Конспект урока литературного чтения в 1 классе «Мир глазами поэта. Поэтический мир Н. Орловой и Л. Друскина в стихотворениях "Дерево-жираф", "Ива"»
Тема: Мир глазами поэта. Поэтический мир Н. Орловой и Л. Друскина в стихотворениях «Дерево-жираф», «Ива»
Цель: Познакомить учащихся с поэтическим миром Н. Орловой и
Л. Друскина в стихотворениях «Дерево-жираф», «Ива»
Задачи:
- развивать умение понимать настроение литературного произведения, видеть в литературном произведении отражение внутреннего мира человека, сравнивать произведения по настроению;
- воспитывать поэтическое видение мира;
- способствовать формированию умения выделять и сравнивать художественные образы литературных произведений.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация учебного
материала, карточки для работы в группах
Ход урока
Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности
Учитель: Выберите слово, определяющее ваше настроение.
Дети из предложенных эпитетов (папка) выбирают и называют свои определения.
Учитель: Почему у нас прозвучали разные слова?
Ученики: У нас разное настроение.
Подготовительный этап
Актуализация опорных знаний
Учитель: Как вы думаете, если два разных человека описывают один предмет, или одно и то же явление природы, то будут ли их произведения похожими?
(Да, ведь они пишут об одном и том же. Нет, ведь люди все разные)
Учитель: А зависит ли выбор темы и настроения произведения от внутреннего мира поэта?
(Да, зависит. Ведь поэт сам выбирает себе тему произведения и на выбор влияет его настроение)
Учитель: Прежде чем мы проверим ваши предположения, давайте вспомним, с каким разделом мы работаем.
(Сады поэзии. Из чего растут стихи) (слайд 1 - «поэзия»)
Учитель: С какими произведениями мы чаще встречаемся в этом разделе?
(Со стихами) (слайд 1 - «стихотворение»)
Учитель: Чем стихотворение отличается от других произведений?
(Есть деление на строки, рифма, ритм)
Учитель: Как называют людей, создающих стихи? (Это поэты) (слайд 1 - «поэт»).
Учитель: Поэт – это человек, который обострённо воспринимает окружающий мир: умеет прислушиваться к своим ощущениям, тоньше других людей различает мир цвета, запахов, звуков, побуждает и нас всех вглядываться и вслушиваться.
Учитель: Какие средства художественной выразительности могут использовать поэты в своих произведениях, что усилить своё влияние на наши чувства и душу? (Сравнение, эпитеты, звукоподражание, контраст, преувеличение) (слайд 1 – «средства художественной выразительности»)
Формулирование цели урока.
Учитель: Какова цель нашего урока? Дети высказывают свои предположения (проверить, одинаково ли авторы пишут и от чего это зависит).
Учитель: Итак, нам необходимо проверить, действительно поэты, как и мы, по-разному смотрят на мир, и понаблюдать, какие приёмы они используют?
Усвоение новых знаний и способов действий
Чтение стихотворения Н. Орловой «Дерево-жираф» (с.54)
Учитель: Предлагаю вам вместе с поэтом погулять по берегу реки и посмотреть на мир глазами поэта. (читает стихотворение)
Учитель: Я вижу, вы улыбаетесь. Почему? (Весёлое стихотворение…)
Учитель: Почему у стихотворения получилось такое настроение? (Такое настроение у поэта)
Учитель: Прочитайте стихотворение друг другу в парах с настроением, которое мы выбрали.
Несколько учеников читают стихотворение выразительно вслух.
Учитель: Как вы думаете, почему, чтобы посмотреть на необычное дерево, надо проснуться «чуть свет», разве нельзя сделать это днём?
(Утром мир еще не пробудился, нет шума, природа может приоткрыть свои тайны особо любознательным)
Учитель: Какая особенность дерева, похожего на жирафа, кажется сказочной, необычной? (Дерево гуляет)
Учитель: Как воспринимает поэтесса дерево? (Как живое существо)
Учитель: Из чего понятно, что дерево воспринимается как живое существо? (Гуляет, слушает, шевелит ушами, носит украшение)
Учитель: Приём, который использует Нина Орлова, оживляя, очеловечивая неживые предметы, называется «олицетворение».
