Технологическая карта урока математики «Нахождение неизвестных компонентов действия деления» (5 класс)

3
0
Материал опубликован 5 November 2022

Технологическая карта урока по математике


Предмет, класс

Математика 5 класс. «УМК Н.Я. Виленкин. В.И. Жохов»

Учитель

Вечерова Любовь Владимировна

Тема урока,

урока по теме

Нахождение неизвестных компонентов действия деления.

4

Тип урока

Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Цель урока

Организация деятельности учащихся по совершенствованию знаний, умений и навыков деления натуральных чисел и способов действий.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Уметь выполнять деление в столбик и выполнять проверку умножением, решать уравнения.

Реализовать принципы связи теории и практики, развивать любознательность.

Воспитывать умение четко организовывать самостоятельную работу и настойчивость в достижении цели, чувство товарищества, взаимопомощи.

Познавательные УУД:

Уметь строить рассуждения и применять алгоритмы при решении заданий.

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда.

Регулятивные УУД:

Обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы и определять средства для ее осуществления.

Личностные УУД:

Формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе, настойчивость в достижении цели.

Ресурсы

компьютер, мультимедиапроектор, презентация, индивидуальные карточки – задания, доска, тетрадь.



Структура урока.

Организационный момент (1 мин.)

Сообщение темы и целей урока (1 мин)

Мотивация учебной деятельности учащихся (2 мин)

Актуализация опорных знаний (6 мин)

Углубление и закрепление полученных знаний (25 мин)

Подведение итогов урока (2 мин)

Рефлексия (2мин)

Постановка домашнего задания (1 мин)



Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент.

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу»

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку


Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.


2. Сообщение темы и целей урока.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Учитель организует обсуждение темы урока, цели урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Определяют тему и цель урока.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

3. Мотивация учебной деятельности учащихся

Создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включение в учебную деятельность.

Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность.

Включаются в деловой ритм урока.


Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать

4. Актуализация опорных знаний.

Совершенствование вычислительных навыков.


Предъявляет задание. Задает вопросы.

Самостоятельно устно определяют девиз клуба, вычисляют результат «математической цепочки».

Личностные: мотивация учения

Регулятивные: умение делать выводы

5. Углубление и закрепление полученных знаний.

Организовать закрепление учениками действия деления с проговариванием во внешней речи.

Учитель направляет и контролирует правильное оформление решения заданий и правильной речью учащихся

Выполнение номеров и оформление решения.


Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, выполнять работу по предложенному плану.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

6. Подведение итогов урока.

Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Организует самооценку учебной деятельности.

Осуществляют самооценку.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

7. Рефлексия.

Организовать рефлексию учебной деятельности

Организует рефлексию.

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

8. Постановка домашнего задания

Обеспечение понимания детьми содержания и выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся записывают в дневники задание.





КОНСПЕКТ УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Слайд

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.


Ребята здравствуйте, садитесь. Урок мне хотелось бы начать словами песни «От улыбки», а вы мне поможете:

От улыбки хмурый день светлей

От улыбки в небе радуга проснётся

Поделись улыбкою своей –

И она к тебе не раз ещё вернётся!

Давайте подарим друг другу улыбку. Улыбнитесь соседу по парте, улыбнитесь мне, улыбнитесь гостям.



1








2. Сообщение темы и целей урока.

Как вы думаете, какое слово из этой песни относится к теме нашего урока?

А почему именно это слово?

Как вы думаете, какие цели стоят перед нами?

Правильно, сегодня мы с вами повторим то, что изучили по теме «Деление». Чтобы нам вспомнить какие вопросы в этой теме мы изучали, посмотрите в оценочные листы.

Как с ними работать вы знаете. Подпишите их. В течение урока вы будете выполнять различные задания, связанные с делением и нахождением неизвестных компонентов действия, и ставить себе отметки в листе.

Но мне хочется, чтоб вы себя уже оценили, предположите, на какую оценку вы сможете выполнить каждое задание на уроке, поставьте такую оценку карандашом в пустом окошечке, где написано итог. А в конце сверитесь, реально ли вы оцениваете свои знания.


