12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Мартынова253
Россия, Костромская обл., Кострома
1

Конспект урока математики "Вычитание в пределах 3" для обучающихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями






Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 3 Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья»




Конспект урока учебного предмета:

«Математика»


На тему: «Вычитание в пределах 3».


для обучающихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями














подготовила и провела:

Мартынова Е.В.















2021 год

Цель: формировать умение учащихся составлять и решать примеры и задачи на вычитание в пределах 3 на основе практических действий и наглядного материала.

Задачи:

Образовательные:

формировать умение составлять, читать и решать примеры на вычитание в пределах 3 доступным учащемуся способом; отрабатывать вычислительные навыки при решении примеров на вычитание; закреплять знания прямого и обратного счёта в пределах 5; закреплять умений решать задачи на нахождение остатка на основе практических действий и наглядного материала.

Коррекционно-развивающие:

корригировать наглядно-образное мышление; развивать математическую речь на основе правильного чтения примеров; зрительное и слуховое восприятие; навыки самоконтроля, мелкую моторику; пространственное представление при записи числа, задачи, примеров в тетради.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, дисциплинированность, аккуратность, самостоятельность.

Здоровьесберегающие: сохранять и поддерживать здоровье учащихся на уроке путем общеукрепляющих упражнений; предупреждать мышечное переутомление и напряжение в области глаз; создать условия для комфортного состояния учеников в соответствии с требованиями СанПиН.

Материалы и оборудование:

для учителя: Т.В. Алышева «Математика» (1 класс) для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы - М.: Просвещение, 2018 (ФГОС ОВЗ); примеры, сказочные герои, схема задачи.

для учащихся: числовой ряд, карточки с цифрами, геометрические фигуры – круги, учебник, тетрадь, ручки, карандаши.

Межпредметные связи: связь с предметом «Мир природы и человека», ритмика, русский язык.

Методы (по источнику информации):

словесные: объяснение учителя, беседа, ответы учащихся на вопросы.

практические: составление и решение примеров с использованием наглядного материала, работа по числовому ряду; письмо цифр.

наглядные: геометрические фигуры, карточки с примерами, цифры, числовой ряд, адаптация задачи.

ИКТ: видеофильм - физминутка

Формы и методы контроля:

По вопросам, по результатам практической работы, по результатам работы в тетрадях.


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Коррекционная работа

I. Организационный момент.


- Ребята, прозвенел звонок, начинается урок.

- К нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

- Здравствуйте гости.

- Проверьте, у всех ли на парте есть учебник, тетрадь, ручки, карандаши, числовые ряды, корзинка с цифрами и геометрическими фигурами.


- Сядьте правильно.

Руки? На месте!

Ноги? Вместе.

Локти? У края.

Спина? Прямая.

Встают у парт, приветствуют учителя.



Выполняют задание учителя, проверяют готовность уроку.

Коррекция коммуникативных навыков. Создание эмоционального настроя на работу, привлечение внимания.
Коррекция эмоционально-волевой сферы.
Развитие самостоятельности, умения организовать свое рабочее место

II. Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели и задачи.


- Начинаем урок математики.

Ребенок с РАС:

- ….., покажи на карточке урок математики.

- Чему учимся на уроке математики?

- Где нам могут пригодится эти знания?

- Ребята, а вы любите сказки?

- А какие сказки вы знаете?

- Сегодня на уроке математики мы отправимся в путешествие по сказке. Но это не простая сказка, а математическая, где мы будем решать примеры и задачу на вычитание в пределах 3, в этой сказке все необычно. Путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому нужно брать с собой друзей. А вот кого мы возьмём в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку.

Из муки его слепили,
После в печку посадили,
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Кто же это?

- Кто мне поможет в рассказывании сказки?

- Жили-были дед да баба. Испекла однажды бабушка колобок. Положила она его на лавку остужаться, а он прыг на окно, с окна на завалинку, с завалинки на травку, да и покатился по двору. Дед с бабкой кинулись к окну, а колобка то нет! Погоревали они и пошли по дорогам колобка искать. А колобок катится себе по дороге, а на встречу ему…

- Кто это? Конечно же Заяц!

