Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Тема печали и одиночества в стихотворении М. Лермонтова «Утёс»
Конспект урока литературного чтения в 4 классе
УМК «Начальная школа 21 века»
Тема урока: «Тема печали и одиночества в стихотворении М. Лермонтова «Утёс»
Цель урока: создать условия для осознания учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения, анализа стихотворения М. Лермонтова «Утёс».
Задачи урока:
- раскрыть основное настроение стихотворения (грусти и одиночества);
- формировать представления о специфике лирических стихотворений в сравнении с произведениями живописи; о приёме олицетворение, эпитета, метафоре и контрасте; расширять литературный кругозор учащихся;
- воспитывать культуру восприятия художественной литературы, обогащать мир чувств, эмоций детей, развивать интерес к чтению и потребность в нём; воспитывать чувство любви к родине, природе, родному краю.
Задачи урока, направленные на формирование универсальных учебных знаний (действий):
Личностные универсальные учебные действия (далее УУД):
• формирование умение анализировать лирические стихотворения;
• понимание важности умения выразительно читать лирические произведения
• повышение уровня мотивации учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
Общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;
логические – устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
- проговаривать в логической последовательности свои действия;
- учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация учебной деятельности. Цель: создать хороший настрой на предстоящую деятельность. Актуализация знаний. Цель: обеспечить мотивацию учения учащихся. Целеполагание. Постановка учебной задачи. Цель: определить тему урока, сформулировать учебную задачу. Первичное осмысление и закрепление. Цель: выявить уровень усвоения учащимися новых знаний. Подведение итогов Цель: подвести итог урока. Соотнести задачи и результат. Рефлексия Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности | - Ребята, наш урок хочу начать такими словами: Мне вчера прохожий улыбнулся. - Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с произведениями Михаила Юрьевича Лермонтова. - Какие его произведения, вам знакомы?? - Михаил Лермонтов – гениальный русский поэт. Его жизнь была короткой и яркой, как вспышка молнии, - он не дожил и до двадцати семи лет, но годы его жизни были наполнены взлетами вдохновения и горечью разочарований. - Ребята, перед вами репродукция картины А.Куинджи. Архип Иванович Куинджи (1841-1910) – живописец, который писал пейзажи, для которых характерны романтическая приподнятость, декоративная звучность колорита, близкие к натуре эффекты освещения. - Расскажите, что вы видите и как понимаете эту картину? - Ещё можно сказать, что это утёс. - Какое настроение вызывает у вас эта картина? - На картине изображены высокие горы, они выше облаков. Художник изобразил их светлыми, потому что наверху холодно, и они все в снегу. Возможно, луна их освещает. Мы понимаем, что это ночное время. Мрачная картина. Мы догадываемся, что художник изобразил природу горного Кавказа, потому что Лермонтов очень часто там бывал. На картине показано великолепие гор, чистота и свежесть природы. Чистый воздух, красота гор и облаков. - Сегодня мы знакомимся со стихотворением Лермонтова «Утёс» -Можно ли по картине догадаться, о чём пойдёт речь в стихотворении? - Зная биографию писателя, мы предполагаем, что речь пойдёт о грусти, одиночестве, печали. -Тема нашего урока звучит так: «Тема печали и одиночества в стихотворении М. Лермонтова «Утёс». - Какую цель ставим на урок? - Послушайте стихотворение Лермонтова «Утёс» - Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? - Стихотворение «Утес» было написано в 1841 году, незадолго до гибели Михаила Юрьевича Лермонтова. Оно небольшое, всего два четверостишия, но в нем вместилась целая жизнь, мироощущения поэта. Если вспомнить, что последний год Лермонтов служил на Северном Кавказе, где довольно много одиноких холмов, скал, утесов, можно предположить, что Лермонтов увидел такую картинку ранним утром. Блестевшая в лучах солнца небольшая тучка словно лежала на вершине утеса. Взглянув через некоторое время на этот утес, поэт мог обнаружить, что тучи уже нет. Солнце поднялось выше и радовало своими теплыми лучами. - Прочтите стихотворение самостоятельно. - Почему поэт называет тучку «золотой»? - Если представить, что тучка – живое существо, то как она себя ведёт? - Подтвердите строками из стихотворения. - Найдите слова, которые описывают утёс. - Как вы думаете, какие морщинки могут быть у утёса? - Что означает «влажный след» в морщинках? - Ребята, давайте вспомним, какие средства художественной выразительности используют поэты? - Какие эпитеты использовал Лермонтов? - Если ли метафоры? - Использовал ли Лермонтов олицетворения? - Зачем использовал их автор? - Данные средства не только делают стихотворение выразительным, но и помогают поэту показать свой внутренний мир, рассказать о своих взглядах посредством художественных образов. - Образный язык стихотворения помогает нам представить этот старый, изрезанный расщелинами утёс, лучи заходящего солнца, маленькую тучку, сверкающее голубое небо. - Но разве только об этом стихотворение? - Закройте первые две строки стихотворения в первом и во втором четверостишиях. Прочитайте, что получилось. - О ком можно рассказать этими словами? - О каких этапах в жизни людей мы узнаём из стихотворения? - Согласны ли вы со мной, что мы с вами увидели, что слова, которыми поэт описал утёс и тучку, подходят и к людям? Докажите. - Давайте подумаем над словом «пустыня». Может, всё это происходит в настоящей пустыне? - Почему же утёс чувствует себя как в пустыне? - Как вы думаете, что могло происходить в жизни поэта, когда он писал это стихотворение? Какое чувство он испытывал? - Автор чувствует себя одиноким в окружающем мире: утес стоит «одиноко», «тихонько плачет». Утес в огромном безграничном море чувствует себя словно «в пустыне». Стихотворение мы можем рассматривать как размышления поэта-романтика о недолговечности и непрочности счастья, об одиночестве. - Кто в нашей жизни порой остаётся одиноким? - Одиночество – самое большое несчастье в жизни, но его можно и нужно преодолевать! - Наш урок подходит к завершению. - С каким произведением вы познакомились? - В чём же особенность стихотворения?
- Как считаете, урок цели достиг? - С каким вы настроением заканчиваем сегодняшний урок литературного чтения? - Закончите фразу: Я испытал чувства… - Меня удивило… - Мне было интересно… - Я открыл для себя… - Благодарю вас, ребята, за творческую работу на уроке. | - Высокую гору, скалу. - О грусти, печали - Выяснить, какие средства художественной выразительности помогли поэту раскрыть тему печали, грусти и одиночества. - Метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения. эпитеты: «тучка золотая», «влажный след», «весело играя» метафоры: «на груди утёса-великана», «остался след в морщине старого утёса». олицетворения: «ночевала тучка», «одиноко он стоит… задумался, плачет»; - О молодости и старости - Нет, т.к. есть утёс -Стихотворение небольшое, но оно насыщено чувствами. - Я сочинила бы музыку печальную, медленную, протяжную. |