Поделись

Так как мы изучаем тему деление.










(Учащиеся предварительно выставляют себе оценку)

3. Мотивация учебной деятельности учащихся

В нашу школу пришло письмо для ребят 5-х классов. Давайте его прочитаем. «Дорогие ребята! Вам пишет президент Клуба серьезных математиков. Я приглашаю всех желающих вступить в клуб. Наш клуб известен во всем мире. Как видно из названия, члены нашего клуба – трудолюбивые учащиеся. Они любят математику и не боятся трудностей. Для того чтобы вступить в наш клуб, вам необходимо пройти два испытания: сдать теоретический материал и выполнить практические задания (задания прилагаются). Я буду рад приветствовать новых членов нашего клуба. Желаю удачи!»

Какое невероятное везение, что же ребята станем членами данного клуба?

2











4. Актуализация опорных знаний.

Но прежде, чем приступить к испытаниям, нам нужно разгадать девиз Клуба серьезных математиков.

а в е и л м с т ы е с

400 360 64 39 60 50 4 320 80 52 40

1).12*30      4).100:25     7).300:6     10).13*3
2).25*2        5)40*8         8).560:7     11).540:9
3).16*4        6).104:2       9).200:5     12).400:1

Давайте прочитаем, что у нас получилось?

Оцените свою работу. Молодцы.

А теперь давайте поработаем в паре и выполним еще одно задание: вам нужно решить цепочки примеров:

172:4t1667671589aa.gif

84:7t1667671589ab.gif

105:5t1667671589ac.gif

Какие ответы у вас получились? Проверим на слайде. Оцените себя в оценочном листе.

Кто догадался, что значат для нас сегодня эти числа?

Запишите в тетради дату и классная работа.










3





4




(Каждый учащийся решает по два примера)



Вместе мы – сила.




15

11

17

(Дети говорят ответы, учитель пишет их на доске).

Дата

5. Углубление и закрепление полученных знаний.

Как вы помните, недавно у нас закончилась первая четверть, а по итогам четверти собирают педсовет, на котором обсуждают успеваемость каждого учащегося. И вам сейчас предстоит рассчитать, сколько времени на это тратят учителя, а поможет нам в этом задача Григория Остера.

На педсовет собрались 40 строгих учительниц, и все стали по очереди ругать одного печального пятиклассника. Каждая учительница ругала беднягу по 12 минут. Сколько часов ругали печального пятиклассника?

Молодцы. Продолжаем дальше. Следующее наше испытание, вам нужно определить, сколько цифр в частном будет при делении:

6237:9 =693 15792:329=48 35088:86=408

Хорошо, а теперь давайте разделимся на 2 группы, и каждая группа выполнит деление того выражения, где в частном три цифры.

Давайте проверим правильность выполнения деления. Оцените себя в оценочных листах.

Так как математики очень серьезные люди, то они кроме задач и примеров должны также уметь решать уравнения. И сейчас, я предлагаю решить несколько уравнений, но работать вы будете парой. Один ученик решает у доски, второй в тетради, затем меняетесь местами и проверяете друг друга. Незабываем подчеркивать, где находится неизвестное число.

124:(у-5)=31 38х+15=91 44:z+9=20

у-5=124:31 38х=91-15 44:z=20-9

у-5=4 38х=76 44:z=11

у=5+4 х=76:38 z=44:11

у=9 х=2 z=4

Молодцы. Оцените свою работу в оценочных листах.






5






6, 7




8






9






40∙12=480 (мин)

480:60=8 часов

Ответ 8 часов.






(Выполняют деление и проверяют правильность выполнения по слайду)







(Учащиеся выполняют работу)

6. Подведение итогов урока.

С каким арифметическим действием мы работали на уроке?

Какие компоненты деления мы знаем?

Делению обучалось человечество дольше всего. До сих пор среди итальянских поговорок сохранилась «Трудная вещь – деление». Это трудно и технически, с точки зрения математики, и, наверное, нравственности: не каждому человеку дано умение делится и делить. 

Оцените свою деятельность на уроке, выставив итоговую оценку в оценочный лист. Оправдались ли ваши предположения?









