух хором.
Молодцы! У вас всё очень хорошо получилось! Я уверенна, что и дальше у нас всё будет получаться также хорошо.
3.Постановка учебной задачи.
СЛАЙД 5.
- Посмотрите, на представленные, на выставке книги.
- Скажите, как называется каждая книга?
- Кто её автор?
- Кто-нибудь догадался, почему я выбрала эти книги?
(Дети высказывают предположение о произведении, с которым будут знакомиться на уроке)
СЛАЙД 6.
- Сегодня мы познакомимся с рассказом «АУ», Леонида Пантелеева и с чтением по ролям.
Леонид Пантелеев родился почти сто лет назад в 1908 году, прожил 90 лет. Первые стихи, пьесу, рассказы – он написал в 8-9 лет. Леонид Пантелеев был прозаиком, поэтом, драматургом – писал литературные произведения для театра.
(На доску вывешиваются слова: прозаик, поэт, драматург.)
- Посмотрите на доску. Около портрета написаны две фамилии. Как вы думаете, почему?
(Алексей Иванович Еремеев, Леонид Пантелеев)
(На доску вывешивается слово – псевдоним).
- Ребята, как много незнакомых слов только что прозвучало. Скажите, сможете ли вы объяснить смысл этих слов?
- Предлагаю поработать в группах. Первые три группы будут искать толкование слова, доставшегося вашей группе в словарях, а четвёртая группа воспользуется интернетом.
(Дети зачитывают толкование слов)
- Скажите, как вы считаете, кто из вас работал в группе лучше всех? Кому нужно ещё немного поучиться работать со словарём или в интернете?
4. «Открытие» детьми нового знания.
Ребята, вспомните нашу поездку в Ростов на каникулах и скажите, что такое театр?
(Театр – сценическое представление, где играют актёры перед публикой, мы их можем видеть и слышать.)
- А какие театры вы знаете? (Музыкальный, кукольный, драматический, сатиры)
- Сегодня мы с вами познакомимся с радиотеатром. Как вы думаете, что это за театр?
(В радиотеатре мы актёров слышим, но не видим.)
- Итак, внимание, сейчас мы с вами услышим одно из представлений радиотеатра. Актёры прочитают рассказ Л.Пантелеева, который у нас напечатан на стр. 13.
Если вы хотите, можете глазками следить по тексту.
А потом ответите на вопрос: Про кого этот рассказ?
СЛАЙД 7.
-Чем занимались сёстры?
-Каких успехов достигла Оленька?
- Что у неё не получалось?
- Что предложила старшая сестра представить младшей?
- Для чего это сделала старшая сестра?
Какие чувства и эмоции вызвал у вас прослушанный рассказ.
(Улыбку, смех, весёлое настроение – старшая сестрёнка не услышала желаемого слова «Ау».
Сочувствие.
Одобрение, радость – хорошо, когда сестрёнки помогают друг другу.
Восхищение – маленькая девочка оказалась находчивой.)
Как вы думаете что нужно, чтобы героиня этого рассказа Оленька научилась читать?
(Терпение и время, нужно много трудиться.)
- Прочитайте рассказ «про себя».
ФИЗМИНУТКА.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
- Поднимите руку, те дети, которые хотели бы попробовать себя в роли актёров радиотеатра.
- Авторы учебника предлагают нам сначала потренироваться на диалоге девочек.
Кто знает, что такое диалог?
(Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами)
- Посмотрите, чтобы нам было легче определить где, чьи слова, художник нарисовал нам сестричек. Девочка с книгой – это кто?
- А без книги?
-Как ещё на письме обозначен диалог?
(При помощи тире)
-Как определить, с какой интонацией нужно читать предложение?
(По знаку препинания в конце предложения.)
- Если стоит вопросительный знак?
(Прочитаем с интонацией вопроса.)
- Если точка.
(С повествовательной интонацией)
- С какой интонацией надо читать слова старшей сестры.
(Спокойной, терпеливой, уравновешенной.)
Попробуем себя в роли актёров.
Чтение диалога.
(Читают диалог дети первой группы- с низким темпом чтения, т.к. даны подсказки картинки по которым легко определить, где чьи слова)
-Подумайте, а сколько человек было задействовано в радио представлении? (3)
- Чьи слова мы не читали сейчас?
(Слова автора)
Чтение всего текста по ролям.
5. Самоконтроль и самооценка результатов.
- Скажите, пожалуйста, чтение какой группы вам понравилось больше и объясните почему?
6. Подведение итогов учебного занятия.
- Ребята, что нового узнали на уроке?
- Чему мы учились?
- А для чего нам нужно уметь читать по ролям?
- Спасибо, ребята, за урок. Но прежде, чем мы его закончим, я попрошу вас подойти к доске и оставить свои жетоны - буковки около того высказывания, которое вы хотели бы выполнить.
1. Я схожу в библиотеку и возьму почитать книги Л.Пантелеева.
2.Я прочитаю рассказ «Ау»
по ролям вместе с мамой или папой.
3. Я не буду читать.