Говорит Заяц Колобку:

- Колобок, Колобок! Я тебя съем!

- Не ешь меня – говорит Колобок, - я тебе песенку спою.

- Знаю я твою песенку! Я и сам могу ее спеть, лучше расскажи мне какое сегодня число и день недели.

- Ребята, давайте мы поможем Колобку.

Работа в классном уголке (1 ученик- дежурный)

- Скажите, а в какое врем года сегодня на улице?

- Какой сегодня месяц?

- Какой он по счёту осенний месяц?

- Какое сегодня число?

- Какой день недели сегодня?

- Обрадовался Заяц, что узнал число, месяц и день недели и побежал сообщить об этом зайчихе. Он прощается с вами и с Колобком, помашите ему рукой. «Спасибо вам, ребята!» – сказал Колобок и покатился дальше.

Ребенок с РАС: пиктограмма предмета «математика»


+ считать, решать задачи и примеры.

+ в магазине, чтобы делать покупки.

Ответы детей












+ Колобок!
















Работа в классном уголке (1 ученик)

+ осень

+ ноябрь

+ 3

+ 24 ноября

+ среда


Развитие слухового и зрительного восприятия и внимания, активизация словаря, развитие познавательного интереса.

Положительный настрой на работу.

Понимание и усвоение учебной задачи.





Гимнастика для глаз

- Проследим глазами, как покатился Колобок по дорожке.

Ребенок с РАС: пиктограмма «физминутка».

Выполняют движения под музыку


Здоровьесбережение, профилактика нарушений осанки и зрения; снятие статического напряжения, развитие общей моторики, коррекция движений.

Использование ИКТ

III.

Актуализация знаний



Устный счёт. Работа по числовому ряду.

Фронтальная работа.

Катится, катится и вдруг видит, а на встречу ему …. Волк.

- Колобок, Колобок! Я тебя съем!

- Не ешь меня – говорит колобок, - я тебе песенку спою.

- Знаю я твою песенку! Лучше научи меня считать.

- А Колобок отвечает, «Я тебе помогу, посчитаю, как смогу, но могу ошибиться». Ребята, помогите правильно посчитать до 5.


Счет прямой и обратный 1-5 по числовому ряду.

- Что у меня на доске?

+ цифры

- Правильно ли они расставлены?

- Как нужно расставить цифры?

+ По порядку

- ….., иди и расставь цифры по порядку.

- Правильно …. расставила цифры?

- Можно ли это назвать числовым рядом? Почему?

- Выложите у себя на парте такой же числовой ряд.


2) Счет прямой и обратный

Счет прямой: хором

- А сейчас давайте посчитаем от 1 до 5.

- ….., посчитай по своему числовому ряду от 1 до 5.

- ….., посчитай ты по своему ряду от 1 до 5.

Счет обратный: хором

- А сейчас посчитаем хором в обратном порядке от 5 до 1.

- ….., иди к доске и посчитай ты от 5 до 1.

- …., посчитай по своему числовому ряду от 5 до 1.


- Покажите, какое первое число в вашем числовом ряду?

- Покажите самое последнее число в вашем числовом ряду.


3) Следующее число

- Поставьте палец на число 4 в своем числовом ряду.

- Покажите, какие число следует за ним при свете?

- ….., какое число следует при счете за числом 4?

- Поставьте палец на число 2 в своем числовом ряду.

- Покажите, какие число следует за ним при свете?

- ….., какое число следует при счете за числом 2?


4) Предыдущее число

- Поставьте палец на число 5 в своем числовом ряду.

- Покажите, какие число, которое предшествует числу 5?

- …., какое число предшествует числу 5?

- Поставьте палец на число 3 в своем числовом ряду.

- Покажите, какие число, которое предшествует числу 3?

- …., какое число предшествует числу 3?


5) «Соседи» числа

- Поставьте палец на число 4 в своем числовом ряду.

- ……., назови «соседей» сила 4?

- Поставьте палец на число 2 в своем числовом ряду.

- ….., назови «соседей» сила 2?


- Молодцы. Хорошо поработали. Сложите карточки с числами в корзинки.

Ребенок с РАС: пиктограмма «смотри», «слушай», «работа с цифрами»

















Дети располагают цифры самостоятельно





Выполняют инструкции учителя








Находят и показывают цифру самостоятельно, с помощью учителя.




Выполняют инструкции учителя

Отвечают на вопросы

Развитие зрительного и слухового внимания, зрительной памяти.



Коррекция и развитие речи (добиваюсь полных ответов)






Коррекция памяти (выяснение степени усвоения материала предыдущих уроков)


IV.

Основной этап.




Запись числа в тетради.

- Обрадовался Волк, что считать научился, но вот писать числа не умеет и попросил помочь ему записать число. Ребята, а мы поможем Колобку?

- Давайте тогда откроем тетради.


Пальчиковая гимнастика (плакат)

- Чтобы красиво писать, что нужно сделать в начале урока?

- Правильно, надо подготовить руки


Вспомним правила посадки при письме.

- Тетрадь откройте и положите наискосок. Левая рука придерживает тетрадь. Возьмите ручку, поставьте руку на локоть.

- Сколько клеток нужно пропустить? (4 клетки)

- У нас записано число – 24 ноября.









Дети смотрят на плакат.

Выполнение пальчиковой гимнастики



Дети повторяют.


Здоровьесбережение, развитие мелкой моторики, коррекция движений.


Контроль посадки за партами, сохранение осанки.

2) Минутка чистописания.

- У Волка есть число, которое он хочет научиться писать. Догадайтесь, какое число мы сейчас напишем. Это число следует при счете за числом 2. (3)

- Это число однозначное, потому что в его записи одна цифра.

- Сколько клеток нам потребуется для записи числа 3?

- Кто запишет число 3 на доске?

- Запишите число 3 в тетради красиво.

- Попрощайтесь с Волком, помашите ему рукой. «Спасибо вам, ребята!» – сказал Колобок и покатился дальше.


Дети угадывают число, отвечают на вопросы, упражняются в написании числа 3.




Один человек выходит к доске, записывает число 3

Развитие слухового и зрительного восприятия и внимания.

Развитие пространственной ориентации в тетради. Развитие мелкой моторики рук.

Индивидуальные задания:

Л.и В. – нахождение числа 2.

Н. – обведение по точкам геометрических фигур – прямоугольник.

5) Работа над задачей.



Вспомним правила посадки при письме (плакат).

Катится-катится, а на встречу ему… Медведь.

- Колобок, Колобок! Я тебя съем!

- Не ешь меня – говорит колобок, - я тебе песенку спою.

- Не то у меня сегодня настроение, чтобы песни слушать.

- А что у тебя случилось, Косолапый? Что такой грустный? – спросил Колобок.

- Задача у меня есть, никак не могу ее решить. Поможешь мне – отпущу тебя.

- Поможем Колобку решить задачу?


- Откройте учебник по закладке. Это страница 80 № 74.

- Рассмотрите картинки. Кто на них изображен?

- Про кого будет задача?

- Сколько девочек на первой картинке?

- Что случилось на 2 картинке?

- Девочек стало больше или меньше?

- Нужно узнать, сколько осталось девочек?

- Составим задачу.

Рассказывание учителем задачи

Рассказывание задачи учеником

Задача: На скамейке сидели 3 девочки. Одна девочка ушла.

Сколько девочек осталось на скамейке?

- О ком говорится в задаче?

- Что делали девочки?

- Сколько девочек сидело на скамейке сначала?

- Что потом сделала девочка?

- Сколько девочек ушло?

- Что надо узнать в задаче?


- Давайте запишем условие задачи с помощью кругов.

- Сколько девочек сидело на скамейке сначала?

- Сколько кругов нарисуем?

- Почему нарисовали 3 круга?

- Что потом сделала девочка?

- Сколько девочек ушло?

- Что сделаем с одним кругом?

- Что надо узнать в задаче?


Работа по краткой записи.

- Что обозначает 3 круга?

- Что обозначает зачеркнутый круг?

- Что надо узнать в задаче?


- Как будем решать задачу?

- Почему вычесть?

- В…, иди и запиши решение задачи.

- Ответили мы на вопрос задачи?


Ребенок с РАС: пиктограмма «смотри», «слушай», «решай»












+ девочки

+ 3

+ 1 девочка ушла

+ меньше







+ о девочках

+ сидели на скамейке

+ 3

+ ушла

+ 1

+ Сколько осталось девочек?



+ 3

+ 3

+ потому что было 3 девочки.

+ девочка ушла

+ одна девочка ушла

+ зачеркнем

+ Сколько осталось девочек?



+ было 3 девочки

+ одна девочка ушла

+ Сколько осталось девочек?


+ вычитанием

+ потому что девочка ушла, их стало меньше



Развитие слухового и зрительного внимания, развитие навыка понимания услышанного,



Развитие мыслительной деятельности (анализа, синтеза, обобщение, сравнение).

Развитие зрительного и слухового восприятия, развитие наглядно-действенного мышления.

Развитие словестно-логического мышления.




Индивидуальные задания:

Л. и В.– письмо цифры 2.

Н.– закрашивание прямоугольников.


Развитие словестно-логического мышления. Развитие мелкой моторики, пространственной ориентации в тетради.





4) Физкультминутка ИКТ

- Рад Медведь, что вы помогли ему задачу решить и предлагает вместе отдохнуть.

Выполняют движения под музыку


- Молодцы! Медведь отпустил Колобка. Он прощается с вами и с Колобком, помашите ему рукой. «Спасибо вам, ребята!» – сказал Колобок и покатился дальше.

Ребенок с РАС: пиктограмма «физминутка».

Выполняют движения под музыку


Здоровьесбережение, профилактика нарушений осанки и зрения; снятие статического напряжения, развитие общей моторики, коррекция движений.

Использование ИКТ

VI. Самостоятельная работа.


Вспомним правила посадки при письме (плакат).

- Сядьте правильно. Ноги поставьте на пол. Спинку стула прижмите к спине. Между грудью и партой будет проходить кулачок.


Решение примеров. (Дифференцированные задания)

Покатился колобок дальше. Катится-катится, а на встречуЛиса. Говорит Лиса Колобку:

- Колобок, Колобок! Я тебя съем!

- Не ешь меня – говорит Колобок,- я тебе песенку спою.

- Ну, хорошо, - согласилась Лиса – Только сначала помоги мне решить примеры.


- Ребята, ну что поможем Колобку решить пример?

- Давайте запишем примеры в тетрадь и решим их.

Составление примера.

- Ребята, напомню, что сегодня мы будем решать примеры на вычитание. А если я говорю о вычитании, то какой математический знак нам в этом поможет?

(показываю «+»,«-». Дети называют знак «минус». Вывешиваю его на доску.)

- Найдите у себя знак «-», положите на край парты.

- Когда мы решаем примеры, то нам еще один знак нужен. Кто скажет, что это за знак? (=)

- Покажите знак «=».

- Положите его на край парты.


- Посмотрите, что принесла с собой Лиса.

Сейчас мы будем составлять примеры. Для этого задания нам потребуются геометрические фигуры, которые у вас в корзинке.

- Возьмите круги.

- Какого цвета у тебя круги? (спросить 2-3 чел.)

- ….., иди к доске. А остальные ребята будут выполнять у себя на парте.

- Возьмите 3 круга.

- Какого цвета треугольники ты взяла?

- ….. выложи их на доске, а все остальные у себя на парте.

- Сколько кругов положили?

- Какой цифрой обозначим?

- Покажите цифру 3 в числовом ряду.

- Выставь цифру 3 на доске, а вы положите на парте.

- Уберите 1 круг.

- Сколько кругов убрали?

- Какой цифрой обозначим?

- Покажите цифру 1 в числовом ряду.

- Выставь ее на доске, а вы положите на парте.

- Сколько стало кругов? Посчитаем.

- Как получили 2?

+ Было 3 круга, потом я убрала 1 круг, стало 2 круга.

- Фигур стало больше или меньше?

- Значит, каким действием будем решать пример?

+ вычитанием

- Какой математический знак нам в этом поможет?

- …., что мы составили?

- Какой пример получился. Прочитаем его хором.

+ 3 минус 1 получится 2.

- ….., прочитай пример.

- Сложите геометрические фигуры и цифры в корзинки.

Стр. 82 № 79

- Переплесните страницу учебника. Это страница 82, № 79. Решим примеры.


- Прочитаем 1 пример хором.

- Запишем его в тетрадь, а я на доске. (вывешивается на доску)

- Из какого числа будем вычитать?

- Найдите на числовой прямой число 2.

- Какой знак в примере?

- В какую сторону нам нужно двигаться, если мы хотим вычесть?

- Сколько шагов нам нужно сделать влево, если мы хотим вычесть? (показ указкой)

- Сделаем 1 шаг влево, нарисуем стрелку.

- Какое число получили?

- Запишем его в решение примера.

- Значит из 2 вычесть 1 сколько получится?

- Прочитаем пример хором.


- Прочитаем 2 пример хором.

- ……., иди его к доске решать.

- Запишем его в тетрадь, а …..на доске.

- Из какого числа будем вычитать?

- Найдите на числовой прямой число 3.

- Какой знак в примере?

- В какую сторону нам нужно двигаться, если мы хотим вычесть?

- Сколько шагов нам нужно сделать влево, если мы хотим вычесть?

- Сделаем 1 шаг влево, нарисуем стрелку.

- Какое число получили?

- Запишем его в решение примера.

- Значит из 3 вычесть 1 сколько получится?

- Прочитаем пример хором.

Далее аналогично


- Решили мы Лиса задание, отпускай Колобка.

А Лиса то хитрая не хочет Колобка отпускать! Говорит: - Колобок вкусный аппетитный, я сама его съем! И хотела было лиса съесть колобка, вдруг видит дед с бабкой идут. Испугалась Лиса и убежала. Обрадовались дед с бабой, что нашли Колобка, взяли его и отнесли домой. И никогда Колобок больше не убегал из дома.







+ Лиса











Выполняют инструкции. Отвечают на вопросы.


Дети читают и решают пример с помощью геометрических фигур.



Дети сравнивают свои с образцом. Оценивают работу.






































+ из 2 вычесть 1



+ 2


+ минус

+ влево


+ один



+ один



+ из 2 вычесть 1 получится 1.


+ из 3 вычесть 1













+ из 3 вычесть 1 получится 2.







Развитие зрительного внимания, развитие мыслительных операций (сравнение, конкретизация) Развитие умения взаимодействовать при работе в парах.




Индивидуальные задания:

Л.и В., Н. – выполняют вместе с классом действия с геометрическими фигурами выкладывают пример из цифр.









































Индивидуальные задания:

Л. и В.– раскрась столько предметов, сколько указано цифрой (2)

Н.– закрашивание прямоугольников.

















Индивидуальные задания:

Л. и В.– рисование бусинок в соответствии с цифрой.

Н.– письмо прямых наколенных.


VIII.

Заключительный этап.




2. Итоги урока

- Чему мы учились на уроке математики?

- Какое задание вам показалось самым интересным?

- Какое задание вызвало затруднение?

- Где можно применить полученные сегодня знания?

- Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились, спасли Колобка. Но я хочу спросить у вас, правильно ли поступил Колобок, что убежал из дома?

- Как вести себя на улице?

+ считали устно, решали примеры, решали задачу

+…

+ ……

+ Полученные знания пригодятся нам при покупке продуктов в магазине. Мы уже умеем считать до 10, складывать и вычитать в пределах 3.

Развитие мышления, памяти, речи.

Развитие смысловой памяти, усвоение поставленной задачи.








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.