План урока литературы в 5 классе «Тема одиночества в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Парус"»

4
0
Материал опубликован 4 November 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

Урок литературы в 5 классе

Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус»


Цель урока:

Создать условия для развития литературно-творческих способностей: воображения, образного мышления через анализ лирического стихотворения

Задачи урока:

Образовательная:

Способствовать раскрытию значимости детских лет М.Ю. Лермонтова для понимания творчества поэта; подготовиться к выразительному чтению стихотворения «Парус»; сформировать понятие «инверсия».

Развивающая:

Развивать навыки выразительного чтения и умение анализировать лирическое произведение.

Воспитательная:

Способствовать воспитанию эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественного произведения.


Тип урока: урок изучения нового материала с первичным закреплением изученного.


Основной метод обучения: частично-поисковый, проблемного изложения.


Оборудование урока:

1) текст стихотворения «Парус» М. Ю. Лермонтова.

2) компьютерная презентация по теме: «Жизнь М. Ю. Лермонтова»; 2) кроссворды для каждого ученика.

3) Романс А. Варламова «Парус»

Ход урока

I. Организационный момент.

Ученики подготавливают рабочее место, проверяю, кто присутствует, кто отсутствует.

II. Проверка домашнего задания.

Ребята, мы с вами изучили типы речи. Вспомним, какими они бывают? У вас на столах листочки № 1 и № 2, вам нужно написать на листочках фамилию и имя. Возьмите листочек №1 с примерами разных типов речи, прочитайте отрывки, определите и запишите на листочке, к какому типу речи относится каждый из отрывков. На это задание отводится 3 минуты. (Ученики записывают ответы)

Теперь обменяйтесь листочками и проверьте правильность ответов. На экране показаны правильные ответы и критерии, по которым вы поставите оценки.


1) Он мчался, как птица, крепко и часто ударяя о землю ногами, которые внезапно сделались крепкими, точно две стальные пружины. Рядом с ним скакал, заливаясь радостным лаем, Арто. Сзади тяжело грохотал по песку дворник, яростно рычавший какие-то ругательства.

А. Куприн

3) Он уже приготовил из тонких сухих прутиков маленький шалашик, положил внутри него клочок газеты и теперь обкладывал это сооружение сухими сучками потолще. Потом он поднёс спичку к бумаге, и огонь сразу же охватил крупные сучья. 

И. Орешкин

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Пушкин «Зимний вечер»


Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Пушкин «Зимнее утро»


Возьмите листочки №2

Определите, какое описание перед вами (портрет, пейзаж, интерьер).

Напишите на листочке ответы рядом с каждым отрывком.

Долина тихая дремала,

В ночной одетая туман,

Луна во мгле перебегала

Из тучи в тучу и курган

Мгновенным блеском озаряла.


Найду ли краски и слова?

Пред ним живая голова.

Огромны очи сном объяты;

Храпит, качая шлем пернатый,

И перья в тёмной высоте,

Как тени, ходят, развеваясь.

В своей ужасной красоте

Над мрачной степью возвышаясь,

Безмолвием окружена,

Пустыни сторож безымянной,

Руслану предстоит она

Громадой грозной и туманной…


Лежит несчастная девица

Среди подушек пуховых,

Под гордой сенью балдахина;

Завесы, пышная перина

В кистях, в узорах дорогих;

Повсюду ткани парчевые;

Играют яхонты, как жар;

Кругом курильницы златые

Подъемлют ароматный пар…

Передайте оба листочка мне, я проверю их и на следующем уроке назову оценки.

Молодцы. Мы с вами вспомнили типы речи, надеюсь, оценки будут хорошие.


III. Психологическая подготовка обучающихся к изучению новой темы.

Ребята, мы изучали лирические произведения, в которых гениально описаны и картины природы, и настроение поэта.

Послушайте отрывок из стихотворения.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

- Определите тип речи отрывка.

Чьи это стихи? (Отрывок и пейзаж выведены на экран)

Это отрывок из стихотворения А.С. Пушкина.


Ребята, мы с вами изучали стихотворения А.С. Пушкина, в которых гениально описаны и картины природы, и настроение поэта. Поэту удалось так ярко и выразительно передать свои чувства, что, читая поэтические строки, мы тоже радуемся или грустим вместе с автором.

А как вы думаете, когда человек чувствует себя по-настоящему несчастным?


Ученики: Когда болеет; когда получает плохие оценки, и т.д.

Учитель: Правильно. А когда человеку легче переносить неприятности, невзгоды?

Когда у него рядом есть друзья, которые его понимают и поддерживают.

Учитель: Действительно, человек всегда должен чувствовать окружение близких и дорогих ему людей. Я думаю, что каждый из вас уже понимает, что такое чувствовать себя одиноким. А что вы чувствуете, когда слышите слово «Одиночество»?

Ученики: грусть, растерянность, печаль и т. д.

Учитель: Как вы видите, эмоции самые разнообразные, но, увы, далеко не положительные.

-Посмотрите на акварельный рисунок, что вы на нем видите? Опишите его.

- Как выглядит море?

-Как выглядит парусник на фоне моря?

Волнующееся море, в море – одинокий парус.


Учитель: А может, кто-то знает, кто автор этого рисунка?

Вы знаете, что М.Ю. Лермонтов – гениальный поэт, еще он замечательно рисовал, и акварельный рисунок паруса – его работа. Еще М.Ю. Лермонтов написал прекрасное стихотворение «Парус», которое вдохновило многих композиторов на создание песни. Теперь послушайте романс «Парус» Александра Варламова, в исполнении учениц 10 класса.

-Каким чувством проникнуто произведение?


IV. Новая тема

«Тема одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус»

Запишем дату и тему нашего сегодняшнего урока.

(На доске)

Классная работа.

«Тема одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус»

Ребята, как вы думаете, какой цели нам нужно достичь на этом уроке?

Цель урока:

Создать условия для развития литературно-творческих способностей: воображения, образного мышления через анализ лирического стихотворения

Задачи урока:

Задачи урока:

Образовательная:

Способствовать раскрытию значимости детских лет М.Ю. Лермонтова для понимания творчества поэта; подготовиться к выразительному чтению стихотворения «Парус»; сформировать понятие «инверсия».

Развивающая:

Развивать навыки выразительного чтения и умение анализировать лирическое произведение.

Воспитательная:

Способствовать воспитанию эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественного произведения.


Для того чтобы достичь нашей цели, сегодня на уроке мы попытаемся соприкоснуться с личностью поэта, раскрыть его внутренний мир на основе анализа стихотворения «Парус». Мы с этим парусом свершим путешествие по небольшой части творчества М. Ю. Лермонтова и попробуем ответить на вопрос: Может ли быть одиноким великий человек или нет? И как его эмоциональное состояние отразилось на его творчестве?

Закройте глаза и мысленно перенеситесь в начало 19 века, а именно в 1814 год. Именно в этом году родился М. Ю. Лермонтов. На этой остановке мы познакомимся с наиболее важными моментами в жизни этого талантливого поэта. Потому что нельзя понять творчества писателя, не зная его жизненного пути. Здесь у нас есть экскурсовод, который подготовил доклад о важных моментах в биографии Лермонтова.

Презентация о жизни М. Ю. Лермонтова. (Ученик выступает по заранее подготовленной презентации). Глядя на экран, вы совершите экскурсию по Дому - музею в Тарханах.

Учитель:

-Что нового мы узнали из этой презентации? Какой была жизнь Лермонтова?

- Ученики: Жизнь Лермонтова была очень интересной, но в то же время достаточно непростой, и это не могло не отразится на его творчестве.

-Стихотворение «Парус» - самое популярное произведение Лермонтова. Что означает слово «Популярное»? Обратимся к словарю.

Наш сегодняшний гид, т.е. проводник по словарям – ваша одноклассница. Она будет нас знакомить со значением незнакомых слов.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Ученица:

В толковом словаре Ожегова говорится, что популярное означает

1) общедоступное, вполне понятное по простоте;

2) широко распространенное, известное.


Учитель: Закройте глаза и перенесемся на вторую остановку. Откройте глаза и посмотрите: перед вами море и вдалеке виднеется маленький парус. Послушайте, как о нем написал М. Ю. Лермонтов в 18 лет.

Откройте учебники на стр. 138 и прочтите стихотворение. Один из вас прочитает его вслух, остальные будут внимательно следить.

-Какие слова в стихотворении были для вас незнакомыми?

ЛАЗУРЬ и МЯТЕЖНЫЙ, обратимся к словарю и узнаем, что они означают.

Гид по словарям зачитывает толкование слов «лазурь» и «мятежный». Толковый словарь Ожегова.

