Конспект урока математики в 3 классе по теме: "Доли. Сравнение и определение долей"

0
0
Материал опубликован 11 April

Гузеева Елена Александровна,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория,

педагогический стаж 14 лет

МБОУ "Сибирская СОШ №1"

Омская область, Омский муниципальный район, п.Ростовка


Технологическая карта урока математики в 3 классе

по теме "Доли. Сравнение и определение долей"



Класс: 3 класс

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок открытия нового знания

Форма организации учебной деятельности: групповая, парная, индивидуальная

Планируемые результаты:

Личностные: создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу; формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать свои мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем, договариваться и приходить к общему решению в ходе индивидуальной и групповой работы; отвечать на вопросы, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные: понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.

Предметные: понимать, что такое доля, уметь называть записывать , сравнивать, образовывать доли, знать таблицу умножения.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, аудиозаписи, магнитная доска, карточки в «Блокноте Успеха» для групповой работы и для парной работы, модели, оценочные листы (робот с фонариками), сигнальные карточки (дольки торта, детали робота), инструкция, «Блокнот Успеха», конструктор «ТИКО», клей, ножницы, цветные карандаши, карточки с QR-кодами, мобильное устройство.

Цели урока обоснованы Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, соответствуют необходимому уровню знаний и умений учащихся. При проведении урока цели были достигнуты.

Цель: Формировать понятие доли, научить называть, находить долю величины и сравнивать величины, выраженные долями, через моделирование практической ситуации.



Этапы урока/ учебная ситуация

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Планируемые результаты:

Организационный момент

Организация рабочего места, управление действиями обучающихся по достижению планируемых результатов

Проверяют готовность к уроку; настрой на урок

РУУД (контроль, взаимоконтроль, самоконтроль)

Эмоциональный настрой

Добрый день, ребята. Девиз нашего урока

«С малой удачи начинается большой успех»

(создаёт ситуацию успеха)

Пусть на уроке Вам помогут ваша сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

Слушают, определяют цель и способ действия

Осознание необходимости получения новых знаний

Ваши ожидания


Мотивирование на учебную деятельность







Актуализация знаний



































Постановка проблемы

Обратите внимание, у каждого из вас на парте лежит «Блокнот Успеха». В нём вы будете делать заметки, выполнять задания и оценивать свою работу.



Для того чтобы узнать, кто будет сопровождать нас на уроке, вам необходимо разгадать ребус.


Да, ребята, это робот. Он будет вашим помощником.


Вы хотите узнать, как выглядит робот?


Соберем робота-помощника из деталей .


Возьмите конверт, разложите перед собой 12 деталей.


Я показываю математическое выражение, вы выбираете деталь с ответом.


Проверим, правильно ли вы собрали робота. Посмотрите, такой ли робот у вас получился?


Какие знания вам пригодились, чтобы правильно собрать детали робота?


Ребята, мы сейчас сконструировали робота. А вы знаете, люди какой профессии конструируют и программируют роботов?


Давайте приклеим робота в «Блокнот Успеха» Работаем аккуратно правильно и быстро.


На подставке у робота вы видите фонарики, они белые. После каждого этапа урока оцените свою работу с помощью «фонарика».


По критериям (обратите внимание они у вас есть в «Блокнот Успеха» (зачитать):


ЗЕЛЕНЫЙ - ЗНАЮ! УМЕЮ! МОГУ ПОМОЧЬ ДРУГОМУ!

ЖЕЛТЫЙ - Знаю! Умею! Но иногда допускаю ошибки.

КРАСНЫЙ - Испытываю затруднение. Нужна помощь.


Если вы внимательно рассмотрите детали робота, то сможете прочитать слово.


Какое слово получилось ?






Разгадывают ребус (на слайде презентации)







Считают , выбирают выкладывают детали, работают самостоятельно




Сопоставляют результат своего труда с образцом на доске



Таблица умножения, деления

Порядок выполнения действий


(Робототехника, инженер, программист)




Приклеивают детали в «Блокнот Успеха», оценивают свою работу по критериям







ДОЛИ

Метапредметные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществлять синтез как составление целого из частей (ПУУД); оценивать правильность выполнения действия (РУУД)

КУУД


Выявление места и причины затруднения










Совместное целеполага

ние


Тема нашего урока «Доли»


Кто знает, что такое ДОЛИ?

Предположите что такое доля?

Где встречались со словом доли в жизни?


Откройте «Блокнот Успеха», запишите число ….. и тему нашего урока «Доли»


Исходя из темы урока, определите цель урока:

Узнать, что такое доли


Чтобы достичь цели, какие задачи поставим перед собой?


Узнать, что такое доли

Научиться определять доли

Научиться сравнивать доли

Научиться образовывать доли


Насколько успешно справится каждый из вас с данными задачами, покажет робот-помощник.





Дают ответы


Записывают
















Личностные: учебно-познавательный интерес к учебному материалу;


Введение в новую тему






Открытие новых знаний

Слово учителя:

В математике слово ДОЛИ - каждая из равных частей целого

Запишите в «Блокнот Успеха».


Пиццу разделили на 2 равные части, или на две половины.

Можно сказать, что половина пиццы - это одна вторая доля пиццы, т.е. одну взяли из двух.


В математике записывается так: 1\2

Это на сколько частей поделили

1 - сколько частей взяли


Отметим доли пиццы в «Блокнот Успеха»


Продолжим…

На сколько долей разделили вторую пиццу?

Как назвать одну долю этой пиццы?

Две доли пиццы?


В математике записывается так: 2\4


Третью пиццу разрезали на восемь равных частей. - Как по-другому сказать, используя новое математическое понятие?

-Как назвать одну долю пиццы?

-Три доли пиццы?


С каким новым понятием мы познакомились, выполняя данное задание?

Что такое доля?


Как вы думаете, где и кому могут пригодиться эти знания?


А вы знаете, как нызывают повара, который готовит пиццу?  Пиццайоло или пиццмейкер.


Оцените свою работу на первом фонарике робота-помощника



Совместная деятельность учителя и обучающихся











Отмечают в «Блокнот Успеха»


На 4

Одна четвертая

Две четвертых



На 8 долей


Одна восьмая


Три восьмых



Доля


Каждая из равных частей


(поварам, кондитерам...



Оценивают свою работу (раскрашивают первый фонарик)

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы (РУУД);

строить речевое высказывание в устной и письменной форме, основам смыслового чтения, осуществлять подведение под понятие (ПУУД); учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, обосновывать свою позицию (КУУД)

Первичное закрепление























ФИЗМИНУТКА

Переходим ко 2 задаче.


Чтобы научиться определять доли, найдите в «Блокнот Успеха» задание №2


Ваша задача закрасить цветными карандашами заданную долю.

(Два человека работают на РЭШ)


(Спасибо тем ребятам, которые следят за осанкой и сидят ровно)


Проверим по образцу.


Чему научились на этом этапе?


В какой жизненной ситуации могут пригодиться эти знания?


Как вы думаете, в какой профессии люди определяют доли и делят на доли?


Я предлагаю вам оценить свои знания на втором фонарике робота-помощника.



Робот приглашает Вас на ФИЗМИНУТКУ



Выполняют работу самостоятельно






Проверка







Отвечают на вопросы и Оценивают свою работу




Выполняют физминутку

Личностные, Метапредметные: РУУД, ПУУД







Личностные: установка на здоровый образ жизни

Работа в паре

Будем учиться сравнивать доли на следующем этапе урока.


На парте у Вас две ленточки. Договоритесь в паре, кто с какой ленточкой будет работать.


Выполните работу по инструкции, которая записана в «Блокнот Успеха»

Ознакомьтесь с инструкцией, у кого возникнут вопросы, поднимите руку.


Красная - Сложи ленточку пополам и разрежь на 2 доли

синяя - сложи ленточку пополам и еще раз пополам и разрежь на 4 доли.

Используя метод наложения, сравните полученные доли.


ВЫВОД: Одна вторая доля больше, чем одна четвертая доля.


Чем больше долей, тем меньше одна доля


Одинаковые ленты у вас были?

На сколько долей поделили красную ленту? Синюю?

Одинаковые полоски\доли полосок получились?

У кого полоски получились длиннее?


Каким методом сравнения вы пользовались?


Чему научились, выполняя это задание? Какой вывод можно сделать?


Люди какой профессии используют эти знания?


Давайте оценим свои знания на третьем фонарике робота-помощника.









Работют по инструкции















Да

Красную на2, синюю на 4

Нет

Красные


Наложением


Сравнивать доли

Чем больше долей, тем меньше одна доля

Швеи, ...


Оценивают свои знания

Личностные, Метапредметные: РУУД, ПУУД

Работа в группе

Чтобы выполнить 4 задачу.

Предлагаю вам попробовать себя в роли дизайнера. Вы знаете, чем занимаются дизайнеры?


Робот -помощник предлагает вам решить практическую задачу,

Просит вас смоделировать коврик с помощью конструктора «ТИКО»


Коврики могут быть разной формы: круглые, квадратные, прямоугольные.


Из предложенных геометрических фигур смоделируйте коврики. Соберите коврик из 12 частей.


Результат своей работы вы должны представить в виде модели.


Работа в группе, соблюдая правила дружной работы. Повторим правила работы в группе (на доске памятка)


Ребята, покажите свои результаты

Сколько долей вашего коврика составляет ЗЕЛЕНЫЙ цвет? Назовите долю.

Какие знание и умения пригодились при выполнении этого задания?


Где пригодятся в жизни эти знания?


Оцените свою работу на четвертом фонарике робота -помощника.


Работа в группах. Распределяют роли в группе. Правила работы в группе.(1. Уважительно относись к товарищам; 2. Умей выслушать 3.Не согласен - предлагай 4. Активно сотрудничай)

Моделируют, решают проблему



Представляют свои работы, отвечая на вопросы по плану





Оценивают работу в «Блокноте Успеха»

Личностные: позиция принятия «хорошего ученика»;

Метапредметные: РУУД, ПУУД, КУУД

Итог урока

Этап рефлексии учебной деятельности

Проверка знаний. Предлагаю вам ответить на вопросы, используя сервис Рlickers


Возьмите карточки с QR-кодами. На карточках указан ваш индивидуальный номер. Каждая сторона фигуры обозначена буквами А,B,C,D. Буква с правильным ответом должна быть наверху.


Вопросы:

Что такое доли?

А) часть предмета

Б) каждая из равных частей целого

С) половина

Д) кусочек чего- либо

На сколько долей разделено яблоко

А) 5

Б) 2

С) 4

Д) 3

Какая доля круга закрашена?

А) четыре восьмых

Б) три пятых

С)пять девятых

Д) пять восьмых


Оцените результат своей работы на пятом фонарике робота- помощника согласно ответам на вопросы.


Какой была тема урока?

Какую цель перед собой ставили?


В качестве результата своей работы показывают роботов-помощников.









Отвечают на вопросы при помощи карточек с QR-кодами














Оценивание



Называют тему.

Узнать, что такое доли


Показывают робота с раскрашенными фонариками

Личностные, Метапредметные: РУУД, ПУУД, умения применять новые знания, правила, способы деятельности.

Рефлексия эмоциональной стороны














Домашнее задание

(вариативно)

В завершении нашего урока предлагаю составить праздничный торт для нашего жюри


У вас на партах три разноцветных кусочка торта

Если вам на уроке было все понятно и урок понравился, выберите торт с малиновым вареньем

Если у вас были затруднения и не все понятно - с персиковым кремом

Если вам было трудно и неинтересно - лимонный кусочек торта


Робот- помощник приготовил вам в качестве подарка угощенье, которое можно разделить на дольки.


ДЗ: 1.узнать, сколько долек в вашем мандарине

2. учебник с.92 №2 (2)

3. Составить задачу на определение доли

Работают с оценочными листами, оценивают полученные результаты.

С помощью оценочных листов рассказывают о том, что на уроке получилось, а над чем еще нужно поработать, комментируют и корректируют ответы.


Записывают домашнее задание

Личностные, Метапредметные: РУУД, ПУУД, КУУД


Осуществляют самооценку.

Формулируют конечный результат своей работы, называют основные позиции нового материала, его усвоение.


презентация Доли.Сравнение долейPPTX / 13.4 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.