Конспект урока математики для обучающихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями «Вычитание в пределах 3»
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 3 Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект урока учебного предмета:
«Математика»
На тему: «Вычитание в пределах 3».
для обучающихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями
подготовила и провела:
Мартынова Е.В.
2021 год
Цель: формировать умение учащихся составлять и решать примеры и задачи на вычитание в пределах 3 на основе практических действий и наглядного материала.
Задачи:
Образовательные:
формировать умение составлять, читать и решать примеры на вычитание в пределах 3 доступным учащемуся способом; отрабатывать вычислительные навыки при решении примеров на вычитание; закреплять знания прямого и обратного счёта в пределах 5; закреплять умений решать задачи на нахождение остатка на основе практических действий и наглядного материала.
Коррекционно-развивающие:
корригировать наглядно-образное мышление; развивать математическую речь на основе правильного чтения примеров; зрительное и слуховое восприятие; навыки самоконтроля, мелкую моторику; пространственное представление при записи числа, задачи, примеров в тетради.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, дисциплинированность, аккуратность, самостоятельность.
Здоровьесберегающие: сохранять и поддерживать здоровье учащихся на уроке путем общеукрепляющих упражнений; предупреждать мышечное переутомление и напряжение в области глаз; создать условия для комфортного состояния учеников в соответствии с требованиями СанПиН.
Материалы и оборудование:
для учителя: Т.В. Алышева «Математика» (1 класс) для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы - М.: Просвещение, 2018 (ФГОС ОВЗ); примеры, сказочные герои, схема задачи.
для учащихся: числовой ряд, карточки с цифрами, геометрические фигуры – круги, учебник, тетрадь, ручки, карандаши.
Межпредметные связи: связь с предметом «Мир природы и человека», ритмика, русский язык.
Методы (по источнику информации):
словесные: объяснение учителя, беседа, ответы учащихся на вопросы.
практические: составление и решение примеров с использованием наглядного материала, работа по числовому ряду; письмо цифр.
наглядные: геометрические фигуры, карточки с примерами, цифры, числовой ряд, адаптация задачи.
ИКТ: видеофильм - физминутка
Формы и методы контроля:
По вопросам, по результатам практической работы, по результатам работы в тетрадях.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Коррекционная работа |
I. Организационный момент. | |||
| - Ребята, прозвенел звонок, начинается урок. - К нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними. - Здравствуйте гости. - Проверьте, у всех ли на парте есть учебник, тетрадь, ручки, карандаши, числовые ряды, корзинка с цифрами и геометрическими фигурами. - Сядьте правильно. Руки? На месте! Ноги? Вместе. Локти? У края. Спина? Прямая. | Встают у парт, приветствуют учителя. Выполняют задание учителя, проверяют готовность уроку. | Коррекция коммуникативных навыков. Создание эмоционального настроя на работу, привлечение внимания. |
II. Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели и задачи. | |||
| - Начинаем урок математики. Ребенок с РАС: - ….., покажи на карточке урок математики. - Чему учимся на уроке математики? - Где нам могут пригодится эти знания? - Ребята, а вы любите сказки? - А какие сказки вы знаете? - Сегодня на уроке математики мы отправимся в путешествие по сказке. Но это не простая сказка, а математическая, где мы будем решать примеры и задачу на вычитание в пределах 3, в этой сказке все необычно. Путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому нужно брать с собой друзей. А вот кого мы возьмём в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку. Из муки его слепили, - Кто мне поможет в рассказывании сказки? - Жили-были дед да баба. Испекла однажды бабушка колобок. Положила она его на лавку остужаться, а он прыг на окно, с окна на завалинку, с завалинки на травку, да и покатился по двору. Дед с бабкой кинулись к окну, а колобка то нет! Погоревали они и пошли по дорогам колобка искать. А колобок катится себе по дороге, а на встречу ему… - Кто это? Конечно же Заяц! Говорит Заяц Колобку: - Колобок, Колобок! Я тебя съем! - Не ешь меня – говорит Колобок, - я тебе песенку спою. - Знаю я твою песенку! Я и сам могу ее спеть, лучше расскажи мне какое сегодня число и день недели. - Ребята, давайте мы