Лазурь

1.  - светло-синий цвет, синева (устар. и высок) 
Пример: Небесная лазурь.
2. - природная светло-синяя краска

Запишем значение слова в тетради.

Мятежный

 – причастный к мятежу;

тревожный, неспокойный, бурный, мятущийся.

 Анализ Стихотворения «Парус».

- Какие типы речи встречаются в этом стихотворении? (Описание, рассуждение)

- О чем это стихотворение?

В стихотворении «Парус» всего 12 строк (3 строфы), но в нем очень богатое содержание и совершенная форма. Здесь мы видим не только пейзажные зарисовки, но и глубокий психологический смысл.

-Что изображено в первых двух строках каждой строфы?

(В первых двух строках каждой строфы – картины природы. Они рисуют морской пейзаж, состояния морской стихии: туман, волны, ветер, светлые струи воды, освещенные золотыми лучами солнца.)

- Что изображено в третьей и четвертой строках?

(В третьей и четвертой строках переданы размышления, глубокие раздумья.

В первой строфе – вопросы, остающиеся без ответа, из которых мы узнаем, что парус стремится в дальние страны, покинув родной край. Вторая строфа усиливает загадку: «Он счастия не ищет и не от счастия бежит». Ответ – в последних строках третьей строфы: парус стремится навстречу буре, покой – не для него; существительное «парус» заменено прилагательными «мятежный» - это слово-разгадка, ключевое слово, объясняющее характер героя). Лермонтов написал это стихотворение на берегу Финского залива.

Учитель:

- Обратим внимание на написание прилагательного «одинокой» и «счастия». Как бы мы написали эти слова в современной орфографии? (Одинокий и счастья.)

- Какой основной прием использует поэт для создания образа паруса? (Олицетворение)

Физкультминутка

Учитель:

1. Сначала может показаться, что это стихотворение простое по тематике, что всё здесь понятно, но до сих пор исследователи творчества Лермонтова ведут споры, в чем 

главный смысл этого стихотворения. А какие чувства вызвало при прочтении у вас данное стихотворение?

2. Давайте обратимся к образу моря. Каким рисуется оно в стихотворении? Найдите по тексту.

3. Образ моря на протяжении стихотворения меняется. А теперь посмотрим на образ паруса. Какими определениями пользуется автор, говоря о парусе?

(Одинокий, мятежный)

4. Известно, что в начальном варианте стихотворения Лермонтов называл парус «Отдаленный», и только потом поменял это слово на слово «одинокой». Парус может испытывать какие-то чувства, например, как в этом произведении, чувство одиночества?

-Как называется это средство художественной выразительности?

(Эпитет)

(Говоря «отдаленный» мы имеем в виду предмет, а слово «одинокий» может характеризовать скорее не предмет, но и состояние души человека. Здесь мы наблюдаем переносное значение слова. В словосочетании одинокий человек слово одинокий – обычное определение, а в словосочетании одинокий парус – эпитет).

5. А как вы считаете, может ли парус быть мятежным, т.е. причастным к мятежу, тревожным, неспокойным, бурным?

-Как называется это средство художественной выразительности?

6. Так только ли о парусе идет речь в данном стихотворении?

 Изучение понятия «инверсия»

Учитель: Если вы внимательно читали стихотворение, то обратили внимание, что порядок слов в некоторых предложениях не вполне привычный для русского языка. В литературе такой прием называется «инверсия».

Инверсия – от лат inversio_ - перестановка. Перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность; необычный порядок слов, благодаря которому автор достигает особой выразительности речи.

Учитель: Итак, мы выяснили, что инверсия используется для того, чтобы выделить какие - то важные для автора слова. Так, какие слова в этом стихотворении необходимо интонационно выделить? Давайте найдем пример инверсии в тексте.

парус одинокий, моря голубом!

стране далекой? краю родном?

счастия не ищет не от счастия бежит!

луч солнца золотой. . .

Учитель: Попробуйте теперь сами прочитать данное стихотворение выразительно.

Выразительное чтение стихотворения (Читает 1 ученик)

Подведение итогов по анализу стихотворения.

Давайте сделаем вывод:

-Какое чувство выразил Лермонтов в стихотворении?

V. Контроль и оценка знаний.

 - Ребята, у вас на столах каждого ряда лежат листочки с кроссвордами, ответив по порядку на все вопросы по горизонтали, по вертикали в выделенном столбце получится название города, в котором родился М. Ю. Лермонтов. Вам дается 4 минуты. Ученики заполняют по группам кроссворд (сидящие за двумя соседними в ряду партами поворачиваются друг к другу и вместе работают). Включается тихая динамичная музыка.
Учитель выводит на экране правильные ответы.