(Выставляют итоговую оценку)

7. Рефлексия.

Продолжите предложения:

Своей работой на уроке я… доволен / не доволен

У меня получилось …

Было трудно …

Ребята, вы блестяще справились с работой. Каждый из вас получил высокий балл, и вступили в Клуб серьезных математиков. Я поздравляю вас с победой! Но на этом успокаиваться нельзя, в дальнейшем вас ждут более серьезные испытания. Ведь  вы теперь члены Международной организации КЛУБА СЕРЬЕЗНЫХ МАТЕМАТИКОВ.

10




11


8. Постановка домашнего задания.

Найдите и красиво оформите, как называли людей в древности, которые умели делить, индивидуальное задание на карточке.

12






t1667671589ad.gif

t1667671589ae.gift1667671589ae.gift1667671589ae.gift1667671589ae.gift1667671589ae.gift1667671589ae.gift1667671589ae.gift1667671589ae.gif



t1667671589ae.gift1667671589ae.gift1667671589ae.gift1667671589ae.gif


Оценочный лист:

5 класс

Девиз клуба (решение примеров)

Математическая цепочка

Решение задачи

Нахождение частного

Решение уравнения

Итог







+ все сделал правильно

+/- сделал сам, но допустил ошибки

- решил с помощью

Посчитайте количество плюсов и выставите оценку:

оценка «5» - 5 плюсов, без минусов.

оценка «4» - 4, 5 плюсов с минусом.

оценка «3» - 3 плюса.


Оценочный лист:

5 класс

Девиз клуба (решение примеров)

Математическая цепочка

Решение задачи

Нахождение частного

Решение уравнения

Итог







+ все сделал правильно

+/- сделал сам, но допустил ошибки

- решил с помощью

Посчитайте количество плюсов и выставите оценку:

оценка «5» - 5 плюсов, без минусов.

оценка «4» - 4, 5 плюсов с минусом.

оценка «3» - 3 плюса.


Оценочный лист:

5 класс

Девиз клуба (решение примеров)

Математическая цепочка

Решение задачи

Нахождение частного

Решение уравнения

Итог







+ все сделал правильно

+/- сделал сам, но допустил ошибки

- решил с помощью

Посчитайте количество плюсов и выставите оценку:

оценка «5» - 5 плюсов, без минусов.

оценка «4» - 4, 5 плюсов с минусом.

оценка «3» - 3 плюса.


Оценочный лист:

5 класс

Девиз клуба (решение примеров)

Математическая цепочка

Решение задачи

Нахождение частного

Решение уравнения

Итог







+ все сделал правильно

+/- сделал сам, но допустил ошибки

- решил с помощью

Посчитайте количество плюсов и выставите оценку:

оценка «5» - 5 плюсов, без минусов.

оценка «4» - 4, 5 плюсов с минусом.

оценка «3» - 3 плюса.



В

М

Е

С

Т

Е

М

Ы

С

И

Л

А

Оценочный лист:

5 класс

Девиз клуба (решение примеров)

Математическая цепочка

Решение задачи

Нахождение частного

Решение уравнения

Итог







+ все сделал правильно

+/- сделал сам, но допустил ошибки

- решил с помощью

Посчитайте количество плюсов и выставите оценку:

оценка «5» - 5 плюсов, без минусов.

оценка «4» - 4, 5 плюсов с минусом.

оценка «3» - 3 плюса.



Оценочный лист:

5 класс

Девиз клуба (решение примеров)

Математическая цепочка

Решение задачи

Нахождение частного

Решение уравнения

Итог







+ все сделал правильно

+/- сделал сам, но допустил ошибки

- решил с помощью

Посчитайте количество плюсов и выставите оценку:

оценка «5» - 5 плюсов, без минусов.

оценка «4» - 4, 5 плюсов с минусом.

оценка «3» - 3 плюса.



300:6=

12*30=

200:5=

25*2=

40*8=

13*3=

100:25=

400:1=

16*4=

560:7=

104:2=

540:9=



t1667671589af.gif

t1667671589ag.png

t1667671589ah.gif

t1667671589ai.gif

t1667671589aj.gif

t1667671589ak.gif





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации