Конспект урока литературного чтения в 4 классе на тему «Басня И. Крылова "Квартет"»

1
0
Материал опубликован 18 November 2022

Конспект урока литературного чтения в 4 классе.

УМК «Школа 21 века»

Тема: «Характерные особенности жанра басни. Басня И.А. Крылова «Квартет».

Цель:  создать условия для осмысления содержания, морали, жанровых особенностей басни И. А. Крылова «Квартет».

Задачи:

Обучающие: продолжать знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова; учить понимать глубину содержания произведения; формировать умения определять басню как жанр литературы с характерными признаками; находить мораль в произведении;

2.Развивающие: развивать устную речь; развивать образное и логическое мышление; обогащать словарный запас; совершенствовать навыки чтения; формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли.

3.Воспитательные: воспитывать усидчивость; воспитывать требовательность к себе; вызвать внутреннее неприятие пороков персонажей басни, нежелание им подражать и на них походить; воспитывать интерес к чтению.

Планируемые  результаты

Предметные:

Знать: определение басни, из каких частей она состоит, известных авторов басен.

Уметь: рассуждать о морали в басне, выразительно читать басни.

Метапредметные (УУД):

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;

адекватно воспринимать оценку и предложения учителя; проявлять инициативу выполнять учебные действия; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; адекватно использовать коммуникативные средства; формулировать собственное мнение и позицию; учитывать различные мнения; задавать вопросы; учитывать разные точки зрения.

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов; умение анализировать

осуществлять запись нужного материала; строить рассуждения; строить ответ в устной форме; строить рассуждения, обобщать.

Личностные УУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности; интерес к учебному материалу; установка на здоровый образ жизни; способность к самооценке и оцениванию других;  ориентация на понимание причин успеха.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация учебной деятельности.

Цельсоздать хороший настрой на предстоящую деятельность.








Актуализация знаний.

Цельобеспечить мотивацию учения обучающихся.

Актуализировать

знания и способы

действия.


















Целеполагание.

Постановка учебной задачи.

Цель: определить тему урока, сформулировать учебную задачу.











Первичное осмысление и закрепление.


Цельвыявить уровень усвоения учащимися новых знаний.


















































Подведение итогов.

Цель: подвести итог урока.

Соотнести задачи и результат.







Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.






















- Ребята, чтобы наш урок прошёл в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла. Прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца.

- Желаю вам творческой работы на уроке.

- Произведения, какого литературного жанра мы изучаем на уроках?

- Как называют авторов басен?

- Назовите известных вам баснописцев.

- Назовите отличительные черты басни от других литературных жанров.

- Вспомните название и автора по нескольким строчкам из произведений.

«И кому же в ум пойдёт

На желудок петь голодный…»

«Мужик метаться и кричать:

Ой, батюшки, тону! Ой, помогите!»

«Дивилась, право, я дивилась..

Однако же не потаю, - по-соловьиному

И я петь научилась»

«О камень так хватила их…»

- Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством И. Крылова.

- Посмотрите на экран. На слайде иллюстрация к новой басне.

- Кто изображён?

- Сколько животных? Назовите их.

- Предположите, что обозначает слово «квартет».

- Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей.

- Определите тему урока.

- Какие цели ставим на урок?






- А сейчас, ребята, послушайте «Квартет» композитора Бородина, который исполняют профессионалы своего дела – музыканты.

- Какая звучала музыка?

- Какое настроение вызвала у вас эта музыка?

- Мы услышали, как звучит музыка в исполнении талантливых музыкантов, а каков был «Квартет» в басне Крылова вы узнаете, послушав чтение басни.

- О ком в басне идет речь?


- На каких инструментах играли животные?

- Прочтите басню самостоятельно.

- Проведём словарную работу.Найдите в тексте слова, значение которых надо объяснить.





Анализ басни

- Где происходит действие басни?  

Найдите   такие слова, в которых бы выразилось отношение баснописца к своим героям.

-  Верит он в то, что у них что-нибудь получится?

- Как относится И. Крылов к своим героям?  

- Дайте характеристику героям, которые исполняют квартет.










- Почему эти звери собрались вместе?

- Подберите слова, близкие по значению к слову «пленять».

- Достигли ли они своей цели?

- Почему?

- Какие советы дают друг другу горе – музыканты?

- В каких строках басни заключена мораль? Кто произносит эти слова?

- Как вы думаете,  почему ее произносит Соловей?



- Так чего же не хватает героям для осуществления мечты?-

- О ком же эта басня, кого она высмеивает? Какой вывод можно сделать?

Вывод: в своей басне И. А. Крылов высмеивает хвастливых, самоуверенных людей, берущихся не за свое дело.

- Предлагаю чтение басни по ролям.

- При чтении по ролям кто добавится?

- В чьи уста Крылов вложил слова морали?

- Перечитайте мораль басни.

- В чём её основная мысль?

- Какие пороки людей высмеивал Крылов в своей басне?


- Урок подходит к завершению. Подводим итог.

- С каким произведением познакомились?

- Докажите, что это произведение – басня.

- В чём проявляется ирония (насмешка) автора?

- Какой урок вы для себя вынесли?

- В чём заключалась главная мысль басни?


- Как считаете, наш урок достиг цели?

- Продолжите фразу:

- Я узнал…

- Меня удивило…

- Мне было интересно…

- Я для себя сделал вывод..

- Я понял…

- Хочу поблагодарить…

- Басня учит людей узнавать самих себя в героях, помогает найти недостатки и помогает от них избавиться. Она учит нас мудрости жизни.








- Сейчас на уроках мы изучаем басни.


- Баснописцы.
























- Знакомимся с басней «Квартет».

- Сегодня мы анализируем басню, выясняем какие пороки людей высмеивает автор и какова мораль басни.






- Спокойная, нежная.






- О животных, выступающих в роли музыкантов.

- Бас, альт, прима, втора.



Пленять – увлекать.

Чинно – строго по правилам.

Лад – согласие, порядок.

Прима — первая скрипка в оркестре

Втора – вторая скрипка в оркестре

- Сели на лужок под липки.



- (“...ударяли в смычки, дерут, а толку нет»)



- Проказница - Мартышка - существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое;

 Осёл – упрямый;

Козёл – лишённый каких – либо музыкальных способностей, обладатель неприятного голоса;

 косолапый Мишка -   увалень, тугодум («медведь на ухо наступил»).



- Восхищать, очаровывать.








- Соловей - самая музыкальная птичка.


- Нужно учиться играть на музыкальных инструментах.








- Автор.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.