Конспект урока мир природы и человека «Зима»
Тема: «зима»
Тип урока: обобщающий
Учебный предмет: мир природы и человека
Класс: 3 класс, вариант 1 (обучающиеся с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями).
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о времени года – зима.
Задачи:
образовательная
-закрепить элементарные представления о зиме и её особенностях, активизировать и актуализировать словарь по теме «Зима»;
развивающая
- развивать зрительное восприятие, внимание, способность обобщать, исключать лишнее;
воспитывающая
-воспитывать умение работать в группе, любовь и бережное отношение к природе.
Ход урока:
Организационный момент
- Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие. А чтобы нам узнать, куда, вам нужно отгадать два слова, которые зашифрованы вот в этих конвертах. (Команды получают по конверту и ручки).
Сообщение темы урока
Какое слово получилось, правильно – снежная королева! В какое время года мы можем её встретить? Правильно, зимой! Сегодня мы получили от неё письмо
(письмо от снежной королевы – слайд 1)
Работа по теме. Обобщение знаний о зимних месяцах
- Давайте отправимся в далёкое и сложное путешествие. Но прежде чем это сделать, нужно найти братьев снежной королевы – зимних месяцев.
(исключи лишние месяцы – слайд 2)
Правильно! А теперь запишите их в правильном порядке! Проверяем!
Работа по теме. Обобщение знаний о жизни птиц, зверей.
А вот и первое препятствие. Ребята, посмотрите, нашу тропинку замело снегом. Нам нужно расчистить себе путь. Посмотрите, на каждой снежинке есть загадка. Чтобы убрать снежинку, нужно отгадать загадку (каждый обучающийся берет снежинку и отгадывает загадку, которую зачитывает педагог).
В дупле на старом дубе
Живу в густом лесу,
Хожу в пушистой шубе,
Орешки я грызу.
Педагог - Где живёт белка? Как называем животных, которые живут в лесу? Как белка живёт в лесу зимой?
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.
Педагог - Где живёт ёж? Как называем животных, которые живут в лесу? Как ёж живёт в лесу зимой?
Любит он малину, мёд, громко очень он ревёт
Неуклюжий, косолапый, он сосёт в берлоге лапу.
Педагог - Где живёт медведь? Как называем животных, которые живут в лесу? Как медведь живёт в лесу зимой?
Рыжая, пушистая, бегает зимой, заметает след метлой.
Педагог - Где живёт лиса? Как называем животных, которые живут в лесу? Как лиса живёт в лесу зимой?
Ловко прыгает зверек, Вместо хвостика пушок, Ушки длинные торчат, Глазки-бусинки глядят, Его морковкой угости, Съест ее на раз, два, три.
Педагог - Где живёт заяц? Как называем животных, которые живут в лесу? Как заяц живёт в лесу зимой?
Раздаётся громкий стук. Среди веток: тук-тук-тук! – Чистишь дерево, приятель? - Тук-тук-тук, - ответил…
Дятел – это …? Остаётся ли он с нами зимой? Как называем таких птиц? А птиц, которые улетают? Почему некоторые птицы улетают? Как мы можем помочь зимующим птицам?
Работа по теме. Обобщение знаний о приметах, признаках зимы.
Ребята, посмотрите перед нами следующее препятствие. Его приготовил для нас Снеговик. Он нас пропустит, только если мы выполним его задание. Он нарисовал рисунки о зиме и допустил ошибки. Нам надо их найти.
(найди ошибки – слайд 3)
Физкультминутка
- Правильно, вы нашли все ошибки. Я тоже хочу с вами поиграть! Если я скажу правду – вы похлопаете, если скажу неправду – прячетесь.
- зимой на деревьях набухают почки
- зимой деревья стоят голые
- зимой прилетают птицы из тёплых краёв
- зимой можно строить снеговика
- зимой можно купаться в озере
Работа по теме. Активизация и актуализация словаря, обобщение знаний о жизни и занятиях людей зимой.
- Конечно, купаться зимой нельзя, а почему? Правильно, зимой водоёмы замерзают.
-И перед нами новое препятствие - две замёрзших лужицы. Их нужно разморозить. Для этого надо найти среди букв спрятавшиеся слова.
(индивидуальное задание для каждой команды – найди в каждой строке среди букв слово по теме урока)
- Ребята, какие слова вы нашли? (зима, мороз, снеговик, санки, ёлка, сосулька, снежок, шубка). Правильно! Молодцы! А чем ещё можно заниматься зимой?
Лужицы растаяли, и мы можем идти дальше.
- Снежная королева загадала свою самую главную загадку и велела не просто разгадать её, а выложить льдинками (крышки) и сосульками (счётные палочки). Внимательно слушайте загадку!
Этот праздник заканчивает год и начинает следующий.
-Ребята, что это за праздник? Как его празднуют в России? Какие каникулы вас ждут?
Подвижная игра
- Вот мы и пришли в замок Снежной королевы. Чувствуете, как стало холодно?
-Давайте поиграем в игру, чтобы разогреться.
(П\и «снежки» )
Подведение итогов урока
А вот и сама Снежная Королева! (входит снежная королева)
- Здравствуй, Снежная Королева.
- Здравствуйте, гости. Добро пожаловать в моё царство. Вижу, справились вы со всеми заданиями, преодолели все преграды. А теперь посоревнуйтесь со мной. Ответите на мои вопросы - вернётесь обратно в школу, нет - я вас заморожу.
Какое моё самое любимое время года?
Как зовут моих зимних братьев месяцев?
Какие у меня помощники? (снегопад, метель, мороз…)
Рефлексия
Молодцы! Мне даже стало теплее, я принесла с собой подарки – солнышко и снежинку, кому было холодно и скучно сегодня – возьмите снежинку, а кому было тепло и всё понравилось – возьмите солнышко! На этом наше путешествие окончено!
Приложение – презентация.