Конспект урока математики в 1 классе "Действие сложение. Компоненты действия".
Дата: ________
Действие сложение. Компоненты действия
Цели урока: познакомить учащихся с названием чисел при действии сложении; работать над правильным использованием изученных терминов в математической речи.
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):
Метапредметные:
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; работать по предложенному плану, инструкции; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; ориентироваться в своей системе знаний; проводить анализ учебного материала; уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные результаты: развиваем умения выказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции.
Предметная цель: узнать, как называются числа при сложении; записывать и читать их с помощью математических терминов.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.
Прежде, чем начать урок давай вдохнем всё хорошее: радость, здоровье, хорошее настроение. И выдохнем все плохое: волнение, неуверенность в себе.
3. Актуализация опорных знаний:
Сравнение чисел.
Состав чисел.
4. Минутка чистописания.
Откройте, пожалуйста, тетрадь. Сегодня у нас 20 ноября. Найдите число 20. Давайте подготовим наши пальчики к письму (разотрём, помоем руки). Пропишем образцы. (Правильная посадка).
5. Постановка проблемы, открытие нового знания:
- Ребята, у меня на доске в две группы записаны примеры.
- С помощью какого математического знака мы записываем действие сложение? (+)
- С помощью какого математического знака мы записываем действие вычитание? (-)
- На какое действие примеров больше? (На сложение).
- Давайте мы их прочитаем.
- А вы знаете, что можно прочитать и по-другому, используя названия чисел при сложении.
- Как вы думаете, что мы сегодня должны узнать? (Как называются числа при сложении.)
Физминутка
Чтобы ответить на наш главный вопрос, как называются числа при сложении, предлагаю вам послушать сказку про очень любопытного мышонка.
Сказка о названии чисел при сложении
Жил-был очень маленький и любопытный Мышонок. Он жил в большой библиотеке. Там было много полок и шкафов с книгами. Местами стояли столы и стулья, где люди могли садиться и читать книги. В библиотеке жили еще мыши, но они не портили книги, они просто там бегали, шуршали, иногда листали странички ради интереса. Мышонок приставал ко всем мышам. И всё время задавал им массу самых разных вопросов. Что? Как? Почему? Где? Они рассказали ему уже всё, что только могли рассказать, а ему всё не хватало. Тогда Мышонок решил всё спрашивать у людей.
Однажды Мышонок забрался на книжную полку и увидел взрослого серьезного умного Человека. Он сидел и читал книгу. Мышонок забрался к нему на стол и попросил его рассказать что-нибудь интересное, что он ещё не знал. Взрослый Человек задумался и поинтересовался, умеет ли он складывать числа. Мышонок сказал, что умеет. Тогда умный Человек решил ему рассказать, как называются числа при сложении. Мышонок удивился, так как он знал, что числа нужно брать и складывать. Серьёзный Человек засмеялся и сказал, что только мыши и лягушки просто складывают числа. Взрослые серьезные умные люди всему дают серьёзные и умные названия. Тогда сразу будет понятно, о чём идёт речь.
Умный Человек решил все объяснить Мышонку. В библиотеке была небольшая доска с мелом, и серьезный взрослый умный Человек взял мел и начал объяснять. Он написал простой пример:
5+1=6
Мышонок сказал, что он это знает, что получится 6.
Тогда умный Человек стал объяснять, что число 5 и число 1 называются слагаемыми.
Число 5 – это первое слагаемое, а число 1 - второе слагаемое. Числа слагают, складывают, соответственно, они - слагаемые.
А число 6 называется суммой. Мышонок удивился, почему число 6 – это сумма.
Человек не нашёл ответ. Тогда Мышонок придумал, что числа сложили в сумку.
Человек задумался и сказал, если так легче запомнить, то можно считать, что их сложили в сумку. Потом Человек добавил, что выражение тоже называется суммой.
То есть слово «сумма» имеет два близких значения: результат сложение и сам пример на сложение.
Объяснив это, взрослый Человек попросил Мышонка больше не мешать ему читать умную книгу и погрузился в чтение. Мышонок ещё немного посидел на столе, повертел мордочкой, запоминая, как называются числа при сложении: слагаемое, слагаемое, сумма. Мышонок всё запомнил и поблагодарил умного взрослого серьезного Человека. Потом слез со стола и убежал в норку к другим мышам. С тех пор он все это хорошо знал и запомнил навсегда.
- Ребята, а вы запомнили, как называются числа при сложении? Давайте, повторим.
Первое слагаемое | | Второе слагаемое | | сумма |
5 | + | 1 | = | 6 |
сумма выражение | сумма результат |
5. Первичное закрепление. Повторим изложенную информацию. Рассмотрим пример. Запись примеров в тетрадь.
Что получится, если к числу два прибавить число два?
2 + 2 = 4
Вспомним, как называются числа при сложении.
Число 2 – это первое слагаемое,
число 2 – второе слагаемое,
число 4 – сумма,
выражение 2+2 - это тоже сумма.
Запишем в тетради.
Примеры:
3+2=5 Обведи первое слагаемое
5+2=7 Обведи второе слагаемое
6+1=6 Обведи сумму результат
Скажите, пожалуйста, зависит ли названия чисел от того, какие числа мы складываем? (нет)
- А в жизни, где мы встречаемся со словом сумма? Например, мама спрашивает на какую сумму моя покупка? (В магазине)
ВЫВОД: Чтобы мы не складывали, название чисел при сложении называют слагаемое, слагаемое, сумма.
6. Включение в систему знаний и повторение.
Откроем учебник (стр. 86):
- Скажи, что делают дети? (складывают кубики в коробку)
- Прочитай пример.
- 3+2=5
- Чему равно первое слагаемое? (3)
- Чему равно второе слагаемое? (2)
- Что получили при выполнении сложения? (сумму)
- Как прочитать полностью это выражение? (прочитай) сумма чисел 3 и 2 равна 5
- Как можно по другому? ( первое слагаемое 3 второе слагаемое 2 сумма равна 5)
7. Подведём итоги урока:
- По какой теме работали сегодня на уроке?
- Какую цель ставили?
- Цель достигли?
- Когда ты придешь домой, тебе зададут вопрос: Как называются числа при сложении?
Что ты ответишь?
8. Рефлексия:
А теперь покажи, какое настроение у тебя в конце урока. Объясни почему.
Спасибо за работу. Урок окончен.