Урок 68 (с. 30 - 31)
Тема |
Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й о] |
Педагогическая цель |
Создать условия для ознакомления учащихся с особенностью буквы ё (обозначать целый слог-слияние – два звука [j’о]), развития речи, памяти, логического мышления |
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) |
Определяют особенность буквы ё (обозначает целый слог-слияние – два звука и является показателем мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии); выполняют слого-звуковой анализ слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; озаглавливают текст; составляют рассказ по картинке |
Личностные результаты |
Обладают чувством ответственности за сохранение природы |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: регулируют собственную деятельность, в том числе учебную, направленную на познание природы. Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебных задач; логические – характеризуют звук [j’о] и букву ё. Коммуникативные: выразительно читают художественные тексты |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Буква ё – показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии; особенность буквы ё (обозначать целый слог-слияние – два звука); слого-звуковой анализ слова с гласным звуком [о] после мягкого согласного с опорой на схему-модель |
Образовательные ресурсы |
Счетные палочки. Предметные картинки |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма контроля |
|||||
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствие учащихся. Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы! Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. – Проверим готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
||||
II. Речевая разминка |
Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка |
– Пропойте гласные звуки |
Поют гласные звуки |
Готовят артикуляционный аппарат к чтению |
Коллективный. Правильное произношение звуков |
||||
III. Актуализация опорных знаний |
Фронтальная. Словесный. Беседа, объяснение учителя |
– Какие гласные звуки служат для обозначения твердости, а какие – для обозначения мягкости согласных в слиянии? Буквы е и я особенные. Они могут обозначать не только мягкость согласных в слиянии, но и слияние, сразу два звука [j’э], [j’а], когда эти буквы находятся в начале слова или после других гласных. – Выполните слого-звуковой анализ слов ели, маяк по схемам |
– Твердость согласных обозначают: а, о, у, ы. – Мягкость согласных обозначают: и, е, я. Слушают объяснение учителя. Работают со схемами-моделями слов, анализируют слова |
Вспоминают все изученные гласные буквы и их функции. Выполняют слого-звуковой анализ слов. Сравнивают звуковой состав слов и их буквенную запись. Объясняют разницу между количеством букв и звуков в словах |
Фронтальный. Устные ответы, слого-звуковой анализ слов |
||||
IV. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Беседа, объяснение учителя |
– Сегодня на уроке мы узнаем еще одну особенную гласную букву Ё |
Слушают учителя |
Принимают учебную задачу |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
||||
V. Усвоение новых знаний и способов деятельности |
Фронтальная. Словесный, практический. |
–– Выполните слого-звуко-вой анализ слова ёжик. |
– Ёжик. |
Производят слого-звуковой анализ слова ёжик. |
Фронтальный. Устные ответы, слого-звуковой |
||||
1. Слого-звуковой анализ слова (учебник, с. 31) |
Беседа, анализ слова, объяснение учителя, чтение правила |
– Произнесите слово ёжик по слогам. Сколько слогов в слове? Какой первый? Какой второй? Какие это слоги? – Два звука, образовавших слияние [j’о], принято обозначать не двумя буквами, а одной – буквой ё. Если буква ё находится в начале слова и после гласной, то при чтении надо просто назвать букву. Когда мы будем называть её, то сразу произнесем два звука [j’о] |
Выполняют слого-звуковой анализ слова ёжик. – Первый слог – это слияние, во втором слоге – слияние с примыкающим к нему согласным звуком. Первый слог состоит из двух звуков. Читают правило |
Обозначают слияние [j’о] буквой ё. Объясняют разницу между количеством букв и звуков в словах. Называют особенность буквы ё (обозначать целый слог-слияние – два звука). Формулируют способ чтения буквы ё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов: буква ё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов читается одним и тем же способом – просто называется |
анализ слова |
||||
2. Знакомство с буквой Ё |
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы |
– На что похожа буква Ё? Е и Ё – родные сестры, Различать сестер не просто. Но у буквы Ё две точки, Словно в лесенке гвоздочки. В. Степанов – Выложите букву Ё из счетных палочек |
Находят букву Ё на «ленте букв». Высказывают свои предположения. Из счетных палочек выкладывают букву Ё |
Находят букву Ё на «ленте букв». Моделируют ее из счетных палочек |
Фронтальный. Устные ответы, моделирование |
||||
3. Чтение слогов и слов |
Фронтальная. Словесный. Чтение слов |
– Прочитайте слоги. – Прочитайте слова. – Сколько звуков произносите вы, читая букву ё в слогах |
Читают слоги и слова. – В слогах – [о], в словах – [j’о] |
Читают слова с буквой ё в начале слова и после гласных. Различают звуки, обозначенные буквой ё |
Фронтальный. Чтение, устные ответы |
||||
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
Будем в классики играть: На одной ноге скакать, А теперь еще немножко На другой поскачем ножке. |
Выполняют движения под руководством учителя |
Осуществляют профилактику утомления |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
||||
4. Работа с текстом |
Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа |
– Прочитайте рассказ, рассмотрите картинку. – Озаглавьте рассказ |
Читают текст рассказа, рассматривают картинку, озаглавливают рассказ |
Осмысленно читают текст рассказа, определяют главную мысль |
Фронтальный. Устные ответы |
||||
5. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией (учебник, с. 30) |
Коллективная. Словесный, наглядный. Беседа |
– Рассмотрите картинку. – Составьте по ней рассказ |
Рассматривают картинку, составляют рассказ |
Извлекают из иллюстрации необходимую информацию. Составляют связный рассказ |
Коллективный. Устные ответы, рассказ |
||||
6. Дидактическая игра «Малыши заблудились» (учебник, с. 30) |
Парная. Словесный, практический. Беседа, игра |
– Прочитайте слова (названия животных и их детенышей). – Найдите каждому детенышу родителя |
Читают, выполняют задание |
Умеют работать в паре, контролируют работу друг друга. Объясняют образование слов, обозначающих детенышей |
Парный. Устные ответы, игра |
||||
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
Посмотрите на картинку (с. 30) и покажите, как передвигаются изображенные животные, как они делают зарядку |
Выполняют задание |
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
||||
VI. Закрепление знаний и способов действий. Работа со стихотворением Б. Заходера |
Фронтальная. Словесный. Чтение |
– Прочитайте стихотворение по ролям. – Выучите стихотворение и выразительно расскажите его
|
Читают стихотворение по ролям, рассказывают наизусть |
Понимают смысл прочитанного стихотворения. Выразительно читают его наизусть |
Фронтальный. Чтение стихотворения наизусть |
||||
VII. Рефлексивно-оценочный |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа |
– Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? – Спасибо за урок |
Отвечают на вопросы учителя |
Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке |
Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |