Открытый урок по математике в 3 классе «Доля. Сравнение долей»
Открытый урок в 3 классе.
Тема урока: Доля. Сравнение долей.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: первичное знакомство с понятием «Доля», учить называть, записывать, сравнивать доли; закреплять знание таблицы умножения.
Формирование УУД (универсальных учебных действий):
познавательные: УУД - формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;
регулятивные: УУД - развивать умение ставить цели, выдвигать гипотезы, определять методы достижения цели, контролировать и оценивать деятельность;
личностные УУД: развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников.
коммуникативные УУД: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины, воспитание понимания самоценности и значимости окружающих.
Оборудование:
Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник М.И.Моро «Математика» 3 класс.
Для учащихся: учебник М.И.Моро «Математика» 3 класс, круги, квадраты из цветной бумаги, ножницы, линейка, карандаш.
Организационный момент.
У- Один мудрец сказал: «Не для школы, а для жизни учимся!»
-А вы для чего учите такую сложную науку математика?
-(Ответы детей)
-Сегодня на уроке вы узнаете, что знания математики нам нужны в реальной жизни и будете с успехом их применять.
Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли.
Ну а сейчас закройте глаза и представьте себя на конец урока. Если вы выполните все задания, справитесь с трудностями, то что может произойти?
Меня будут хвалить.
Приятно будет вам? А вашим родителям?
Для 2. Актуализация знаний.
Форма работы: устная фронтальная, письменная
а)Математический диктант ( сигнальные карточки)
1.Произведение чисел 5 и 8
2.Частное чисел 32 и 4
3.6 увеличить в 4 раза,
4.42 уменьшить в 7 раз.
5. 55 увеличить на 12
6. 6 разделить на 6,
7.8 умножить на 0
На сколько больше число 54, чем 6
Во сколько раз число 5 меньше чем 20
Листы самооценки заполнить.
Постановка проблемной ситуации.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; постановка вопросов;
Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.
- Прочитайте числа, которые записаны на доске:
16 28 1/6 78 1/9 65 34 1/3 15
- Возникли ли у вас трудности при прочтении данных чисел?
(Да, мы не можем прочитать некоторые числа).
- Почему вы не смогли прочитать данные числа?
(Мы не знаем, как они читаются)
- Вы хотите узнать, что это за числа и как они читаются?
(Да)
Самоопределение темы урока. Знакомство с новой темой.
Регулятивные УУД: принятие познавательной цели
- Давайте узнаем. Решите примеры.
Примеры записаны на карточках. Дети выходят, решают пример, если правильно решили - переворачивают карточку. На обратной стороне написан ответ и буква.
( Приложение 2)
8 х 4 = 9 х 7 = 82 – 35 = 39 +28 =
- Каждому ответу соответствует буква:
47 32 67 63
Л и д о
- Поставьте эти числа в порядке убывания.
- Какое слово составили из данных букв? (доли)
Это и будет нашей темой урока.
-Что такое доли?
-(ответы детей)
-Какие задачи поставим перед собой на данный урок? (узнать что такое доли, как находить их, как читать их)
На доску, после ответов детей, повесить план работы на уроке. Продолжите фразы.
(Приложение 3)
Узнать…
Находить…
Читать…
Сравнивать …
5.Физкультминутка.
Личностные УУД:
Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Встали прямо, ноги вместе,
Хлопнем пару раз в ладошки
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши - ветки.
Покачаем ими дружно,
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
6.Объяснение нового материала.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации Личностные УУД: развитие познавательных интересов
Коммуникативные УУД : строить диалог, выслушивать других уч-ся.
(Приложение 6)
– У вас на партах лежат бумажные пиццы.
– Разрежьте пополам.
– Сколько равных частей получили? (2)
– Итак, мы разделили пополам, т.е. на две равные части.
- Покажите одну часть
– Как они называется? (Половинка)
– Можно сказать, что половина пиццы – это одна вторая доля .
- А записывают это так: 1/2
- Покажите ещё раз одну долю. Что такое доля?
– Доля – это часть целого.
– Теперь возьмите квадратный кусок ткани, согните пополам. Сложите ещё пополам.
– Разверните. Сколько теперь равных частей получили? (4)
– Разрежьте и покажите мне ¼ часть квадрата.
– А записывают это так: 1/4 .
- А теперь посмотрите на числа, которые читали в начале урока. Кто сможет прочитать? (читают дети)
7.Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
Личностные УУД:
-Посмотрите на слайд, следите за предметами.
8.Работа по учебнику.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации
( Приложение 6)– Откройте учебник на с.92 и прочтите текст рядом с красной строкой.
- О чем говорится?(о яблоке)
- Яблоко это что? (фрукт)
-А какой еще фрукт знаешь? (апельсин, мандарин, киви, лимон)
-Сначала яблоко разделили на сколько частей? (2)
-А потом? (4)
-Теперь скажите ½ больше или ¼? (1/2)
-Кто сможет сделать вывод?
-Вывод: чем больше частей, тем доля меньше.
(Приложение 5)
-Найдите в учебнике №1
Форма работы: устная, коллективная, письменная.
-Кто может ответить на вопрос задачи? Почему так думаешь?
-А задание второе будем делать в тетради. Что должны сделать сначала, а потом?
1.Начертить
2.Разделить на 6 частей
3.Эти части делить на 2 равные части
4.Закрасить 12 часть квадрата.
-Теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.
-Найдите задание №5
-Один -у доски с объяснением, а остальные- на местах.
9. Закрепление изученного материала.
а)Работа с материалом учебника
- Откройте учебники на странице 93. Найдите задание 8. Будем работать парами. Какая пара будет готова, поднимут руки.
-Почему так думаете, объясните.
б) Работа в рабочей тетради с.66
11. Рефлексия. Самостоятельная работа.
(Приложение 4)
-У всех на партах лежит квадрат. Ваша задача разделить его на равные части так, чтобы можно было закрасить 1/9 часть.
-Теперь оцените себя. Понял ли ты тему урока?
12. Итог урока.
- Расскажите, что вам больше всего понравилось делать на уроке? Что вы узнали нового?
- Что такое доля? (часть целого)
-Чему научились на уроке?
-(делить на доли, записывать доли, сравнивать доли.
Какой вывод сделали?
( приложение 5)
-(Чем больше частей, тем доля меньше)
- Завтра мы еще поработаем с темой «Доли», чтобы лучше все усвоить и те, кто чего-то не понял, завтра обязательно поймут.
Приложение1
1/9 65 34 1/3
Приложение 2
8 ∙ 4 | 82 – 35 |
9 ∙ 7 | 39 +28 |
32 Д | 47 О |
63 Л | 67 И |
Приложение 3
Узнать что такое…
Находить …
Читать …
Сравнивать…
Приложение 4
Приложение 5
Заполни пропуски в предложениях, используя слова
«больше»
«меньше»
Чем ……………долей, тем ……………. каждая доля.
Приложение 6
«Не для школы,
а для жизни учимся!»
Самоанализ урока по математике в 3 классе.
Урок проведен в 3 классе, согласно календарно-тематическому планированию. Тема урока «Доля», раздел «Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление»
Цель урока: первичное знакомство с понятием «Доля», учить называть, записывать, сравнивать доли; закреплять знание таблицы умножения.
Формирование УУД (универсальных учебных действий):
познавательные: УУД - формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;
регулятивные: УУД - развивать умение ставить цели, выдвигать гипотезы, определять методы достижения цели, контролировать и оценивать деятельность;
личностные УУД: развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников.
коммуникативные УУД: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины, воспитание понимания самоценности и значимости окружающих.
Урок проведен в 3 классе, согласно календарно тематическому планированию. Тема урока «Доли». Раздел «Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление».
По типу- это урок открытия нового знания, при использовании технологии проблемно – диалогической технологии. Открывает знания в процессе самостоятельной исследовательской деятельности с помощью учителя.
Были выбраны следующие формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная. Использован раздаточный материал. На уроке были учтены психологические и возрастные особенности учащихся. на всех этапах урок ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельности, деятельность исследовательского характера. Прослеживалась связь с окружающим миром.
Этапы были взаимосвязаны, чередовались различные виды деятельности. Теоретические действия подкреплялись практическими. Учебный материал работал на организацию посильного исследования, их жизненному опыту. Учебное время использовано рационально.
Структура урока соответствует требованиям ФГОС.