Учитель: От каких слов образовалось это слово? (Лицо, творить)
Учитель: Что это значит? (Представить, что у неживого предмета есть лицо, он похож на человека)
Физминутка (видео «У жирафа пятна, пятна…)
Чтение стихотворения Льва Друскина «Там ива, опираясь на костыль…»
Учитель: А теперь давайте постоим вместе с поэтом у окна.
Послушайте его стихотворение и попробуйте представить картину, нарисованную поэтом.
Учитель: Какой поэтический образ вы представили? (Образ дерева- человека)
Учитель: Чем отличается этот образ от того, который создала Нина Орлова?
(В стихотворении Орловой дерево было похоже на жирафа, а здесь на человека, предыдущий образ вызывал радостные чувства, а у Льва Друскина – грусть)
Учитель: Прочитайте стихотворение друг другу в парах с настроением, которое мы выбрали.
Несколько учеников читают стихотворение выразительно вслух.
Учитель: Почему один поэт, увидев согнутое дерево, сравнивает его с жирафом, а другой - с несчастным человеком? (характер автора)
Учитель: Если бы автор не признался, что видит в иве человека, вы бы догадались, что ива напоминает герою именно человека? (Опираясь на костыль, взять за локоть, сама заговорит).
Учитель: Какого именно человека? (старого, больного, нуждающегося в защите)
Учитель: Какой характер у рассказчика? (чуткий)
Учитель: Откуда это видно? (Жалел, готов забрать обиды, хочет взять домой, понимает, что не надо приставать с расспросами, что надо дать отдохнуть).
Учитель: Настроение – это то, что довольно быстро меняется, а герой постоянно видел в образе ивы несчастного старого человека. Теперь - раньше
Каким приёмом пользуется Лев Друскин, чтобы подчеркнуть особенность этого дерева? (олицетворением)
Физминутка
Учитель: Ребята, сейчас мы немного отдохнём. Вы послушаете два музыкальных произведения. Первое написал Моцарт, второе - Бетховен. Соотнесите стихотворение и музыкальное произведение.
Музыка Моцарта подходит к стихотворению «Дерево-жираф», так как она светлая, радостная, счастливая. Музыка Бетховена подходит к стихотворению «Ива», так как она медленная, грустная, тихая, задумчивая.
4. Вывод.
Учитель: Вернёмся к началу нашего урока. Мы рассуждали, зависит ли выбор темы и настроения произведения от внутреннего мира поэта?
Ответы были разные. Кто-то сказал да, зависит, кто-то сказал нет. А вот теперь что мы скажем по этому поводу? (ответы учащихся)
Учитель: Эти стихотворения отражают внутренний мир поэтов, которые их создавали. У Н. Орловой было светло и радостно на душе и стихотворение получилось светлое, игривое, озорное, смешное. У Л. Друскина на душе тревога, печаль и стихотворение у него имеет задумчивое, грустное настроение. Может быть в жизни он встретился с обидой, разочарованием, несправедливостью и это чувство вылилось у него в это стихотворение.
Упражнения в применении знаний. Средства художественной выразительности.
Учитель: С каким новым художественным приёмом вы сегодня познакомились? (олицетворением)
Я хочу проверить, насколько хорошо вы знаете средства художественной выразительности, эти литературные чудеса и можете их находить в стихотворных текстах.
Работа в группах.
Учитель: Возьмите белые карточки. Ваша задача соотнести художественный приём с его определением.
А теперь поработайте с цветными карточками и проиллюстрируйте эти приёмы стихотворными фрагментами.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
Белая берёза
Под моим окном
Точно серебром.
Подведение итогов.
Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное;
Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите прекрасное;
Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное;
Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое.