Конспект урока литературного чтения в 4 классе на тему «Басня И. Крылова "Квартет"»
Конспект урока литературного чтения в 4 классе.
УМК «Школа 21 века»
Тема: «Характерные особенности жанра басни. Басня И.А. Крылова «Квартет».
Цель: создать условия для осмысления содержания, морали, жанровых особенностей басни И. А. Крылова «Квартет».
Задачи:
Обучающие: продолжать знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова; учить понимать глубину содержания произведения; формировать умения определять басню как жанр литературы с характерными признаками; находить мораль в произведении;
2.Развивающие: развивать устную речь; развивать образное и логическое мышление; обогащать словарный запас; совершенствовать навыки чтения; формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли.
3.Воспитательные: воспитывать усидчивость; воспитывать требовательность к себе; вызвать внутреннее неприятие пороков персонажей басни, нежелание им подражать и на них походить; воспитывать интерес к чтению.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать: определение басни, из каких частей она состоит, известных авторов басен.
Уметь: рассуждать о морали в басне, выразительно читать басни.
Метапредметные (УУД):
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;
адекватно воспринимать оценку и предложения учителя; проявлять инициативу выполнять учебные действия; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; адекватно использовать коммуникативные средства; формулировать собственное мнение и позицию; учитывать различные мнения; задавать вопросы; учитывать разные точки зрения.
Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов; умение анализировать
осуществлять запись нужного материала; строить рассуждения; строить ответ в устной форме; строить рассуждения, обобщать.
Личностные УУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности; интерес к учебному материалу; установка на здоровый образ жизни; способность к самооценке и оцениванию других; ориентация на понимание причин успеха.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация учебной деятельности. Цель: создать хороший настрой на предстоящую деятельность. Актуализация знаний. Цель: обеспечить мотивацию учения обучающихся. Актуализировать знания и способы действия. Целеполагание. Постановка учебной задачи. Цель: определить тему урока, сформулировать учебную задачу. Первичное осмысление и закрепление. Цель: выявить уровень усвоения учащимися новых знаний. Подведение итогов. Цель: подвести итог урока. Соотнести задачи и результат. Рефлексия. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности. | - Ребята, чтобы наш урок прошёл в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла. Прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца. - Желаю вам творческой работы на уроке. - Произведения, какого литературного жанра мы изучаем на уроках? - Как называют авторов басен? - Назовите известных вам баснописцев. - Назовите отличительные черты басни от других литературных жанров. - Вспомните название и автора по нескольким строчкам из произведений. «И кому же в ум пойдёт На желудок петь голодный…» «Мужик метаться и кричать: Ой, батюшки, тону! Ой, помогите!» «Дивилась, право, я дивилась.. Однако же не потаю, - по-соловьиному И я петь научилась» «О камень так хватила их…» - Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством И. Крылова. - Посмотрите на экран. На слайде иллюстрация к новой басне. - Кто изображён? - Сколько животных? Назовите их. - Предположите, что обозначает слово «квартет». - Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей. - Определите тему урока. - Какие цели ставим на урок? - А сейчас, ребята, послушайте «Квартет» композитора Бородина, который исполняют профессионалы своего дела – музыканты. - Какая звучала музыка? - Какое настроение вызвала у вас эта музыка? - Мы услышали, как звучит музыка в исполнении талантливых музыкантов, а каков был «Квартет» в басне Крылова вы узнаете, послушав чтение басни. - О ком в басне идет речь? - На каких инструментах играли животные? - Прочтите басню самостоятельно. - Проведём словарную работу.Найдите в тексте слова, значение которых надо объяснить. Анализ басни - Где происходит действие басни? - Найдите такие слова, в которых бы выразилось отношение баснописца к своим героям. - Верит он в то, что у них что-нибудь получится? - Как относится И. Крылов к своим героям? - Дайте характеристику героям, которые исполняют квартет. - Почему эти звери собрались вместе? - Подберите слова, близкие по значению к слову «пленять». - Достигли ли они своей цели? - Почему? - Какие советы дают друг другу горе – музыканты? - В каких строках басни заключена мораль? Кто произносит эти слова? - Как вы думаете, почему ее произносит Соловей? - Так чего же не хватает героям для осуществления мечты?- - О ком же эта басня, кого она высмеивает? Какой вывод можно сделать? Вывод: в своей басне И. А. Крылов высмеивает хвастливых, самоуверенных людей, берущихся не за свое дело. - Предлагаю чтение басни по ролям. - При чтении по ролям кто добавится? - В чьи уста Крылов вложил слова морали? - Перечитайте мораль басни. - В чём её основная мысль? - Какие пороки людей высмеивал Крылов в своей басне? - Урок подходит к завершению. Подводим итог. - С каким произведением познакомились? - Докажите, что это произведение – басня. - В чём проявляется ирония (насмешка) автора? - Какой урок вы для себя вынесли? - В чём заключалась главная мысль басни? - Как считаете, наш урок достиг цели? - Продолжите фразу: - Я узнал… - Меня удивило… - Мне было интересно… - Я для себя сделал вывод.. - Я понял… - Хочу поблагодарить… - Басня учит людей узнавать самих себя в героях, помогает найти недостатки и помогает от них избавиться. Она учит нас мудрости жизни. | - Сейчас на уроках мы изучаем басни. - Баснописцы. - Знакомимся с басней «Квартет». - Сегодня мы анализируем басню, выясняем какие пороки людей высмеивает автор и какова мораль басни. - Спокойная, нежная. - О животных, выступающих в роли музыкантов. - Бас, альт, прима, втора. Пленять – увлекать. Чинно – строго по правилам. Лад – согласие, порядок. Прима — первая скрипка в оркестре Втора – вторая скрипка в оркестре - Сели на лужок под липки. - (“...ударяли в смычки, дерут, а толку нет») - Проказница - Мартышка - существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое; Осёл – упрямый; Козёл – лишённый каких – либо музыкальных способностей, обладатель неприятного голоса; косолапый Мишка - увалень, тугодум («медведь на ухо наступил»). - Восхищать, очаровывать. - Соловей - самая музыкальная птичка. - Нужно учиться играть на музыкальных инструментах. - Автор. |