поможем Колобку. Работа в классном уголке (1 ученик- дежурный) - Скажите, а в какое врем года сегодня на улице? - Какой сегодня месяц? - Какой он по счёту осенний месяц? - Какое сегодня число? - Какой день недели сегодня? - Обрадовался Заяц, что узнал число, месяц и день недели и побежал сообщить об этом зайчихе. Он прощается с вами и с Колобком, помашите ему рукой. «Спасибо вам, ребята!» – сказал Колобок и покатился дальше. | Ребенок с РАС: пиктограмма предмета «математика» + считать, решать задачи и примеры. + в магазине, чтобы делать покупки. Ответы детей + Колобок! Работа в классном уголке (1 ученик) + осень + ноябрь + 3 + 24 ноября + среда | Развитие слухового и зрительного восприятия и внимания, активизация словаря, развитие познавательного интереса. Положительный настрой на работу. Понимание и усвоение учебной задачи. |
| Гимнастика для глаз - Проследим глазами, как покатился Колобок по дорожке. | Ребенок с РАС: пиктограмма «физминутка». Выполняют движения под музыку | Здоровьесбережение, профилактика нарушений осанки и зрения; снятие статического напряжения, развитие общей моторики, коррекция движений. Использование ИКТ |
III. | Актуализация знаний | | |
| Устный счёт. Работа по числовому ряду. Фронтальная работа. Катится, катится и вдруг видит, а на встречу ему …. Волк. - Колобок, Колобок! Я тебя съем! - Не ешь меня – говорит колобок, - я тебе песенку спою. - Знаю я твою песенку! Лучше научи меня считать. - А Колобок отвечает, «Я тебе помогу, посчитаю, как смогу, но могу ошибиться». Ребята, помогите правильно посчитать до 5. Счет прямой и обратный 1-5 по числовому ряду. - Что у меня на доске? + цифры - Правильно ли они расставлены? - Как нужно расставить цифры? + По порядку - ….., иди и расставь цифры по порядку. - Правильно …. расставила цифры? - Можно ли это назвать числовым рядом? Почему? - Выложите у себя на парте такой же числовой ряд. 2) Счет прямой и обратный Счет прямой: хором - А сейчас давайте посчитаем от 1 до 5. - ….., посчитай по своему числовому ряду от 1 до 5. - ….., посчитай ты по своему ряду от 1 до 5. Счет обратный: хором - А сейчас посчитаем хором в обратном порядке от 5 до 1. - ….., иди к доске и посчитай ты от 5 до 1. - …., посчитай по своему числовому ряду от 5 до 1. - Покажите, какое первое число в вашем числовом ряду? - Покажите самое последнее число в вашем числовом ряду. 3) Следующее число - Поставьте палец на число 4 в своем числовом ряду. - Покажите, какие число следует за ним при свете? - ….., какое число следует при счете за числом 4? - Поставьте палец на число 2 в своем числовом ряду. - Покажите, какие число следует за ним при свете? - ….., какое число следует при счете за числом 2? 4) Предыдущее число - Поставьте палец на число 5 в своем числовом ряду. - Покажите, какие число, которое предшествует числу 5? - …., какое число предшествует числу 5? - Поставьте палец на число 3 в своем числовом ряду. - Покажите, какие число, которое предшествует числу 3? - …., какое число предшествует числу 3? 5) «Соседи» числа - Поставьте палец на число 4 в своем числовом ряду. - ……., назови «соседей» сила 4? - Поставьте палец на число 2 в своем числовом ряду. - ….., назови «соседей» сила 2? - Молодцы. Хорошо поработали. Сложите карточки с числами в корзинки. | Ребенок с РАС: пиктограмма «смотри», «слушай», «работа с цифрами» Дети располагают цифры самостоятельно Выполняют инструкции учителя Находят и показывают цифру самостоятельно, с помощью учителя. Выполняют инструкции учителя Отвечают на вопросы | Развитие зрительного и слухового внимания, зрительной памяти. Коррекция и развитие речи (добиваюсь полных ответов) Коррекция памяти (выяснение степени усвоения материала предыдущих уроков) |
IV. | Основной этап. | | |
| Запись числа в тетради. - Обрадовался Волк, что считать научился, но вот писать числа не умеет и попросил помочь ему записать число. Ребята, а мы поможем Колобку? - Давайте тогда откроем тетради. Пальчиковая гимнастика (плакат) - Чтобы красиво писать, что нужно сделать в начале урока? - Правильно, надо подготовить руки Вспомним правила посадки при письме. - Тетрадь откройте и положите наискосок. Левая рука придерживает тетрадь. Возьмите ручку, поставьте руку на локоть. - Сколько клеток нужно пропустить? (4 клетки) - У нас записано число – 24 ноября. | Дети смотрят на плакат. Выполнение пальчиковой гимнастики
Дети повторяют. | Здоровьесбережение, развитие мелкой моторики, коррекция движений. Контроль посадки за партами, сохранение осанки.
|
2) Минутка чистописания. - У Волка есть число, которое он хочет научиться писать. Догадайтесь, какое число мы сейчас напишем. Это число следует при счете за числом 2. (3) - Это число однозначное, потому что в его записи одна цифра. - Сколько клеток нам потребуется для записи числа 3? - Кто запишет число 3 на доске? - Запишите число 3 в тетради красиво. - Попрощайтесь с Волком, помашите ему рукой. «Спасибо вам, ребята!» – сказал Колобок и покатился дальше. | Дети угадывают число, отвечают на вопросы, упражняются в написании числа 3. Один человек выходит к доске, записывает число 3 | Развитие слухового и зрительного восприятия и внимания. Развитие пространственной ориентации в тетради. Развитие мелкой моторики рук. Индивидуальные задания: Л.и В. – нахождение числа 2. Н. – обведение по точкам геометрических фигур – прямоугольник. | |
5) Работа над задачей. | | | |
Вспомним правила посадки при письме (плакат). Катится-катится, а на встречу ему… Медведь. - Колобок, Колобок! Я тебя съем! - Не ешь меня – говорит колобок, - я тебе песенку спою. - Не то у меня сегодня настроение, чтобы песни слушать. - А что у тебя случилось, Косолапый? Что такой грустный? – спросил Колобок. - Задача у меня есть, никак не могу ее решить. Поможешь мне – отпущу тебя. - Поможем Колобку решить задачу? - Откройте учебник по закладке. Это страница 80 № 74. - Рассмотрите картинки. Кто на них изображен? - Про кого будет задача? - Сколько девочек на первой картинке? - Что случилось на 2 картинке? - Девочек стало больше или меньше? - Нужно узнать, сколько осталось девочек? - Составим задачу. Рассказывание учителем задачи Рассказывание задачи учеником Задача: На скамейке сидели 3 девочки. Одна девочка ушла. Сколько девочек осталось на скамейке? - О ком говорится в задаче? - Что делали девочки? - Сколько девочек сидело на скамейке сначала? - Что потом сделала девочка? - Сколько девочек ушло? - Что надо узнать в задаче? - Давайте запишем условие задачи с помощью кругов. - Сколько девочек сидело на скамейке сначала? - Сколько кругов нарисуем? - Почему нарисовали 3 круга? - Что потом сделала девочка? - Сколько девочек ушло? - Что сделаем с одним кругом? - Что надо узнать в задаче? Работа по краткой записи. - Что обозначает 3 круга? - Что обозначает зачеркнутый круг? - Что надо узнать в задаче? - Как будем решать задачу? - Почему вычесть? - В…, иди и запиши решение задачи. - Ответили мы на вопрос задачи? | Ребенок с РАС: пиктограмма «смотри», «слушай», «решай» + девочки + 3 + 1 девочка ушла + меньше + о девочках + сидели на скамейке + 3 + ушла + 1 + Сколько осталось девочек? + 3 + 3 + потому что было 3 девочки. + девочка ушла + одна девочка ушла + зачеркнем + Сколько осталось девочек? + было 3 девочки + одна девочка ушла + Сколько осталось девочек? + вычитанием + потому что девочка ушла, их стало меньше | Развитие слухового и зрительного внимания, развитие навыка понимания услышанного, Развитие мыслительной деятельности (анализа, синтеза, обобщение, сравнение). Развитие зрительного и слухового восприятия, развитие наглядно-действенного мышления. Развитие словестно-логического мышления. Индивидуальные задания: Л. и В.– письмо цифры 2. Н.– закрашивание прямоугольников. Развитие словестно-логического мышления. Развитие мелкой моторики, пространственной ориентации в тетради. | |
| 4) Физкультминутка ИКТ - Рад Медведь, что вы помогли ему задачу решить и предлагает вместе отдохнуть. Выполняют движения под музыку - Молодцы! Медведь отпустил Колобка. Он прощается с вами и с Колобком, помашите ему рукой. «Спасибо вам, ребята!» – сказал Колобок и покатился дальше. | Ребенок с РАС: пиктограмма «физминутка». Выполняют движения под музыку | Здоровьесбережение, профилактика нарушений осанки и зрения; снятие статического напряжения, развитие общей моторики, коррекция движений. Использование ИКТ |
VI. Самостоятельная работа. | |||
| Вспомним правила посадки при письме (плакат). - Сядьте правильно. Ноги поставьте на пол. Спинку стула прижмите к спине. Между грудью и партой будет проходить кулачок. Решение примеров. (Дифференцированные задания) Покатился колобок дальше. Катится-катится, а на встречу… Лиса. Говорит Лиса Колобку: - Колобок, Колобок! Я тебя съем! - Не ешь меня – говорит Колобок,- я тебе песенку спою. - Ну, хорошо, - согласилась Лиса – Только сначала помоги мне решить примеры. - Ребята, ну что поможем Колобку решить пример? - Давайте запишем примеры в тетрадь и решим их. Составление примера. - Ребята, напомню, что сегодня мы будем решать примеры на вычитание. А если я говорю о вычитании, то какой математический знак нам в этом поможет? (показываю «+»,«-». Дети называют знак «минус». Вывешиваю его на доску.) - Найдите у себя знак «-», положите на край парты. - Когда мы решаем примеры, то нам еще один знак нужен. Кто скажет, что это за знак? (=) - Покажите знак «=». - Положите его на край парты. - Посмотрите, что принесла с собой Лиса. Сейчас мы будем составлять примеры. Для этого задания нам потребуются геометрические фигуры, которые у вас в корзинке. - Возьмите круги. - Какого цвета у тебя круги? (спросить 2-3 чел.) - ….., иди к доске. А остальные ребята будут выполнять у себя на парте. - Возьмите 3 круга. - Какого цвета треугольники ты взяла? - ….. выложи их на доске, а все остальные у себя на парте. - Сколько кругов положили? - Какой цифрой обозначим? - Покажите цифру 3 в числовом ряду. - Выставь цифру 3 на доске, а вы положите на парте. - Уберите 1 круг. - Сколько кругов убрали? - Какой цифрой обозначим? - Покажите цифру 1 в числовом ряду. - Выставь ее на доске, а вы положите на парте. - Сколько стало кругов? Посчитаем. - Как получили 2? + Было 3 круга, потом я убрала 1 круг, стало 2 круга. - Фигур стало больше или меньше? - Значит, каким действием будем решать пример? + вычитанием - Какой математический знак нам в этом поможет? - …., что мы составили? - Какой пример получился. Прочитаем его хором. + 3 минус 1 получится 2. - ….., прочитай пример. - Сложите геометрические фигуры и цифры в корзинки. Стр. 82 № 79 - Переплесните страницу учебника. Это страница 82, № 79. Решим примеры. - Прочитаем 1 пример хором. - Запишем его в тетрадь, а я на доске. (вывешивается на доску) - Из какого числа будем вычитать? - Найдите на числовой прямой число 2. - Какой знак в примере? - В какую сторону нам нужно двигаться, если мы хотим вычесть? - Сколько шагов нам нужно сделать влево, если мы хотим вычесть? (показ указкой) - Сделаем 1 шаг влево, нарисуем стрелку. - Какое число получили? - Запишем его в решение примера. - Значит из 2 вычесть 1 сколько получится? - Прочитаем пример хором. - Прочитаем 2 пример хором. - ……., иди его к доске решать. - Запишем его в тетрадь, а …..на доске. - Из какого числа будем вычитать? - Найдите на числовой прямой число 3. - Какой знак в примере? - В какую сторону нам нужно двигаться, если мы хотим вычесть? - Сколько шагов нам нужно сделать влево, если мы хотим вычесть? - Сделаем 1 шаг влево, нарисуем стрелку. - Какое число получили? - Запишем его в решение примера. - Значит из 3 вычесть 1 сколько получится? - Прочитаем пример хором. Далее аналогично - Решили мы Лиса задание, отпускай Колобка. А Лиса то хитрая не хочет Колобка отпускать! Говорит: - Колобок вкусный аппетитный, я сама его съем! И хотела было лиса съесть колобка, вдруг видит дед с бабкой идут. Испугалась Лиса и убежала. Обрадовались дед с бабой, что нашли Колобка, взяли его и отнесли домой. И никогда Колобок больше не убегал из дома. | + Лиса Выполняют инструкции. Отвечают на вопросы. Дети читают и решают пример с помощью геометрических фигур. Дети сравнивают свои с образцом. Оценивают работу. + из 2 вычесть 1 + 2 + минус + влево + один + один + из 2 вычесть 1 получится 1. + из 3 вычесть 1 + из 3 вычесть 1 получится 2. | Развитие зрительного внимания, развитие мыслительных операций (сравнение, конкретизация) Развитие умения взаимодействовать при работе в парах. Индивидуальные задания: Л.и В., Н. – выполняют вместе с классом действия с геометрическими фигурами выкладывают пример из цифр. Индивидуальные задания: Л. и В.– раскрась столько предметов, сколько указано цифрой (2) Н.– закрашивание прямоугольников. Индивидуальные задания: Л. и В.– рисование бусинок в соответствии с цифрой. Н.– письмо прямых наколенных. |
VIII. | Заключительный этап. | | |
| 2. Итоги урока - Чему мы учились на уроке математики? - Какое задание вам показалось самым интересным? - Какое задание вызвало затруднение? - Где можно применить полученные сегодня знания? - Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились, спасли Колобка. Но я хочу спросить у вас, правильно ли поступил Колобок, что убежал из дома? - Как вести себя на улице? | + считали устно, решали примеры, решали задачу +… + …… + Полученные знания пригодятся нам при покупке продуктов в магазине. Мы уже умеем считать до 10, складывать и вычитать в пределах 3. | Развитие мышления, памяти, речи. Развитие смысловой памяти, усвоение поставленной задачи. |