Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: Лев Николаевич Толстой «Акула»
Конспект урока литературного чтения в 4 классе
УМК «Начальная школа 21 века»
Тема урока: Лев Николаевич Толстой «Акула».
Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с новым произведением Л.Н. Толстого «Акула».
Задачи:
- Формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и основную идею художественного произведения.
- Совершенствование умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, анализировать прочитанное.
- Развивать воссоздающее и творческое воображение.
- Воспитание эмоциональной отзывчивости к прочитанному, к героям и их поступкам, чувства сопереживания, сострадания, понимание моральных норм при оценке поступков героев.
Планируемые результаты
Предметные:
- научатся понимать содержание литературного произведения; называть героев произведения, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания; находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение)
Метапредметные:
- познавательные: работа с текстом: осмысление структурных особенностей рассказа; характеристика героев; понимание главной мысли; поиск необходимой информации в книге; ориентируются в учебной и художественной книге;
- регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи;
- коммуникативные: осмысливают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях)
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация учебной деятельности. Цель: создать хороший настрой на предстоящую деятельность. Актуализация знаний. Цель: обеспечить мотивацию учения обучающихся. Актуализировать знания и способы действия. Целеполагание. Постановка учебной задачи. Цель: определить тему урока, сформулировать учебную задачу. Первичное осмысление и закрепление. Цель: выявить уровень усвоения учащимися новых знаний. Подведение итогов Цель: подвести итог урока. Соотнести задачи и результат. Рефлексия Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности | - Ребята, какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? - А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Ты улыбкой, как солнышком брызни, Выходя поутру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно будет забот, Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье. - Начинаем наш урок. - Обратите внимание на выставку книг. Кто автор этих книг? - Какие произведения читали на уроках? самостоятельно? - Произведения, каких жанров писал Л. Н. Толстой - Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством Льва Николаевича Толстого. - Отгадайте загадку и узнаете название произведения, с которым сегодня познакомимся. - Что вы знаете об этом животном? - Определите тему урока. - Какую цель ставим на урок? - Какие задачи учебные предстоит решить?
- В тексте произведения встретятся незнакомые слова, поработайте в паре- найдите в словаре значения слов: Африка Фитиль – шнур для поджигания пороха. Артиллерист – человек, стреляющий из пушки. Палуба – часть судна. Якорь – предмет для остановки судна. - Чтение текста. - Анализ произведения: - Понравился ли вам рассказ? - Какие чувства вы испытывали при чтении этого рассказа? - Было ли вам страшно? За кого? - Как вы думаете, кто главный герой рассказа? - Почему капитан устроил купальню для матросов в парусе? ( Прочитайте) - Почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо руками? -Зачитайте самый волнительный момент, по вашему мнению. - Что вы думаете о старом артиллеристе? Какой он человек? Что вам в нём нравится? - Главным героем, конечно, является артиллерист, отец одного из мальчиков. Испытывая страх за детей, он в то же время проявил находчивость, принимая быстрое решение, хотя рисковал жизнью мальчиков. - Какие качества старого артиллериста проявились в данном рассказе (решительность, смекалка, мастерство, храбрость, любовь к сыну), выберите из перечисленных качеств. - Ребята, предлагаю поработать с элементами сюжета произведения. Экспозиция – вступительный фрагмент текста, до завязки действия. Завязка – эпизод, с которого начинается развитие действия. Развитие событий до кульминации Кульминация – самый важный напряженный момент Продолжение событий после кульминации Развязка – эпизод, завершающий развитие действия -Какова завязка сюжета? (с чего все начиналось?) - Как дальше развивались события? -Какой момент стал самым напряженным, кульминационным? - Какова развязка сюжета? - На слайде картинки из произведения «Акула». - Все ли они подходят к данному рассказу? Какая лишняя, почему? - Давайте попробуем восстановить последовательность событий в рассказе. К каждой иллюстрации подберите заглавие. - Что у нас получилось? Соотнесем названия частей иллюстрации 1.Купальня в парусе. 2.Мальчики в открытом море 3.Акула. 4.Выстрел. 5.Дети спасены. - Вот и подошёл к концу наш урок, ребята. Пришло время подвести итог. - С каким произведением познакомились? -Почему так озаглавлен текст? - Так кто же главный герой этого рассказа? -Что хотел автор донести до читателей этим произведением? - Чему нас научила история, описанная в рассказе? – Об этом говорят многие народные пословицы. Вот только слова в них рассыпались, их надо собрать в нужном порядке, чтобы закончить словесные портреты главных героев. Повесить на доску собранные пословицы: Отвага-половина спасенья. Смелому всегда удача. Берегись бед, пока их нет. Не зная броду, не суйся в воду. В чём заключается главная мысль произведения? - Какие чувства вызвало это произведение у вас? - Как считаете, наш урок достиг цели? - Продолжите фразу: - Я узнал… - Меня удивило… - Мне было интересно… - Я для себя сделал вывод.. - Я понял… - Хочу поблагодарить… - Ребята, я благодарю вас за творческую работу на уроке и хочу закончить наш урок небольшим советом: у каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает что делать дальше. Если в вашей жизни тоже встретится такой момент, я советую вам быть в этот момент смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение. | - Надо улыбнуться. - Тема урока Л. Н. Толстой «Акула». - Знакомимся с произведением Толстого «Акула». - Познакомимся…. с содержанием рассказа, - учиться…. анализировать поступки героев; - Картинный план. - Никогда не теряться в различных ситуациях, стараться найти правильное быстрое решение ,дорожить близкими, думать перед тем, что что-то сделать, предпринять. |