Итоги урока. Отметки учащихся и оценка работы класса.

Ребята, цели урока были следующие (выводятся на экране)

Как вы думаете, достигли ли мы поставленных целей?

Смогли ли мы, читая стихотворение, представить его в воображении?

Поняли ли вы, что такое инверсия?

Поучились ли мы анализировать лирическое стихотворение?

Цель урока:

Создать условия для развития литературно-творческих способностей: воображения, образного мышления через анализ лирического стихотворения

Задачи урока:

Образовательная:

Способствовать раскрытию значимости детских лет М.Ю. Лермонтова для понимания творчества поэта; подготовиться к выразительному чтению стихотворения «Парус»; сформировать понятие «инверсия».

Развивающая:

Развивать навыки выразительного чтения и умение анализировать лирическое произведение.

Воспитательная:

Способствовать воспитанию эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественного произведения.


 - Ребята, мы совершили путешествие по 19 веку. Вы все сегодня очень хорошо трудились, старались.

- Значения каких новых слов мы узнали?

-С каким новым средством художественной выразительности мы познакомились? (Инверсия)

-Что нового вы узнали сегодня о Лермонтове?

Учитель: На следующем уроке мы продолжим тему свободы и смысла жизни и обратимся к следующим стихотворениям М.Ю. Лермонтова «Тучи» и «Утес».

Учитель подводит итоги работы класса и спрашивает у детей, что понравилось или не понравилось на уроке (рефлексия), что они бы изменили, сделали не так.

(Раздаются листочки зеленого и красного цветов. Те, кому на уроке все понравилось, и они все поняли, приклеивают к доске листочки зеленого цвета, кому не понравилось – красного).


VI. Домашнее задание:

Обязательное:

-Выучить наизусть стихотворение Лермонтова «Парус» /

По желанию:

Нарисовать иллюстрацию к стихотворению Лермонтова «Парус»;

На основе текста стихотворения создать свою словесную картину-описание моря (3-5 предложений)






Предварительный просмотр презентации

Ответы и критерии оценивания 1 – описание 2 – повествование 3 – повествование 4 – рассуждение 5 - описание 0 ошибок – «5» 1 – 2 ошибки – «4» 3 – 4 ошибки – «3» 5 ошибок – «2»

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса…

Цель урока: Создать условия для развития литературно-творческих способностей: воображения, образного мышления через анализ лирического стихотворения Задачи урока: Образовательная: Способствовать раскрытию значимости детских лет М.Ю. Лермонтова для понимания творчества поэта; подготовиться к выразительному чтению стихотворения «Парус»; сформировать понятие «инверсия» Развивающая: Развивать навыки выразительного чтения и умение анализировать лирическое произведение Воспитательная: Способствовать воспитанию эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественного произведения

Михаил Юрьевич Лермонтов 3(15) октября 1814 г. – 15(27) июля 1841 г.

Детство М.Ю. Лермонтова Родился в Москве, в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии, единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е. А. Арсеньевой Михайловны Лермонтовой, урожденной Арсеньевой Юрий Петрович Лермонтов, отец поэта Мария Михайловна Лермонтова, мать поэта Арсеньева Елизавета Алексеевна, бабушка поэта

Тарханы. Пенза Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы Пензенской губернии

Классная комната

Зала

Тенистые аллеи парка

На склоне гор, близ вод, прохожий, зрел ли ты беседку тайную …

На Кавказе Летом 1825 года бабушка повезла Лермонтова на воды на Кавказ Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; Вы носили меня на своих одичалых хребтах, Облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, И я с той поры все мечтаю об вас да о небе…

1828 году Лермонтов зачисляется в 4-й класс Московского университетского благородного пансиона

Михаил Юрьевич Лермонтов – прапорщик драгунского полка

18 февраля 1837 года Лермонтов был арестован Узник Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу, Черногривого коня! Я красавицу младую Прежде сладко поцелую, На коня потом вскочу, В степь, как ветер, улечу.

Ссылка на Кавказ Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью

1841 год, Пятигорск Домик Лермонтова Место дуэли

Памятник Лермонтову в Москве

Последний приют поэта …я родину люблю И больше многих: средь ее полей Есть место, где горесть начал знать; Есть место, где я буду отдыхать…                  

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.